Previous Entry Поделиться Next Entry
Памятка абитуриенту
Басков на рекламе Института Управления

Первый месяц лета прошел, несомненно, под зловещей тенью ЕГЭ. Школьники его сдавали, а все взрослые только о нем и говорили несколько недель подряд. Тех, кто прорвался и получил хорошие результаты, искренне поздравляю. Вчерашние школьники уже искупались в фонтанах, получили свой первый поцелуй, и теперь – самое время задуматься о будущем.

До 25 июля около 720 тысяч выпускников российских школ должны сделать выбор, от которого будет зависеть их дальнейший жизненный путь: что дальше? Ежегодно в среднем более 80% из них планируют продолжить образование в вузах, объясняя свое стремление тем, что это даст им возможность в будущем найти хорошо оплачиваемую работу (74%), и тем, что хотят быть востребованными на рынке труда (45%).

Давайте проверим, насколько обоснован оптимизм этих 80%, а заодно убедимся в сложности выбора и многочисленных ловушках, которые подстерегают абитуриента 2011.

Народный артист России Николай Басков уже второй месяц активно заманивает молодые души в Институт управления, который, если переставить буквы в названии сайта, превращается в Юридический институт. Десять отличий искать не нужно. И в самом деле, да какая разница! Для тех, кому важна только корочка об образовании, имя alma mater, конечно, не играет роли.

iu.ru ui.ru

Веб страница университета начинается с баннера про антикризисную стоимость обучения – всего-то 98 евро в месяц. Повсюду фото улыбающегося Баскова и мрачные лица преподавателей – уж они-то знают, что 98 евро хватит только на дискотеку.

site

Сомневаюсь, что в этом храме науки из вас сделают высокопрофессионального менеджера или юриста. Зато вы сможете выиграть iPhone 4, если научитесь, танцуя, снимать на видео группу «Серебро».

site

Вам сюда надо? Желание облегчить тернистый путь к знаниям вполне объяснимо. Только нужно отличать социальные лифты от цирковых аттракционов. «Быстрее и проще» – в образовании почти никогда не значит «лучше».

Сдав единый госэкзамен и узнав свой итоговый результат, выпускник еще не становится абитуриентом. Отбросив условные 10% проваливших госэкзамен (9,4% в 2011 году) и 20% не желающих стать студентами, получаем около 500 тысяч потенциальных студентов вузов. Словно в огромном супермаркете, к их услугам многочисленные рейтинги. Есть возможность конвертировать в диплом свои знания, высокий бал по ЕГЭ (эти два показателя могут не совпадать, как мы знаем) или толстый кошелек родителей.

Интерактивный рейтинг «Какой вуз выбрать: индикатор ваших возможностей», рассчитанный по среднему баллу ЕГЭ за прошлый год на бюджетный прием/целевой прием/платный прием.

какой вуз выбрать?

Как видим, средний бал по ЕГЭ на бюджетные отделения лучших вузов страны превышает 80, а не самые популярные вузы в конце рейтинга готовы полюбить абитуриентов со средним баллом 40. Разрыв между будущими студентами довольно велик. Причем в самых топовых университетах входная планка повышается с каждым годом. Так, например, в ВШЭ на отделении прикладной математики и информатики в этом году она выросла на 21 балл, а на факультете права – на 19 баллов. Кроме того, в такие «звездные» вузы, как МГУ, СПбГУ, Казанский госуниверситет, Медицинская академия им. Бурденко, около 50% бюджетных мест занимают «олимпиадники», «льготники» и «целевики».

Что же делать тем, кто не сумел набрать нужное количество баллов по ЕГЭ, однако считает, что только диплом о высшем образовании откроет дорогу в светлое завтра?

Подумать дважды. Большинство выпускников по-прежнему плохо представляют себе текущую экономическую ситуацию. Численность студентов у нас – одна из самых высоких в мире: 495 студентов на каждые 10 000 жителей страны. В США – 445, в Великобритании – 276, в Японии – 233. Россия не может позволить себе такой объем студентов. В экономике страны доля рабочих мест, требующих высшего образования, составляет лишь 25-30%. А о переизбытке юристов в народном хозяйстве недавно говорил даже юрист Дмитрий Медведев.

