Previous Entry Поделиться Next Entry
Не отнимайте гаджеты у детей!

© scottvanderchijs/flickr.com

Завтра провожу круглый стол в Общественной палате. Тема «Новые технологии как фактор развития образования в России». Будем говорить о том, как используются технологии в российских школах, чего не хватает и что можно сделать для того, чтобы преподавание стало современнее. Тема интересная и актуальная, спорить по ней можно много. Надеюсь, что завтра будет увлекательная и эффективная дискуссия.

А сегодня я хочу поговорить о том, как технологии влияют на восприятие. Сегодняшние дети поразительно отличаются от нас с вами. Нам уже никогда не быть на равных, потому что мы технологии освоили, а дети с ними родились. Они – поколение Digital Natives, цифровые аборигены. А мы – цифровые иммигранты. И, как многие иммигранты, с одной стороны, завидуем продвинутым технодетям, а с другой – опасаемся их будущей ограниченности. Понятно, что минусы у меняющегося восприятия есть (или это во мне говорит воинствующий иммигрант?). Но есть ли смысл идти на них войной?

Одно из последствий влияния интернета – «ютьюбизация» восприятия. Современный человек научился усваивать большее количество информации в единицу времени. Но делает он это в формате коротких роликов. Это своего рода «клиповое» мышление: мы охватываем большой объем, но делаем это довольно поверхностно. Тут впору вступать критикам: ведь это же ужасно! Что за люди вырастут из детей, нахватавшихся тут и там не понятно чего? Но давайте не будем спешить. Главное достоинство такого восприятия – многозадачность. Дети учатся хватать оттуда и отсюда? Прекрасно! Надо научить их распоряжаться полученным: забыть через 5 минут, остановиться на поверхностном знакомстве или узнать больше о том, что интересно.

Сопротивляться детской компьютеризированности поздно. Глупо отчитывать ребенка за то, что он сидит перед компьютером, вместо того чтобы почитать книжку. Ничего, кроме обратного эффекта, это не даст. Книжки никуда не денутся, но раз уж дети хотят делать десять дел одновременно, надо обратить эти дела им на пользу.

(Удалённый комментарий)
ну не на скрижалях маркером же вы этот коммент написали!

(Удалённый комментарий)
Безусловно, вы правы, недавно читала интересную статью "коммерсант-власть" про образование в Грузии - там каждому ребёнку с первого класса обещают нетбук выдавать (или это уже действует), скорость потребления информации возросла, кажется, в полтора раза по сравнению с прежним прохождением школьной программы!

После ваших путешествий по передовым школам, не сомневаюсь, вам есть что рассказать)
Надеюсь доживу до того дня, когда в России будут технологически оснащенные школы. Все же буквально у нас под руками, нужно только эту волну направить в нужное русло.

Тина, современные дети такие же как и я в детстве. Не стоит сравнивать нынешних детей и нынешних взрослых.

(Удалённый комментарий)

интернет-зло!

те дети,которые читают умные книжки-участвуют потом в шоу САМЫЙ УМНЫЙ.а те кто не вылазят из-за компьютеров-потом прыгают в окно,режут родителей и сходят с ума.

(Удалённый комментарий)
Согласен с каждым словом поста!
Нужно по бигбордам страны расклеить огромные агитационные материалы "Не отнимайте гаджеты у детей!"

мой двухлетка освоил полгода назад айпад и кроме него ничего юзать не хочет. Рисует на нем, играет, мультики смотрит. А я переживаю, что не общаться с книжками- не интересны они ему- картинки не двигаются((

дело со всем не обязательно в айпаде. книжка требует больше усидчивости и сосредоточения внимания, которых двухлетке не хватает. у меня сын рисовать и лепить может и полчаса, а с книжками его хватает максимум на длину сказки "Репка", потом ему уже не усидеть.
я бы больше не из-за книжек, а из-за рисования переживала: малышам важно разнообразие тактильных ощущений, которого айпад не дает. вот если ему айпад рисование карандашами и красками заменяет, это куда более критично в его нежном возрасте, чем отсутствие интереса к чтению.

О пользе компьютерных технологий в учебном процессе

С недавнего времени я стала вести семинары в своей группе (я учусь на первом курсе по специальности "социальная работа"). Все время я беру с собой ноутбук. Я делаю это для того, чтобы сделать процесс обучения более разнообразным. Кроме того, что я спрашиваю со своих одногруппников тот материал, который они должны были подготовить, я еще и сама им что-нибудь рассказываю по текущей теме. Очень люблю дополнять выступления ребят видеороликами. Они короткие и емкие, вся информация из них запоминается быстро, т.к. я выбираю качественные и широко известные источники информации. Лично мне такой формат проведения занятий безумно нравится! Даже когда я ничего не веду, а присутствую на паре в качестве студента, я часто предлагаю преподавателю посмотреть что-нибудь по теме. Помню даже смотрели целый фильм! Преподаватели и студенты с охотой соглашаются на мои предложения разнообразить учебный процесс! Думаю, всем понятно почему)

о_О, Тина задумалась о Поколении Z?

Компьютерные технологии могут очень помочь развиваться любому, в инете сейчас столько обучающих видео и статей, что сейчас и пожилые спохватились изучать то, до чего руки в молодости не дошли)
понравился термин «ютьюбизация». ведь действительно мы перешли от общего к частному и жизнь стала состоять из тысяч и миллионов маленьких элементов, в которых, как в облаке тегов каждый находит для себя интересный сегмент и им занимается, в таком формате и ваша передача Инфомания работает, за что она и любима многими.

