Previous Entry Поделиться Next Entry
Коммерсант Business Guide: "В педагогике работают последние романтики"
Мое интерьвью  "Коммерсант Business Guide"
 
 

Ведущая телешоу "Самый умный" ТИНА КАНДЕЛАКИ сталкивается лишь с одаренными школьниками, но догадывается, что такими они стали не благодаря, а вопреки действующей системе образования. Чтобы число одаренных детей росло, а не сокращалось, школьникам надо быть готовыми к реформе обучения, а их родителям - к оплате этого реформирования.

BUSINESS GUIDE: Можно ли считать уровень среднего образования соответствующим требованиям современной жизни?

ТИНА КАНДЕЛАКИ: Мы уже вступили в стадию эксперимента в соответствии с новым стандартом, в нем задействовано 180 школ. Если бы система образования была удовлетворительной, то этого эксперимента не было бы. Наша проблема в том, что, оканчивая школу, дети не могут применить усвоенные знания в реальной жизни. Получая разностороннее образование, умение систематизировать полученные знания теряется, а вместе с этим уменьшается возможность иметь хорошую работу. Понимание этого и привело к модернизации системы.

BG: Насколько удачной была идея эксперимента и выбранная форма?

Т. К.: У этого эксперимента есть ряд аспектов. Очень нужный и востребованный из них — переподготовка учителей. Если раньше педагог во время ведения урока придерживался определенного минимума, то сейчас ему дается сертификат и он волен выбрать то учебное заведение, где он может получить дополнительное образование. Это крайне важно для современных педагогов, потому что они работают в абсолютно новом информационном поле. Дети приходят в школу гораздо более подготовленными, нежели десять лет назад. И иногда вопрос заключается в том, чтобы учить не детей, а готовить учителей к встрече с такими детьми.

BG: Почему идея эксперимента вызывает зачастую такую негативную реакцию в обществе?

Т. К.: Российский человек к переменам не готов, любые изменения в привычном укладе он воспринимает в штыки. Противники появления коммерческой составляющей в деятельности школы просто не понимают толком, о чем идет речь. Сейчас Министерство образования предложило школам дополнительную инфраструктуру, с помощью которой учебное заведение сможет зарабатывать деньги и использовать их на свои нужды. Почему нет? Если в школе есть отличный бассейн, вполне логично предположить, что я захочу ходить в него вместе со своим ребенком. Но если ребенку это полагается бесплатно, то почему я не могу купить абонемент и ходить в этот бассейн? Пользоваться этой инфраструктурой предлагается членам семей учащихся, а не посторонним людям.

Преимущество нашей ситуации в том, что, оказавшись последними на пути преобразований после Запада, мы можем смело использовать чужой опыт, который наблюдаем уже в реализации.

BG: Раз уж мы заговорили об интеграции западного опыта на российскую почву, насколько велика вероятность того, что нам удастся избежать чужих ошибок?

Т. К.: Мы их не избежим. Я видела много родителей и понимаю, насколько сложно объяснить им, казалось бы, самые простые вещи. Что, с одной стороны, образование — это прерогатива и обязанность государства. Но, с другой стороны, изменения образовательного процесса к лучшему не могут происходить без желания и участия со стороны родителей. К сожалению, определенное поколение родителей привыкло, что они сдают ребенка в школу как в армию. И после десяти лет они рассчитывают получить готовый продукт.

Что касается условий, то они все равно будут равными — во всяком случае, для тех, кто захочет получить качественное образование, препятствий в этом стандарте никаких нет, только возможности. Вопрос в том, кто и насколько активно этими возможностями воспользуется и кто и насколько активно готов участвовать в образовательном процессе.

BG: Как вы думаете, с чем связан протест со стороны родителей против модернизации системы — с нежеланием вникать в детали или нежеланием тратить деньги?

