Previous Entry Поделиться Next Entry
Как зарабатывать школам? Образовательная игра в Казани
Тина Канделаки играет со школьниками в Казани

Как бы кто ни относился к предстоящей реформе образования, очевидно, что без новых решений не обойтись. Скандал, который разразился в обществе из-за изменения стандартов обучения, четко показывает: никакие новшества в образовании невозможны без эффективного диалога. И главное звено в этой цепочке – не чиновники и даже не учителя, а дети.

Современные школьники уже не хотят, чтобы все решали за них. Они имеют свой взгляд и на реформу образования, и на новые стандарты. Более того, часто они могут предложить нестандартные и, что важно, очень эффективные решения. Именно поэтому кульминационным моментом моей поездки в Казань стало посещение лицея им. Лобачевского.

Я предложила татарским школьникам принять участие в эксперименте. Вместе с моими коллегами мы придумали образовательную игру в формате workshop.



Восемь команд, в каждую из которых вошли школьники, учителя, журналисты и даже министры, строили «идеальную школу».

Альберт Гильмутдинов, министр образования и науки Татарстана
В центре министр образования и науки РТ Альберт Харисович Гильмутдинов

Из госбюджета с моей легкой руки им было «выделено» по 40 тысяч рублей (к сожалению, только виртуально). На них команды и должны были выстроить эффективную образовательную систему. Участники могли привлекать и дополнительные источники, но тогда им нужно было выстроить бизнес-модель финансирования школы.

Надо сказать, что игра началась очень бурно. Участники галдели, кричали, спорили, а в кулуарах можно было услышать необычайно смелые детские диалоги:

– А нужна ли нам вообще математика?
– М-м-м... Да, это очень дорого!
– Ты что, с ума сошел?! Нам еще ЕГЭ сдавать!

В процессе игры я заметила один очень интересный момент. Больше всего идей было именно у школьников, и все из них были прогрессивными. Удивило меня еще вот что. Большинство участников прекрасно понимают, как нужно зарабатывать их школе. И это не абстрактные мысли, а конкретные решения. Например, одной из команд не хватало денег на содержание школы, и они увеличили сумму за дополнительные уроки. Но не за счет своих родителей, которым пришлось бы больше платить. Они предложили организовать преподавание дополнительных предметов для учеников других школ – через интернет.

в процессе игры

Еще одна команда развернула настоящую предпринимательскую деятельность: ребята превратили свою школу в языковой центр для взрослых. Другая команда решила привлекать спонсоров за счет различных образовательных гаджетов. Но и на этом дети не остановились. Они создали систему добровольного страхования и программу языкового обучения для европейцев. И знаете, что самое удивительное? Все эти предложения придумали дети! У меня сложилось такое впечатление, что, если школьникам дать возможность улучшить реальную систему образования, они введут такие новшества, что в плюсе окажутся абсолютно все.

Канделаки делает упор на инновации

При помощи нашей игры можно провести настоящее исследование образовательных потребностей и пожеланий российских школьников. Так, подавляющее большинство ребят делает упор на инновации. По мнению казанских школьников, неотъемлемой частью обучения должны стать современные технологии: электронные ридеры, интерактивные доски, обязательный Wi-Fi. В старших классах нужно углубленное изучение информатики. Уже в начальной школе надо начинать изучение иностранных языков. Такого мнения придерживается почти половина участников.
Большое внимание школьники уделили дополнительному образованию. В качестве дополнительных занятий в первую очередь выбрали спорт, компьютерный дизайн и творческие лаборатории. Также важным ребята считают знакомство в старших классах с азами будущих профессий.

Канделаки берёт интервью о поколении Digital Natives

Игра показала несколько очень важных вещей и мне, и учителям, и правительству Татарстана. Эффективность школы напрямую зависит от модели ее финансирования. А это, в свою очередь, требует создания новых форматов и поиска дополнительных источников финансирования. Такой прогрессивный подход к образованию есть у сегодняшних школьников – поколения Digital Natives.

Я думаю, будущее образования не в последнюю очередь – именно за их бизнес-подходом и прогрессивным мышлением.

(задумчиво) В школе можно освободить часть помещений и сдавать под офисы

(Удалённый комментарий)
Участники галдели, кричали, спорили, а в кулуарах можно было услышать необычайно смелые детские диалоги:
– Ну что, по Яге сегодня?
– М-м-м.. Давай по две и пыхнем сверху!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
По моему школы не должны зарабатывать! Их цель другая - обучать! А иначе зачем нас вообще государство? Смысл платить налоги? ... Гаишники и все чиновники тоже могут перейти на "самоокупаемость"

А также армия:

"Матка, млеко, сало, яйки!"

