Previous Entry Поделиться Next Entry
Интервью МК
Мое интервью МК.



О том, что не устраивает нынешнего тинейджера в школе, как мотивировать его к учебе и научить добиваться успеха, как вырастить талант, “МК” рассказала телезвезда, ведущая программы “Самый умный” для одаренных детей, преподаватель РГГУ, член комиссии Общественной палаты по образованию и просто красавица Тина Канделаки.

— Тина, почему вы решили всерьез заняться проблемами образования — на телевидении и в Общественной палате?

— На протяжении семи лет, пока я вела передачу “Самый умный”, у меня перед глазами прошло несколько поколений одаренных ребят, у которых главная жизненная мотивация — это как раз образование, саморазвитие. Однако я вижу на примере собственных детей: нынешняя система образования быстро устаревает. Отчасти этот процесс связан с распространением Интернета. По последним исследованиям, в аудитории 16—19 лет проникновение в Сеть составляет 89%. Они активно представлены в социальных сетях, обмениваются и сами производят контент при помощи мобильных гаджетов, чувствуют себя в глобальных потоках информации как рыба в воде, а потому требуют нового подхода в получении знаний. По сравнению с нами в их возрасте нынешние дети более требовательные, взыскательные, критически мыслящие, и этот факт необходимо учитывать при выработке улучшений российской образовательной системы. В то же время привычный для них быстрый способ получения информации негативно влияет на умение воспринимать “сложные знания” в больших объемах и правильно их структурировать. Поэтому я убеждена: установку на модернизацию образования следует продвигать с участием новых сил: бизнеса, вузов, интернет-сообщества. Общественная палата — одна из лучших площадок для реализации этой цели.

— Каких конкретных результатов вы успели добиться на этом поприще? Что еще предстоит сделать?

— Во-первых, сейчас моя компания занимается разработкой нового интернет-портала, предназначенного для поиска молодых талантов. Бизнес и государство смогут пользоваться этим сайтом для привлечения перспективных ребят к работе и учебе. На текущий момент существует множество организаций, готовых инвестировать в молодежь деньги и время; основная проблема — найти этих ребят. Во-вторых, в начале декабря я провела “круглый стол” с участием ректоров вузов, руководителей крупных компаний, представителей государства, СМИ и интернет-сообщества. Мы обсуждали оторванность учебных планов от реальных потребностей рынка труда. Пришли к выводу, что компаниям следует плотнее взаимодействовать с вузами. Договорились с бизнесменами, что я соберу участников программы “Самый умный”, и мы организуем стажировки в ведущих IT-компаниях.

— Легко ли общаться с одаренными детьми? Чем, кроме своих талантов, они отличаются от обычных ребят?


— Одаренный ребенок — это не диагноз. Любой ребенок имеет потенциал. Скорее дети делятся на тех, у кого есть возможности раскрываться и искать себя, и тех, у кого нет. Я бы хотела, чтобы возможности для всех, кто ищет, были одинаковыми. Общаться с детьми легко, главное — найти подход. Вы знаете, многие одаренные ребята в школе сталкиваются с неадекватным отношением сверстников, поэтому они не доверяют окружающим. У меня в программе они раскрываются. Разумеется, здесь еще сказывается и сам факт того, что дети на съемках, перед камерами, и меня они много раз видели по телевизору. Но все равно при разговоре с каждым ребенком во время игры я должна добиться его доверия, и у меня есть на это пара минут, не больше.

— Ставите ли вы их в пример своим детям?

— Может быть, это прозвучит очень самонадеянно, но Мелания с Леонтием запросто могли бы принять участие в “Самом умном”, просто они пока не высказывали такого желания. Хотя идеи об их вовлечении в проект постоянно витают в воздухе. Мои дети очень активны. Они, как и их ровесники, безусловно, хотят, чтобы мама проводила с ними как можно больше времени, но с пониманием относятся к моей работе. При возможности они приходят ко мне в студию и видят, насколько программа “Самый умный” важна для других детей. Мелания с Леонтием смотрят мою передачу с таким же вниманием, как и любые дети в нашей стране.