Несмотря на огромное количество «лишних» юристов и экономистов на рынке труда, из года в год именно по этим направлениям самый большой конкурс. Особенно удивляет, что, не дотягивая до престижных вузов, абитуриенты смело подают документы в учебные заведения, где эти специальности не являются профильными, не понимая, чем они рискуют. Наличие юридической кафедры в политехе почему-то никого не настораживает. Видимо, у таких абитуриентов есть надежда, что уж они-то станут «лучшими» в потоке и всегда смогут найти хорошую работу.

Статистика свидетельствует: шансов маловато. Последние годы работодатели стали обращать внимание не только на специальность, но и на «имя» вуза. С 2005 года доля работодателей, различающих бренды вуза, выросла в два раза – с 15% до 33%. А в некоторых вакансиях репертуар вузов для соискателя строго ограничен двумя-тремя именами.

Многочисленные платные отделения частных вузов с яркой рекламой, низким проходным баллом и туманными обещаниями помощи при трудоустройстве – это решение с очень высокими рисками. Из 460 существующих негосударственных вузов некоторые до сих пор из них не получили аккредитацию, но при этом не спешат закрываться (проверить аккредитован ваш ВУЗ или нет, можно позвонив по горячей линии).

Кроме того, среди частных игроков на рынке образования только 40 будут допущены к бюджетному финансированию, размеры которого определит Госдума. Их студенты смогут учиться за счет государства и даже получать стипендии. А что будет с четырьмя сотнями остальных? У них только два выхода: громко закрыться или тихо понизить свой статус. Студентам этих «как бы вузов» светит поступить в университет, а закончить в лучшем случае техникум или вообще оказаться на улице.

Идея платного высшего образования как самого прямого и доступного пути к знаниям прошла свой пик в конце 90-х – начале нулевых. Пик роста объема платных образовательных услуг пришелся на 1997 год – 52,5%. Затем обозначилась четко выраженная тенденция снижения, а в последние годы соответствующие показатели достигли своего минимального уровня, составив 5-9% по отношению к предыдущему году.

данные Росстата

© Источник: данные Росстата

И хотя по данным за прошлый год только 39% российских студентов обучались на бюджетной основе (61% – на платной), по шкале качества образования ситуация прямо противоположная.

Раньше лидерами по получению доходов от платных студентов были ведущие вузы, а слабые жили в основном за бюджетный счет. Сегодня именно вузы-лидеры получают все больше бюджетных средств, при этом повышая стоимость платного обучения и сокращая число платных студентов. Основная масса поступивших за деньги концентрируется в отстающих вузах, расположенных в нижней части всех рейтингов. Стоимость обучения в них сравнительно невелика, требования к абитуриентам щадящие, а что на выходе?

Хотите ли вы тратить деньги и время на «имитацию» образования. Стоит ли терять 4 года жизни и несколько тысяч долларов за возможность бесплатно сходить на дискотеку и выиграть iPhone?

Постсоветский ажиотаж вокруг высшего образования постепенно уходит в прошлое. Согласно исследованию ВШЭ, более 60% российских компаний нуждаются в рабочих и только 11% – в экономистах и юристах. На сайте hh.ru только в июне самый большой рост вакансий в секторе «рабочий персонал» – +22%.

Квалифицированные специалисты знают о том, что они в дефиците, и могут довольно уверенно вести себя в переговорах о зарплате. Например, когда администрация завода Ford в городе Всеволжске попыталась платить рабочим в среднем менее 26 тысяч рублей, те стали организованно уходить к конкурентам. Средний уровень зарплаты пришлось довести до 30 000 рублей. Это не так много, но в отличие от «офисного планктона» рабочие знают, что всегда могут ударить кулаком по столу.

Не призываю всех бросать учебники и забирать свои документы из приемных комиссий. Просто определитесь, чем вы хотите заниматься в жизни. Помечтав о своей первой машине, летнем отпуске, новой квартире, задумайтесь о том, что, возможно, между вашей мечтой и дипломом юриста нет никакой связи.

Сегодня в России около 30% выпускников вузов занимают должности, где вообще не требуется высшее образование. Поскольку, как мне кажется, мой ЖЖ читают в основном люди умные и образованные, напишите мне, вы сами работаете по специальности или …?

(Удалённый комментарий)
САМОобраование

Нам тоже самое говорили.
Мол мы вас учим не наукам. А мы вас учим самостоятельно искать и учиться.

