Previous Entry Поделиться Next Entry
Как привлечь туристов в Россию?

© fenst

Друзья, сегодня в 20:00 на «Вести ФМ» в программе «Альтернатина» мы предложим решения проблемы привлечения туристов в Россию и развития внутреннего туризма. В предыдущих программах мы очертили круг этих проблем и вот что стало понятно.
Любые инфраструктурные решения: улучшение качества обслуживания, снижение стоимости перелетов и удешевление виз – это крупные проекты, решение которых займет не один год.

Более простые, но возможно, не менее эффективные решения лежат в плоскости информационного пространства.
В предыдущих программах были выявлены две составляющие решения проблемы притока туристов, которые лежат в информационном поле:

1. Пиар России, нацеленный на потенциальных туристов (иностранцев и россиян), а также информирование о достопримечательностях и возможных в России видах туризма;

2. Информирование о сервисах и предоставление самих сервисов (организация поездок, траеспорт, жилье, питание).

Решения

1. Нужно придумать туристические слоганы России, Москвы и Санкт-Петербурга;

2. Нужно устраивать регулярные пресс-туры (раз в полгода) по самым интересным местам России, в том числе и «нераскрученным» для представителей крупных зарубежных турфирм, СМИ и иностранных блогеров;

3. Нужно работать с составителями рейтингов привлекательности разных стран и городов, в том числе приглашать их в пресс-туры – например, по Транссибирской магистрали с посещением Байкала и других мест;

4. Нужно создать сайт на английском и русском языках, который будет рассказывать о потенциально привлекательных для туристов местах в России, а также оказывать сервисные услуги.

В основе структуры сайта 3 составляющие:

Информационная. Рассказы о привлекательных местах и маршрутах. Она формируется по принципу social media – посетители сайта описывают свои впечатления и выкладывают фото. Штатные редакторы переводят тексты на английский, если они написаны на русском, и наоборот. Посетители сайта имеют возможность голосовать, рейтинг мест складывается из голосования российских и зарубежных пользователей сайта. Таким образом, сайт станет базой достопримечательностей и маршрутов, которые можно будет выбрать, исходя из различных критериев.
Также пользователи сайта должны иметь возможность задавать другим посетителям любые вопросы, связанные с путешествиями по России.

Сервисная. На сайте должны быть базы туров, отелей, транспортных маршрутов. Их должны заполнять как сами владельцы, так и пользователи. Также должна быть возможность забронировать и купить тур, билет на самолет, снять номер в отеле или хостеле.
Образовательная. Необходимо давать подробные инструкции для владельцев отелей и всех тех, кто занимается организацией путешествий, как сделать так, чтобы об их услугах узнал весь мир. На каких сайтах зарегистрироваться, например, booking.com, hotels.com, и т.д. Что нужно сделать, чтобы превратить жилье и недвижимость в отель или хостел. И т.д. Тем, кто предоставляет туристические услуги, необходимо в свою очередь предоставлять услугу перевода на английский.

Продвижение. Необходимо также составить и реализовать медиаплан для продвижения сайта о российском туризме. В частности, размещать таргетированную рекламу по запросам, связанным с путешествиями по России, на зарубежных сайтах, которые дают возможность забронировать жилье и купить билет на самолет. Необходима контекстная реклама и оптимизация в поисковиках, в частности, в Гугле и Яндексе.

Что касается уже существующих сайтов о туризме в России на английском языке, то они, как правило, решают либо сервисные задачи, либо информационные. Полную картину увидеть довольно сложно. Кроме того, их, как правило, делают иностранцы. Каких-то важных деталей, которые знают жители того или иного российского региона, там нет; а, соответственно, прекрасные репортажи о России наших блогеров англоязычный человек прочитать не в состоянии. Это же касается и путеводителей. Так, например, Lonely Planet советует сделать прививку от бешенства перед поездкой в Россию, так как в России много бездомных животных, а также взять с собой максимальный набор лекарств, потому что ассортимент российских аптек крайне скуден. На мой взгляд, это не так. В то же время в Lonely Planet есть, например, столичные кафе, которые по факту уже закрылись.

