Previous Entry Поделиться Next Entry
Вузы провалились в демографическую «яму»

Моя колонка на gzt.ru

Опустевшие коридоры. Выбитые окна. Перевернутые стулья. Это не дома постъядерного периода. Так может выглядеть университет будущего, если российская система образования не подготовится к кризису абитуриентов.

Заброшенный институт

Заброшенный институт

Источник: urban3p

Начало 1990-х годов в России сопровождалось резким снижением рождаемости. Это подтверждают данные и Росстата, и Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. В этом году абитуриентов стало на 1,2 млн меньше, чем годом раньше. Но даже если сейчас в вузах учится 7,5 млн человек, то к 2013 году студентов будет 3–4 млн. То есть количество студентов сократится вдвое.

В первую очередь это отразится на вузах. Руководство высших учебных заведений понимает это уже сейчас. Но способы перепрыгнуть «демографическую яму», которые оно выбирает, приведут к тем же результатам, что и кровопускания в качестве главного метода лечения любой из смертельных болезней человека.

Одна из основных схем— работа с образовательными услугами по принципам масс-маркета. Меньше денег в основную деятельность, больше— в маркетинг. Яркий пример— один из столичных вузов. Он вложил круглую сумму в «наружку», на которой изображены звезды шоу-бинеса. Плюс как одно из достоинств позиционировались хорошие тусовки студентов вуза и этих самых звезд.
 

Звёзды полюбили участие в рекламе вузов

Звёзды полюбили участие в рекламе вузов

Источник: www.sostav.ru

С каждым годом коммерческие вузы и платные отделения государственных набирают все меньше студентов. А чтобы заполнить бюджетные отделения, институты снижают проходной балл. Качество выпускников падает.

Региональным вузам еще тяжелее. Они вынуждены урезать до минимума бюджетные места, и с финансированием там гораздо тяжелее. Например, в Оренбургской медицинской академии набор на специальность «Сестринское дело» сократили на 105 мест, несмотря на то, что в области не хватает медперсонала.

Кроме того, возникает вопрос о качестве преподавания. Для того чтобы платить хорошему преподавателю адекватную его уровню зарплату, надо откуда-то брать деньги. А если денег нет, приходится нанимать специалистов с более низкой квалификацией, либо совсем закрывать целые отделения. У «руля» образования остаются преподаватели не самого высокого уровня, молодые неопытные, пожилые.

Для того чтобы изменить качество образования, вузам надо, в первую очередь, ориентироваться на мотивации абитуриентов и запросы рынка. И это явно не лицо известного артиста в рекламном буклете.

Лозунг «Учиться, учиться и еще раз учиться!» уже не работает. В советское время мы учились просто ради того, чтобы учиться, потому что карьера практически у всех была предопределена. Работу получали все, по карьерной лестнице можно было дойти только до определенного уровня. Стать миллионером или добиться какого-то феноменального карьерного роста в советской парадигме было невозможно. А сейчас, наконец-то, мы должны планировать.

  Где сейчас наше профессиональное образование? Люди, ходящие в ПТУ, считаются лузерами. А на самом деле те, кто получает профессиональное образование, могут стать такими же успешными, как любой бизнесмен, врач, певица и так далее. Но у нас даже к этому отношение не изменилось.

Базовый мотив для выбора того или иного высшего учебного заведения— высокая вероятность трудоустройства после выпуска. Поэтому одна из стратегий— сделать образование более прикладным, а изменения в программы вносить более оперативно.

В крупнейших вузах необходимо создать аналитические центры, которые будут исследовать рынок и делать прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Второй вариант— сотрудничество вузов и хэдхантинговых агентств, а также интернет-банков вакансий. Именно им проще всего провести аналитические исследования, спрогнозировать развитие рынка труда.

Далее, вузам необходимо развивать сотрудничество с крупными компаниями. Это и совместные кафедры на факультетах, и постоянные семинары представителей бизнеса, на которых они поделятся опытом и параллельно будут присматривать себе сотрудников, и другие новые форматы совместной работы, которые институты должны придумать и внедрить.

Также нужно сделать более доступными учебные программы и вносить туда изменения не раз в год, а чаще. Чтобы решить этот вопрос, министерство образования может сделать единый интернет-ресурс одобренных образовательных программ и методических пособий.

Таким образом, преподаватели получат возможность выбирать лучшие программы, а создатели этих программ смогут своевременно корректировать их. Кроме того, если добавить на этот ресурс элементы social mеdia, преподаватели всей страны получат возможность оценивать учебные материалы, совместно улучшать их и советоваться с коллегами.

Это позволит российскому высшему образованию развиваться более динамично. А где-то— не следовать за конъюнктурой рынка, а, наоборот, задавать тон. Есть еще масса интересных решений, которые помогут избежать превращения «демографической ямы» в «демографический капкан» для высшего образования.