Т. К.: Я думаю, что, скорее всего, с нежеланием вникать в детали, потому что все понимают, что на систему образования придется тратить деньги. Всем хочется, чтобы эти деньги взялись откуда-то сами собой, чтобы новая реформа дала возможность родителям жить так, как жили, но чтобы денег на образование детей стало больше усилиями государства. Но так не будет.

BG: Эффективна ли в целом система российского образования?

Т. К.: Для получения работы, конечно же, нет. Поэтому и идет модернизация, которая затрагивает все уровни — от дошкольного образования до высшего. У нас существует очень мощный интеллектуальный потенциал. Его нужно развить. И реформа направлена как раз на это. Во всем мире центр создания идей — университет. Именно поэтому запущена программа создания федеральных университетов: за счет объединения более мелких вузов можно получить мощную синергию, а финансирование станет более эффективным. В университетских лабораториях должна осуществляться научная деятельность. Такой принцип существует во всем мире. Он доказал свою эффективность. Именно поэтому для развития такой программы сейчас на конкурсной основе будут привлечены лучшие мировые ученые, а каждому победителю выделят до 150 млн рублей на три года — эти деньги переведут вузам для развития лабораторий.

BG: Что делать тем, кто уже получил образование по нашей существующей системе?

Т. К.: Их выход — самообразовываться. Уровень специалистов в нашей стране хромает. Все имеют высшее образование, но профессионально им воспользоваться могут единицы. Что касается самого юного поколения, то для родителей очень важно объяснить детям, что компьютер дает возможности получения очень широкой информации. Все эти программы для обучения доступны, их можно скачать и освоить. Вопрос в желании. Учиться очень тяжело. Но наша проблема в том, что мы не хотим понять и осознать — только так, и никак по-другому.

BG: Какими навыками должен обладать учитель?

Т. К.: Очень хочется, чтобы в педагоги шли честные, открытые и светлые люди. Чаще всего так оно и происходит. Как человек, который провел много времени на празднествах, посвященных конкурсу "Учитель года", могу сказать по личному опыту: чаще всего в педагогике работают последние романтики. Очень приятно, что такие люди еще остались. К сожалению, у нас никто не хочет преподавать.

BG: При сложившейся системе и отношении к профессии преподавателя нужно ли менять что-либо?

Т. К.: Конечно, нужно. Стыдно, когда понимаешь, что у учеников есть дома компьютеры, а у преподавателя — нет. Например, учитель получает надбавки к зарплате за победы или призовые места его учеников на олимпиадах. Министерство образования вводит много поощрительных программ для того, чтобы поднять престиж профессии. Сейчас запускается программа, по которой молодым учителям выделят 1000 грантов. Она затрагивает те области, где действительно наблюдается нехватка молодых специалистов. Если молодой педагог после окончания вуза подал заявку на участие в конкурсе и победил, то он получает 500 тыс. рублей в течение двух лет. Конечно, помимо зарплаты нужно создавать условия для нормальной жизни молодых учителей. Однако это не может произойти мгновенно — для огромной страны это не такой простой процесс.

BG: Как вы оцениваете интеллектуальный потенциал России?

Т. К.: Мощнейший. Я могу судить по тем людям, с которыми общаюсь. Дети сейчас вообще пошли другие: они понимают гораздо больше, чем их родители. Ушла дворовая эстетика, появился компьютер — на фоне развлечений он дает знания.

BG: Как устраивается судьба детей после передачи "Самый умный"?

Т. К.: Мы много над этим работаем. Последние полгода я пытаюсь создать сайт для одаренных детей со всей России. Работа над ним идет уже несколько месяцев, надеемся через месяц запустить. Там будет очень много возможностей проявить себя и быть замеченным разными учебными заведениями. То, о чем много говорится сейчас, но никак не может воссоздаться в едином формате. Кроме того, наряду с сайтом придется, видимо, создавать фонд. Одаренным детям необходима поддержка, в том числе материальная. Я считаю, что не так много в нашей стране одаренных детей, чтобы мы не могли им помочь.
Записала Мария Карнаух

Тина, есть ли статистика, участников Вашей передачи, они жители больших город или маленьких? И вообще есть ли среди них жители маленьких городков?

