Previous Entry Поделиться Next Entry
Мне понравилось, а Вам?




ВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯ

текст: Виктор Вексельберг

В своей колонке один из столповых предпринимателей России Виктор Вексельберг проведет читателя сквозь шпицрутены семидесятых — насильственные пострижения, фамильные несоответствия, угнетение на картошке — возможно, именно затем, чтобы дать читателю шанс возвратиться к себе, а может быть, и отправиться дальше.



Предложение «Русского пионера» написать авторскую колонку о душе меня удивило: вооружившись душой, можно о чем угодно написать. Редакция убеждала меня, что это и хорошо: поводов для лирических отступлений будет больше. Но задачи отступать у меня не было, как, впрочем, и наоборот. Тогда напишите, как спасти душу, знаете ведь наверняка, настаивали по ту сторону издания. Как спасти, не знаю, а вот как не потерять, догадываюсь. На том и договорились.

Когда живешь стабильной повседневностью, все выглядит гладко. Но приходит кризис, и как на негативе проявляются недостатки, пороки, трещины. Я не сторонник восторженных заявлений о том, что кризис несет оздоровление и очищение. Посмотрите на современный финансовый кризис. Это не только проблема бизнеса. Этот кризис очевидно отражает дефекты отношений разного характера (партнерские, дружеские, личные) и корректирует привычные рамки. Для одних скорректированные кризисом нормы означают моральную катастрофу, для других это лишь новое правило игры, которое нужно принять к сведению.

Я тоже в кризисные времена задаю себе вопросы. Вот ты шел вперед и уперся. Действовать, как раньше, не можешь. Что делать? Остановиться? Пойти на компромисс? А не будет ли это означать, что ты проиграл? Отступился от своих принципов? Получается, что кризис это хорошее время потерять душу, какое уж тут оздоровление.

Но в подобных ситуациях я всегда вспоминаю слова своего педагога. На последней лекции в институте он дал нам совет, который я повторяю своим детям: если ваши представления не совпадают с действительностью, то меняйте представления. Важно поставить перед собой цель, идти к этой цели, но не менее важно найти в себе силы переосмыслить цель, если того требуют неопровержимо изменившиеся обстоятельства.

В таких рассуждениях всегда наталкиваешься на один вопрос. А где та грань, за которой приятие обстоятельств превращается в предательство себя, своих ценностей? У меня нет ответа на этот вопрос. Просто потому, что каждый сам определяет для себя эту грань. Мир постоянно меняется и порой не оставляет нам шансов следовать принципам прошлого и сохранять при этом адекватность сознания. Еще вчера стрелялись за карточный долг, сегодня долги — норма всеобщей действительности. Почувствовать грань сложно, но всегда следует помнить: еще чуть-чуть — и ты уже переступил черту.

Думаю, каждый из нас начинает формировать и чувствовать свою систему ценностей тогда, когда его действия и поступки имеют прямое влияние на окружающих, а мнение окружающих начинает формировать наши собственные представления о действительности. Это только художники говорят, что их не интересует мнение других, но в этом есть доля лукавства. Всех нас интересует мнение окружающих, не считая Маугли, конечно. Кроме того, нашу систему ценностей определяет и генная основа. Я бы даже сказал, что она доминирует.

Я вырос в советской системе, где каждый проходил систему отбора и на каждом уровне достижений принимал на себя новый багаж обязательств. Эту систему я испытал на себе довольно рано. Тогда я понял, что ответственность это еще и проблема морального выбора, тест на ту самую грань, которая имеет отношение к душе и всему тому, что остается за ее пределами.

Я был секретарем комсомольской организации школы, когда разгорелся скандал с участием горкома партии. Ребята в нашей школе, включая меня, ходили с длинными волосами. Директор категорически требовал, чтобы мы подстриглись. Мы отказались. Меня предупредили, что разговор будет серьезный. Так и произошло: огромная аудитория, красная дорожка (но не та, что сейчас, другая), серьезные лица из горкома и я в центре группки обвиняемых. Мы выстояли, точнее, отстояли право на волосы. Подстриглись, конечно, но чуть-чуть.