5. Необходимо работать с видеоформатами. Создать и продвигать канал на УouTube. Там размещать видео о путешествиях по России – в частности, профессионально сделанный контент, например, программы телеканала «Моя планета» (ВГТРК) и других телеканалов, которые рассказывают о России.

Если у вас есть идеи, которые помогут развитию туризма в России, пишите в комментариях. По итогам программы «Альтернатина» на «Вести ФМ» и ваших предложений мы составим план действий, который отправим в Министерство туризма.

Тика, тебе надо было пост назвать "Как привлечь туристов к нам в Россию?"
более подошло бы)

Решения

Ага, и приводятся варианты самых эффективных способов попила бабла. "Молодцы!"(с)

Так предложите что-нибудь сами, не пустозвоньте.

У нас уже есть какой-никакой опыт в сфере развития дизайна города России, Пермь - отличный пример. Тема Лебедев разработал логотип города, начал облагораживать улицы, думает о целесообразности и удобности обиходовых общественных заведений, транспорта и пр.
В таком духе можно было бы развивать и всю страну. Как только у нас будут поддерживаться здравые мысли в дизайне обиходовых вещей, на соответствующем посту будет человек от народа, которому будут всецело доверять, блоггеры начнут бесплатно представлять свои идеи общественности, тогда будет и приток туристов, и гордость народа за страну и здоровый энтузиазм молодых.

все это конечно очень здорово.Обязательно послушаю данную программу, т.к тема развития туризма в России для меня, как для будущего специалиста в сфере туризма, интересна.Однако не совсем согласна, что улучшить качество обслуживания было бы так тяжело и долго.Один из решающих факторов - соотношение цена-качество.И если цену (за размещение ) пока действительно сложно снизить , то качество обслуживания повысить без особенных затрат можно.Но это уже вопросы к сотрудникам обслуживания, будь то гиды-экскурсоводы, работники гостиниц, и даже водители автобусов.
Может стоит проводить программы для сотрудников данной сферы ? что-то типа: " Улыбка -ключ к прибыли".

Только 2 варианта-или перестать отравлять воздух и взять курс на поддержку экологии,или легализовать что-нибудь этакое,как в Голландии. Как гражданин,я лично бы не хотел подобных легализаций. Вывод-перестать отравлять воздух.Или хотя бы вычистить наш Карельский перешеек от помоек,и люди потянутся...

Знаете, когда даже русским в России трудно отдохнуть, что уж говорить о иностранцах. 1,5 гостиницы на весь Ярославль, например, непонятные низкопробные рестораны и кафе с заряженными цениками, и т.д. и т.п. Хотя красиво, конечно, но сервис...... За эти деньги лучше в Скандинавию махнуть.

(Удалённый комментарий)
Мне кажется, надо развивать экстремальный туризим - это легкий способ сорвать прибыль с российского бардака. Например, надо делать экстрим-туры в такие города, как Саратов: в программу визита будет входить посещение мест, напоминающих постапокалиптические времена, исследование заброшеных построек, езда на большой скорости по раздолбанным дорогам, а так же аттракцион "вкуси наглость местных ездунов!" - это когда турист сам сядет за руль и попытается поездить по дорогам Саратова. Еще можно поводить народ по постройкам коммунистических времен, где остались вывески "Слава КПСС!" (есть и такие места у нас). Пусть бардак и беспредел хоть какую-то пользу приносит.

Можно предложить всем музеям и городам России присылать информацию о своих интересных программах. Либо создать сайт, где каждый музей или город, или другой культурный объект сможет написать о себе сам, а посетители сайта смогут писать свободно отзывы о программах и составлять рейтинг самых интересных мест России. Кроме того, было бы просто потрясающе, если бы на сайте все было четко организованно, и человек, туда попавший - не терялся в куче информации, а нашел нужное для себя. То есть нужен поиск по различным тематикам. И очень важно, чтобы везде были цены на все мероприятия и посещения.

