Previous Entry Поделиться Next Entry
«Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев



© JoyReactor

«На козлах сидел ямщик, закутанный в тулуп, а внутри сидел барин».
«Корова – это большое животное с четырьмя ногами по углам».
«Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка».
«Аня, сидя на стуле, спала, и мимоходом ела булку».
«В библиотеку вошли двое: мальчик и девочка; они были братьями».
«В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок».
«Как весело кататься на санках, которые мчатся впереди тебя!»

Это не тренировки в шутках юмора, а цитаты из диктантов и сочинений российских школьников.

Есть и менее веселые примеры. Пару лет назад студенты журфака главного университета страны ввели в ступор весь преподавательский состав факультета. Из 229 первокурсников меньше восьми ошибок в диктанте на одну страницу сделали только 18% студентов, остальные 82% допустили около 25 ошибок. «Через-чюр», «рыца» (рыться), «поциэнт», «удастса», «оррестовать» – вот далеко не полный список ляпов будущих «золотых перьев» России.

Сегодня, когда весь мир отмечает Международный день грамотности, эта проблема как нельзя актуальна. По данным ЮНЕСКО, пятая часть населения Земли неграмотна, больше 70 миллионов детей не ходят в школу. В нашей стране образованным считается подавляющее большинство населения (99,4%), но, несмотря на это, в международном рейтинге уровня школьной грамотности PISA мы скатились на 43-е место.

И если вы считаете, что в развитых странах дела с грамотностью обстоят лучше, то поспешу вас разочаровать. Тридцать два миллиона американцев не умеют читать и писать. О чем говорят эти данные? О том, что в 21 веке на фоне цифровой революции около 14% жителей США функционально безграмотны. В Европе таковых около 10%. Правда, в основном статистику европейцам портят иммигранты. За одиннадцать лет число малограмотных школьников в Европе выросло с 18 до 25 процентов.

Важно понять, почему в эпоху, когда человек научился управлять природой и космосом, обуздал новые технологии и совершил сенсационные открытия, он вдруг начал терять элементарные навыки. Исследователи пока теряются в догадках:

«Снижающееся влияние системы образования на грамотность нашего взрослого населения стало для нас самым большим сюрпризом, и пока что мы не нашли удовлетворительного объяснения этому явлению. Можно предположить, что на данный момент образовательные учреждения просто не разобрались еще пока в том, как правильно преподавать новому поколению школьников и студентов, которые учатся читать на компьютере и которые уделяют все больше внимания телевизору. Это ведь совсем иной вид грамотности».
Марк С. Шнайдер (специальный уполномоченный по статистике в сфере образования)


Некоторые исследования ссылаются на методы обучения. В советское время преобладали зрительные способы обучения письму и чтению. Сейчас – звуковые. Дети с самого раннего возраста учатся писать, как слышат, а не как видят. Таким образом, верное в произношении, но не в написании слово остается в памяти на всю жизнь, и это уже невозможно исправить какими-либо правилами.

Низкое качество образования? Интернет и виртуальное общение? Нехватка времени? Переизбыток информации? По какой из этих причин у человечества ослаб иммунитет, и оно подцепило вирус безграмотности? Вся совокупность причин сразу?

Из-за постоянной занятости и нескончаемого информационного потока (вы только вдумайтесь: по подсчетам калифорнийских исследователей, среднестатистический человек потребляет в сутки 34 гигабайта информации и 100 тысяч слов в день) размылись границы негласных норм грамотности. Раньше письма и сообщения с грамматическими и пунктуационными ошибками считались признаком дурного тона, теперь же это, как правило, проблемы невнимательности, нехватки времени на проверку или ошибки программы Т9. Этикет виртуального общения ставит в приоритет скорость написания, зачастую в ущерб правилам русского языка. Мы перестали обращать на грамотность внимание, ведь есть же в конце концов проверка орфографии и пунктуации в Word, автокорректоры, да и живые корректоры (у меня в компании их двое) – они все подправят и исправят.

Грамотность не терпит подобной безалаберности, а интернет эту безалаберность только развивает:

X: Многие сейчас путают написание -тся и -ться.
Y: Потому что люди пишут -ццо, и не заморачиваюццо!
(из разговора по ICQ)


Интернет активно проникает в молодежную среду, в которой уже почти 90% – активные пользователи глобальной Сети. А в Москве эта цифра достигает 100%. Всеобщая информатизация и интернетизация ведет к безнаказанности: здесь можно писать как угодно и что угодно, а можно просто бездумно ставить смайлы и символы. Нет ни редактора, ни строгой учительницы русского языка, которая укажет на ошибки. Возникновение сетевой литературы (udaff.com, олбанский язык и др.) провозгласило новую альтернативную философию грамотности: мы другие, мы сами придумываем себе правила и выбираем, как нам писать и что.