— Нужно ли нам всеобщее высшее образование и есть ли ему альтернатива?

— Высшее образование, которое получают только ради корочек, мне кажется профанацией. Сегодня вузы выпускают тысячи специалистов в области экономики и менеджмента, которые в итоге не могут найти себе работу и уходят из профессии. Альтернативой я вижу увеличение числа учреждений среднего специального образования. Сейчас окончить ПТУ — это стыдно. Но если всерьез заняться поднятием престижа и качества профессионального образования, эти училища начнут выпускать на рынок людей прикладных профессий, которые сейчас так нужны.

— Правда ли, что нынешний студент “ленив и нелюбопытен”?

— Мне кажется, что соотношение активных и пассивных людей всегда одинаковое. Есть молодые люди, которые чувствуют конкуренцию и хотят развиваться профессионально. Такие с интересом посещают семинары, сами устраиваются на практику, ведут исследования, занимаются самообразованием, благо Интернет такую возможность дает всем. Но при этом есть и инертные учащиеся, за которых выбор сделали родители, и они пришли в вуз только за дипломом. Лично мне более симпатична первая категория. Между тем сегодня пассивную часть аудитории можно расшевелить гораздо быстрее, потому что для этого появилось огромное количество интерактивных средств вовлечения в интереснейшие процессы. Захотим ли мы их применять — это другой вопрос. Например, этой осенью я начала читать курс лекций об Интернете в РГГУ и, разговаривая со студентами, поняла, что для них тоже очень важно иметь возможность интерактивного общения. Социальные сети изменили способ мышления и потребления информации. Раньше информация потреблялась в дидактической форме, а теперь информацию хочется потреблять в ходе диалога. На своих лекциях в РГГУ я свободно общаюсь со студентами прямо во время занятий: мы делаем множество различных заданий, смотрим ролики и разбираем примеры из практики.

— Но как при этом избежать профанации дистанционного образования в России и его превращения в торговлю дипломами и аттестатами?

— Вы знаете, можно спокойно торговать дипломами и аттестатами и при очном образовании. Здесь вопрос скорее в самосознании самих учащихся. Они должны понять, что купить можно многое, но ни за какие деньги невозможно стать эффективным сотрудником. Многие капитаны отечественного бизнеса не оставляют бизнес своим детям и открыто говорят об этом. Таким образом они подтверждают, что, когда дело касается работы, требуются профессионалы. Надо мотивировать детей и объяснять им, что жизнь сегодня в России дает большие возможности. Но по-настоящему реализуют эти возможности только те, кто сможет участвовать в честной конкурентной борьбе. А что касается виртуального допобразования, то оно непременно должно быть платным. Люди, сами платящие за учебу, знают, кем они хотят стать, и всегда относятся к образованию с большей ответственностью.

— На какие проблемы образования Общественная палата хотела бы обратить внимание властей в первую очередь? Какие предложения в этом направлении она готовит?

— Преодолеть намечающийся кризис поможет только комплексная реформа высшей школы. “Демографическая яма” — это наш шанс реформировать систему образования. При этом нельзя уповать только на государство. Чтобы максимально безболезненно пережить кризис, учебным заведениям необходимо наладить сотрудничество с бизнесом. Кроме того, необходим переход на систему разделения бюджетов школ на три уровня, необходима реформа науки. Все эти процессы взаимосвязанны, и один без другого неэффективен. В связи с этим Общественной палате следует расширять дискуссионную площадку, чтобы все большее количество людей могли вникнуть в суть проводимых реформ. Проблема в том, что многие критики системы не читали даже законопроекта. Важно, чтобы люди поняли, какие у них появляются права и преференции, потому что масштабная реформа системы образования — это огромные возможности и для учащихся, и для преподавателей.