Очень жаль, что туризм в России ориентирован только на иностранцев, мы могли бы в принципе просуществовать и своими туристами, если бы в России был бы комфорт и низкие цены. К нам едут в основном со всего мира те, кто хочет один раз посмотреть на нас, это как про Каир говорят, такой ужасный город, что его надо раз в жизни увидеть. А разумнее было бы все так организовать, чтобы люди ездили к нам регулярно, что бы наши люди не хотели поехать в Турцию к примеру, а предпочли бы ей наши курорты. Но, это я думаю неосуществимо, была я в Кисловодске, все здорово, только в нашем санатории я видела картину, как толстая повариха на веревке из окна столовой спускала своему родственнику целый баул спизженной еды и так каждый день. И так везде в России.

(Удалённый комментарий)
Без целевой программы никуда. И тут возникает вопрос "а надо ли вкладывать в туризм, если количество денег у государства только на эффективные проекты?". Является ли туризм приоритетным проектом в государстве, ответ очевиден. Тогда зачем заниматься им, у президента совсем другая точка зрения на приоритеты в нашей стране: развитие энергоэффективности, информатизация и т.д. Россия - не Чехия, у нее нет такого потенциала в этой сфере.

в "нераскрученных местах" самый сок! да это же наше золото - то, к чему мы все привыкли, а для иностранца местами дикость, местами экзотика. за этим и приезжают в Россию молодые, жадные до экзотики. старичкам может и интересны экскурсии по золотому кольцу, прогулки на пароходах по дефолтной реке, а так нужно жизнь им показывать нашу как есть, не бояться обшарпанности, в этом истинный шарм наших городов!

есть 1 идея, похоже из сферы фантастики, - начать наконец предоставлять реальный сервис за адекватные деньги, тогда не только иностранцы, но и сами россияне будут отдыхать в своей стране

Надо создать много фильмов (в HD качестве) о городах и достопримечательностях и продавать за умеренные деньги во всем мире в т.ч. и через интернет. :)

(Удалённый комментарий)
1. В ближайшие годы это нереально, ибо главы регионов как князьки засели и боятся, чтоб на них внимание обратили, а любой PR это гласность.
2. На сколько мне известно многие регионы выделяют огромные деньги на привлечение туризма. Бюджеты благополучно осваиваются нанятыми, в том числе PR компаниями.
3. Я бы предложил начать с проведения исследований иностранных туристов на тему: "Почему я не еду (еду) в Россию", задав вопрос о их страхах, ожиданиях, переживаниях.
Составить грамотный опрос можно с помощью проф институтов, опрашивать можно с помощью иностранных туристических компаний. Думаю получится если не бесплатно, то очень бюджетно.

3 пункт - очень неплохо. Возможно и выявятся какие-то общие признаки.

Хотя, тут и так понятно, что страна холодная, язык чужой для Европы, много придуманных баек + экономическая нестабильность и т.д. Имиджа по-просту нет. Это все равно, что россиянам сейчас предложить поехать в какой-нибудь Таджикистан вместо Турции летом.. Много таких найдется?

России нужно создавать имидж заново! Современной, продвинутой страны. Это дело времени, даже, может быть, многих десятилетий. Его нужно постепенно создавать.

(Удалённый комментарий)
Можно поделиться студенческим мнением?
Полторы недели назад ко мне домой (в Москву) приезжали мои друзья-иностранцы. Самое страшное для них было:
1) сделать временную регистрацию на почте (нужно было идти еще и в паспортный стол) - никто не разговаривал по-английски, пришлось платить и тп.
2) т.к. они европейцы, для них дико, что есть ночные поезда и в них спят. У них всю страну можно часов за 5 переехать, а у нас в России (довольно криминальной с их точки зрения) чтоб переехать из Москвы в Питер надо ехать 8 часов.