В институте получилось серьезнее. Я отвечал за идеологическую работу в комсомольской организации факультета, когда наши студенты устроили бунт на картошке. Кормили там отвратительно, и не стоило никакого труда рассмотреть в блюде из мяса неудобоваримые включения. Это было время диссидентов, эмиграции, а значит, хорошего идеологического фона, чтобы устроить забастовку, пусть даже и на картошке. Протест длился несколько дней, а когда ребята вернулись в институт, то выяснилось, что приказом ректора отчислены одиннадцать человек. Приказ не обсуждался, поэтому нам стоило невероятных усилий вернуть нескольких человек. Но я поступить по-другому не мог, а времена, на счастье, иногда меняются.

Потерять душу, совесть, принципы легко в непредсказуемых обстоятельствах. Живешь себе по совести, а потом происходит нечто невообразимое, и ты, оглушенный внезапной реальностью, теряешь почву под ногами. Не зря говорят, что нет ничего страшнее неизвестности. Поэтому готовьтесь к неизвестности заранее, какой бы она потом ни оказалась.

Я столкнулся с такой неизвестностью в школе на выпускном вечере. Вручение медали в нашем городе обставлялось широко: центральная площадь, директор на трибуне, вокруг собравшиеся друзья и родственники в праздничной одежде и с цветами. Вечный отличник, я готовился получать свою золотую медаль, может быть, единственную в нашей третьей школе. Объявили медалистов первой школы, потом второй, потом четвертой... Никогда не забуду вопросы друзей: «А ты-то где?», и потом слова директора: «Извини, я сделал все, что мог». В тот вечер я первый раз напился. Я тогда не понимал, что люди с такой фамилией, как у меня, должны с детства готовиться к тому, что они будут на особом счету. Хотя мой отец еврей, в нашей семье всегда преобладали русские традиции (мама украинка). Мы никогда не говорили на идише, в синагогу я попал впервые, когда мне было двадцать пять лет. Но незнание, как известно, не освобождает от последствий.

Этот сюжет повторился в институте. Мне дали красный диплом, я был первым в списке на распределение, имел право выбирать любое место работы. Но представитель Министерства оборонной промышленности не оставила мне ни одного шанса: какое бы место я ни выбрал, она тут же сообщала, что все вакансии уже заняты. Работать в самом безнадежном месте, куда никто не решался подать документы, я отказался, хоть режьте меня, и покинул институт с открытым дипломом.

Описанные мною сюжеты отнюдь не эксклюзивны. Такие истории в советские годы происходили сплошь и рядом с тысячами обычных людей. Для кого-то они вылились в невыносимую тяжесть бытия, кто-то смог извлечь уроки и пойти дальше.

Лично во мне эти истории сформировали готовность к разным ситуациям. Чтобы ни происходило потом в бизнесе, в личной жизни, я был уверен, что психологическая устойчивость, подаренная советским прошлым, меня не подведет. И тем не менее мне не нравится фраза: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Я не уверен, что человеку, особенно ребенку, нужны тяжелые жизненные испытания, ведь боль от пережитого и увечья — совершенно разные вещи.

Стремясь сберечь, сохранить свою душу, мы часто ищем внешние источники для восстановления сил и порой находим их в религии. Как и большинство людей, я верю в высшую силу, ценю и чувствую справедливость универсальных религиозных постулатов. При этом меня сложно назвать верующим человеком в традиционном смысле этого слова, просто потому, что я не следую общепринятым ритуалам в рамках отдельного религиозного направления, хотя с искренним уважением отношусь к чувствам и образу жизни верующих людей.

Так сложилось, в том числе в силу внешних обстоятельств, что моя собственная структура ценностей и жизненных правил сформировалась на основе христианства и иудаизма. Я рос в семье, объединяющей разные национальности, на стыке двух культур, и это во многом определило мою систему ценностей. Нельзя не отдать должное и советской системе, в которой выросли многие из нас, те, кто был по разнарядке сверху дистанцирован от религиозных основ. В этой ситуации мы были вынуждены сами отстраивать себя. И до сих пор я следую своим правилам, трансформация которых будет означать потерю моего собственного «я».

