Previous Entry Поделиться Next Entry
Общественная палата: Шанс изменить «вышку»
106.95 КБ

1990-е годы дотянулись до нашего времени: по данным Росстата, через несколько лет количество абитуриентов станет меньше в 2,5 раза. Станет меньше студентов вузов и техникумов, а еще через несколько лет – сократится и число специалистов.

Понятно, что демографическую проблему 1990-х уже невозможно исправить. Но можно использовать ситуацию, чтобы внести изменения в систему высшего образования, которые откладываются из-за большого наплыва абитуриентов.

Уменьшение нагрузки на вузы – редкая возможность для перемен.
Принято считать, что «демографическая яма» − это катастрофа для системы высшего образования. И единственный выход – искать дополнительные доходы, например, сдавать в аренду опустевшие помещения.

Но давайте посмотрим на ситуацию с «демографической ямой» иначе: снизить нагрузку на вузы – это реальный шанс изменить высшее образование. Но сделать это невозможно без участия крупного бизнеса, лидеры которого знают, какие специалисты им понадобятся через 4-5 лет.

Крупные компании могут помочь вузам готовить новых специалистов – это один из результатов, которых можно добиться в «мрачное время».

Это также возможность сделать образование максимально применимым в реальной жизни: дать гарантию миллионам выпускников найти работу по специальности, а бизнесу – получить новых ценных кадров.

6 декабря в Общественной палате мы собираем круглый стол «Как изменится российская система образования в контексте «демографической ямы?», чтобы обсудить возможные пути решения данной проблемы и определить направления дальнейшей работы.

Участниками круглого стола станут представители ведущих вузов страны ─ МИФИ, АНХ, Высшей школы экономики, Финансовой Академии, топ-менеджеры крупных компаний – Mail.ru, «Северсталь», российского представительства Microsoft, которые уже сотрудничают с университетами и институтами, а также блогеры.

Как вы думаете, что еще можно сделать, чтобы эффективно использовать сложившуюся ситуацию и повернуть ее на пользу вузам?

  • 1
Я ващет вижу ситуацию так, ВУЗам выгодно пропускать через себя максимально бОльшее количество стюдентов, за которых хоть кто-нибудь платит, государство или родители побарабану.

Так же абсолютно побарабану куда эти стюденты потом пойдут и чем займутся, у нас на полном серьезе преподают прикладную этику, бГгг.

Что вы со всем этим станете делать в условиях демографической ямы я не знаю, потому что это наименьшая из проблем :о)

Нужно собрать круглый стол. Нужны профессиональные сборщики мебели. А где их взять? Из-за демографической ямы 90-х годов сейчас по всей стране не хватает профессиональных сборщиков мебели. И это не шутка. Мы вынуждены нанимать на работу иностранцев, потому что у нас не хватает своих специалистов. Чтобы решить эту проблему, мы и собираем 6 декабря круглый стол.

Edited at 2010-12-03 07:33 (UTC)

Да есть у анс один мебельщик, только его не туда приткнули. Скоро армия развалиться совсем придет назад.

Но давайте посмотрим на ситуацию с «демографической ямой» иначе: снизить нагрузку на вузы – это реальный шанс изменить высшее образование. Но сделать это невозможно без участия крупного бизнеса, лидеры которого знают, какие специалисты им понадобятся через 4-5 лет.

(с)

Вот первая часть мысли совершенно правильная, можно только согласиться!

Насчёт же того, что бизнесмены знают какие специалисты потребуются через 4-5 лет, можно и нужно спорить, поскольку не так всё очевидно здесь.

(Удалённый комментарий)
МИФИ, АНХ, Высшей школы экономики, Финансовой Академии

(с)

Список ведущих вузов рассмешил, кстати )))

(Удалённый комментарий)
разработать строгую систему контроля за КАЧЕСТВОМ образования. я не знаю, если она вообще, но то, что творится сейчас в большинстве вузов, как сдаются экзамены,зачеты,курсовые, каким образом эти экзамены принимаются и какие "преподаватели" ведут предметы - это полный .... не знаю как сказать....беспорядок вобщем. Я закончила ВУЗ в этом году и поверьте, я знаю о чем говорю. Желание получать второе высшее в наших ВУЗах у меня отпало, я отдаю себе отчет в том, что лучше будет заняться самообразованием, выбрать курс обучения в другой стране или все же попытаться найти нужный вариант из той горстки учебных заведений с высоким качеством образования, которые у нас есть, и заплатить большие деньги.