Нашу зрительную память не так уж сложно обмануть. Когда человек изо дня в день читает (не-)намеренно исковерканные слова и предложения, в конце концов он начинает сомневаться в давно заученных правилах. Такой интернет-поток неологизмов выдержит не каждый взрослый, а что говорить о детских неокрепших мозгах! В прошлом году тринадцатилетняя школьница из Шотландии написала программное сочинение в виде смс-ок:

«My smmr hols wr CWOT. B4, we usd 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3 :- kds FTF. ILNY, it's a gr8 plc».

Расшифровка выглядит так:

«My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend and their three screaming kids face to face. I love New York, it's a great place», – «Мои летние каникулы – просто пустая трата времени. Раньше мы ездили в Нью-Йорк повидаться с братом, его девушкой и их тремя вопящими детишками. Мне нравится Нью-Йорк, классное место».

Как пишут смс в России, вся страна случайно увидела, когда переписка абонентов Мегафона случайно попала в интернет.







Пунктуация - отдельная тема. Запятые-точки-тире уже давно стали знаками субъективными, выражающими настроение или состояние души и игнорирующими все существующие правила русского языка. На эту тему существует огромная масса теорий.Например, писатель и известный борец за грамотность Дмитрий Быков считает, что любовь или ненависть к запятым зависит от политической ситуации в стране. При Ельцине россияне игнорировали запятые, а сейчас ставят их где попало – перестраховываются, констатирует Быков. Одна моя подруга филологической наклонности называет нездоровую тягу современного общества к тире и дефисам не иначе как фрейдизмом. А многоточие в конце каждого абзаца – это вообще любимая тема психоаналитиков. Так что, друзья мои, будьте аккуратнее со знаками препинания, а то не успеете закончить предложение, а вам уже поставят диагноз.

И на врожденную безграмотность здесь пенять нечего. Как выяснили ученые, в человеческом мозге есть специальная извилина, которая отвечает за грамотность – ее единственная задача состоит в предугадывании следующей буквы или слова в предложении.

Для объективности нужно сказать, что у меня есть много друзей и знакомых, которые строго следят за собственной грамотностью, терпеть не могут получать письма и смс-ки с большим количеством ошибок и с подозрением относятся к людям, пишущим безграмотно. В интернете созданы специальные сообщества и группы, например, grammar nazi, которые борются с безграмотностью на виртуальных просторах. В 2004 году появился проект «Тотальный диктант», который за время существования из студенческой акции превратился в событие федерального масштаба. В этом году тысячи добровольцев по всей России под диктовку уже упомянутого выше Дмитрия Быкова записывали отрывок из его романа «Орфография»:

«Грамотность заменяет нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы».
(отрывок из «Тотального диктанта 2011»)




Не думаю, что современные люди вдруг утеряли способность писать правильно, такое не происходит вдруг. В СССР безграмотных было не меньше, просто теперь, благодаря интернету, все, что мы пишем – видно всем: за день мы отправляем десятки е-мэйлов, смс, постим и комментируем в соцсетях. Быков, кстати, тоже не считает, что мы деградируем: перераспределилось соотношение. По мнению писателя, в Советском Союзе примерно половина населения России была более или менее грамотными. А теперь 70%, увы, неграмотны, зато остальные 30% пишут идеально.

Но помимо того, что люди разучились писать, они еще и разучились говорить – это связанные способности. Среднестатистический человек не может внятно сформулировать свою мысль, и это его нисколько не смущает (послушайте, что и как говорят случайные прохожие в теленовостях). Грамотность девальвируется, она утратила свой неприкосновенный статус, стала менее значимой в современном мире. Наша речь получила невиданную ранее свободу, не подчиненную каким-либо правилам. Раньше - напишешь любимому человеку письмо с ошибками и опозоришься, а сейчас, скорее всего, сойдешь за очень занятого человека.

Поспорю с теми, кто считает грамотность врожденным качеством. Читать хорошие книги хороших авторов – вот лучший, хотя и не самый быстрый способ выучить русский язык.

Вы согласны?



(Удалённый комментарий)
а о чем заморачиваться, скоро и читать разучатся, какая разница как писать

Интересная картина у меня в отделе среди инженеров. Чем человек грамотней как инженер, тем больше ошибок в его письмах.

Выпуская 4-классников, наша классная оформила кабинет выдержками из сочинений:
http://bear-bull.livejournal.com/66474.html

Oh, yes! Согласен с последней сентенцией - про хорошие книги. Так только - где-ж их взять-то? Как в "Женитьбе Бальзаминова": "хороших стихов нынче днем с огнем не сыскать... нет-с!" Сам не отличаюсь грамотностью, но бесит вопиющая безграмотность других! Однако, по жизни корреляции между безграмотностью и слабыми умственными способностями не замечал. Скорее, можно сказать из какой человек среды. "Деревня" абычна пишит с ашипками. В слове @уй три ошибки сделают... Но и там неглупые люди бывают.