Я много путешествовала по миру, могу попробовать описать со студенческой точки зрения:
- для русского студента чаще дешевле и проще поехать в Европу, чем путешествовать по России, потому что у нас нет студенческих хостелов. Поясню: допустим, я хочу побывать в Костроме, собираю друзей, мы покупаем билеты на поезд и встает вопрос - где ночевать? Путешествовать по России (не Москва-Питер) студентам на данный момент возможно только если есть друзья в определенных городах (у кого можно переночевать).
- ночные поезда - крайне экономичное времяпрепровождение, не надо платить за ночь в отеле и на следующее утро ты уже в другом городе. У нас даже нет возможности англоговорящим туристам купить билеты на поезда. И в поезде ничего не оборудовано под не русскоговорящих.
- нет студенческих скидок на поезда, наверное, Россия - единственная страна с такой постановкой дел.

Надеюсь, ситуация улучшится. Потому что Россия - действительно богатая страна с историей и достопримечательностями, которые хочется смотреть и показывать миру.

Я живу в Казани и недавно случайно познакомилась с французской журналисткой, которая путешествовала по городам России "дикарем" как раз с целью взглянуть на туристические перспективы нашей страны. Так она говорила, что основная причина непривлекательности России для туристов в том, что посмотреть то уже и не на что. Большая часть памятников архитектуры в старинных русских городах уничтожена. Их либо просто снесли, либо отреставрировали так, что смотреть больно. Вблизи Казани сейчас уродуют "реставрацией" остров-град Свияжск (чудесное место, где сохранилась атмосфера старины). Мне трудно не разразиться длиннющим текстом, поскольку это сейчас для меня очень болезненная тема. В выходные занимаюсь тем, что приезжаю в Свияжск и фотографирую в подробностях то, что от него осталось. Глядя на родную Казань, не сомневаюсь, что потом не останется ничего. И как не пытаются отдельные активисты, остановить это варварство, похоже, нельзя.

До роскошных ночных клубов мы ещё не доросли. Распаренных, но довольно скучных пирамид с фараонами у нас нет. Поэтому, на мой взгляд - главное туристическое преимущество России на сегодняшний момент - это природа.

Удивлению моему не было предела, когда на Алтае я увидела настоящие толпы туристов. Пара ледников и горная гряда, единственная, к которой можно было проехать на машине, была просто переполнена немцами, англичанами и чехами. Все как один - с отличным туристическим оборудованием, приехавшие покорять одно из самых красивых мест мира.

К слову говоря, Алтай – более протяженнее, чем Альпы (я как-то об этом писала), а ещё и красивее. А гладкие и покатые Уральские горы - рай для сноубордистов, я уже не говорю про Прибайкалье, Чукотку, Камчатку, Таганай, Ильменский заповедник и Аркаим. И это только те места, о которых я могу точно утверждать, что Европейских аналогов у них нет.

Зато в Европе сервис. А у нас сервис - нулевой. Несколько суток в разных маршрутках, какие-то грязные съемные квартиры (гостиницу мы так и не нашли), придорожные кафе и доширак в поезде. Бррр.

Видимо поэтому поток туристов неровный. Лично я, человек любящий спорт и готовый к экстремальным приключениям, все же вряд ли соглашусь ещё раз выбраться на Алтай и предпочту обычную подмосковную горку.

Как и любой масштабный проект, он должен развиваться централизованно: должен быть кто-то один, кому все это нужно. Ну и плюс, чтобы проект стал успешным, он требует финансирования, это уже проверено на опыте.
Владельцы маленьких отелей или ресторанов, может, и будут заполнять свои данные. Но, например, очень удобно заплатить онлайн за услуги, а не все в России в курсе, как принимать деньги из-за границы. Я не думаю, что хозяин гостиницы в самой экологически чистой деревне, куда захотят приехать туристы, обладает такой информацией. Надо заинтересовать и обучить тех, кто будет предоставлять все эти услуги.

убийство журналиста Анны Политковской и ФСБ РФ


Лично меня больше всего не устраивает в России - это то, что кроме памятников старины больше и нечего показать людям, даже самому не интересно ездить по городам - я знаю, что везде в России практически одно и то же. И эти экскурсии по местам военной славы (события произошли 65 лет назад = 2/3 века!). Это конечно нужно обязательно, но не в таком же количестве!!!!
Где современные памятники архитектуры, где хороший вкус, интересные композиции? Если до сих пор в каждом крупном городе в самом центре стоят памятники Ленину!!! Кто про него знает хоть что-то из молодежи - практически никто и ничего. И молодежь это бесит, поверьте, хотя понятно, что правительство оставило их "на свой вкус".
О чем тут может быть речь? Больше искусства должно быть в России, больше авангардной и креативной архитектуры. Только не такой - как в Москве лужковской - на уровне лепета какого-то в зданиях в самом центре.

