Previous Entry Поделиться Next Entry
Футболисты бьют рейтингом
Мне всегда казалось очень странным, что при колоссальной культурной и философской схожести главных держав Европы - Англии, Германии, Франции - и Америки, почему-то именно последняя является производителем массовых смыслов, а не родоначальница Штатов старушка Европа. Фабрика мировых смыслов – это, конечно же, Голливуд.

После того, как начался этот Чемпионат мира, я поняла, где находится европейский Голливуд. В реальности это футбол, но не как вид спорта, а как индустрия.

Зрительская аудитория главных матчей планеты переваливает за один миллиард - такое не снилось никакому «Аватару» (46,9 млн посмотрело его в США, 25,5 в Китае, по остальным странам все равно миллиард не наберется). Европейские футболисты и те, что стали знаменитыми благодаря европейским чемпионатам, зарабатывают не меньше своих голливудских коллег. 

Здесь все в точности как в Голливуде: не важно, где ты родился - в Кот-д'Ивуар или Бразилии. Шварценеггер тоже родился в Австрии, но стал знаменитым именно в Голливуде. Рональдиньо в первый раз прикоснулся к славе на командном турнире Копа Америка. Потом была его блестящая игра за сборную Бразилии на Чемпионате мира, но настоящей суперзвездой он стал только после переезда в Барселону. О количестве его рекламных контрактов вы, наверное, догадываетесь сами: спортивная форма, чипсы, можно перечислять и перечислять.

В Европе футбол - это настоящая индустрия. Спортивные издания - одни из самых читаемых и авторитетных (испанская «Marca» имеет порядка 2 300 000 читателей – самый высокий показатель среди всех печатных СМИ Испании, а сайт посещает 3,5 млн в день). В Англии даже появилась новая социальная проблема: девушки не хотят учиться и работать, а хотят выйти замуж за футболистов. По уровню внимания прессы пара Дэвид и Виктория Бэкхэм вряд ли уступит главной голливудской паре Бреду Питту с Анджелиной Джоли. Сам же Дэвид Бэкхем не сможет принять участие в матчах ЧМ-2010 из-за травмы, но будет их комментировать по контракту с порталом Yahoo! Доход Бэкхэма в 2009 году, по данным Forbes, составил $40 млн — не в последнюю очередь из-за контрактов с брендами Adidas, Giorgio Armani и Motorola. Так что обе «фабрики грез» действуют по одним законам.

Голливуд - это не только мировая «фабрика звезд», но и «фабрика грез». Технологии, применяемые в американском кино, усложняются с каждым годом. Еще десять лет назад невозможно было представить себе «Аватар». Также и в европейском футболе: помимо постоянного повышения качества и сложности самой игры, развиваются и телевизионные технологии. Очевидно, что лучшие спортивные режиссеры снимают именно футбол. Матчи грандов европейского клубного футбола благодаря европейским режиссерам, а также постоянно улучшающейся технике, смотрятся лучше любого фильма. Тот эффект присутствия, который создает современная оптика, позволяет в реальном времени увидеть то, чего ты никогда бы не увидел, сидя на трибуне.

Причем футбол использует даже военные технологии. Для того чтобы во время матча Лиги чемпионов показать, сколько пробежал каждый игрок, применяется особая технология, стоящая на вооружении истребителей - подробнее о футбольных технологиях вы узнаете из ближайшего выпуска «Инфомании». Кстати, такая технология впервые была применена в Лиге чемпионов и на Чемпионате России. 

Суммарная аудитория ЧМ-2010 по прогнозам экспертов составит почти 3 млрд человек — это те, кто хотя бы время от времени будет смотреть трансляции матчей. Россиян из них около 36 млн (1,2%), что существенно ниже показателей четырех- и восьмилетней давности. Тогда доля российских зрителей телетрансляций составляла 13% и 20% соответственно. Такое падение интереса к главному футбольному турниру — «заслуга» отечественной сборной, не сумевшей выбиться в нынешний Чемпионат. Самым же популярным у наших зрителей был матч Россия-Голландия на Евро-2008: доля аудитории телетрансляции (процент от общего числа людей, смотрящих в данный момент телевизор) составила 79,4%.

Падение рейтингов по законам шоу-бизнеса неминуемо сказалось на стоимости рекламного времени. Доходы каналов в среднем будут на 32% меньше, чем во время Евро-2008. По данным агентства «Телеспорт», базовая  стоимость одной минуты в матчах ЧМ-2010 на Первом канале и «России» составит 3,5 млн рублей. Минута во время трансляций Евро-2008 стоила, для сравнения, 5,5 млн рублей на Первом и «России».

Но в футбольной индустрии, как и в Голливуде, зарабатывают не только на трансляциях. К значимым чемпионатам (как к премьерам) спонсоры выпускают новые продуктовые линии, рассматривая это как возможность привлечь внимание целевой аудитории. К ЧМ-2010 Adidas представила суперлегкие бутсы F50 adiZero, рекламная кампания которых с участием Зинедина Зидана, Давида Вильи и Лионеля Месси стартовала 10 июня, за день до начала турнира.