Думаю как появится социальная сеть для поддержки одаренных детей, будет и статистика налицо кто сколько и откуда. И сразу же возможность непосредственной поддержки и коммуникации будет.

"Т. К.: Очень хочется, чтобы в педагоги шли честные, открытые и светлые люди. Чаще всего так оно и происходит. Как человек, который провел много времени на празднествах, посвященных конкурсу "Учитель года", могу сказать по личному опыту: чаще всего в педагогике работают последние романтики. Очень приятно, что такие люди еще остались. К сожалению, у нас никто не хочет преподавать".

А почему никто не хочет? Гранты проблему не решают. У будущих педагогов должна быть уверенность в завтрашнем дне. А ее у большинства российских педагогов нет. Вы, говорите, что повышение зарплаты не приведет к изменению. Но не секрет когда человек выбирает профессию, он прежде всего рассматривает свою зарплату. А она у педагогов, мягко говоря, небольшая (за исключением московских коллег). Вот и получается, что в профессию идут неудачники, и в лучшем случае они за годы учебы станут неплохими "ремесленниками" педагогики. А некоторых нельзя подпускать к образованию даже на пушечный выстрел. У нас конкурса на педагогические факультеты и в педагогические колледжы нет. То есть профотбор не ведется. Парадоксально - в спецназ отбор есть, а в педагоги нет. Тех, для кого главная задача убивать отбирают, а тех кто созидает и работает с самым тонким материалом, с человеческой душой, не отбирают. Да много еще можно говорит о нашем образовании, но больно.


А я все же согласен насчет романтиков, неудачники вообще никуда не поступают. Хотя зачастую эти определения идут где-то рядом :)

пора и Ксении Собчак занятся чем-то полезным, а не выгуливать дебилов на телестройке. Поручите ей что-нибудь важное.

А ей разве можно поручить что-то важное?????

(Удалённый комментарий)
красивое платье у Вас :)

(Удалённый комментарий)
Интересно, конечно, все зависит и в большей части от родителей, которые прививают ребенку тягу к знаниям. Однако, такие родители сами отчасти умеют учиться. А если говорить о тех детях, чьи родители ни сами не умеют, ни детей не учат, как их коснется реформирование системы образования? А если хотят, но средств нет водить ребенка на курсы и т.д.
И я так понимаю если средств нет у родителей, то хорошего образования детям не видать?

Да, кстати, на счет грантов - не решение проблемы. Надо поднимать первоначальные зарплаты. Заканчивая ВУЗ не очень хочется работать за 5 000 рублей. Хочется чувствовать себя человеком. А человек работая должен деньги получать а не подачки!

Спасибо, что не опускаете руки в борьбе за спасение нашего образования. Реформы неизбежны, но если получится действовать такими методами, о которых вы говорите, пережить и демографическую яму и безработицу преподавателей будет все же немного легче.

материнский капитал повысил даже рождаемость. Наверно повышение зарплат повысит популярность профессии

где можно посмотреть информацию о эксперименте?

Таина прочитал Ваше интервью и ничего не понял.

Вы говорите -К сожалению, определенное поколение родителей привыкло, что они сдают ребенка в школу как в армию.

Зачем это Вы говорите?

Вы для себя определитесь, что Вы хотите сделать для одаренных детей.
Как им можно помочь.
Им не нужна помощь деньгами.
Одаренным детям нужен Одаренный учитель.

Вот и сведите их вместе.

Последние полгода я пытаюсь создать сайт для одаренных детей со всей России. Работа над ним идет уже несколько месяцев, надеемся через месяц запустить. Там будет очень много возможностей проявить себя и быть замеченным разными учебными заведениями.

О том и речь, что нужно создать некую социальную сеть, где вне зависимости от социального положения и количества средств, талантливый ребенок смог реализовать способности.