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
хорошо наши с этим блогом придумали похоже)))

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Тина, а слабо приехать в обычную школу? И попробовать им втереть про новую систему, а?)))

а слабо обычной школе взять кусок ватмана, разноцветные карточки и так же поиграть, а?)

Спасибо за идею!

Хорошая статья, хорошая игра, спасибо, Тина! Возьмем на заметку!
Думаю, мы проведем такую игру у себя. Только команды, возможно, сформируем по-другому - ученики, учителя, директора, управленцы, родители, как-нибудь так. Подумаем. Во-первых, действительно могут "выстрелить" идеи, во-вторых, и детям, и родителям и учителям важно показать, как формируется и распределяется школьный бюджет.

А может вы выложите исходные макеты этой игры или будете по стране ездить с такими семинарами? В любом случае - идея такая простая, и так цепляет! И развлечение и креатив в одном.

СИНДРОМ проверяющего

Когда в школу приезжает комиссия или, что ещё хуже, "образованная" журналистка, то в школе случается БЕДА под названием ПОКАЗУХА.
Школа - это социальное достижение общества и ГАРАНТ его(общества) развития.

Система мздоимства в российских школах выстроена давно и прочно:"за охрану","за уборку класса","за тестирование" и т.д.Педагогам не перепадает, как правило, ни-че-го. Они "крутятся" сами, если отсутствие совести позволяет.Поэтому разговоры о зарабатывании школами денег - мягко говоря, вызывает недоумение... Школа - не бизнес-проект!!!

Жгучее желание автора данного журнала "оставить борозду" в постсоветском образовании, которое рушат-рушат, да всё никак не разрушат - достойно особо пристального внимания. ЗАЧЕМ ТАК СТАРАЕТСЯ Т.Канделаки??? ЧТО она понимает в методологии образования, межпредмерных связях, планировании учебного процесса??? Зачем будоражит и развращает юные души детей, которые с правовой точки зрения недееспособны и у которых есть единственные ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ - их РОДИТЕЛИ???

Никто не познакомил россиян с Болонской моделью... России НАВЯЗЫВАЮТ устаревшую модель образования, но чтоб КАК У ВСЕХ !!!!

Т.Канделаки!!! Получите педагогическое образование!!!! Поработайте в школе лет ПЯТЬ!!!
И только после этого касайтесь образования в белых стерильных перчатках....

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Деловые игры неплохо провести среди тех, кто разрабатывает стандарты

С принудительным размЕщением в СМИ процесса проведения и результатов... Вот это будет Ш О У !!!

Детей можно сдавать на уборку картошки или еще куда. Вот почему в Оксфорде такой дурью не занимаются. Зачем смешивать финансовые проблемы школы которую не финансирует государство с образованием детей. Зачем придумывать велосипед. Взрослые должны заниматься финасированием, а дети должны учится.

КАК ГОВОРИЛИ КЛАССИКИ:" Пилите, Шура, пилите..."
Распил - это вам не откат...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
А в чём проблема? Частные школы разрешены!!! ПРОФИНАНСИРУЙТЕ!!! Наберите педсостав, арендуйте помещение, лицензируйтесь, аккредитуйтесь - И ВПЕРЁД!!!
ФЛАГ ВАМ В РУКИ!!! ДАЁШЬ подмосковный осколковский инкубатор ГЕНИЕВ ЗА ДЕНЬГИ!!!!

НЕТ ВАМ в этом ПРЕГРАД!!!

(Удалённый комментарий)
это ппц. давайте армию и гиббд тоже на самоокупаемость переведем.

уже с сегоднешнего дня - "яйки, кури!! быстро-дафай"

В такую игру должны играть все школы, которые стремятся к тому, чтоб стать прогрессивной. Задумка отличная!

какие вы молодцы!!! чтобы не говорили

сто лет им школа нужна вместе с учителями! главное - гаджеты и игры подавай.

В этом и фишка, чтобы детям создать мотивацию через игру и окунуть их в мозговой штурм, мне такой подход нравится. В школе в младших классах по некоторым предметам у нас были экспериментальные программы в полуигровой форме, потом те предметы меня интересовали больше всего и успеваемость тоже по ним была лучше.

