Previous Entry Поделиться Next Entry
Инициация стрессом
215.19 КБ
© Aprilzosia / flickr.com

Многих напугала новость о том, что будет изменен список вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Позже появилось сообщение о том, что список останется прежним. Так или иначе, предэкзаменационная лихорадка набирает обороты. В связи с этим я задумалась: что такое экзамены вообще, как этап?

Понятно, что это огромное испытание не только знаний, но и нервов. Приведу простой пример из жизни – расскажу о своем поступлении в медицинский институт. Я была медалисткой, а, как вы знаете, медалисты в советское время сдавали всего один экзамен в институт. Поэтому все мы готовились с репетиторами по 3-4 предметам, которые гипотетически могли оказаться тем единственным экзаменом. В Грузии мы больше всего боялись, что в последний момент отменят «силу медали». Что это значило? То, что медалистам пришлось бы полноценно сдавать 4 предмета.

Когда идешь на медаль, нужно работать вдвойне. Заниматься с репетиторами в школе, для того чтобы эту медаль получить. И с еще одним – для поступления в вуз. И вдруг за месяц узнать, что все отменили, а ты на самом деле не готов! Представляете, что происходило со школьниками, когда в последний момент они понимали, что медаль недействительна и нужно сдавать все предметы? Тем не менее, и подготовка, и сами экзамены стали для меня хорошей эмоциональной встряской. Знаком перехода из детства во взрослую жизнь. Своеобразным обрядом инициации.

Такое испытание просто необходимо и физически, и психологически. Организм настраивается на адекватную реакцию в случае стресса, а вчерашний ребенок начинает понимать свою ответственность. И тут надо не упустить важный момент. Мало просто вызубрить все, что можно, и поступить. Мало даже успешно сдавать сессии в вузе, написать диплом и получить «корочку».

Студент должен осознать себя в сегодняшних реалиях, понять свою конкурентоспособность. Жизнь не становится легче, а интенсивное развитие технологий постоянно рождает спрос на профессии, которым не учат в институте. И на стиль мышления, которому тоже не учат. Не страшно то, что в вузах не готовят «Цукербергов» и «Джобсов». Это дано не каждому. Страшно то, что не учат быть креативными, ставить перед собой задачи и их добиваться. Студентов заставляют думать исключительно о результате экзаменов. А вот этого во взрослой жизни будет совсем недостаточно. Потому что экзамены придется сдавать каждый день, и не будет никакого заранее известного списка предметов. А значит, и пожаловаться на его изменение будет некому.

  • 1

Ваш пост опубликован в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Креативному мышлению учит различная волонтерская работа, вообще активность во время учебы.
Не всегда этому учат даже и стажировки по профессии, которые иногда сводятся к переносу бумажек с место на место. .

Главное - желание.

(Удалённый комментарий)
Я как-то, не подумав, написала только о студентах :)

Школьникам, действительно, нужен импульс. Мне кажется, таким импульсом лучше всего становится заинтересованность. А где и как заинтересовать - это вопрос сложный.
Если есть возможность, найти место доп.образования качественное, либо к учителю отличному отдать, а иначе - сложно.

А мне больше нравится бесстрессовая система для подростков, когда люди, получив аттестат о среднем образовании, рассылают результаты оценок в различные высшие учебные заведения и дожидаются писем-ответов: какой университет будет готов принять у себя такого слушателя. Все равно те, кто не хочет учиться, отсеиваются в первый год, в основном... Это более гуманный подход. Как Вы знаете, поколение 90х не блещет перфектным здоровьем, так может, будет лучше провести лето - отдохнув как следует от школьных экзаменов? Я согласна, что волонтерские проекты повышают креативность. А еще - любое творческое развитие. Но на это нужно время, например, свободное от экзаменов. А что касается конкурентоспособности... никто не мешает студенту подрабатывать стажером в корпорациях, за деньги или просто "за опыт"... потом - это путевка в жизнь.

Мне кажется позиция "те, кто не хочет учиться, отсеиваются в первый год" - не очень правильная. Те, кто не хотят, занимают места тех, кто хотят. А иногда еще и не просто места, а именно БЮДЖЕТНЫЕ места.