Идея не плохая но как всегда всё через "жо"
А где Томский ТУ,где НГТУ? Иркутскийи и Бауманка наконец,экономика держится на реальном секторе а не на финансовом





Надо объединятся с Украиной, Белорусией и другими бывшими республиками - очень надо.

там те же демографические проблемы.

Если уж на то пошло в Молдавии, Румын безработных хватает, в Испании испанцев. По крайней мере аллахизмом головного мозга они не страдают. Только жить в современной России весьма экстремальное удовольствие.

А почему телеграфный стиль изложения?

Хм... сомневаюсь, что для МИФИ, плехановки и других подобных ВУЗов демографическая яма - это проблема. Может стоит послушать представителей региональных ВУЗов? Вот для нас набор - проблема! на регион 1500 абитуриентов... как вам? экономим на всем, чуть ли ни на скрепках, чтобы ППС сохранить...
Проведите круглый стол не в Москве, а поближе к народу...

Нужно менять систему оразования. Но в первую очередь нужно повышать престижность рабочих профессий, повышать ЗП. Тот перекос который сейчас существует рано или поздно приведет к отмиранию русского рабочего класса, если до сих пор не привел.

Ага, государство учит пока бесплатно, а потом человек идет работать на американского хозяина. Идеально! %)
Закрыть нужно половину "ВУЗов", которые делаю бизнес, а не дают образование.

> Ага, государство учит пока бесплатно, а потом человек идет работать на американского >хозяина. Идеально! %)

Ага, большинство россиян учатся и работают что бы оплатить себе учёбу (не рожая из за этого детей), а потом идут работать куда получится.

Будет ли лучше если государство не будет учить? Появится необразованная падкая на всякую религиозную и политическую чушню необразованная часть населения, а куда вы будете трудоустраивать огромные массы нетрудоспособного населения? Снег в Сибири убирать разве что.

Весь мир падает в пучину тёмных веков и варварства.
http://m-kalashnikov.livejournal.com/668393.html


Ну как минимум нужно определиться госвузам - кто они. Заказчик или Собственник ? Если собственник - по понятно, ему выгодно продавать как можно больше наименее затратных и качественных товаров. Лоббируя изменение ситуации по всем каналам - мутная себестоимость, отсутствие общих стандартов и пр.
По ИТ я писал тут http://tri-botinka.livejournal.com/23237.html :

---
4. Повышение качества профессиональной подготовки кадров

4.1. Закрепление в реестре профессий РФ, обязательных государственных стандартах профессионального образования - специальностей в производстве ИКТ с обязательной глубокой специализацией (архитектор, аналитик, программист, внедренец, тестировщик, проджект-менеджер) и пр.
4.2. Проведение прогнозной оценки и публикация документов стратегического характера ("форсайт") для заблаговременного информирования общества о потребностях и планах использования ИКТ в государстве
4.3. Введение экзаменов и периодических аттестаций (Не реже 1 раз в 5 лет, типа "ЕГЭ") по ИКТ для всех госслужащих, выпускников школ и др. образовательных учреждений.
4.4. Включение показателей о количестве обученных и аттестованных специалистов по ИКТ для регионов и ОМСУ в систему показателей оценки деятельности
4.5. Включение мероприятий по организации рабочих мест, переобучению, "пакет антикризисных мер" обязательно для специалистов ИКТ (хватит создавать рабочие места только для "метёлок")
4.6. Активное вовлечение в процессы развития ИКТ людей с ограниченными возможностями, но обладающими способностями и компетенцией в ИКТ - резервирование для них рабочих мест в компаниях, тендерах, конкурсах, технопарках и пр.
4.7. Компенсация затрат компаниям/физическим лицам на прохождение учебных курсов/международную сертификацию (от мировых вендоров типа Cisco, Oracle, Microsoft, IBM) - возможно при условии ряда общественных активностей (прочитать несколько уроков/лекций в школе, ВУЗе, клубе муниципалитета, написать статью в бумажные или электронные СМИ..)
---


Самая главная реформа: высшее образование надо опять сделать бесплатным
Могу аргументировать, но это ведь почти очевидно

там где что-то делаешь бесплатно, появляется взяточничество. думаю это тот случай.

Передовые ВУЗы давно придумали как совместить приятное с полезным: 20% - бюджетники, остальные - платят, если хорошо учатся, могут перейти на бюджет. Только стипендии реально очень низкие. за наши 40р можно было худо-бедно прожить месяц, а 2000р сегодня на тарнспорт не хватит

откуда 2000р?
2 года тому назад на одном из факультетов СПбГУ стипендия в месяц для обычного студента была 900 рублей примерно
ну счас м.б. и подросло.