чтобы привлечь туристов в россию надо самим из нее выехать

(Удалённый комментарий)
В плане продвижения идеи Вы все верно написали, что, собственно, ибо это Ваш хлеб. :)

Но я, как руководитель компании, приводящей иностранный бизнес в Россию, могу сказать, что очень важно решать более прикладные задачи. Я спрашиваю у своих иностранцев, как им Россия, что нравится, что не нравится и очень внимательно слушаю. Например:

1. Реально очень мало кто говорит по-английски. Это вопрос образованности граждан, к сожалению. Когда в "Елисеевском", куда регулярно приводят группы туристов, ни кассиры, ни работники зала не говорят по-английски вообще (что особенно пикантно, если учесть их космические цены) - с моей точки зрения, это полнейшее безобразие. С проблемами люди сталкиваются повсеместно - в гостиницах (за исключением пары, где стоимость номеров начинается от 1000 Евро), персонал не говорит на английском (я молчу про другие иностранные языки) или "заявлено, что говорит", но понять их нереально. Я постоянно работаю переводчиком в кафе, аптеках, том же "Елисеевском" - просто не могу пройти мимо, когда человек пытается объяснить, что ему нужно, а его не понимают :) Да что там говорить - посмотрите, как иностранцы проходят паспортный контроль в аэропортах.
Мечты о работниках того же "Ашана", говорящих на нескольких языках (там мне встречались говорящие на 3-4 языках), - в России не более чем мечты. На внутренних рейсах (например, в Иркутск для путешествующих на Байкал) - опять проблема с говорящими по-английски и звуковой информацией для иностранцев, на большинстве рейсов все чисто по-русски :) Хотя ситуация исправляется.
Как минимум, нужно наклейки сделать на кафе, ресторанах и прочих "говорящих" местах "Foreigners friendly (ENG / ESP / DEU) и так далее - чтобы люди могли не боясь заходить (сегодня с утра в Старбаксе (!) на Камергерском разговор двух американцев, мнущихся на входе "Слушай, кофе-то я объясню, а вот кушать очень хочется, надо будет пальцем что ли тыкать!". А в Старбаксе, тем временем, с английским все нормально, но вот ощущение у иностранцев уже совсем другое к моменту прихода туда.

2. Кириллица всегда, кириллица везде - наш лозунг. Да, в метро карта (жутким образом!) дублирована на английский, названия улиц на светящихся указателях - тоже. Но и все, собственно. Объявления в общественных местах - только на русском, на самих домах таблички с названиями улиц - аналогично. Звуковые объявления в тех же аэропортах - форменное безобразие (кроме, пожалуй, Домодедово). А переходы в метро? По-русски-то не всегда понятно, куда идти, а когда они даже буквы разобрать не могут (вы хорошо ориентируетесь, например, в греческом хотя бы, а лучше в китайском)?

3. Такси - отдельная песня. Все мои передвигаются на аэроэкспрессе - тоже не айс, тоже не очень понятно, но хотя бы безопасно и не надо объясняться с суперэрудированными бомбилами, коих у нас большинство.

4. Безопасность - главный враг российского туризма. Нет у иностранцев ощущения безопасности нигде - ни на улице, ни даже в отеле. Комичный случай, но факт - приходит Клиент из Чехии ко мне на встречу, в костюме и, как водится, с огромным рюкзаком. Я у него под конец, когда он одевается, спрашиваю "Уезжаете сегодня уже, да? (намекая на его чемодан)". Он удивленно "нет, а почему?" Говорю про рюкзак. Смеется "Да нет же, просто понимаете, мне говорили, в России нельзя оставлять вещи в номере гостиницы, обязательно украдут, а у меня там лэптоп, одежда для встреч и вообще..." (жил человек в Мариотт Аврора, если что). Люди боятся к нам ехать - боятся милицейского произвола, бандитов, диких русских. И вот с этим надо бороться.