Так пусть будет больше небюджетных мест на 1-2 курсе. Больше групп на факультете.
Вузам-то выгодно. А потом - оставлять только тех, кто зубами цепляется.
А бюджетные итак - между медалистами и льготными категориями расходятся в основном :))

(Удалённый комментарий)
Бои с правилами и без будут сопровождать детишек на каждом повороте судьбы,
от этого никуда не денешься. ( Ну, еще всегда есть вариант стать дауншифтером,
но щас не об этом). Угу, а еще многие выдающиеся и успешные вообще
вузов не заканчивали.Но мы-то говорим о тех, кто все же очень хочет учиться именно в вузе...
А насчет "могли бы лишиться" - не факт. История, как известно, не терпит
сослагательного наклонения...

Напугаю Вас немного. Мышление может быть разным. Эмпирическим или даже диалектическим. Но суть вопроса останется по Юнгу да и по сути человеческой природы, неизменной. А именно то, что все люди думают в рамках системы сознания, которая навязана им самой природой, как феномен ей самой диалектически противопоставленный, в корне принципа восприятия которой, лежит принцип сравнения явлений, а не соединение или либидо или Любовь, как метод определения явлений. Что это значит? Всё давно известно - мы всегда хотим как лучше, но получаем только хуже. Почему? А система восприятия-то всё та же и мы её не пытаемся даже изменить, а наоборот, пытаемся ещё больше утвердиться в ней, как человечество, в итоге уже явно противопоставляя себя всей природе.
Кто сказал, что мы отказались строить Вавилонскую башню и язык у нас стал один?
Мы придумываем наш мир, исходя из корневого строения сознания человека. Всё что мы придумываем и считаем не связано с реальностью или связано неосознанно. Это как ребёнок, который играясь сотовым телефоном, даже не осознаёт, что у него в руках и что он набирает чей-то номер телефона. Суть в том, что нас подталкивают к реальности и к тому, что бы мы исправили принцип эгоистического восприятия, противопоставленного принципа, по отношению к системе связи, на обратный. И по этой причине центральной заповедью является - возлюби ближнего, как самого себя, как принцип связи явлений. А у нас мир зазеркалья был и есть всю историю человечества. И мы так любим абстрактные понятия. Только вот не верим в них ни грамма, потому что это показывает вся история религиозных войн.
Главное действительно желание, но учить, как его можно использовать не ради себя, как основа человеческого принципа мышления и свойства сознания, которое уже совершенно иначе, как итог, воспримет реальность, увидев её сегодня на самом деле с перевёрнутыми ценностями с ног на голову. Или это не ощущается? Если нет, значит время ещё не пришло.

(Удалённый комментарий)

ЭКЗАМЕНЫ - это КЛАССНО!!!

Начиная с третьего курса,экзаменационная сессия - лучшее время в универе,которое помню.
Чётко знаешь - через 5дней сдаёшь одно,после - другое и т.д.;если нормально не сдал - взял направление и пересдал.
Справедливости ради,некоторые лекции были чрезвычайно интересны,но это определяется личностью преподавателя и ценить такое начинаешь по прошествии времени.

Помимо чудовищной нагрузки на психику есть ещё один момент: многие молодые люди в 17-18 лет ещё толком не знают, чем, собственно они хотят заниматься в жизни. Отсюда столько людей, бросивших учиться в ВУЗе, получающих второе образование, и не работающих по специальности.
В Израиле, например,отучившись в школе, и отслужив в армии, дети едут куда-нибудь поработать волонтёрами на несколько месяцев, а потом уже поступают в институт.
Если армию из программы выкинуть, то поработать после школы считаю очень полезным.
Если бы не угроза армии, я бы и своим детям порекомендовала не спешить с поступлением в институт.

