Previous Entry Поделиться Next Entry
Итоги круглого стола: технологии в школе – это не только ноутбуки!
Канделаки открывает дискуссию о новых технологиях

Сегодня хочу рассказать о том, как прошел круглый стол в Общественной палате. Тема, напомню, звучала так: «Новые технологии как фактор развития образования в России». Много спорили и соглашались, но самое интересное даже не это. Поразительно, насколько по-разному мы трактуем одну и ту же тему.

Меня удивили мнения о том, что технологии в школах – это только компьютеры. Что это дорогое оборудование, которое не всякий может себе позволить. Что не нужно учить детей работе на компьютере, потому что они и так научатся этому дома. Речь даже не о том, что при таком подходе детей не надо учить читать – у них же дома уже есть книги! Речь о том, что взгляд на технологии в образовании только как на коробку с монитором однобок и ограничен. Использование современных технологий – это не просто обучение школьников бездумно нажимать на кнопки модного гаджета. Это дополнение традиционных и проверенных форм образования лучшим, что есть сегодня. Это комплексный подход. Я уже писала здесь об учителе английского языка из тверской школы №12 Андрее Валентиновиче Мишине. В его классе все время транслируются передачи ВВС, он проводит лингафонные занятия при помощи самых простых микрофонов. Понимаете? Новые технологии – это, прежде всего, выход из привычной плоскости. Новый подход к подаче материала и взаимодействию «учитель-ученик». Именно поэтому меня удивляет позиция тех представителей IT, которые возражают против использования технологий в школах. Конечно, планшет не заменит талантливого учителя. Но сделает его рассказ доступней и интересней.

Давид Ян, Сергей Андреев, Игорь Ашманов говорят с Тиной Канделаки
Основатель компании ABBYY Давид Ян, генеральный директор и президент ABBYY Сергей Андреев, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.

Несомненно, есть примеры, когда учителя используют технологии не для того, чтобы сделать уроки разнообразней, а для того, чтобы схалтурить. Такой пример привела член Общественной палаты доктор педагогических наук Любовь Николаевна Духанина: «Учитель скачивает из интернета презентацию, включает, комментирует, и на этом урок заканчивается».

Тина Канделаки слушает Любовь Духанину
Президент образовательного холдинга «Наследник», вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Любовь Николаевна Духанина.

Но разве в нашем школьном детстве не бывало уроков, тянувшихся под унылый бубнеж учителя по методичке? Этот пример лишний раз доказывает то, о чем я написала выше: технологии – не замена педагогическому таланту. Если учитель ленив или бездарен, самое дорогое оборудование не поможет. Но если педагог ищет новые методы и хочет донести свой материал так, чтобы дух захватывало, он будет использовать все доступные технологии.

Гиглавый и Тхостов
Научный директор Лицея информационных технологий Александр Владимирович Гиглавый и заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ Александр Шамильевич Тхостов.

Что ж, мне кажется, дискуссия получилась. Круглый стол показал: сегодня взгляды на то, какими должны быть технологии в школе, очень различаются. Потому что предлагаются совершенно разные модели образования, от классических до крайне нетрадиционных. Игорь Ашманов, например, настаивает на том, что надо держаться советской системы. А Олег Макаренко (aka fritzmorgen) вообще предложил отменить уроки и превратить учебу в компьютерный квест.

Козловский и Макаренко (fritzmorgen)
Заместитель главного представителя Википедии в России Станислав Козловский и блогер Олег Макаренко.

Фотографии: Ксения Толмачева

Очевидно, что апологеты разных методик никогда не согласятся друг с другом на 100%. И так же очевидно, что реформы будут очень сильно зависеть и от обстоятельств на местах, и от ментальности регионов. Поэтому нужно создать такие условия, в которых энергия приверженцев самых разных точек зрения будет направлена в созидательное русло.

Как вы думаете, если оснастить школу компьютерами, а детям раздать планшетники, это изменит образовательный процесс? Или наша школьная система настолько закостенела, что это ничего не даст?

Странно, что Ашманов утверждает такие вещи, которые он говорил на заседании. Вроде бы современный человек, а выступает настороженно к компьютеризации. Бывает же такое.

Школу надо менять, и я тут согласен с вами, Тина, и с содержательной стороны и со стороны формы - только это сможет дать какой-то положительный эффект.