По своей природе я диалектик и исхожу из того, что любая мысль, облаченная в слово, это ложь. Я искренне верю в то, что абсолютно откровенный диалог возможен лишь с самим собой. Только внутри себя ты можешь попросить прощения и почувствовать освобождение. Самому себе и соврать гораздо сложнее, чем чужому человеку. И только себе можно ответить на вопрос о своей душе. Так же как и потерять душу можем только мы сами.


  • 1
(Удалённый комментарий)
Да, чукча не писатель... Скучно

+1
принципиальный русский миллардер, улыбнуло

И куда бабки деваете?

А вы только про миллирдеров пишите?

Очень хорошо, я искренне уважаю этого человека.

они противопоставляли себя власти длинными волосами...............

В загальному, я з автором згодна. І зараз більшість переживає подібними проблемами. Але ж хіба цікаво було б жити без таких випробувань? Завдяки їм ми стаємо тими, хто ми є. Так швидше визначаєшся до чого хочеш прагнути.

Кстати, эта третья школа была на Западной Украине, в городе Дрогобыче. Я там тоже вырос, а в этой школе преподавала мама

Вязко написано
В каждой мысли есть внятный посыл, а потом она тонет во внутренней цензуре
И автор как будто бы прячется все время, получается, что он предстает в профиль
Видимо, в делах он быстрее и четче
Но думать ему хочется

Супер! Читать глубоко мыслящих людей всегда одно удовольствие

Ну, вот, не могу я согласиться с автором в том, что если наши представления не совпадают с действительностью, то нужно менять представления. Надо менять действительность, и это для меня принципиально! Хотя, по-предпринимательски он, наверное, прав. Так-то успешнее будет.

Сейчас бы тоже молодежь на картошку не помешало бы:), шатаются без дела:)

про предательство себя

знаете, я вспоминаю свое сильное разочарование еще в студенчестве... был у нас один очень интересный, умный профессор(ныне покойный), он много рассказывал нам о тяжелой молодости, о чести, о благородстве, о своих гонениях по нац признаку, слушали его, уважали безмерно, жалели... как и многие преподаватели он работал в разных вузах, подрабатывал таким образом на достойное существование(это было в конце 90-х)... так вот, както случилось, что в нашем вузе он не появлялся почти год, все засылал разных аспирантов, иногда занятия просто отменялись, за зарплатой исправно приходил. в общем, его терпели изза имени, хотя не раз предупреждали и просили всетаки уже появится перед студентами.. в общем, в конце концов решено было его уволить. узнав об этом, он пришел в деканат и совершенно спокойно заявил, что если его не оставят на кафедре, то он нашумит во всех сми о том, что его увольняют по национальному вопросу... и вы знаете...его оставили

Чувствуется, не договаривает, чувак.

“Мгновение, повремени!”

Текст никакой, все-таки Виктор Феликсович – технарь, а не лирик.
Но сочетание имени, названия , ключевых слов и предложений привели в восторг и немного ужаснули. Посудите сами:
Имя : ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГ
Название : ВЫНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ БЫТИЯ
Ключевое слово : ДУША;
ПОТЕРЯ;
ГРАНЬ;
Совет педагога: ЕСЛИ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ СОВПАДАЮТ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, ТО МЕНЯЙТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
А теперь отрывки из произведения великого автора:

«Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: "Мгновение, повремени:" -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западня.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.»
(Фауст торгуется с Мефистофелем о продаже души)

«Не в славе суть. Мои желанья -
Власть, собственность, преобладанье.
Мое стремленье - дело, труд.»
(попытка Фауста оправдаться)

Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил:
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!
О, как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И, это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
( слова Фауста перед смертью)

И. В. Гёте "Фауст"
( советую найти время и прочесть полностью это величайшее произведение)

а это для столповых двигателей инноваций (не олигархов

В Самаре презентован проект строительства города нового поколения «Звездные сады». Футурополис, который вырастет на берегу реки Самара, рассчитан на 40-60 т. жителей. Предполагается, что его первыми жителями станут работники российской аэрокосмической отрасли ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
Тема «Звездных садов» была информационно поддержана известным российским блоггером Максимом Калашниковым.
http://gregorkon.wordpress.com/2010/02/05/1011/

