Previous Entry Поделиться Next Entry
Мое выступление в Общественной палате



Сегодня я выступала на пленарном заседании Общественной палаты, где обсуждался ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2010 г.

Я член комиссии Общественной палаты по развитию образования, и мне показалось важным отметить некоторые моменты. Я говорила о дополнительном образовании, которое пока не получило нормативной поддержки в нашей стране. Отдельный закон о дополнительном образовании пока не принят. В 2001 году законопроект был одобрен Госдумой и Советом Федерации, но президент его отклонил, так как справедливо посчитал недоработанным.

Я считаю важным поднять вопрос о дополнительном дистанционном образовании. Для детей с ограниченными возможностями оно может стать основным. У многих из них нет никакой другой возможности получать образование, и понятно, что для таких детей нужна отдельная проработанная программа, которая уравняет их в возможностях с остальными. Это первое.

Второе – это дополнительное образование для обычных студентов. Оно тоже очень важно, потому что оно позволит делать то, чего не может позволить основное. Желательно сделать эту программу интерактивной и динамичной. Необходимо менять образовательные курсы быстрее, чем это происходит с курсами классического академического образования. Это особенно необходимо в специальностях, связанных с технологиями и информацией. К сожалению, во многих вузах качество этих дисциплин совсем неудовлетворительное. Например, я знала из первых рук историю о том, что в Рязанской радиотехнической академии студентов учат программированию на языке, который давно уже не используется, и чтобы найти потом работу и отвечать требованиям рынка, большинству из них приходится самостоятельно получать дополнительные знания.

В основном образовании есть жесткий регламент, по которому учатся студенты. Для того чтобы внести любые изменения по предмету, должно пройти 3-4 года. Но как на фоне этого можно говорить о неизменности, например, курса информатики?

Также очень важно понять, как изменилась система получения знаний. Сегодня стопроцентное посещение лекций не является гарантией хорошего образования. Чаще всего на этих лекциях студенты спят или приходят ради зачета. Порой они уже знают то, о чем рассказывает преподаватель, или могут найти более полную информацию в интернете.

Применение технологий и дистанционного интерактивного образования позволит повернуть образование в более прикладную сторону, что даст людям возможность не просто учиться, но и устраиваться на работу. С этой точки зрения дополнительное образование может помочь студентам компенсировать издержки основного образования, на изменение которого потребуются годы. А изменения, связанные с дополнительным образованием, можно совершить гораздо быстрее.

Сегодня на территории России работают более ста иностранных организаций, предоставляющих качественное дистанционное образование, российские же вузы отстают в этой сфере на пять-семь лет, и необходимо развивать ее, чтобы избежать дальнейшей экспансии западных вузов.

Надеюсь, что мои слова будут услышаны и развитие в этом направлении все-таки начнется.


Я, меня, мне - это все что удалось прочитать. Так о чем шла речь то ? Там бы ещё кто нибудь кроме вас ?

Надо ли преувиличивать роль компьютера в образовании?
Да, серьезное подспорье.
Но, как правило - игра, порно, троллинг.

Судя по одному комменту, тема вызвала огромный интерес.

вы уже два оставили - значит, глубоко неравнодушны. пускай и не осилили текст

Для детей с ограниченными возможностями оно может стать основным.
-------------------------
а для студентов-инвалидов? Ведь образование на школе-то не заканчивается.

вы сами, кажется, и ответили на свой вопрос) просто конкретно этот спич Тины касался школьного образования

(Удалённый комментарий)
Можно глупый вопрос? А чем так опасна экспансия западных вузов, что ее нужно обязательно избежать?

ну ничем особенным не опасна (кажется, про это и не было месседжа у Тины), это просто показательно, что пока наши вузы недорабатывают, будут востребованы западные.
ничего страшного, просто дурной симптом.

Полезным делом занимаетесь…

Вообще по мне многие просто недооценивают бескрайних просторов интернета.
Для подготовленных пользователей он может открыть массу возможностей.

Ах, как Вы во всем правы, уважаемая Тина. Хотелось бы, чтобы Вас все-таки по-настоящему услышали и сделали выводы. Удачи Вам!

что ж, вы отметили правильный диапазон не просто проблем, а тех вещей, которые можно решать собственными усилиями, не дожидаясь законов гос думы, гражданам - хотя, если вы будете ставить тему ребром и далее, то, надеюсь, появятся-таки необходимые законы для нашего образования.
кстати, вас тоже с наступающим)

во Франции многие ВУЗы предлагают он-лайн образование. Многие лекторы выкладывают свои лекции на специальную университетскую страницу, где каждый студент её может прослушать перед экзаменом ещё раз. Я считаю, что хорошая идея. Только Тина не очень углубила сюжет. Программу сложно разработать, говоря об этом. Я считаю, что нужна какая-то база и основа для университетов.. нужно педагогов обучить пользоваться интернетом и компьютером для начала. Конечно, новое поколение педагогов уже в курсе всех изменений, но, как говорит сама Тина, в Рязани информатику изучают по старой терминалогии.. Я вот знаю программистов, которые работают барменами из-за того, что не могут найти работу по специальности..я про маленькие города. Вот привлечь бы всех барменов-информатиков, чтобы они информационную базу для университетов создавали, тогда можно будет говорить об он-лайн образовании..

Я вот знаю программистов, которые работают барменами из-за того, что не могут найти работу по специальности..

Гммм... А интернет у них есть?..