Ашманов боится потенциальных конкурентов)

надо не просто раздать школьникам планшетники и макбуки, а сделать уроки адаптированными к восприятию через сеть и экран, а информацию урока интегрировать с интернет-поиском... то-есть необходимо не давать школьнику цитаты из учебника на зазубрить, а заставить его искать эту информацию и осознавать ее...

...и тут же на уроке через коллективное обсуждение выявлять ложность или корректность полученной информации, учить анализировать и обрабатывать инфу... учитель в этом случае - не автократ, а участник дискуссии...

Все это делать нужно как можно оперативней во всех звеньях образования... и учить преподавателей всем этим пользоваться... А ученикам/студентам давать больше самостоятельности в обучении..

нужно, чтобы пришли новые учителя - старых обучать бесполезно, максимум на что способны большинство из них - это электронную почту освоить... ну может часть из них будет не писать свои лекции от руки, а печатать на принтере и раздавать ученикам...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
интересный пост, Тина. Согласен, что технологии в сочетании с талантом учителя - это успех. Сам студент пед. института, поэтому проблема знакома. Детям реально интереснее, когда, например, на проекторе показываешь презентацию, или используешь нетбук. В наше время без технологий никак. А те люди, которые за традиционные методы, видимо за компьютер даже ни разу не садились. Печально.

Интереснее - не значит полезнее. Любой предмет теряет свою унылую окраску и становится веселым, будь то даже математика, но при этом он становится нудным и бесполезным.

Я за традиционные методы и учился по традиционным методам, но в тоже время параллельно от школы осваивал и языки программирования и сборку- разборку компьютеров и не смотрел на них, как на блок с кнопочками. В связи с этим и были проблемы с языком, так как-то что ты делаешь на компьютере- делаешь в разы быстрее. Будь-то печать или чтение, в реальной жизни это создает проблемы на бумаге.

Сейчас же все, что предлагается сводится к жеванию готового продукта без продуманной мысли, как это все создать самому и это очень плачевно. Если же учить технологиям, то нужно расширять уроки информатики, но не трогать НОРМАЛЬНУЮ-сформированную базу.

Тина, вы видели презентацию iPad 2? Его прекрасно используют в чикагской школе, работая с непоседливыми младшеклашками. Лично мне проще, когда информация есть в электронном виде, например, потому что я не люблю разбирать свой почерк. Смысл есть, но перед нами другая, гораздо более масштабная проблема: а кто все это будет финансировать? Родители с зарплатой в 30-40К должны покупать детям Макбуки и Айпады? И к тому же, я вот сейчас просто представила свою школьную учительницу литературы (типаж с методичкой), как она делает грамотную интересную презентацию... Что-то из разряда фантастики. Не отделаешься в реформе образования одними техническими новинками, ох не отделаешься. Это должен быть комплекс мер по восстановлению нашей пошатывающейся образовательной системы, а у нас вместо этого делается все, чтобы побыстрее ее развалить. Взять прожект тот для старшеклассников, бррр...

Как всегда всё закончится умными словами, а на деле никакого толка.

Да,такое возможно... все можно в бумажных реформах потерять...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
вы пишете:Побольше б таких учителей, которые несмотря на не самую высокую зарплату готовы не просто формально подходить к обучению, а тратить свои силы, придумывать новое, воплощать это.

вы издеваетесь? те Вам нравится идея когда учитель получая свои кровные 6-7тыс рублей покупал бумагу, компьютер, тратился еще на что то чтобы только деткам понравилось?
А еще многие говорят:"Надо поднимать престиж учителя".

"Новые технологии – это, прежде всего, выход из привычной плоскости."
Вот это правильно, компьютеры нужны, но прежде всего нужно постепенно уходить от неэффективных стандартов. Школам сейчас как никогда требуется молодая кровь и новые решения.

Компьютерные классы нужны, для обучения многим навыкам.

Но вот планшетники в школе, эт что-то странное.
Во первых эти девайсы крайне дороги.
Во вторых они быстро устаревают.
В третьих они банально не приспособлены для детей с точки зрения безопасности. По ударостойкости они не выдерживают критики.