საინტერესო ჩანაწერია. საბოლოო ჯამში, ყველაფერი მაინც ჩვენს ინდივიდუალურ არჩევანს უკავშირდება; არჩევანი კი უმნიშვნელოვანესი მომენტია ცხოვრებაშიც და რელიგიაშიც.
მე არ გავზრდილვარ საბჭოთა კავშირში, მაგრამ გავიზარდე (ვიზრდები) საქართველოში..:)) ბუნებრივია, გარემოს უდიდესი მნიშვნელობა აქვს, მაგრამ მთავარი მაინც ინდივიდის პიროვნებაა. კონკრეტულად რომ ვთქვათ, გვირთულდება ის, რასაც ვირთულებთ! P.s. მადლობა ღმერთს, რომ ბევრი რამ მირთულდება!
საქართველოში უკვე მივეჩვიე ჰემეტის ანტისქმით ცხოვრებას, როდესაც ორი დაპირისპირებული ბანდა ერთმანეთს კი არ ასუსტებს, არამედ აძლიერებს და წაგებული რჩება სწორედ ის მესამე, ვინც მათი ურთიერთდასუსტების ხარჯზე იმედოვნებს პრობლემის გადაჭრას. P.s. აქაც, რაც არ უნდა გასაკვირი იყოს, მოხარული ვარ რომ იმ მესამეს მივეკუთვნები, უფრო სწორედ მივეკუთვნებოდი (ყველას აქვს ცხოვრებაში “შავი ლაქა” :)) ეს, რა თქმა უნდა, ხუმრობით)... მაგრამ მაშინ როდესაც ირელევანტურობა შენთვის ყველაზე უფრო მიუღებელია, როცა არ გინდა საკუთარი გონება და შესაძლებლობები დახარჯო განზე გადგომაში, როგორი უნდა იყოს ამ დროს შენი არჩევანი, რომელ მხარეს უნდა დადგე (?) როცა ხვდები რომ ორივე მხარის იდეოლოგია შენთვის მიუღებელია, ვინაიდან, ორივე მხარეს სიბნელე უმრავლესობაშია! ამ დროს მე ვირჩევ, უბრალოდ მქონდეს ჩემი “განსხვავებული აზრი” და როგორც “დიდოსტატის მარჯვენაშია” გიორგი მეფის მსგავსად “აფხაზები ქართველს მეძახდნენ, ქართველები – ლაზს...”
საზოგადოების აზრს რაც შეეხება, ბუნებრივია, მას ყველანი ვითვალისწინებთ. მითუმეტეს ქართველები (ამ მხრივ, გენის პრიმატში აბსოლუტურად გეთანხმებით) და მითუმეტეს მაშინ, როდესაც “სერიოზულ” ცხოვრებაში ფაქტიურად პირველ ნაბიჯებს ვდგამთ (ვგულისხმობ ჩვენს თაობას - სტუდენტებს). თუმცა, მიმაჩნია, რომ ანგარიშგასაწევია საზოგადოება, რომელმაც უკვე შექმნა ღირებულებათა სისტემა, ქართულ საზოგადოებას კი იგი, სამწუხაროდ, ჯერ არ შეუქმნია. P.s. დადებითი მომენტი აქ ის არის, რომ სტაგნაციის მგდგომარეობაში არ ვართ, ანუ არსებობს ისევ იმედი, პერსპექტივა, რომ რამდენიმე წლის შემდეგ ჩვენც გვექნება საზოგადოება, რომელსაც ნამდვილად “ღირს”, რომ ანგარიში გაუწიო. ამ საზოგადოების შექმნა კი, ღრმად მწამს, რომ შეგვიძლია; მაგრამ მხოლოდ მათ, ვინც დაიბადა დაბადებით თავისუფალი.

и скучно, и интересно, и... завидно :)

Просто интересно...

У Вексельберга Виктора Феликсовича есть аккаунт в ЖЖ?

  • 1
?

Log in