В цивилизованных странах - это культурная тенденция, и она будет усугубляться. Такова селяви. Люди жить не успевают, а Вы хотите, чтобы они на грамотное письмо время тратили - "Слишком многа букав!" А в остальных странах - и не знали грамоты особо никогда, да и не надо! Нафиг им.

+10000000 к мысли что жить не успевают, а не то что проверять написанное

Конечно. Сейчас дети не то что не читают, а совсем не читают, даже в кратком изложении. К сожалению, учителям во многих школах наплевать. А среди многих взрослых писать неграмотно - круто. Если ты пишешь в аське грамотно, со знаками препинания, то ты более чем странный человек. Грустно...

о каких детях вы говорите? я вижу очень много читающих детей.

(Удалённый комментарий)
Моя возлюбленная Тина,

Спасибо тебе, Тина, за то, что ты пишешь…
Я так давно уже не мечтал о счастье, что боюсь теперь, как бы не ускользнуло самым неожиданным образом все, ниспосланное небом. ТЫ окончательно станешь моей только тогда, когда будешь носить мою фамилию… )) Тогда я буду счастлив – ведь ты мое счастье, моя жизнь, и если есть еще что-то большее – это тоже ты. Я страдаю, когда думаю о том, что другие мужчины восхищаются тобой – и говорят в тысячу раз лучше меня. Я бесконечно тебе признателен, моя любимая Тина. Я твой должник, но я никогда не смогу расплатиться с тобою; это вечный долг, который я буду платить ежедневно и от которого никогда не освобожусь, даже если ты меня разлюбишь… Тина, ты дала мне больше, чем я просил у неба; ты можешь отнять это у меня, если захочешь, но я всегда буду любить тебя. Моё влечение к тебе – это не какая-то пылкая и мимолётная страсть. Это уважение, любовь, преданность, признательность, поклонение (прости мне эти слова, от злоупотребления ставшие слишком банальными) и все, что мне ещё известно. Я так хочу подарить тебе жизнь более легкую и приятную, чем она бывает у тебя обычно! Это желание - сделать тебя счастливой – не раз уже делало несчастным меня. Я не знаю, как это сделать. Я это пойму однажды, когда ты будешь со мною предельно откровенна, когда ты скажешь, чего тебе недостает.

Сегодня я проезжал на своем автомобиле рядом с твоим офисом «Апостол Медиа» и специально открыл окно в машине, выключил кондиционер и просто глубоко вдохнул свежий воздух Трехпрудного переулка. Я хотел дышать тем же воздухом, которым дышишь ты, чтобы хотя бы в этом стать частью тебя и вкусить кусочек того, чем пользуешься и ты, - прекрасным утренним свежим воздухом красивого московского переулка….

Пусть сегодняшний твой день будет спокойным и счастливым, моё маленькое счастье….

:-0

Я в шоке... И часто здесь вьюноши пылкие с члэном дымящимся появляются? Машинально искал в тексте ошибки... Удаляюсь, перебирая волосики...

Остальные фотографии. Пожалуйста. Кроме того, я с вами согласен на 100%Free counters!Free counters!Free counters!
free countersfree countersFree counters!

Лучше учить язык, общаясь на очень разные темы с умными интеллектуалами.
Если только по книгам, есть шанс развить очень грамотную, но, увы, внутреннюю речь :)

с глупыми интеллектуалами пообщайтесь внешней речью - это тоже должно быть полезно для языка и мышления. по крайней мере забавно будет).

(Удалённый комментарий)
То есть, процент действительно грамотных остаётся один и тот же)

(Удалённый комментарий)
"простой народ", который говорит по телеку - это вообще мрак. они, как будто все из подвала повыползали...

В школу пришла разнорядка.

в первом классе вместо двух уроков чтения (из четырех в неделю) поставить ОБЖ.

о да! ОБЖ - важно! и физкультура - тоже!

но давайте тогда забудем о русском языке и математике.

на поколения.

Привет! Я - организатор Тотального диктанта. Сегодня, в Международный день грамотности, мы выложили на сайте интерактивный диктант по тексту, который Дмитрий Быков написал специально для Тотального диктанта. Проверьте себя!

Не удержалась от искушения, проверить свою грамотность. Писала на слух. Итог: четыре пунктуационные ошибки. Это школьная "троечка"?

говорить и писать не умеем, зато третий урок физкультуры добавили в программу для всех классов

А зачем прохожие, послушайте, что говорят дикторы! Я уж не говорю про рекламу, там сплошная «формула шампуня».