(Удалённый комментарий)
Получая разностороннее образование,
умение систематизировать полученные знания теряется,
а вместе с этим уменьшается возможность иметь хорошую работу.
Не согласна.
Знания доолжны быть разносторонними. Именно такие знания помогают в работе.
Ооочень помогают.
Придётся пофлудить:)
На своём примере: по последнему образованию , я геолог.
До этого у меня было образование: техник-электромеханик (гироприборы и летательные аппараты) и я 8 лет работала в Отделе Технического Контроля (испытание различных приборов на соответствие)
а до этого после 3 курсов строительного института: работала техником-архитектором (корректировка чертежей проектов, выполнение интерьеров, работа со строителями)
Так вот: в последствие, мне ЭТО ВСЁ очень помогало при работе государственным служащим.
Очень помогали знания: по стороительству объектов; разнообразной технической документации; чертежей; различных приборов, технических устройств и многого многого другого. меня просто не проведёшь:) я обладаю не обширными, но, широкими знаниями.
Поэтому, знания необходимы самые разнообразне!
И чем они разнообразнее, тем лучше. В работе необходимы разные знания.
Более того,Вас не возьмут на работу за границей, если увидят по трудовой, что Вы к примеру, получили только гуманитарные знания и работали на одном месте 9 лет.
Это для Иностранных работадателей означает только одно:
Вы не коммуникабельны!
т.к. дальше этого предприятия ничем не занимались, Вы ничего не знаете шире этого, Вы не знаете жизни
Вы - не специалист.
Таких, они не приниают на работу вобще.

(Удалённый комментарий)
Что касается условий, то они все равно будут равными — во всяком случае, для тех, кто захочет получить качественное образование

Равными.
Только одним, это РАВЕНСТВО будет доставаться неимоверным трудом, работая по 12 часов на тех, кто это РАВЕНСТВО будет иметь легко.
Вот в чём разница.
И эта разница многих не устраивает.

К примеру помню, как сдавли деньги на ремонт класса.
Я одинока мать, работающая на двух работах (вторая-мыла в этой же школе полы)сдавла столько же сколько олигарх, имеющий сеть магазинов "Магикад" или другой олигарх "Арбат" ил третий " Фог"-Лама- и т.д. и т.п.
По окончание школы они вдруг спохватились - как ты (я) жила
Ответила-спасибо вашеми молитвами обо мне.
К оплате за обучение,посещения бассейна и т.д. надо подходить дифференцировано.
Только вот олигархи, они же даже в декларациях о доходах умудряются не указывать настоящие доходы и имеющееся имущество:)))

(Удалённый комментарий)
Весьма интересное интервью!
Поддерживаю мысль о том, что без финансирования конкретной школы родителями учеников - нормальных условий не добиться. Налогами покрывается минимум, да такой, что смотреть грустно на многие школы. Еще и по дорогедо каждой школы от общей суммы налогов копейцки остаются.

Это точно и выжимают тогда деньги из родителей, а условия лучше не становятся!

Спасибо за то, что так много делаете для детей. Очень хочу взглянуть на сайт одаренных детей, это же может стать настоящим прорывом!

Здравствуйте, Тинатин!

Возможно, вы прочитаете этот комментарий. Возможно - нет.

Кто тренирует спортсменов? Конечно, бывшие спортсмены.

Так и учить одаренных детей должны ... только сами бывшие одаренные дети, будучи уже взрослыми!
Именно они очень точно понимают, что нужно одаренному ребенку, ведь сами когда-то были такими.
Учителей, закончивших пед. вуз и занимающихся с обычными детьми вряд ли можно переучить для работы с одаренными детьми.
Во-первых, они не поймут их запросов.
Во-вторых, материал, нужный одаренным детям выходит за рамки школьной программы - очень желательно, чтобы учителя знали этот материал очень хорошо, а не изучали или пытались его изучать вместе с детьми.