отлично! хотя бы вы в общественной палате заговорили об онлайн-образовании, спасибо!
а мистер фурсенко, быть может, и не ведает, что такое интернет...

вам никто не мешает его и дальше смотреть, могли бы не выключать телевизор

Очень все здорово и правильно сказано, надо чаще говорить об этом и может быть когда-нибудь все озвученное будет реализовано.

Правильные слова и по существу! Хочется надеяться, что в федеральном собрании прислушаются к вашему мнению - потому что оно звучит очень трезво.

(Удалённый комментарий)
Вопрос вот какой -- как ориентироваться?.. Как составить себе долгосрочную программу?.. Где какие курсы, какого направления?.. Какие марки лучше?..

Ну и, конечно, психологический момент, связанный с выкладыванием денег за свое образование из кармана. После 15 лет государственных харчей это 1) непривычно 2) весьма обязывает подумать о том, как затраченное потом "отбивать" ;)

от программиста

по поводу языка программирования вообще в точку! Изменение программы на более современную не нужно никому из руководства учебных заведений и тем более "пожилых" преподавателей. А страдать из-за этого приходится студентам

Re: от программиста

У нас тут (ВМК МГУ) на первом курсе экспериментируют с переводом практикума с Паскаля "на более современный и индустриальный" Си. Так вот, лучше бы оставили программу курса "Алгоритмы и алгоритмические языки" в покое, т.к. основные понятия алгоритмизации никуда не деваются, и изучать их можно на чем угодно. А если человек понял рекурсию, хоть на каком ЯП, то он уже попадает, для начала, в те 20% программистов, которые ее не боятся и умеют использовать.

Сложно все это.

Вот и активные действия и предложения, которых все ждали от представителей ОПРФ. Вперед, Тина! Дополнительное дистанционное образование - это то, что нужно! Сам недавно записался на подобный курс, занятия по скайпу, на большее времени нет, но друг сказал, что этого более чем хватает и ездить никуда не надо.

Почитала каменты. Особенно первые. И чего их сюда приводит? Идите к Тёме и там выёживайтесь.

Пойдем к Теме

Пойдем к Тёме.
Тут уже есть кому выёживаться.

а необычные студенты это кто?

Обычно всё необычное - обычно

Гарри Поттер, Рон Уизли...

Тина, если это еще возможно, то прошу Вас повлиять на формат обучения в школе. Идеальной формой считаю погружение школьника в один предмет, а не во все сразу. Будет лучше, если ученик сперва выучит курс математики и не будет отвлекаться на русский или литературу. А когда математику сдаст, то приступить к изучению и сдаче другого предмета. Когда школьнику по 45 минут преподают физику, потом 45 минут химию, потом 45 минут русский, потом 45 минут математику, то под конец дня в голове полная каша. Надо разграничить предметы и изучать по-комплексно. Поверьте мне, - толку от образовательного процесса будет больше. Ребенок должен погрузиться в предмет и ни на что не отвлекаться. Так будет лучше в конечном итоге для страны.

Дистанционное онлайн образование в конечном итоге победит. Потому что это очень удобно: не нужно по утрам везти ребенка по пробкам в школу, не нужно платить преподам за покраску стен, за установку окон и т.п.. Рано или поздно это войдет в жизнь. И если, Тина, Вы добьетесь этого, то обещаю, что я напишу песню в Вашу честь :))) Я серьезно - Вы говорите очень правильные вещи!

всёТОЧНОтакие же

УГРЮМЫЕ Лица( Они сДетства попривыкали... соШкол...

Дополнительное образование - это лишь верхушка айсберга проблем отечественного образования.
Нужно прежде всего говорить о развитии непрерывного образования, чтобы человек учился учиться еще в школе и полученные им знания могли быть применены и в профессиональном, и в послевузовском, и в дополнительном образовании. В отношении Вашего примера о дистанционном образовании это означает, что в школе нужно учить и правильному применению соответствующих интернет-технологий (как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающегося).

Что касается устаревших программ во многих вузах, то корни этого лежат в "особенностях" труда наших педагогов. В отличие от западных коллег, аудиторная нагрузка которых составляет в среднем от 200 (для профессоров) до 500 (для младших преподавателей) часов в год, то в России - 700-900 часов (при установленном Минобрнауки максимуме в 900 часов из 1510 часов в целом за учебный год).
Прибавьте сюда еще методическую работу в размере 400-500 часов в год.
В итоге на проведение научных исследований в учебном году остается чуть более 100 часов, что по меркам современного университета очень далеко от нормального.
Плюс работа преподавателей по совместительству в двух-трех вузах, чтобы более-менее прилично зарабатывать (не берем в расчет вузы, где поставлена на поток хоздоговорная деятельность - таких реально мало).
А без проведения научных исследований невозможно следить за актуальной научной информацией и готовить на её основе востребованную временем учебную программу.

Плюс работа преподавателей по совместительству в двух-трех вузах, чтобы более-менее прилично зарабатывать (не берем в расчет вузы, где поставлена на поток хоздоговорная деятельность - таких реально мало).

Угу, вот это самая подстава. Из разряда "а вы понедофинансируйте хронически отрасль и посмотрите, как отреагируют подопытные".

Все больше убеждаюсь, что чем переделывать существующую систему, проще построить рядом новую и всей страной переехать. Кажется, непрерывное дистанционное онлайн-образование — это годная перспектива. Причем построенное не на иерархических, а на сетевых принципах.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Тема затронута очень важная. Хорошо бы нашлись сторонники, чтоб поддержать проблему образования в стране.

?

Log in