Это живой процесс, поэтому я предлагаю всем, кто в этом заинтересован, искать ходы и предлагать их на местах, а также в интернете. Кроме того, я планирую посвятить этой проблеме круглый стол в Общественной палате.

Читать далее: http://www.gzt.ru/column/tina-kandelaki/-vuzy-provalilisj-v-demograficheskuyu-yamu-/326614.html?from=copiedlink

Опрос #1623139 Как должна развиваться система высшего образования в России?

Как должна развиваться система высшего образования в России?

Она должна ориентироваться на западные системы
57(25.7%)
Она должна ориентироваться на советскую систему
74(33.3%)
Необходимо создать свою, новую систему
91(41.0%)




Новую систему на старом фундаменте не построить. Большинство преподавателей самых престижных ВУЗов страны считают, что любой ориентир на запад окончательно убьет нашу и без того уже еле дышащую высшую школу. Они в один голос кричат: советская система - уникальная и лучшая из того, что сейчас может работать в нашей стране.
Вопрос в том, почему ее до сих пор не восстановили? Почему ВУЗы не мотивируют собственных работников?

Думаю основной корень проблемы все же в жадности.
ВУЗ получает бабло с головы каждого студента, как ферма с коровы.
У нас всерьез готовят специалистов по прикладной этике и другим "важным специальностям".
Рынок труда переполнен людьми с высшим образованием, которые никому в половой орган не впились.

И тут вдруг на ферме резко упала рождаемость, а содержание доильных аппаратов, обходится все дороже ))

Рыночные методы не позволяют регулировать количество выпускаемых специалистов, согласно потребностям рынка. Капитализм тоже не безупречен.

Думаю, отчасти вы правы...
Необходимо развернуть pr-кампанию для учреждений средне-специального образования. Во-первых, специалистов, которые могут работать руками, катастрофически мало. А во-вторых, не всем место в высшей школе. Но вот проблема - работодатели должны начать принимать выпускников различных "шараг". Причем не просто принимать, а принимать на вполне достойную зарплату! Высшее образование должно перестать быть обязательным критерием при приеме на работу. Есть деятельность, которую ПТУшник выполнит быстрее и качественнее, чем выпускник высшей школы...

Раньше и правда был высокий уровень базового образования, пока Фурсенко его не развалил.
Возможно, можно было бы немного улучшить старую систему, ввести новые предметы - типа менеджмент, психология и т.д. + деление классов на математические и гуманитарные+ изучение языков на уровне+ сделать программу обмена для школ с зарубежными

Убежденный сторонник Советской системы образования с некоторыми неизбежными корректировками!

Советское образование - лучшее в мире. А если его еще и с деньгами «познакомить», то тогда уже английские лорды будут присылать к нам своих детей учиться.

хм...кем вы работаете, если не секрет? давно?

Россия целится на одну из главных ролей на мировом рынке.. для этого нам необходимы специалисты вписывающиеся в эту систему... то есть западный тип образования... и вроде что то пытаются сделать...

пример: в моем вузе ввели рейтинговую систему: раз в месяц отчитываешься по усваемости знаний по предмету... набираешь баллы... они плюсуются и превращаются в зачеты и базы для экзаменов (если работал плохо в семестре, но на отлично сдал экзамен итоговую отлично все равно не получишь, т.к. сам экзамен всего 40 баллов из 100)
но в чем фишка: преподам. которые эти рейтинги проводят сама система не нравится (ответственные, считают что они не отражают знания, взяточники лишаются возможности на экзамене хорошенько стрести с тех кто не посещал...)
в итоге только 50% следует нормам проведения рейтинг-контроля...

и так со всеми образовательными реформами

нам категорически нельзя ориентироваться на запад! Неужели за всю нашу многолетнюю историю не все это поняли??

У нас в стране в начале 2тысячных сильно завышалась роль высшего образования, что даже дворников брали с в/о, когда рынку действительно понадобились специалисты, никто и толком не мог сказать, а какие они должны быть специалисты и учили в вузах всему подряд, какие преподаватели были на месте, но ничего плохого именно в этой фразе не хочу сказать 5-летнее высшее образование, оно не должно быть доступно даже каждому хорошисту, только тому выпускнику и той специальности, где действительно нужна высочайшая квалификация, а также где производство и инновации(в прямом смысле слова) идут рука об руку.
А так как брали на обычные рабочие(от слова работать, а не работяга) специальности всех с высшим образованием, потому что чаще всего отличники, хорошисты и средние троешники оканчивали вузы, например, рядовому бухгалтеру, экономисту, менеджеру(в российском народном понимании слова), программисту и даже рядовому дизайнеру никаким боком не нужно просиживать в универе 5 лет. Кто оставался в ПТУ? те кто не смогли попасть даже в слабые вузы.
и дальше по нарастающей, не сумели определить какие специлисты были нужны отраслям - не было конкретных требований от работодателей, не было грамотной практики, учили всему подряд, втч и высшей математике, стареющий преподавательский коллектив не связанный никак с действительным применением специальности.
вузовское образование, даже при чрезмерности формирует человека, дает возможность смотреть на вещи шире, делает возможный аванс в науку. Плюс к этому на запад ориентироваться сложно, потому что у нас нет уже такой системы и нет прорвы молодных и опытных преподавателей, назад смотреть тоже нельзя, у нас нет той советской распределительной системы.