  • 1
(Удалённый комментарий)

Здравая, но лукавая

так как очевидно, что поднять престиж рабочих специальностей возможно единственным способом - высокой зарплатой, позволяющей жить рабочему не хуже старших продавцов магазинов и младших офисных сотрудников.

Очень хочется воспитать не только образованного, продвинутого и умного ребенка, но и контактного, социально адаптированного и умеющего общаться. Это кажется простым приложением к личности, а на самом деле порой умные дети из-за замкнутости и неумения общаться остаются аутсайдерами настоящего полноценного жизненного драйва. На раз-два решая интеграл не знают, с какой стороны подойти к реальной девочке и предложить пойти в кино, чувствуют себя "как рыба в воде" в социальной сети, а друзей настоящих нет...

а какими свойствами должен обладать ребенок, чтобы называться одаренным?

Вы очень правы, что занимаетесь именно этой проблемой. Помню я начала прогуливать школу уже в 5-ом классе. Это был нонсенс. А мне тупо не хотелось туда ходить. При этом я ходила вечером в муз школу и там мне было интересно. Все училки в школе меня ненавидели, ставили 2-ки только потому, что я пыталась отстоять свое право на свое мнение. И все дико удивлялись, когда узнавали, что оказывается я не такой "упырь", что я оказывается на фано играю, муз сочиняю, пою и т.д. Была б моя воля, вообще бы туда не ходила. 10 лет сплошных страданий. Вообщем, я к тому, что ребенок проводит в школе большую часть своего времени. И если нет взаимопонимания детей и учителей, интересного учебного образования, то это СТРЕСС для ребенка ходить туда и проводить там столько времени, где ему тупо не хочется и не интересно((( ужос. конфликт с самим собой. Ребенок понимает, что надо ходить, но не понимает, почему же он не хочет. Печально, по своему опыту говорю((. А еще бред разделять классы на гуманитарных и технических! я вот никогда не могла понять, кто я по складу ума. Мне всегда нравилась математика, физика, история и литература.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Re: "единицы меняют страны - есть мозговое ядро"

сейчас единицы уехали на Запад и там участвуют в разработке, например, графена. Потому что в России наука уже развалена, высшая школа начинает разваливаться, систему ПТУ надо не пропагандировать, а создавать заново! ну, кому-то нравится работать с умными детьми. по крайней мере человек делает то, что ему интересно и что она может сделать! надеюсь, что при связях Тины процесс продвинется дальше простого обозначения проблем!

(Удалённый комментарий)

Re: "при связях Тины процесс продвинется"

а вы считаете, что она была кем-то выбрана? и кто-то указывает ей, что говорить в общественной палате, писать в блоге и твиттере??

(Удалённый комментарий)

Re: "а вы считаете, что она была кем-то выбрана"

мы сейчас говорим о Тине не как о ведущей, а как об общественном деятеле. вот я не помню каких-нить инициатив Ангелины Волк или Екатерины Андреевой. Екатерина Стриженова больше известна как жена режиссера Стриженова, ну иногда в КВН светится! никто из них не продвигает в общественной палате проекты! может я чего-то не знаю и Канделаки туда выдвинули от какой-то организации?

"...общественный деятель"...

...отключила deriy возможность отвечать. Успехов в общественной деятельности!

(Удалённый комментарий)
поддерживаю! уже наблюдала несколько курсов по поводу медиа-технологий для гуманитариев - и не могу сказать, что осталась довольна качеством увиденного. не сомневаюсь, что у Тины должны быть достойные лекции, но побывать на них вряд ли удастся, а вот почитать или посмотреть в интернете - было б здорово)

Присоединюсь, я бы тоже почитал расшифровки лекций Тины или видеозапись если такая имеется.

(Удалённый комментарий)
Да она больше русская, чем многие коренные. Если у вашего ребенка хорошая учительница грузинкой будет - переводить в другую школу будете?
Хорошо, что решает кто-то проблемы российских тинеджеров, причем тут национальность?