(Удалённый комментарий)

Есть на кого равняться

Хотелось узнать, это ваша первая подобная поездка? А что касается Татарстана, то они молодцы. Наша Свердловская область тоже сейчас равняется на них. Многие вещи уже реализованы, в том числе и школе. Будем надеться, что будет еще лучше.

Люблю такие мероприятия) Вот бы у нас в школе в свое время такое проводили. Столько же всего можно придумать. Игра-то до той поры пока не пойдут дельные мысли и она не превратится в мозговой штурм с настоящим бизнес-планом)

сдавать актовый зал в аренду таджикам

А как вы относитесь к начинанию астронома и фантаста Ника Горькавого - к созданию ВикиШколы http://community.livejournal.com/wikischool_ru/ и к ПРИГЛАШЕНИЮ к сотрудничеству с Викишколой http://community.livejournal.com/wikischool_ru/7114.html ??

Edited at 2011-03-02 09:59 (UTC)

Раз уж про школу и деньги, попробую посчитать

Финансирование на одного ребенка в месяц - около 6000 (в разных там ЦО - больше) Среднемосковская школа - 600 человек детей. Умножаем. 3 600 000 - деньги, перечисляемые на такую школу в месяц. Учителей, допустим, человек 50. Пусть у них, допустим зарплата 30 000 (сознательно завышаю). 50х30000=1 500 000. Деньги на питание перечисляются на каждого ученика отдельно, так что их я не считаю. Учебники обновляются не так уж часто и раз в год; на охрану, уборку, ремонт, расходные материалы, дополнительные учебники, телевизоры-компы-принтеры-ковры для учителей сдают родители. Остается еще оборудование. Это, как правило, пара комп. классов с не самыми свежими компами, и, в общем, все. А, доски еще, но тоже не каждый год, реактивы... интересно, как часто ставят в школах опыты.. Пример на вычитание решите сами, также найдите ответ на вопрос "Где деньги, Зин?"

Резюме.
Пост, конечно, интересный, мероприятие - хорошо, то оно произошло, ребята хотя бы развлеклись. Но перспектив у всех предложенных решений ровно ноль.

Re: Раз уж про школу и деньги, попробую посчитать

Супер. Теперь считаем внимательно:

Налоги с ЗП учителей: порядка 34% от ФОТ = 510000 руб.
ЗП лаборантов, техничек, библиотекаря, инженера, завхоза и прочего "вспомогательного персонала" пусть порядка 200000 руб. + Налоги с них 68000 руб.

Оплата за коммунальные услуги (электричество, воду, отопление и прочее) - зависит от школы, но суммы как правило очень суровые, коммунальщики на школах "отрываются" (большие площади, большое кол-во учащихся и т.п.). Речь идет обычно о цифрах порядка миллиона в месяц.

Приборы. Знаете, сколько стоит нормальная школьная техника? Копеечный мультиметр для использования в лабах по физике выйдет порядка 2-5 тысяч. Ибо имеет все нужные сертификаты. и пофиг, что китайскую ерунду можно купить в магазине в 10 раз дешевле, школа ОБЯЗАНА иметь "правильную" технику, иначе задолбают проверяющие.

То же про пособия (в т.ч. всякие таблицы, модели). Большинство учителей СО СВОЕЙ!!! зарплаты покупают не только литературу ("Аж" 150 рублей от гос-ва в месяц), но и обучающие программы, бумагу для принтеров, видеофильмы и многое другое.

На ремонт "своих" классов иногда сдают родители. Ремонты столовой, коридоров и классов, в которых не сидят "классные руководители", ремонты протекающих крыш, замена разбитых унитазов и прочие "мелочи" - все на плечах школ.

Так что у обычного директора школы, в которой не учатся "мажоры" и "дети спонсоров", скорее задачка из разряда "Как из одной шкуры семь полноценных шапок скроить". А государство опять перекладывает проблемы на тех, кто и послать-то толком не может. Учителя зачастую - люди с обостренным чувством долга. Хотя и их осталось мало.

Игра крутая. Можно было бы в таком духе сделать целый предмет в рамках основ экономики для школьников. гораздо полезнее сейчас знать кодекс и ориентироваться в экономике и финансах, чем строение клетки или законы Ньютона, которые только в учебниках и имеют смысл, отнюдь ли знание точных наук пригодится тем, кто не идет в техвуз.

очень необычная и хорошо придуманная игра

?

Log in