Previous Entry Поделиться Next Entry
«То, что я делаю в образовании, кажется мне очень важным»
Тина Канделаки

Мое интервью «Известиям»

— Тина, в последнее время вы стали активно заниматься образовательными проектами. Провели форум «Умная школа», создали одноименный портал. Все чаще стали ходить слухи, что эта активность связана с вашим желанием возглавить Министерство образования и науки. Вы действительно хотите стать министром?

— У нас все дискуссии и сводятся к таким примитивным вещам: хочу — не хочу. В любом поступке принято видеть корысть или расчет. Это не мой случай. По своей сути я не потребитель, а производитель. Я мыслю категорией «а что я могу дать?». Не нужно искать в моих действиях скрытых мотивов. Разве в министерстве зарплата больше, чем у меня? Нет. На госслужбе я смогу заработать популярность? Нет, я могу приходить к вам с экрана федеральных каналов и говорить: «Привет!». Жизнь слишком коротка, чтобы делать то, что неинтересно. Мне интересно образование, и я хочу им заниматься. Если я считаю, что мне нужно провести следующий форум, я проведу, если я считаю, что нужно поехать по регионам, я поеду.

— А правда, что форум «Умная школа» вы делали на личные средства? Бюджет такого мероприятия — 10 или 20 млн рублей...

— В «Живом журнале» мне пишут, что мне дали бюджет, а я его распилила. Я отшучиваюсь, что пилю-то я у себя и буду пилить и дальше! Расходы на форум составили около 8 млн рублей. Мне этих денег не жалко. Это мой выбор, мои деньги. Поскольку я отдаю много времени и сил вопросам образовательной реформы, мне хотелось ощутить настроение людей из педагогического сообщества, узнать их мысли, общаясь напрямую.

— Многие думают, что ваши стремления — это пиар.

— Если это было ради пиара, мне следовало бы выступить против Министерства образования и собрать все протестное сообщество. Или можно было бы не отказываться вести развлекательные программы на федеральных каналах и со всех экранов телевизоров кричать: вот, я здесь! Мой интерес к образованию возник в процессе общения с участниками программы «Самый умный», я провела много времени с самыми талантливыми российскими ребятами и, как могла, помогала им устроиться в жизни. Когда меня пригласили в Общественную палату, я согласилась войти в комиссию по образованию — эта сфера была уже близка мне. Форум «Умная школа» — это только начало. Сейчас у меня есть сетевая дискуссионная площадка — сайт «Умная школа», каждый день учителя из всех российских регионов высказывают свое мнение о проекте «Закона об образовании». То, что я делаю в образовании, кажется мне очень важным: если педагоги будут активны, то на поверхность будут выдвигаться самые сильные и престиж этой замечательной профессии будет расти.

— Ваши дела уже заметили в Минобразовании. В июле Андрей Фурсенко предложил вам войти в состав группы по доработке государственного стандарта среднего общего образования. Началась заключительная стадия обсуждения новых федеральных стандартов образования для старшей школы. Что вы предлагаете?

— На мой взгляд, необходимо четко прописать, какими ресурсами должны быть обеспечены образовательные организации, для того чтобы выполнить стандарт. В проекте заложены высокие требования к материально-техническому оснащению школ — важно прописать, какой уровень власти — федеральный, региональный, муниципальный — отвечает за их выполнение. Иначе это все лишь декларации о намерениях, их никто не будет выполнять.

Очень хотелось бы увидеть в итоговом документе больше конкретики: какие именно результаты обучения мы ожидаем от выпускников. Должны быть прописаны процедуры и типы заданий, которые позволят проверить, достигнуты ли результаты. В США, например, стандарт по математике — это просто учебник задач для каждого уровня. Сколько задач смогли решить — сразу видно, на каком уровне вы находитесь: пора ли вам в Гарвард или снова в колледж на второй год.

— Планируется, что новые стандарты для старшей школы примут до конца этого года, но до сих пор в обществе не утихают споры о содержании документа.

— Стандарт основной школы уже утвержден, а вступит в силу только через четыре года — чтобы сегодняшние первоклашки вступили в основную школу по новым правилам. А стандарт старшей школы, о котором мы говорим сегодня, заработает только через 10 лет, в 2020 году, когда те, кто первый раз пошел в школу две недели назад, станут старшеклассниками. Таким образом, новые требования к содержанию не затронут тех школьников, кто уже начал учиться по старым стандартам, зато обеспечат необходимую преемственность для тех, кто пришел в школу в этом году. Спешить с принятием стандарта не стоит. Пока все участники образовательного сообщества не договорятся, их не примут.

— По новым стандартам образования детям предоставляется право выбора, какие предметы учить на базовом уровне, а какие — на углубленном. Но может ли школьник определиться с выбором специализации уже в старших классах?