(Удалённый комментарий)
Все очень правильно написано, приятно читать.
Слишком много "лишних" студентов, это правда. Только вот проблема часто не только в них, а в родителях, у которых своих тараканов в головах хватает.

Ну а как иначе. вы просто на место родителей встаньте. Вы бы не хотели чтбы ваше чадо было без высшего образования?

Вопрос о его качестве - уже к Министерству Образования стоит обратить...

"720 тысяч выпускников российских школ" (с)!!! Ну вот реально, куда столько! Я понимаю, что молодым людям не хочется идти в Армию, что высшее образование - это теперь модный аксессуар...

Но ведь эти с позволения сказать, "специалисты", завтра будут врачами, инженерами. Мне хочется посмотреть в глаза тем, кто выдает лицензия реально недотягивающим учебным заведениям, и спросить, согласятся ли они довериться выпускникам тиаких унверситетов? Сесть в построенный ими самолет, доверить им операцию?

Наверняка нет... Но должна же быть ответственость.

А еще учитывайте, что наверняка таким "врачам" и "инженерам" оценки в атестате чуть ли не покупались, и реальных элементарных знаний они не отражали. И понятно становится, почему ЕГЭ их накрывает зловещеё тенью :))

Закончила РХТУ им. Менделеева, работаю по специальности. Я инженер-технолог.

Работаю не по специальности, но на матфак пошла намеренно - чтобы получить хорошие знания в технической области. Хотя, у нас в коллективе и есть люди с дипломом, они не особо отличаются от людей без диплома.

Работаю ли по специальности?

Уважаемая Тина, я сейчас заканчиваю Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, я выйду из стен вуза с корочкой, в которой будет написано: инженер-физик по специализации "Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника". С такой специальностью я никому не нужен, только если различным НИИ, которые точно не смогут финансово удовлетворить мои потребности. Я думаю мой ответ очевиден!

(Удалённый комментарий)
Закончил МГУ (даже дважды), работаю по специальности. Во время получения второго образования прочитал периодическое издание "Вестник университета". Там было написано очень подробно о рынке труда России. Оказалось что переизбыток юристов и экономистов и недостаток рабочих - это миф. Оказалось что именно юристы и экономисты работают по специальности - то есть для каждого нашлось рабочее место. А вот с недостатком рабочих оказалось посложнее - оставшиеся еще с советских времен промышленные монстры требуют огромного количества рабочих рук, при этом их эффективность очень низкая, что приводит к низкой выручке. Так как денег у этих монстров нет, то и платить нормальные зарплаты (30к как на Форде) они не могут. В итоге рабочие к ним не идут. И руководства этих заводов на каждом углу рассказывают как мало рабочих в России и как их не хватает.
Вот такие интересные данные.

Оказалось что именно юристы и экономисты работают по специальности - то есть для каждого нашлось рабочее место.
Видел я таких юристов и экономистов, которые нашли своё место - одна видимость.

в институте не давали актуальных знаний по направлению. Расхожей отговоркой преподавателей было: "Программу поменяли, а разработывать материал под эту программу взвалили на наши плечи. Поскольку у меня ни средств ни времени на это нет - буду давать то что знаю, т.е. старую программу".
Поэтому чтобы теперь уже работать по специальности приходилось тогда самостоятельно изучать свежий материал, по которому даже экзаменов не было.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
А вот правительству взять бы и рационально подойти к этому вопросу.
Создайте своё правительство и подходите.
А нашему правительству такого не надо.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Хочу стать таким же Великим Управленцем как Николай Басков.
Пусть меня научат.

Студент ВШЭ. Специальность государственное и муниципальное управление. По ходу обучения понял, что работа в государственном секторе мне не интересна. Теперь пытаюсь высосать максимум из преподаваемых курсов, которые имеют какое-то отношение к частному сектору. Что будет дальше - пока большая загадка.

(Удалённый комментарий)
и как люди будут жить на 30 тыс рублей?

Удивлю. В Росии живут и на 10 000 рублей в месяц.

Жаль, если под предлогом уничтожения платного обучения, затормозят (устранят) развитие негосударственного образования и здоровую конкуренцию между университетами. Может унылые лица сотрудников из-за такой политики МОН?