Это точно. Мои европейские коллеги, впервые побывав в России, удивлялись, откуда у нас у всех, у российских, в резюме такой долгий профессиональный опыт. Они к тридцати-пяти - сорока годам заканчивают универ, предварительно поработав в разных областях и странах, определившись - кем хотят быть и где хотят жить... И потом уже с удовольствием отдаются "делу своей жизни". И здесь имеет значение, как мне кажется, не только экономическая сторона вопроса ( маленькая зарплата - дорогая жизнь ), но также и мировоззрение вообще. Не 30 лет к пенсии стаж выработать, а найти дело по душе... В общем, все сложно. :(

Вот-вот. Я, кстати, тоже жизненную парадигму сменила на 180. А может, съездила бы куда-нибудь на реставрацию Соловков и жизнь-то иначе бы сложилась :)

Я думаю, что заниматься поисками призвания можно лишь при наличии хороших социальных гарантий.
Т.е. понимать, что есть пособие по безработице, получая которое, можно покупать еду и платить за жилье весь месяц, а не один день. Что есть дотация государства на образование, либо кредиты с нулевой ( или близкой к нулю) ставкой. В том случае, когда понятие успешности в обществе связано не только с деньгами, но и со степенью самореализации. Когда государство проявляет интерес не только к прожиточному минимуму и минимальному размеры оплаты труда ( ну это вообще отдельный разговор), но и к степени "счастья" своих граждан, удовлетворенности своей жизнью...

Ну, в общем, это связанные, конечно же вещи.
У нас же всё непредсказуемо, отсюда и паническое стремление родителей побыстрее запихнуть ребёнка в институт.

почему пенсионера не сняли с должности а как обычно сказали что так делать нельзя. куча детей перенесли стрелл, а этот ушлепан так и будепт придумывать приказы

Верно сказано то, что для школьника это большой стресс. Но нужно понимать, что на сегодняшний дети не знают кем они хотят быть в этой жизни. Поэтому и сам процесс выбора предметов - сложный. Надо попасть, как говорится, в яблочко, в цель, не промахнуться. В этом проблема. Нет уверенности в том, что твоя профессия через пять лет после поступления в вуз останется такой же престижной и конкурентоспособной как при поступлении. Неопределенность сбивает с толку. Но! Тина, Цукербергов можно вырастить в школе, даже силами простых педагогов, стоит только захотеть.

Почему бы в школе не ввести ТРИЗ-педагогику. И креатив, и творчество.

(Удалённый комментарий)
ТРИЗ - действенная практическая методика, которая управляет процессом мышления, предохраняя от ошибок и заставляя совершать необычные («талантливые») мыслительные операции и активно применяется в Европе и США. Её название расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.

ТРИЗ была создана более полувека назад в эпоху технических революций и содержит конкретные методики решения практических инновационных задач в компании любой отраслевой направленности и величины. Следуя алгоритмам ТРИЗ, можно находить «изящные» решения, над которыми конкуренты могут безрезультатно биться годами. Последние примеры из практики ведущих мировых компаний – таких как Ford, Boeing, Samsung, Hewlett Packard, Siemens - подтверждают работоспособность методов ТРИЗ.

В некоторых дошкольных учреждениях уже вводят ТРИЗ-педагогику - это помогает развить у детей системное мышление, воображение и изобретательские навыки, получить опыт решения различных задач с применением причинного анализа, а также формальной и креативной логики.

Здравствуйте Тина . Вчера в "нереальной политике", в беседе с Прохоровым, вы сказали что нарушаете трудовое законодательство. Как это понимать???

экзамены это то, чего в школе учат бояться. и вот именно, инициация ооо аааа все серьезно. не сдашь егэ-получишь справку.жуть. Надеюсь вы реально представляете, как это на самом деле тяжко. Плюсом частенько еще давят родители, да и в школе прессуют. И возраст то какой - прыщи, гормоны)
Вспоминаю с ужасом, если честно.
И не вспоминайте про медаль. Ничего она сейчас не дает. Только зря на нее корячиться. Лежит на полке, пылится. Наверняка так будет и с дипломом - цвет не важен. Важен опыт работы. Да и оценки объективно уровень знаний не отражают. Это я как золотой медалист говорю.
Если хотите с минимумом экзаменов поступить - вперед на олимпиады: региональные, всероссийские, международные, олимпиады желаемого вуза... - вот что котируется.
А в университет поступила со второго раза. Когда прошел год, успела поработать — как-то иначе смотреть на это начала. Сама удивилась отсутствию волнения. И ничего. На бюджет спокойно прошла.
Так что плюйте на волнение. Вовсе не экзамены во взрослую жизнь инициируют. Эта роль у чего-то другого. И боюсь, в каждом отдельном уникальном случае она отведена чему-то уникальному.