5. Визовый вопрос - едва ли не главное препятствие. У меня знакомая пыталась пригласить приятеля из Испании и оформить все официально. Потеряла полтора месяца, чтобы только сделать приглашение (в итоге так и не смогла, загоняли по кабинетам, потом долго тянули) - в итоге, плюнула, пошла, купила приглашение и визу в специализированной конторке и все, ноу проблем. У иностранцев другой менталитет, в основе своей. Они не понимают нашего бюрократизированного порядка. Вспомните, как Вы получали визу в европейскую страну и сравните с порядком получения нашей. Рехнуться можно. В итоге процветают карманные фирмы и страдает туризм.


6. Ну и цены - да, отели, рестораны, магазины - сами знаете, у нас в космосе по ценам. Хорошие отели можно пересчитать по пальцам, да и то - в Москве и Питере, в основном. Качество отельной базы - отдельная песня, мы застряли в глубоком "Интуристе" и никак не поймем, что вот эта горка из 70х с мягкой плюшевой тройкой - это уже давно не люкс. Работать над качеством услуг отели российские в большинстве своем (99%-м) не готовы. Например, я, будучи специалистом в этой области, работаю с греческими, испанскими, итальянскими отелями, от российских заказов просто нет - если и занимаются сервисом и улучшением facilities, то опять же - с целью управляющего прикарманить немного денег владельцев через свою фирму. Ну нет у нас культуры отельного бизнеса практически. В Питере чуть полегче, в Москве вообще беда.

7. Въездной туризм как рынок душится "свыше" всеми силами - дорогущие фингарантии и прочие законодательные требования к фирмам, которые могли бы этим заниматься, таковы, что работу в этом бизнесе начать почти с нуля нереально. В итоге им занимаются не увлеченные энтузиасты, а сытые и довольные полторы фирмы, которым ничего особенно не надо. В итоге туристов у нас возят на 60-летних Икарусах еще более возрастные и уставшие экскурсоводы-преподавательницы-инъяза-на-полставочки.
8. Отсутствие государственной поддержки въездного туризма - туристических офисов, программы по открытию гостиниц (как в Греции, например, с льготными кредитами, налоговыми льготами и прочими преференциями), разработки совместных программ правительства Москвы и авиакомпания (как в Будапеште, Дубаи) и так далее. В том состоянии, которое мы имеем сейчас, господдержка очень нужна. У нас даже есть профильные организации, которые по сути не работают.

В общем, надо продумывать всю цепочку, чтобы:
- иностранцам было не страшно (такси, отели, пропаганда "нормальности" России) - но это слишком глобально, чтобы бороться с этим в рамках проекта по восстановлению въездного туризма;
- иностранцам было понятно (обязательное дублирование на английском, требования к работникам аэропортов, крупных магазинов, сетей кафе и ресторанов по найму англоговорящих сотрудников (в пропорции к общему числу работников), те же наклейки-подсказки на дверях (вместо жутких желтых кружков, которые якобы должны помогать незрячим);
- желающие могли работать на рынке въездного туризма без огромной платы за вход на рынок.

хороший анализ. видно, что вы не "медиапланами" занимаетесь, а реально работаете и видите картину.
знаете, что смешно? вот сейчас на каждом шагу при приеме на работу требуют знание английского (мода такая). но как только доходит до дела (тот же магазин,ресторан,отель), там где он на самом деле нужен - оказывается, никто не в зуб ногой.

Я очень много в своём журнале писал про карты гостя города. Так сделано в большинстве городо Европы. Суть в том, что ты покупаешь карту на 12 часов, на сутки, на неделю и ходишь по музеям бесплатно или с огромной скидкой, бесплатно передвигаешься на транспорте, обедаешь в ресторанах со скидкой до 15%.
Это сделать необходимо!!!!!

Все правильно вы написали, надеюсь передача действительно положит начало развития ситуации с туризмом!

?

Log in