— Наши школьники и так делают выбор раньше всех — в среднем российским выпускникам 17 лет. Немцы, например, выбирают, кем они будут, в 19. А любой выбор — это ответственность. Стоит ли давать 17-летним право выбора? Считаю, что да, только так мы воспитываем ответственность. Школьники должны понимать, зачем они учатся. Сначала зубрят, чтобы сдать ЕГЭ, потом — чтобы поступить в вуз и закончить. А дальше что? А дальше они приходят в компанию и ты понимаешь, что их нужно переучивать. Этот подход нужно менять.

— Вот только как?

— Популярно объяснять, что им даст образование. По новому образовательному стандарту для старшей школы ученик сможет выбрать базовый и профильный уровни предметов в зависимости от своих дальнейших планов: забрать аттестат и сидеть отдыхать или поступать в вуз. Сегодня система образования сильно изменилась — успех не зависит напрямую от наличия диплома. Стив Джобс вообще не доучился.

— Чтобы донести это до общественности, у вас есть все рычаги. А что планируете сделать дальше?

— В планах — поездки в регионы. На нашем форуме побывало более 200 учителей, у нас установились хорошие рабочие отношения. Их нельзя прерывать. Теперь моя очередь приехать в их школы, познакомиться с их коллегами, вынести на самое широкое обсуждение образовательные стандарты. На сайт «Умная школа» каждый день приходят предложения и рекомендации к проекту закона об образовании. К концу октября мы с моей командой соберем сумму мнений, систематизируем их и направим все предложения в Государственную думу и Минобразования. Если они будут приняты хотя бы частично, люди поймут, что, когда мы объединяемся, нас слышат.
Метки:

  • 1
Тина - я вам верю! Но образование в РФ - это такое болото...вы туда лезете? смотрите на Прохорова - когда умные люди в России пытаются что то изменить - они получают по рогам и отваливают

Ну, Прохоров, положим, больше играет в политику, чем что-то реально пытается изменить.
Ничего унылее и заезженней, чем его программа, я не читал. И то, что он отвалил - вполне закономерно.

действительно, Тина, давайте уж все тихо сидеть в болоте и не вякать, зря вы это...

Здравствуйте! Позвольте заметить, но Тина, в отличии, от Прохорова не насобирала с людей 800 млн рублей, как Прохоров. Так что они априори по сути разные. Легко насобирать миллионы с людей якобы для улучшения их жизни. И трудно самому отдать свои личные миллионы, пусть в 100 раз меньше. Ну, кому что легче, труднее. :)

Прохоров даже не удосужился поездить по регионам.
Главная головная боль теперь у "пекущихся о судьбе РФ" касса партийная.:)

Тина, Вы большая молодец :)
Отчетливо видна Ваша активная гражданская позиция и бескорыстная целеустремленность в вопросах образования. Таких людей хочется поддерживать всем возможными способами.
Успехов Вам! :)

Вы и вправду молодец)
Только я помню, как мне в 16, в 11 классе, сложно было сделать выбор, куда поступать
Может, не так уж плохо поступать в ВУЗ в 19 лет, когда уже хоть что-то смыслишь?
Мне повезло, я поступила на специальность просто потому, что подошли вступительные экзамены, а потом оказалось, что мне это безумно нравится. Но у многих совсем не так. В 17 лет идешь либо туда, куда родители советуют, либо туда, где сдавать нужно предметы, которые легко давались в школе.
А теперь подразумевается, что выбор нужно будет сделать еще раньше - в плане предметов в школе. Не слишком ли большая ответственность?

"— У нас все дискуссии и сводятся к таким примитивным вещам: хочу — не хочу. В любом поступке принято видеть корысть или расчет. Это не мой случай. По своей сути я не потребитель, а производитель..."
Что вас так понесло, Тина?
Хотеть или не хотеть - эта "примитивная вещь" - основа жизни.
К чему, вдруг, о корысти и расчете? Побудительных мотивов к "хочу - не хочу", бездна. Зачем вы выделяете один (корысть), на который в вопросе даже намека не было?
От чего вы ополчились на "расчет"? И производитель должен быть расчетлив.





Это смешно, так как все равно "ничего". Когда-то Вы по радио сказали, что ищите проект, который можно было реализовать посредством интернета - я Вам его прислала, так мне даже не ответили, хотя высылала я его через знакомых...А проект этот я думаю будет моим дипломом, его многие оценили, а вот денег на реализацю пока нет...

Ваша правда, может мне просто никто пока и не платит...но лучше пусть рукописи горят, чем говорить то во, что не веришь...