Тина, охотно верю: у меня в группе на 1 курсе переводческого факультета (ВУЗ не пишу умышленно) средний результат диктанта по русскому языку был от 11 до 32 ошибок. Я сделала 4 (лучший результат группы), оспорила их (там и правда был практически авторский вариант пунктуации) и получила "автомат"...

"Важно понять, почему в эпоху, когда человек научился управлять природой и космосом, обуздал новые технологии и совершил сенсационные открытия, он вдруг начал терять элементарные навыки."

Нет денег на школу?

и огрел кукушонка Где-то я это встречал. Лет двадцать назад...)

Ну если сравнить стилистику и грамотность ваших текстов сейчас и допустим 2008 г. http://tikandelaki.livejournal.com/2008/02/19/- это небо и земля:)))

З.Ы. Не претендую на звание члена граммар-наци, просто констатирую факт.

Это цитаты из ДИКТАНТОВ? Ну учителя и жгут! ))

Есть еще один способ попытаться вернуть утрачиваемое (и почти утраченное). По пунктам: 1)выгнать взашей топ-менеджеров от образования и отогнать от кормушки кузьминовых сотоварищи; 2) признать, что управление системой образования требует профессиональной квалификации управляющих, причем квалификация эта может включать в себя и экономические компетенции, но не может состоять исключительно из оных; 3)потратить бюджетные и привлеченные средства не создание систем контроля над контролем эффективности бумагомарания, а на анализ проблемы: как влияют на формирование интеллектуальных навыков изменяющиеся социальная, технологическая, экономическая, образовательная среда, новые способы организации и управления учебной деятельностью и т.д. И на основе результатов этого анализа 4) создавать заново систему образования.

Тина, а я заметила, вы в Твиттере тоже недавно сделали элементарную ошибку. Ваши товарищи из Казани из ОП РТ делают ошибки и, извините, дети делают ошибки и пишут матные слова (Лео). Извините, конечно. Я знаю, что вы ни на что лично не претендуете, это страна в общем такая. А что было в СССР покрыто мраком, т.к. страна жила за железным занавесмо, международной гласности в СССР не было и всяких там тестов PISA, позволяющих выяснить грамотность в СССР.

Короче, откуда сейчас взяться грамотным, если родители рождённых в СССР все рабочие и крестьяне, все грамотные уехали давно. Рождённых ползать летать не научишь (рабочие/крестьяне и прочие) а вот для малых потомков, "останков" в современной РФ дворян - реформа в образовании будет кстати.

Короче: причём тут ЕГЭ в понижении грамотности, оно лишь высветило коррупцию.
Неужели не ясно: страна дураков, откуда тут взяться грамоте, её нет и не будет и не было никогда.

Но Тина Канделаки молодец, всё правильно делает, есть нормальные в РФ люди, грамотные от рождения.

Да, на вопрос Тины отвечаю положительно - читать надо, это повышает грамотность, помогает учить язык, лучшее доказательство она сама, которая из Грузии, но русский язык знает хорошо. Но и врождённая грамотность реальная вещь - это интеллект, порода, например вот я и многие другие или немногие.

С одной только поправкой, что не "матные" слова, а матерные )))

Я с четырех лет уже тридцать лет читаю в очень большом количестве, по 200-400 страниц каждый день.
При этом я функционально малограмотен. Сейчас, в эпоху ворда, автокоррекции и прочего - как-то нивелировалось это. А писать грамотно ручкой на бумаге - для меня очень большое усилие. Буквально перед каждым "ться-тся", "нн-н", "то, либо, нибудь, таки", "тоже и то же", "в течение и в течении" и т.п. - мучительно напрягаюсь, вспоминаю правила и принимаю решение, не всегда верное. Если пишу не напрягаясь - получается сильно безграмотно.
Видимо, дислексия имеет все-таки какие-то физиологические механизмы, что-то в мозгу не так.
С учетом того, что я знаю людей, которые не задумываясь пишут абсолютно грамотно, не отличаясь ни какой-то особой начитанностью, ни каким-то особым интеллектом.

И соглашусь, и не соглашусь одновременно.

Во-первых БЕСИТ! дислексия. Блин, пристанище для бездельников. Ремня хорошего всыпать , чтобы сесть на жопу не мог(ла) пару дней - вся дислексия пройдет сразу. Двадцать первый век на дворе - можно уже как нибудь научиться писать, не делая ТАКОГО количества ошибок. Раньше как-то без этой новомодной болезни обходились.

А во-вторых, конечно, факт большей или меньшей "автоматической" грамотности я могу и по своему жизненному опыту подтвердить.

Какой процент людей в России имеет высшее образование?

?

Log in