Работаю 10 лет

Работаю почти 10 лет, всё на инженерных должностях, в разных компаниях и не маленьких. В трудовой все записи со словом инженер: от инженер-программист до старший инженер отдела. А вот ВУЗ закончил полгода назад, в 30 лет. Времени раньше было жалко. Теперь вот жена заставила. А делал так: в резюме про образование писал расплывчато, избегал по возможности. А на собеседовании любой вменяемый сотрудник ОК отличит специалиста от поклонника Баскова. У меня среди однокашников по первому ВУЗу, который я бросил 10 лет назад на четвёртом курсе, два доктора наук, четыре кандидата и пара десятков МНС. Доктора, ничего не скажу, вменяемые люди. А вот кандидаты и МНС — дубы полные. Баобабы даже. Сколько плоскостей через три точки в пространстве можно провести не только не знают — не обладают достаточным мозговым ресурсом чтобы предположить. Сидят в своих институтах и жалуются, что науку государство забросило. Хвастаться не буду, но я без образования де факто добился в разы большего, чем эти учёные де юре. Для тех, кто года начал прикидывать, пытаясь уличить меня во лжи: да, я поступил в ВУЗ в 16 лет.

Re: Работаю 10 лет

Ну так о том и речь... что формальное образование нафиг не нужно. Нужно - то\. котороые готовит настоящих профессионалов. Пусть оно будет называться не высшим, а просто даже.. средниме специальным. Название - не суть. Главное, чтобы голова и руки на месте были, чтобы в специальности челове5к в своей разбирался, в сфере деятельности.

А то у меня есть знакомый , на дантиста сейчас учится. Лично я, наблюдая, как проходит его обучение - через пару лет ни за что к нему на прием не пойду!

Не по специальности работаю, бухучет в первый же год работы после выпуска привлекать перестал напрочь. Сетевой маркетинг наше все, сейчас в плане свой проект (уже не MLM).
Зато вот муж, без в/о, работает на той специальности (IT), где высшее обычно обязательно, но видимо, в силу региональности, требование это как-то пока тихо умалчивается.

Мне порой кажется. что а АйТи-шники идут только люди без образования (не в обиду вовсе это говорю).
У меня есть два знакомых, которые в школе ходили в троечниках, зато любили в компах поковыряться... оба бросили институт и сейчас благодаря своему когда-то хобби, а нынче работе - любви к ИТ и новым технологиям прекрасно живут, имеют достояные зарплаты и не парятся получением высшего образования.
Но иногда все же это дает о себе знать - не все беседы можно с ними поддержать...

Институт управления, вам сюда надо?
Нет , такой футбол нам не нужен!

(Удалённый комментарий)
я закончила Воронежский Пед. Университет в 2002м, работаю по специальности с 2002года)) Тем, кто собрался аплодировать энтузиазму человека, работающего в системе российского образования сейчас - не стоит)) Я уже не работаю в СШ, в Вузе или чем-то другом муниципально связанным образованием))) Полученную специальность - преподаватель иностранных языков - можно применить по-разному. В школу выпускники пед вузов идут только под дулом пистолета и не потому, что они такие плохие, да в школе за.плата еще хуже, а лишь потому, что наша средняя школа искренне нуждается в реформе принципов образования (всех учим всему и еще насильно вдалбливаем!) и обновлении МТБ , в последнем даже наверное больше, чем в реформе. Очень сложно представить себе современного молодого выпускника от руки заполняющего школьный классный журнал каждый день и пишущего планы уроков для комиссии на год вперед на проштампованных листах А4... В Вузах та же ситуация... т.е. абсолютно. Говорить о среднем возрасте кадрового состав школ и вузов, положениях об образовании времен царя гороха. на основе которых пишется большинство требований к той или иной специальности и все прочее, которое при желание можно услышать и увидеть, посетив родную школу в своем городе. Замечу, что мой взгляд может не совпадать с аналитическими данными о состоянии Среднего и Высшего образования в РФ, это исключительно наблюдения из прикладной части, скажем так. Но при этом работаю я по специальности, которую после Воронежского Пед. Вуза пришлось малость отполировать в СПбГУ и в Европе (исключительно из личных амбиций), но при этом я до сих пор остаюсь преподавателем иностранных языков, и занимаюсь именно преподаванием иностранных языков. И считаю, что полученную специальность (врача, учителя, технолога и прочего) нужно еще уметь применить... а не вздыхать, вот я юрист/экономист/инженер/технолог и никому не нужен потому, что у государство не имеет возможности обеспечить меня рабочим местом с конкурентоспособной зэпэ...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Откуда в тексте тины Канделаклаки появился не присущий ей сарказм?
Сегодня в России большой процент работников вообще не соответствует занимаемой должности. Причем в независимости от того какое образование он (работник) имеет.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

работаю по специальности!