Ридеров пока было бы достаточно, главное большие объемы текста и изображений в маленьком корпусе, но даже это не столь важно, как метод обучения, подход учителя, способность использовать ноутбуки или планшеты или ридеры так, чтобы в процессе обучения появились новые нотки.

Планшетники и макбуки это хорошо. Только не забывайте что дети живут не только в Москве, и ездят не только с папиными водителями. После такого "вброса" техники в школы - несомневаюсь что различного вида рынка, аля Савёловский, пополнятся украденными у детей гаджетами. Поэтому надо быть аккуратнее с внедрением.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
У нас в школе стало намного лучше после появления в школе медиа-центра, нового компьютерного класса, но если в школе появится WIFI, планшетники, то система образования, мне кажется,изменится в лучшую сторону, учиться станет НАМНОГО ИНТЕРЕСНЕЕ!

Лишь бы ученики не пользовались свободой, которые дают интернет и гаджеты в целях только развлекухи)
Но использовать такие ресурсы нужно, материал можно подавать так, что учиться будет интересней и приятней.

(Удалённый комментарий)
Ога, а то вместо учебы получим армию школьников он-лайн во время уроков)) А это прямо противоположно задумке реформы. Она должна сделать учебы интересной, но не превратить ее в развлечение...

хотя на самом деле это уже будут проблемы админов - грамотно закрыть развлекательные айпишники в школе - и все..) Но Тину плюсую в любом случае - как ни крути - инновации нужны. А риск все же благородное дело..)

Настоящий педагог сможет увлечь ученика и без различного роде инноваций - тут нужен талант.. Это как искусство.. которым, к сожалению владеют не все учителя...
И только вот ученики не должны от этого страдать - для этого и нужны подобного рода реформы, изменения, чтобы даже среднестатистический учитель смог используя новые методы увлечь своих учеников, и в конце-концов дать им достойное образование и качественные знания. И уж конечно, новые технологии и всякие гаджеты смогут помочь в этом - так что дело нужное, важное.
Тина, fritzmorgen.livejournal.com и все кто там еще собирались - не останавливайтесь, не слушайте злопыхателей и сделайте нам интересные и хорошие школы!

да!!! и еще раз да! нужны таланты в школе, всё остальное мишура.
То что старые учителя не пользуются современными средствами ни как не говорит о том что они не талантливы и не применяют инновационные технологии. А если им требуется, для достижения своей цели ТСО (компьютер, планшет, телевизор и тд) они используют всё то что есть в арсенале школы.
Только вот одна проблема не тянет в школу талантливых людей. Или даже не так, поработают год - пару лет и бегут от туда, для большентва даже не заработная плата аргумент, а простое отношение. Надоедает оправдываться перед всеми (прокуратура, обрнадзор, санитарного надзора, пожарниками и тд).

Даже спорить не буду о том, что технологии важны для образования, интерактивность и т.п. Элементарно дело даже в том, что: ну научат тебя, ну, будут супер-уроки и обученные учителя, что учиться будет здорово и, на самом деле, детки изменятся, появится интерес к учебе. А дальше что? Наука не развивается в России.. Мозги сидят в лабораториях.. Тут технологиями одними не обойдешься - надо менталитет менять... увы.. но в России легче заработать на "продал-перепродал" и на шоу, чем на собственном образованиии..

....всё так вроде.Но авторитет учителя может быть существенно подорван тем фактом,что на любое его заявление ученик сможет достать из сети прямо противоположное не менее аргументированное мнение....

Не важно,кто этим занимается! Важно, сдвинуть с места(заметьте, не уничтожить) самую консервативную в мире систему образование (кстати везде, не только в России)! Это не просто и не безболезненно!

> Поэтому нужно создать такие условия, в которых
> энергия приверженцев самых разных точек зрения
> будет направлена в созидательное русло.

Два чая автору. Надо, прежде всего, легализовать частные школы с авторскими программами. Чтобы они не были скованы по рукам и ногам затхлой программой. И там уже смотреть — ученики в какой из школ демонстрируют лучшие показатели успеваемости и физического здоровья.

Что касается планшетников — они нужны однозначно. Хотя бы для того, чтобы дети меньше портили спины, таская тяжёлые учебники.

вы пишете: "Хотя бы для того, чтобы дети меньше портили спины, таская тяжёлые учебники."