За месяц до начала сессии Бог вызывает своего помощника:
Бог: Как у студентов идет подготовка?
П: медики начали учить, а юристы и экономисты развлекаются.

За неделю до начала сессии:
Бог: Как идут дела у студентов?
П: Медики уже выучили, юристы начали учить, а экономисты развлекаются.

День до экзаменов:
Бог: Ну, как студенты справляются?
П: медики повторяют, юристы доучивают, а экономисты молятся.
Бог: молятся? так надо им помочь!


Образование в России давно уже стало и остается лишь теориитизированным. Не для кого не секрет, что практически вся практика формальная и никто на производстве этими студентами не занимается, так как лет мотивации. Проффориентация вообще отсутствует и многие даже не знают, кем они станут, когда выпустятся. А когда приходишь на первую работу, тут говорят, забудь мол все, чему тебя учили, тут будешь учиться заново. По опыту могу сказать, что проведя не одну сотню собеседований для приема на работу вчерашних выпускников, убедилась, что у ребят не просто нет цели, они дизориентированы. Их родители платят не малые деньги за учебу и им прививают, что вуз готовит ценных кадров, знайте себе цену. Но они в профессиональном плане в большинстве своем ничего из себя не представляют, из них нужно лепить.

Да - мне нравиться жить в стране где коней на переправе меняют).

Я вообще не понимаю смысла медали. Или ее уже отменили, ну а если медаль еще присутствует в школах, то для чего напрягаться получить ее.


(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
А если медаль ничего кроме как самоудовлетворения не дает, то тяжело большинство учеников мотивировать на труд. Вот если бы медаль давала преимущества не только в классе и школе, скажем ученик с медалью зачисляется в МГУ на других условиях.....

Я всегда и везде была медалисткой. Карпела, зубрила и т.д. и т.п. Свыше 5 лет работала. Сделала карьеру со старта да зам. начальника отдела в достаточно консервативной постсоветский структуре, где такой рост с моим возрастом был феноменален. Переехала. Искала работу достаточно долго. 8 месяцев. Пережила такой стресс и жизненный кризис. Мышление, жизненные установки, отношение, ментальные шаблоны, привычки, навыки, самовосприятие всё оказалось неуместным, всё работало против меня. Ни 1 раза!!! за 8 мес. /около 100 собеседований/ у меня не проверили профессиональные знания. Никаким образом!!! Знаешь, да знаю, всё. Ни тестов на знание специальных вещей, на знание программ, законов, специфики...ничего. Зачем все эти тесты и экзамены, зачем я в это 27 лет жизни верила и вкладывалась. Будешь лучшей, выучишь, сдашь, всё у тебя будет. Молодой, неосознанный, ты начинаешь в это искренне верить, стараться, соответствовать ложным стандартам. Бредятина. Бред сивой кобылы. Я все свои дипломы раз 5 из сумки вытаскивала. Никому это не интересно. Почему нас не учат продаваться на рынке, навыкам установления контакта, ведения переговоров, самопрезентации. Навыкам креативного, системного мышления в рыночных реалиях. Гнилая, устаревшая, антинародная модель образования, коверкающая людей. Современная система образования не имеет ничего общего с жизненным реалиями!!! Это страшный факт!!! Не в теоретической, общегосударственном масштабе, а применительно к персоналиям, людям этой страны: ко мне, к вам, к вашим детям…

Экзамен, в нынешней форме, неэффективный способ подготовки человека к жизни. Минусы: стресс, основанный на боязни не сдать/получить низкую оценку, зубрёжка, списывание.

Стресс, основанный на взятии на себя ответственности, вот это плюс. В школе/универе необходимо создавать ситуации, максимально приближенные к жизни, и обучать человека, предоставив ему возможность взять на себя ответственность.

-организовать велостоянку вокруг школы,
- организовать диско,
- придумать и презентовать новую форму обучения английскому языку и т.д

Плюсы: справление со стрессом, основанном на взятии на себя ответственности, креатив, навыки организации, управления, коммуникации, презентации.

Инициация не стрессом, а ответственностью.

  • 1
?

Log in