Поступила в полиграфический ВУЗ на дневное бесплатное и параллельно пошла работать на полиграфическое производство складывать бумажки))) Через пять лет стала начальником,пройдя все этапы. Все, вроде бы хорошо: должность, зарплата,стабильность в 26 лет, такое даже у парней не всегда встретишь. Только что дальше? Работаешь, работаешь, а у тебя даже нет времени деньги потратить. С утра до вечера звонки и выходной раз в месяц. Спрашивается, для чего? Понятное дело, что начальник - это не предел. Были мысли пойти учиться на кого-то еще, получать второе высшее. Но я не уверена в нашем нынешнем образовании, уж лучше вложить эти деньги в какое-то свое дело. Тут возникает другой вопрос: в нашем патриархальном обществе женщине что-то серьезное построить самостоятельно сложно! Да и на производстве вкалываешь по хлеще мужика, а зарплаты платят женские, с заявлением "тебе семью не кормить" Поэтому приходят такие мысли, как сменить профессию и добиться чего-нибудь еще ))). Вообщем, нет предела в совершенстве и развиваться всегда можно, было бы желание. Только узнать, что тебе подойдет в жизни не всегда удается с самого начала, ибо человек развивается и к 30-ти годам в голове может все поменяться. И,вроде бы, он готов на перемены, но только работодатели не готовы - им подавай готовеньких специалистов с опытом работы в их сфере не менее 3-ех лет. Однако, если человек с головой и уверен в себе, по идеи, его ничего не должно останавливать. И уж наличие высшего образования тут не причем. Главное наши амбиции и готов ли человек начать работать за копейки, чтобы в будущем чего-то добиться. На мой взгляд, сейчас молодежи подавай сразу должность и приличный оклад. Сталкиваюсь с этим периодически, так как занимаюсь подбором кадров на производство.

чета надо не профессию а работодателя менять. подход "тебе семью не кормить" не понятен вообще, удивлен что такое вообще бывает

Так и не выучился

Я тоже несколько лет назад учился в одном из ВУЗов. Но вскоре я понял, что мне абсолютно не нравится то чему и как меня учат. Я ушел и не жалел об этом ни минуты. Хотя многие мои знакомые говорили, что корочки нужны, неважно какие - с чем я полностью не согласен - важны не корочки, а знания.
Сейчас работаю веб-программистом, все свои знания получил самостоятельно. Хоть и учусь в одном из университетов, считаю это скорее формальностью, ничего нового они мне не дадут (кроме диплома). А учусь потому, что пообещал родителям, что у меня будет высшее образование, а у них этот стереотип еще с советских времен остался.

Считаю себя выпускником одного из "имитирующих образование" вузов. Если иньересно-Итиг. Закончила год назад. Училась на дневном,работала по специальности начиная со 2го курса. Сейчас работаю в компании с историей и мировым именем, по специальности и очень довольна. Заслуг вуза в этом мало, разве что почти не мешал работать. Так вот, исходя из своего опыта, считаю, что любой алгоритм и классификация - это только алгоритм и классификация. Результат на практике зависит от бОльших факторов.

Я закончила Институт рекламы и связи с общественностью в Новосибирске. И очень хочу работать и ищу работу именно по специальности. Но на курсе 3 мне уже стало понятно, что вуз - это не показатель, и высшее образование тоже. Все зависит от человека, от его личностных качеств.

(Удалённый комментарий)
Закончила архитектурно-строительный университет, строительный факультет, специальность "Экспертиза и управление недвижимостью", работаю по специальности, в управляющей компании.

В 2003 году закончил кафедру "Технология машиностроения" Донского Государственного Технического Университета. Дипломная работа была "полу-научная", защитил на отлично. С третьего курса и до сих пор работаю системным администратором. Из моей группы (да и из параллельных тоже) никто не работал и не работает по специальности. В момент получения диплома молодым инженерам на "Ростсельмаше" предлагали зарплату, которой даже не хватало чтобы оплатить жильё, не говоря о пропитании и других нуждах.

?

Log in

No account? Create an account