(Удалённый комментарий)
блин, кругом националисты! если сами ничего наладить не можем, только разваливаем и воруем, да пердим из-за клавы про ничтожность других! она не унижает нашу культуру и не навязывает свою! что за люди - страна в жопе, а некоторым только бы потроллить! это работа такая или хобби?

(Удалённый комментарий)
может ещё какие-то выражения замечены? чего всего одно-то? может она агент Саакашвили и заброшена сюда внести смуту в умах великой русской единой нации!

(Удалённый комментарий)
думал. но кому это может быть выгодно пока не понял. до плотного чтения её блога не дошёл. если честно - некогда. так в твиттере иногда почитываю её высказывания - эмоциональные, открытые. у вас как я понимаю тоже нет ответа на вопрос - чьи интересы лоббирует Канделаки в Общественной палате?

Ваше право считать как вам вздумается, вы давно в последний раз ее в телике видели? Так много проектов на тв сейчас у нее? Где вы видете тв-пиар тут? Разве, что ролик о программе "самый умный" в соседнем посте. А за права русских она поболее многих русских чинуш вступается и отстаивает в общественной палате, в то время как "русские" обожравшиеся кровушки чиновники прячутся по кабинетам, в администрациях, и для банального рассмотрения жалобы нужны месяцы!!! А Тина предлагает прозрачность в сообщении с властью, чтобы разговор шел так же как сейчас проходит наш с вами (ну примерно, конечно :)), был более открытым и присутствовала обратная связь. Для меня она - настоящий русский человек с грузинскими и греческими корнями, вот и все.

(Удалённый комментарий)
Вы случаем не в бреду? Везде следы медвепута мерещатся? Может еще скажете, что Тина агент ЕдРа?
По сравнению с ротацией года 2 назад, сейчас на тв она крайне редко, больше в интернете. А Собчак здесь вообще причем? Вторая вообще оторвана от происходящего в обществе, не считая гламурных тусовок. Кумиров не стоит создавать ниоткуда, а интересные идеи и направления нужно уметь выделять беспристрастно.

Нужно за дистанционное образование государству браться сейчас, иначе за него схватятся частники-непрофессионалы - нужно площадку качественным продуктом занимать сейчас, иначе следом она может утратить доверие. Очень хорошо, что Тина, член общественной палаты, задалась этим вопросом.

Конечно, всем симпатичны более инициативные люди)
Но инертным тоже надо помогать, знаю таких, все, чему они по-настоящему обучались - все из интернета, через онлайн курсы и видео-руководства, вы абсолютно правы, для многих - это лучший способ.

Нунннну., просто офигенски.... Ух.... )))

Так держать! +1 Отличный пост.

Помогите найти одаренных детей

Вы всё время с детками. А нас лишили наших детей. Нелли и Мария занимались музыков, плаванием, рисованием, а сейчас... Где они, что с ними?
Социальная служба Швеции незаконно изъяла 12летних девочек – близнецов Марию и Нелли Умаровых, граждан Российской Федерации.
Социальная служба Швеции предварительно оклеветала маму девочек, журналистку Наталью Петрову, которая также является гражданкой РФ.

Мы родственники, журналисты и правозащитники разыскиваем детей, которые с 16 декабря 2010 года лишены дома, материнской любви и тепла, своих книг и прочих личных вещей.

А шведские чиновники цинично заявляют, что дети будут переданы на перевоспитание в нормальную шведскую семью!
Но у Марии и Нелли есть своя родная российская семья!

Мы ищем наших девочек и просим всех, кто знает что-нибудь о них, об их месте содержания, помогите нам!

Наши контакты:

Наталья Владимировна Петрова (Стокгольм Швеция):

тел.: +7 46738367291, +7 46722088059

Эл. Почта: klementina11@mail.ru

Скайп: nataljapetrova1

Татьяна Бабайкина (Москва):

Моб.тел: +7 917 521 4847

Эл. почта: tbabaykina@yahoo.com

Скайп: ita0211

  • 1
?

Log in