При формировании какой-то своей системы, нужно завдавать правильные вопросы и смотреть что имеем для фундамента, для чего и каких специалистов в своей стране мы хотим видеть и что мы для них сможем предложить, и еще важно как эти изменения будут происходить.

Филипп Киркоров рекламирующий ВУЗ? Тоже мне, нашли модель для подражания. Это все равно что Шварценеггер рекламирующий шахматы.

а он тут совсем не эту роль играет. Скорее всего банальная связь этого вуза с такими звездами как Киркоров, Собчак, Билан должны создавать в нетронутых умах абитуриентов желание приблизиться к этой самой связи. Реклама, одним словом)

посмотрела на рекламу ВУЗа вверху и подумала- страна как один большой шоубиз(((

Ну незнаю, незнаю. В нашем вузе. А я заканчивал МГСУ.
Там каждый год увеличение поступивших абитуриентов.
Хотя тут есть и обратная сторона медали.
Поступивших больше а продолжающих обучение на следующем курсе. Все меньше и меньше.
Я когда заканчивал, нас из 3 групп объединенных в одну, защищалось 5 человек....

Ну вот! А я что говорил о специализированных ВУЗах:)

В ВУЗ БЕЗ экзаменов

Демографическая яма для меня проявилась в том, КАК мой племянник поступал в вуз в этом году. ЗА ВСЕ время вступительных экзаменов он НЕ ПРИКОСНУЛСЯ ни к одному учебнику, не открыл ни одного текста.Тем не менее он поступил: остальные оказались еще хуже. Вот такие специалисты будут обслуживать нашу старость!

Посмотрел передачу по НТВ.
Конечно основная проблема это качество обучения.
Оно, мягко говоря, очень слабое.
Правильно участники говорили, что результат надо смотреть что на выходе получаем.

Я в твиттере

Прочитав ваш пост, хочется сказать: "Блажен кто верует".
См.: http://oleg16.livejournal.com/1056.html

спасибо за поднятую тему.

абсолютно , конечно же, логичные выводы.
особенно "нравится" реклама данного московского вуза - вот я не понимаю - кто пойдет в вуз, если там на первом собрании будет петь Киркоров-Билан? кто такое вообще мог придумать? так что скорее всего , данный проект просто отмывка денег. Как мне кажется.

если говорить о маркетинге образовательных учреждений. я в данной отрасли уже 7 лет. и вижу все что происходит. многие научились работать современно, многие научились делать по-черному(как приведенный пример), многие тупо сидят как в советские времена и ждут помощи государства. просто бесит как себя представляют на рынке МИФИ, МГУ, Баумановка - людям все равно. они знают, что государство или сделает им набор (Бауманка в прошлом году продолжала набор весь сентябрь), или разрешат делать полную чушь (когда принимали в такие вузы абитуриентов со 100-баллами по трем экзаменам ЕГЭ).
Но ладно это отдельная тема.

могу привести в пример свой вуз, где я учился и с удовольствием работаю 7 лет. Мы ведем адекватную рекламную кампанию. показывая людям (абитуриентам, родителям) - что они получат, какие у них будут возможности, чем наш вуз выделяется. Сама приемная летняя кампания проводится с максимальной открытостью - все года что мы работаем - абитуриенты видят всю информацию открыто и могут получить подробную консультацию по всем каналам связи. Итог всего этого? каждый год - мы НЕ чувствуем уменьшение абитуриентов. В этом году была проведена просто сильнейшая летняя (именно летняя ) кампания - набор превысил план и мечты. Бюджетный набор - очень сильный. ребята уверенно выбирают наш вуз. И показательны примеры - когда ребята поступают в другой вуз на бюджет, но идут к нам на платное. ( при этом уходят даже из самых известных вузов страны). Вот что значит правильно работать с людьми. Относиться к ним по-человечески. Помогать им разбираться во всем том, что у нас творится в образовательной сфере. В частности в поступлении в вузы.
НО ... абитуриенты, конечно , идут не только потому что мы к ним хорошо относимся. а потому что вуз нравится. а нравится - потому что вуз , который взял лучшее из советской системы и лучшее из мирового опыта, который постоянно меняется, который оснащен лучше , чем многие современные компании, выпускники которого нужны сейчас нарасхват ( 100% трудоустройство). И все это вуз сделал на свои деньги, не на спонсорские, не на государственные - а на свои.
и последнее - часто спрашивают - а государственный ли мы вуз ( ищут подвох) - государственный! 80 лет истории.