(Удалённый комментарий)
хм..это просто удобно..легче.. люди вообще делают и стремятся только к тому, что бы все было легче проще удобнее..а сознание НЕ меняется..!!!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Как-то смотрела передачу с участием психологов (передача шла ночью, а надо бы показывать ВСЕМ днем). Так там все хором говорили, что до пяти лет нельзя детям и близко подходить к компьютерам. Нам ведь не жалко, интернет сейчас у каждого в доме. Но здоровье и физическое, и психическое важнее.
У нас почему-то из всех хотят сделать хороших менеджеров, а надо в первую очередь воспитывать хорошего человека. И тогда каждый на своем месте больше принесет пользы и себе, и стране.

у нас страна в жопе из-за переизбытка менеджеров и нехватки специалистов в других областях.

(Удалённый комментарий)
Что бы узнать чего не хватает, нужно в глубинку заглянуть...

Пока глубинка сама не подтянется, ей ничего не поможет.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Мне все таки кажется к компьютеру детей нужно конечно, ОБЯЗАТЕЛЬНО ,приучать..! но к интернету..позже... хотя бы к тому времени, когда ребенок будет знать реальность какую ту.. что б было с чем и как сравнивать.. Смотрели фильм " Сурогаты" ?.....

а в фильме суррогаты истина изложена?

детей нужно приучать к культуре пользования компьютером вместе с интернетом - вот что важно

Тина, Вы пишете, что "книжки никуда не денутся", но, как ни крути, они у современных детей не в фаворе. И это хорошо, если оии у кого-то занимают почетное второе место после интернета, но, по большей части, и это не так...к огромному сожалению.
И тут я совершенно с Вами согласна по поводу "клипового мышления". Желание узнать больше о том, что интересно, придет позже....и то, с учетом того, что ребенок растет в "читающей" семье, да и школу не будем сбрасывать со счетов..)
Но как бы я не грустила по этому поводу,- я все равно за интернет - куда без него-то теперь уже..!!)))

(Удалённый комментарий)
Правильно, вся проблема в родителях, которые спихивают воспитание детей на цифровые технологии.

Хотим мы этого или нет, наших детей воспитывает компьютер.
И это воспитание отражается на психике наших детей не лучшим образом.

А я согласна с Тиной. У меня двое детей 9 и 5 лет. мои дети активно пользуются компьютером,айпэдом, айфоном, они читают книги, занимаются спортом, строят в сугробах штабы, старший участвует в школьных олимпиадах. Все зависит от нас, от родителей. На прошлой неделе участвовали с моим третьеклассником в каком-то конкурсе: из школы он принес задания на нескольких листах - читаю комментарий для родителей и понимаю, суть проекта отследить как дети умеют получать, искать информацию в книгах и ИНТЕРНЕТЕ.!!!! и все это в рамках предстоящей реформы образования.

Книги - зависит от семьи, от родителей. мои дети читают. читают то что в школе обязывают, читают то, что интересно. Дело в том, что читаю я, читают дяди, тети, бабушки, дедушки. в силах нашей семьи привить детям любовь к чтению.

"Клиповое мышление" - дело возраста, школы, и опять же семьи!!!

Только общаясь со своими детьми, изучая их, понимая их мы можем смело говорить о том, что и-нет нужен, гаджеты нужны.

Очень хороший образ аборигенов и иммигрантов. Правда, две эти общественные формации - два взаимосвязанных сосуда. Они пополняют друг друга. Аборигены берут много у иммигрантов, иммигранты предназначены для того, чтобы натурализоваться среди аборигенов. Наверное, два наших поколения должны идти таким же путем :)
Да, дети на "ты" с техникой! Но создавали эту технику - мы, иммигранты. И современное поколение - это хорошие пользователи, но не очень хорошие создатели. Этот процесс еще больше углубится, когда новая система образования наберет силу. У нас нет таких учебных заведений, как Оксфорд и Кембридж, и Гарвард, и Итон. Поэтому, даже если ты захочешь ребенку дать хорошее образование, ты этого сделать не сможешь. А Европа, например - сможет =) И Гейдельберг останется, и Сорбонна останется. Мы же вынуждены будем программу МГУ спустить до опущенных абитуриентов. Которые будут резво нажимать на кнопочки своих телефонов, айфонов, нетбуков, айподов, калькуляторов, ноутбуков. Известно, что поглотитель информации не способен продуцировать что-то новое. Есть разделение способов мышления. Есть критики идей, эксперты. Есть генераторы идей, и есть исполнители. Так вот, исполнитель никогда не становится генератором, у них разные подходы к информации. Поэтому было бы неплохо, если бы аборигены и иммигранты объединились.

xxx: В моей книжке села батарейка.
xxx: Ненавижу будущее.

В вас сидит матеры капиталист Тина, а не педагог, желающий вырастить Хороших людей. Вы на детях будите зарабатывать. Клиповость мышления - ужасно! Еще, кстати Федерико Феллини об этом говорил много лет назад. Сам ФЕЛЛИНИ!

Авы деткам и рады подсовывать яблочки, ютубы с порнушкой и прочую ерись... То,ч то можно продать. Вы бы им лучше хороших книг дали почитать!!!

(Удалённый комментарий)
Книжки есть и в компьютере. А если не в компьютере, то электронная книга - очень удобный переносной гаджет.
Мой с года смотрит всякие развивалки из Нета, каких в магазине не найдешь, а если и найдешь, то цена зашкаливает.

Все-таки по-русски слово "гаджеты" звучит как-то неуютно :))

книга в первую очередь - это текст. а на чем это будет -на бумажке или в электронном виде.
если ребенок не читает, не к интернету в первую очередь претензии.

?

Log in