Компании научат

На всех специальностях, для всех студентов должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО:

1. "Введение в профессию". Подробно: "Что? Где? Как? Зачем? Почему?". Нужно создавать понятную картину результата. Четко сформулировать цели. Это же карьерный рост. Целых 5 лет. Если будет понятно КУДА, то реализация КАК будет гораздо успешнее.

2. "Тайм-менеджмент. Управление временем". Людей нужно учить управлять временем. Очень важно!

3. "Социальная психология. Психология личности". Общение в коллективе - один из китов успеха в работе. Без таких знаний даже первоклассный спец может потерпеть фиаско в карьере.

4. Работающие преподаватели.  Нужны работающие преподаватели, которые предмет знают на практике. Лекторы, просто вызубрившие лекции НЕ нужны. Подобную информацию можно прочесть в Интернете или в книгах. Толк от "учебы" будет только тогда, когда на лекции рассказывают тонкости, открывают изюминки. Потому что "боевой опыт" у такого преподавателя - это бесценно. Примеры из реальной рабочей жизни ценнее сухих лекций.

5. Современные лаборатории. Наука делается не только в университетах, а еще в современных лабораториях компаний. 
А если вспомнить клановые реалии университетов, когда пахан-профессор имеет стайку рабов-кандидатов наук... Какая тут карьера? А деньги? Вот в лаборатории Intel (и т.п.) можно попробовать. Там точно знают, что им нужно.

6. Сотрудничество бизнеса и университетов. В компаниях вообще лучше знают какие именно специалисты им нужны. Нужно их привлекать. Вот в МТУСИ уже давно действуют центры Cisco, Hyawei...

Re: Компании научат

> Сотрудничество бизнеса и университетов

Сотрудничество дела (ремесленников) и университетов. Университеты слишком оторваны от реальности, реальные профессиональные потребности очень быстро меняются.

> Бизнес и университетов
это может быть превратно истолковано. Бизнес можно понимать как зарабатывание денег. Вот сейчас университеты это бизнес, обучение ремеслу в них вторично.

(Удалённый комментарий)

Рекламный бизнес - гнязное занятие.

Как это нет? Стажировка в РА - самое практически-ориентированное образование. Многие РА сотрудничают с университетами. Лень искать, но в Москве такие точно есть.

Насколько я знаю, в рекламщики идут разные люди. По сути там требуется умение продавать всё на свете.
На копирайтеров, например, берут людей с филологическим и журналистским образованием. Бывает и самоучек берут.

Там всего-то нужно освоить методы манипулирования людьми... Рекламный бизнес - это грязное занятие. Почитайте/посмотрите, например «99 франков».

Очередные призывы отнять и поделить что то у бизнеса которого тут фактически нет и который неотличим от госсударства? Несерьезно это. А с учетом того что любой бизнес в этой стране сидит на чемоданах, говорить про 3-4 года "в перспективе" вообще никто не может.

Но сделать это невозможно без участия крупного бизнес

бизнеса, лидеры знают, какие специалисты им понадобятся через 4-5 лет.

И вспомнила я...Ходорковского Михаила
безучастия которого, в образовательном процессе Томского Политехнического Университета, несколько лет, не проходило ничего
да! и школа в Подмосковье и... дастоит ли перечислять Тина

Я это к тому, что лидерам свойственно меняться как самим так и государственной власти менять их
Об этом нельзя забывать.
Поэтому, государство само должно разрабатывать все концепции по сохраннию того что осталось что есть и что будет в стуктуре образования
А было и есть КИНО "ИНТЕРДЕВОЧКА" смотреть то место, где Таня поссорилась с девчонками из-за ключей от квартиры
там спор вышел между ними
Помните, как она им сказала: Я КОРЕННАЯ ЛЕНИНГРАДКА, несколько лет потупала в медицинский институт. Постсупила только на вечернее отделение. Работаю днём санитаркой.
А Вы милые забитые несчастные деревенские Вам Ваши дипломы помогают с мужиками спать
В общем смотреть надо и понять
СУТЬ образовательного процесса в том
как одним достаётся образование и как другим с целевыми направлениями и стипендиями
и кто обычно имеет целевое направление кому оно доступно а кому нет в этих же деревнях и сёлах
Пересмотрите и внимательно внимательно послушайте
Это кино не пропускали именно из-за этого сюжетика а не из-за названия и остального
(Ответить)

(Удалённый комментарий)
Все хорошо. Только пишите еще чаще.

  • 1
?

Log in