НО я не рекламирую вуз. (даже не называю его). НО это пример, что можно делать качественно (без спонсорских денег, и гос поддержки запредельного уровня). Можно делать образование интересное массам.

Приглашаю к дискуссии. А Вас Тина приглашаю посетить наш Университет.

с уважением,

Между прочим, именно благодаря Билану Россия выиграла-таки Евровидение (в первый раз в истории конкурса!!!) и достойно - лучше, чем кто-либо! - приняла этот конкурс у себя. Этого не смогли добиться ни Киркоров, ни Пугачёва, но Стоцкая, ни ещё кто-либо. Только Билан.

Так что нечего на него катить бочки.

в продолжении темы

Вы говорите о базе открытых материалов - доступных всем.
Они есть. причем есть уже и иностранные материалы в России ( но это тема экспансии иностранного образования в Россию - это реальная угроза России - и огромная потеря для российского образования - уже сейчас россияне тратят на образование за рубежом( в сети или лично) почти столько же сколько и на образование в России -бюджет образования страны)
так вот такие базы есть. но государство их не поддерживает. а закона об электронном образовании совсем нет. и палки в колеса идут со всех сторон.
по сути такие базы сейчас хотят все - но разрешения их использовать нет

пример - наш вуз уже много лет как представил открытую базу курсов масачусетского университета, или кафедры всех филиалов работают по сети представляя собой территориально распределенные кафедры с единым репозитарием данных.


и второе в дополнении
аналитические центры - обязательно должны быть. лично всегда проверяю все анкеты абитуриентов. строю анализы (позволяет статистическое образование) - уникальные вещи можно проследить. а главное , какие запросы действительно у молодежи. такие анализы откроют заново мир поколения 16-18 лет.

но это всё уже высказанные идеи - свои расскажу позже. или читайте в предыдущих блогах.

с уважением,

>Работу получали все, по карьерной лестнице можно было дойти только до определенного >уровня. Стать миллионером или добиться какого-то феноменального карьерного роста в >советской парадигме было невозможно. А сейчас, наконец-то, мы должны планировать.

Послушать Вас так сейчас просто по всей стране сказочно. Ну давайте раскажите мне про карьерный рост и великие перспективы жителя города Пикалево.


>Где сейчас наше профессиональное образование? Люди, ходящие в ПТУ, считаются лузерами. >А на самом деле те, кто получает профессиональное образование, могут стать такими же >успешными, как любой бизнесмен, врач, певица и так далее. Но у нас даже к этому >отношение не изменилось.

Как человек с двумя дипломами, в колледже (бывшее ПТУ) и в современном институте заявлю честно. Институт - фуфло, учили сплошной теории, слабо применимой в практике,а в государственном колледже учили куда лучше, путь и по изрядно устаревшей для отрасли программе, но конкретно обучали тому что приходилось делать на работе.

А мне кажется, что тупых стало больше.

Да, первая подтема - это, конечно, полный ужас.

Уважаемая Тина, я - Ваш страстный поклонник, Вы мне очень нравитесь. Всегда с большим удовольствием и интересом смотрел "Детали", программу о политике и большинство других программ, в которых Вы принимали и принимаете участие. Вы очень красивая женщина, самая красивая из всех, что я видел.

образование, профессии, звезды ... голова пухнет

сосала ли канделаки в той феррари - вот что всех интересует при упоминании канделаки

P.S. Я думаю - да

Сначала аватар придумайте поприличнее, а потом пишите.

И не надо наговаривать на Тину. Она серьёзная.

Толку от системы, если учиться никто не хочет

В желании детей неучиться вина в первую очередь ролдителей, и школы!!! Плохо сформировали мотив обучения, если нету желания!!!

Я студентка института (который "удостоен" чести называться нацыональным),70% пед.колектива не умею говорить грамотно, лекции читаются с распечаток взятх с интернета,с ошибками...

Я выбрала 3-й вариант!! Я за систему где будет унечтожен миф о том что студенты учаться азам квалификации (куда правду деть,все умения приходят на практике), будет сокращена "очередь за дипломом" - года обучения - так как это еще один способ повысить бюджет начальству ВуЗОв и его работникам!!

?

Log in

No account? Create an account