Ещё один спонсор соревнований — пиво Budweiser — выпустил ограниченную партию пива в алюминиевых бутылках объемом 473 мл. Новый дизайн бутылки рассчитан на то, что ее содержимое будет меньше выплескиваться при буйном праздновании побед. Причем Budweiser совместил выпуск партии малогабаритных бутылок на российский рынок с Чемпионатом Мира. Все, наверное, уже видели, сколько наружки выпустили по Москве, и посмотрели рекламу в перерывах матча. Компания «Coca-Cola», главный партнер ФИФА и основной спонсор ЧМ с 1978 года, запустила кампанию «Open Happiness», которая призывает болельщиков отпраздновать лучшие моменты турнира в танце.

Другим важнейшим событием в мире рекламы, приуроченным к Чемпионату, стал ролик спортивного гиганта Nike: за месяц число его просмотров на Youtube превысило 15 млн! Видео «Write the Future», имеющее лишь косвенное отношение к ЧМ, стало лучшим роликом о футболе, выпущенным в преддверии соревнований. Видео посвящено поворотным моментам в жизни каждого игрока, которые за одну минуту могут сделать из него легенду или неудачника. Главным открытием Nike, по мнению британских блогеров, стали актерские способности английского нападающего Уэйна Руни, так натурально изобразившего «дно» жизни после провала на футбольном поле. Ролик, снятый мексиканским режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту, номинировавшимся в 2007 году на премию «Оскар» как лучший режиссер за фильм «Вавилон», британцы назвали вершиной его карьеры. 



Естественно, надо признать, что за столь уникальным рекламным явлением стоит не менее уникальный бюджет. Создатели ролика держат сумму в секрете. Nike, безусловно, выиграл свой главный матч против извечного соперника Adidas: компании действительно удалось за 3 минуты показать всю красоту футбола и самую суть борьбы. И это притом, что Nike как раз не является официальным спонсором ЧМ-2010. Однако ведущие игроки предпочитают именно новые оранжевые бутсы Nike – обратите на них внимание во время просмотра матчей.

Футбол, в отличие от кино, которое каждый переживает по отдельности, способен объединять людей. Вспомните, как после матча Россия-Голландия 92% россиян интересовались футболом. Вспомните то единение, которое мы все почувствовали, когда сотни тысяч людей вышли на улицы по всей стране отпраздновать победу. Или вспомните миллионы людей, вышедшие на Елисеейские поля, когда Франция впервые в своей истории выиграла Чемпионат Мира. Ничего подобного никакой Голливуд ни в одной стране сделать не может.

  • 1
Жаль что национальным спортом становится поедание чипсов у экрана монитора.
Ставлю это в вину вашей профессии Тина ))

Это же как порнография, ну зачем на это смотреть,этим нужно заниматься.

На фоне нового жилья вместо детских площадок и спорт-баров вместо спорт-клубов,
шоу-футбол это неприятная мне попса.

Поедая чипсы,мальчики будут мечтать о славе Бекхема или хотя бы Аршавина. И,возможно, один из тысячи выбросит пачку и пойдёт пинать мяч во двор.

Ога, а 999 вместо того что бы работать или играть во дворе, усядутся перед экраном.

Нет, ничего естественного здесь нет.

футбол это праздник. особенно если твоя страна выигрывает матчи! и даже когда твоя страна не участвует, то любой хороший матч становится праздником.
а кино.. ну кто всей страной праздновал выход "аватара"? :)

Лично мне футбол никогда не нравился. Может из-за медлительности игры, когда гола приходится ждать около часа; может из-за бездарности наших футболистов. Американский футбол и то более зрелищнее. Лично я предпочитаю хоккей, - очень динамичный спорт.

футбол - "медлительная игра"? О, вы ошибаетесь! Явно, ошибаетесь!

"помимо постоянного повышения качества и сложности самой игры"
это как?

это, если внимательно следить за футболом с детства, элементарно.

"В Англии даже появилась новая социальная проблема: девушки не хотят учиться и работать, а хотят выйти замуж за футболистов". Это прекрасно!

Тина, отличный пост! Так правильно, понятно и интересно.

хреновый вышел чемпионат. скучный

Спасибо за пост, очень интересно было почитать.
Согласна,что такого чувства объединения и патриотизма сложно добиться какими либо иными методами. Как пример- участие Украины на ЧМ по футболу в 2006 году. Все знают какая у нас была накаленная политическая обстановка, что люди чуть ли не разводились из за того, что супруги были разных политических взглядов. Но когда наша сборная продвигалась дальше, это было общим успехом для всех, участию в четверти финала радовались несмотря на какие то другие факторы!!!
Пусть это бизнес, индустрия, но если футбол дарит людям искренние и положительные (не всегда) эмоции, помогает испытать гордость за свою страну, то почему бы и нет!?

мерси за интересный пост - соглашусь с Ксюшей 2005

интересных матчей на чемпионате (пока) не так уж много, да и жужжание мерзких вувузел вызывает просто-таки отвращение, но все равно смотрят ведь, потому что пропустить такое событие для человека, хоть сколько-нибудь интересующегося футболом, - греху подобно.
на кого ставите, Тина? как думаете, кто выиграет чемпионат?