как тут уже говорили некоторые, а не проще иметь 2 комплекта учебников(для школы и дома) и тогда все со спинами Ваших детей будет отлично, я не прав?

Согласна полностью про примеры о методичках и презентациях.

Моя первая учительница по истории просто считывала с учебных пособий, с 5ого класса по середину 11... Правда этим, слаба богу, не отбила у меня желание изучать предмет. Человек закончил нашу же школу, окончил на тройки институт и вернулся в "свой дом" преподавать, гордилась даже этим. Печально. Большинство других предметов преподавались в том же духе, материал был отличный, но, все подавалось на низком уровне, в первую очередь из-за возраста учителей, конечно.

Последние пол года я училась в другой школе, перешла по собственной инициативе, надо было, конечно раньше уходить. Так вот там, в таких же условиях учителя были совсем другие! Мы спорили, учителя рассказывали!!! Сами! Красочно, завораживающе! На информатике мы не точку "рисовали" месяцами, а делали свои проекты, нас готовили к тому, что в ВУЗе это будет необходимо. Учителя были в большинстве своем моложе, как и сам директор.

К слову, школы обе были спец., с углубл. изучением немецкого языка.

Но самое удивительное, я никогда не хотела компьютер в школе. Мне не нужен был интернет, я ходила в библиотеку, в крайнем случае пользовалась интернетом там или в школе. "Зверьмашина" понадобилась только в ВУЗе и на работе. А многим моим сверстникам погружение во Всемирную сеть только вредило. Неумение самостоятельно размышлять и вообще иметь собственное мнение - самое губительное последствие от Интернета. Поэтому тут надо быть крайне осторожными, вводя инновационные технологии в школы и дома. Ведь у ребенка нет чувства насыщения. А когда это касается информационного рынка - все еще страшнее.

хороший пример, контраст 2 учебных заведений при одинаковых условиях!
а ведь часть "наших" собеседников учились именно в той первой школе, где было все плохо.
Да и я поддерживаю Вас по поводу Интернета, если ребенок не потрудится и не выявит главную мысль из прочитанной книги, а просто возьмет эту мысль в сети то и в следующий раз сделает так же. А мы стремимся наших детей делать образованными.

(Удалённый комментарий)
Тина, проблему нашего образования и роль компьютеров в нем можно представить, как новомодную магнитоллу в жигулях, которая едет в сторону обрыва. Понимаете? Да, это красиво, да это приятно, да это удобно! Но проблема совершенно в другом.

очень жаль, но все, кажется, вновь перевели вопрос о НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ в образовании на довольно простую его составляющую - использование КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в обучении. Второй пункт представляется однозначным - конечно, нужно, можно и должно. Невозможно научить ребенка использовать полученные знания в современном мире, если он не знает какими техническими средствами это можно сделать. Кроме того, все комментирующие (что очень радостно!) понимают все плюсы и минусы современных информационных технологий и сходятся на том, что их нужно применять с умом и определенным ограничением. Это связано и с физической безопасностью детей (возможность нападение и кражи), и с информационным перенасыщением неустойчивых еще умов, и с пресловутой дисциплиной на уроке (дети сейчас научились одновременно делать самые "слушающие" лица для учителя и набирать очередной (иногда безграмотный) текст в мобильной аське), да и с частым подвержением сомнению авторитета учителя... Бесспорно, это даже хорошо, но в разумных пределах, потому что иногда умудряются поставить под сомнение даже аксиому выполнения домашнего задания!
Опять же техническое оснащение должно быть в меру, не все учебники стоило бы заменить на планшетники или ридеры, хотя бы потому что для каждого из них есть один свой стилус, а например, младшим школьникам бывает интересно (да и полезно для развития мелкой маторики рук) писать или раскрашивать в учебниках что-либо различными карандашами, фломастерами, мелками и т.д. Вспомните себя в детстве - как здорово было использовать разные "пишушие штуки" )))))))))!!!!! И дело было не в результате (красиво и на планшете нарисовать можно), а именно в процессе и разнообразии материалов в руках!!!!
С другой стороны, никто так толком ничего и не сказал по поводу именно новых технологий в образовании - за исключением небольшого примера учителя английского языка, приведенного самой Тиной. А жаль! Очень! Кстати, учителя иностранных языков - в школе как раз и являются зачастую именно этакой педагогической фронтовой - они используют давно, часто и много то, что потом объявляется нововведением для других предметов. И все же хотелось бы увидеть или прочитать о чем-то действительно интересном и "новотехнологичном" в обучении школьников.
Еще одно кстати - я бы не стала грести всех под одну гребенку в отношении возраста!!! Например, среди моих коллег именно одну не самую молодую женщину я бы назвала передовым и готов впитать новое профессионалом, хотя среди молодых педагогов (до 25) я такого стремления к разнообразию и нетрадиционности форм работы с детьми не наблюдала! Так что все очень индивидуально!!!