P.S> Я этот текст не просто "от балды" пишу - я сам когда-то был "одаренным ребенком". Сейчас - я учу таких, каким я был, школьников, математике. И когда я их учу - я вспоминаю, как я сам реагировал на то, что мне рассказывали, что понимал, что не понимал, особенно хорошо понимаю, вспоминая себя и своих друзей, психологию одаренного ребенка.
Я бы имел намного больше денег, пойдя работать на "нормальную работу", но если никто из бывших одаренных детей не останется воспитывать новое поколение, новых одаренных детей не будет.
Да, встречаются самородки, которые достигают больших уровней, работая сами. Но таких - единицы, чтобы одаренный ребенок к 11му классу не стал обыкновенным, его надо учить и, самое главное, увлекать наукой.

P.P.S> А где деньги, Зин?
Откуда берут деньги учителя, занимающиеся одаренными детьми?
Нет, с самих одаренных детей как раз большие деньги брать нельзя (а скорее - вообще деньги брать нельзя) - не обязательно же одаренный ребенок будет из богатой семьи.
Да просто, чтобы заниматься с парой-тройкой одаренных детей - делом, которое нравится, от которого испытываешь удовольствие нужно заниматься с 20-30 дибилами.
Нет, дибилы это не те, которым предмет не нравится. Это те, которым предмет не нужен и занимаются они только потому что "папа дома ремня даст", иначе и т.п.

"Учителей, закончивших пед. вуз и занимающихся с обычными детьми вряд ли можно переучить для работы с одаренными детьми." тут и не поспоришь!

Все хорошо. Только пишите еще чаще.

На фото Тина прелестна!! :) Так и хочется подойти сзади, мило обнять за плечи и тихо на ушко шепнуть: "Милая, как ты прекрасна сегодня...".... и поцеловать в щёчку :)))

А если серьезно, то есть замечательная практика домашнего обучения, когда с ребенком занимаются дома родители. Такие дети гораздо более сильны в знаниях предметов. И изучают предметы не все сразу, а по-порядку. Сначала занимаются только математикой. Выучили ее, сдали на экзамене в своем классе и начали заниматься другим предметом (например, литературой). Это более удобная практика, нежели когда дитя приходит в школу и там его грузят всей кашей предметов: и химия, и математика, и русский и т.д. Нужно делить предметы, - тогда будет реальная польза и погружение в предмет.

(Удалённый комментарий)
Где бы ни была, фотографии шикарные!))

Фотография красивая. И девушка там красивая ;)

Здорово, что существует такая передача как "Самый умный"

молодец Тина, я ей восхищаюсь)

Гигантское открытие - ЭМИОЛОГИЯ ЖИЗНИ для Школы-21 века

Дорогая Тина! Восхищаюсь Лично Вами, как очень Творческой Личностью! Посмотрите в ГУГЛЕ "Эмиология Жизни" - пытаюсь выйти в ИНТЕРНЕТ, а пока Я - чайник, но в Ленинке (РГБ) моя первая книга и готовы ещё две и это колоссальное открытие для всего ОБРАЗОВАНИЯ и ВОСПИТАНИЯ всей нашей цивилизации и конкретно - России! Но никому моё открытие не нужно, потому что во Власти финансовой и политической....... На уровне краевой думы главный эксперт мне сказал: "Просмотрел вашу ерунду и об этом сказал Горачакову (мы закончили ДВГУ - Я - в 1964, а он в 1962 и здороваемся на уровне "привет,Сергей...)! Сегодня главное, чтобы дети не писали маты на заборах и не переворачивали урны!" Если ответите - пришлю экземпляры лично Вам! Удачи - Солнечная Личность! Минской Сергей Степанович, 8-902-485-84-12

Да, в нашей СВЕРХБОГАТОЙ стране создать условия для нормальной жизни молодых учителей не простой процесс, а почему?
/Хусейн вот 3% прибыли от нефтедобычи себе в карман клал и не скрывал это - всё по честному/

?

Log in