Вы раньше считали что футбол это игра?

Футбольная индустрия имеет одну очень большую проблему, всё больше говорят о подставных матчах, которые естественно имеют место быть, к превеликому сожалению это превращает эту игру в шоу, а шоу является резонером главной идеи спорта.
В целом футбол представляет из себя мыльную оперу конца и края которой не видно, есть только разделение на сезоны. И конец этим сезонам прийдет когда открыв глаза все будут уже знать, что выиграет Реал Мадрид точно так же верно как и то что у Марии родится 3-е детей.

Тина, спасибо за пост, очень содержательно! Чем мне нравится футбол, да и любой спорт, где есть трибуны, такой заряд энергии витает в воздухе, столько человеческих эмоций сохраняется на них, что даже когда смотришь по телевизору, это ощущение единения людей, это трепетание, когда ты буквально ощущаешь сердцебиение игроков, забивающих голы, все это чувствуется, что притягивает к себе новых и новых зрителей и фанатов. Ни с чем не сравнимое ощущение счастья, когда радуешься с совершенно незнакомыми тебе людьми на трибуне. Да..вот ради таких моментов футбол и популярен. Он заряжает, объединяет! Да и сами футболисты заряжаются от той эйфории, что царит на трибунах. Такой взаимный диалог получается. Ты мне, я тебе))

Футболисты бьют рейтингом

О, футбол, ты мир....:)

Re: Футболисты бьют рейтингом

А я люблю смотреть футбол. Именно игра завораживает, а не новая прическа фернандо торрес. Даже если самые красивые мужчины мира будут играть в некрасивый футбол, это быстро станет привлекательным. После просмотра красивых игр я покупаю советский спорт, читаю его по дороге на работу. Мужская половина всегда отслеживает, какую именно статью я читаю, а некоторые говорят-а можно мне вот эту страничку:)

ну Вы даёте)


а что Вас удивляет? вот никак не пойму... а! наверно, Вы открыли для себя футбол только что?)

Никогда не увлекалась футболом, но понимала азарт людей болеющих за "своих" у экранов или на стадионе, так как сама переживала такие же ощущения болея за любимых фигуристов на различных чемпионатах.
В 2006 году я жила в Англии, и во время ЧМ в один вагончик набивалось 25 человек, чтоб посмотреть футбол и когда наша сборная(Украины)"далеко зашла", мы на радостях провалили пол в вышеупомянутом вагончике...такого чувства патриотизма и радости я не испытывала никогда...
Соревнования и особенно победа в соревнованиях не просто объединяют...вырастают крылья, пусть не надолго, но оно того стоит)

Прозрение?)))

Не много перефразируя

А, Вы думали мы где, а?... В футболе деточа, в футБОЛЕ!...

Да и, что за внезапное прозрение? На Вашей планете в футбол не играют?

Не пойму, что удивительного в том, что футбол интереснее фильмов?

(Удалённый комментарий)
но регби всёравно зрелищней и круче.
особенно матчи таких команд как Австралия против Англии )

Тина, в Латинской Америке есть Кубок Либертадорес, аналог европейской Лиги Чемпионов.
там свои герои.
конечно зарплаты пониже, но латинские мальчишки знают европейских звёзд ГОРАЗДО хуже чем звёзд чемпионатов Бразилии или Аргентины.

показателен был приезд Манчестер Юнайтед на чемпионат мира среди клубов в бразилии - вся команда с Бекхемом шла по пляжу и их никто даже не узнал.

кроме того футбол скорее заменяет гладиаторов. знаете ли вы, тчо футболисты на поле в прямом смысле умирают? причём далеко не самые слабые, как например пару лет назад один из лидеров Севильи - просто рухнул на газон - такие вот нагрузки.

к слову про ролик найк - все игроки из ролика, кроме Криштиану Роналду - с треском опозорились.
Дрогба - сломал руку и толком не смог помочь команде, Рибери - позорный практически вылет и скандалы Франции, Рональдиньё и вовсе в сборную не взяли, Руни и Англия шансы не потеряли, но сыграли две ничьих с очень слабыми соперниками, Испанцы из ролика умудрились проиграть Швейцарии (!!!).

а бутсы - у каждого игрока персональный контракт, не зависящий от спонсоров турниров или команды. у некоторых игроков даже свои собственные линии бутс.

Ролик зачетный, особенно в смысле рекламного эффекта.
Реклама размещается в нужном месте, весь ролик подогревается интерес затем Рональдо лупит пенальти, а тут на тебе вместо удара показывают рекламу, как такое не запомнить.

Мне больше нравится бокс.
В футболе можно затеряться за спинами сильных игроков, а в боксе такого нет, если ты трус, то это увидит весь зал, а если крут - тем более.

Спасибо, Тина, что открыли мне глаза! Пишу это без всякой иронии. Да, я знаю, что футбол - это серьезная индустрия! Футбол - это и серьезная психотерапия для миллионов людей. Но мне не приходило в голову сравнить индустрию футбола с индустрией Голливуда, а сравнение оказалось очень удачным и верным! Появились новые ассоциации. Так что еще раз спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account