О новом и технологичном, но не с уроков английского языка))
Удаленные эксперименты - когда можно он-лайн наблюдать за практически любым физическим экспериментом - хоть по расщеплению ядра атома, хоть по гидрологии плотин. Физические модели в виде флеш-игр - достаточно достоверно выстроенная модель позволяющая ставить эксперименты у себя на компьютере с результатом почти совпадающим с реальностью. Вебинары с ведущими специалистами из любой области - с людьми которые уже сейчас двигают наш мир вперед, с теми кто живет новым. Электронная коммерция и торги - навыки по работе на бирже не выходя из класса. Мне перечислять дальше?
А на счет авторитета учителя... Ну не знаю, как можно уважать человека, который в современном мире ориентируется хуже тебя? А дети такие вещи четко понимают.

Тина, о школах давно пора забыть. Эти учреждения калечат детей. Преподам на фиг не нужны сраные дети. Они отбубнили от звонка до звонка и скорей домой сериал смотреть. Толк будет только от персонального репетиторства и причем делать акцент на тех предметах, которые нужны ребенку в будущей профессии. Все остальное - чухня беспросветная и мышиная возня.

И я вас уверяю, что ребенок научится владеть компьютером только если у него есть дома личный компьютер, на котором он играет в игры, лазит по сайтам, пишет на форумах и т.п. Школьные компьютеры для неимущих домашних ПК, это как заниматься сексом по картинкам: все понарошку.

Точно! В условиях когда в Индии запустили в массовое производство 20-долларовый ноутбук, ставить огромные компьютеры в школе, в запирающихся классах просто варварство.

Вы правы Тина, ноутбуки это не технологии. Технологии в самих учителях! Учитель и врач это настоящие профессии, куда люди идут работать по призванию. Но работать, а не безвозмездно служить как в монастыре. Так вот, новые технологии - это достойная зарплата учителей, а не 6000 руб. чтоб не подохли с голоду! Это возможность реализовать свой талант, свои изобретения и идеи в образовательном процессе, которые будут достойно оплачены руководством и вознаграждены уважением общества. Это прозрачность финансирования школ и невозможность присвоения денег директорами. Это корпоративная солидарность и защита учителей от "приблатненных" родителей некоторых учеников, а порой и от самих учеников. Это единые и понятные правила работы и распределения нагрузки на учителей. Это профсоюз и охрана труда! Вот новые технологии!!! Тогда учитель будет после ВУЗа работать в школе, а не менеджером в турагенстве. Тогда действительно плохие и злые "учителя" исчезнут из школы, потому что будет выбор из хороших и очень хороших. Тогда те несчастные, талантливые, сильные, но нищие люди,на которых еще держится наша школа, работающие на 2-3 работах, наконец-то почувствуют себя состоявшимися и с утроенной силой будут учить детей! А компьютеры, виртуальные доски, учебники и микрофоны - это НОРМАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ, которая просто должна быть и все, везде, по всей стране и нечего тут обсуждать!
Простите за темперамент, я врач, а мой лучший друг учитель... Наболело.

Очень поддерживаю. Мы с мужем тоже учителя. Наши друзья к вам, наверное, присоединились бы. Из наших друзей мы - самые нищие, хотя работаем целыми днями и на совесть.

Хочу отметить Тина что вы хорошо выглядите и вообще просто супер:


А по теме, я вообще не понял о чем состоялась дискуссия. Главная задача педагога научить, дать знания. Как это он сделает? это пусть он сам решает, через новые технологии или нет. Да пусть информацию заливают прямо в мозг. Самая главное воспитать человека для социума.
Я хочу спросить У Вас есть дети?

?

Log in

No account? Create an account