Пользователь bereg (bereg) ответил на комментарий, оставленный пользователем bereg (bereg)
Вы ОБЕ чертовски убедительны. Пока что 1:1. Продолжите =)

(Удалённый комментарий)

Re: Ох ох... тут надо спуститься с небес на землю.

<Выход один - сделать в школе нормальные (хорошие, отличные) зарплаты и брать туда на работу по конкурсу молодых талантливых людей > А старых талантливых закопать. Вместе со старыми бесталанными. А то сидят в школе
по инерции, немолодце, неначитанные, сопли вытирают, существование влачат...
Юноша, молодой, начитанный, копающийся и просто методом тыка могущий заменить этих теток, вчитайтесь в то, что вы пищите! И постарайтесь понять, что если учитель не уважает людей ("тетенек, у которых голова забита только тем, кому сколько дадут часов"), он вряд ди посеет доброе и вечное, даже если сумеет методом тыка установить драйвер.

Re: Ох ох... тут надо спуститься с небес на землю.

а вы не думаете, что тетенька уважает людей, просто не до драйверов ей...ей на 10 тыс рублей надо жить, кормить себя и своих детей и тд. и тд. Согласна с Павлом на 100 %

Re: Ох ох... тут надо спуститься с небес на землю.

Уверена, что тетенька уважает. Думаю, что не уважает Павел.

Re: Ох ох... тут надо спуститься с небес на землю.

Проблему решит радикальное сокращение таких тетушек, которые не умеют пользоваться компом, а на место и зарплаты 5-х таких как они, возьмут одного Вас. Только так. Чтобы нанять одного Вас, нужно уволить 3-4 тетушек. Иначе не решить проблему

Делай Тина, делай, хотя и мало разбираешься в образовании, но всё равно делай. ....... может, тогда и министр( с маленькой буковки) вспомнит для чего он поставлен.
Папа учеников 7 и 3 классов.

Пока мы руководствуемся корыстными расчётами, мы - социальны. Предсказуемы. Можем друг с другом договориться.

По-настоящему социально опасны люди, способные на бескорыстные, нетривиально мотивированные действия.

Отсюда поподробнее:

По-настоящему социально опасны люди, способные на бескорыстные, нетривиально мотивированные действия"

Если можно, конечно, не могли бы вы раскрыть миру свои гениальные мысли. А то мне не понятно, я человек простой, с Урала. Ну, правда. Философию раскройте.

Re: Отсюда поподробнее:

А что тут непонятного??

Даже рекетир, пока корыстными соображениями руководствуется, будет стричь шерсть ежемесячно, а не снимать шкуру один раз. Политика - уже хуже, т.е., когда зоны влияния делят-передвигают, чужих людей - не помочат в сортире, так без штанов выгонят. Но и это - всё ещё поддающийся расчёту и превентивным мерам (бежать - но не голым) фактор.

Что придёт в голову Робин Гуду, который грабит "на благие дела" - непредсказуемо совершенно. Когда нет корыстного мотива, его место может занять буквально любая дурь. Вплоть до желания передать круглую сумму, а там - хоть трава не расти.

Дорогая Тина! Очень мечтаю о такой же реформе в Украине. Что бы Вы подсказали касательно вопроса внедрения такой реформы в Украине? Спасибо за пример!

(Удалённый комментарий)

Re: Шахова, к едреней матери реформы на Украине, если

Не буду утруждать себя отвечать на это... даже комментарием назвать язык не поворачивается...

Тина, держись! В Министры и прочее не торопись... А то распилят... Наши могут все =)

хотите помочь образованию- сделайте уже что нибудь с фурсенко.этот человек развалил образование, свел его в минус, он не имеет ни малейшего представления о нем.

То, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ В ОБРАЗОВАНИИ,безусловно, ВАЖНО! И Вы уже знаете, очевидно, что в России, "ДОЛГО ЗАПРЯГАЮТ...", а поэтому детки Ваши получат образование среднее и Ваш интерес к школе может уменьшиться или пропасть вовсе. Вот бы Вам родить еще одного ребеночка, тогда уж точно этот тяжелый вес по имени ШКОЛА будет Вами взят!
В России, несомненно, много одаренных людей, которые знают, как и что надо сделать, чтобы наши дети не оставались один на один со своими проблемами. Но еще больше тех, кто ради своих собственных детей(крыши над головой, высшего образования, здоровья) только числятся в школе, "присутствуя" на уроках, а на жизнь зарабатывают на стороне( репетиторами, экскурсоводами, гувернантками, нянями).Это констатация факта,а не осуждение.
Интервью понравилось. И то, что Вы вкладываетесь и морально, и физически, и материально - восхищает!

Дорогая Тина! Смотрел сегодня Открытую студию на 5 канале.

Восхищен Вашим участием. Отныне понятия "Даун", "Олигофрен", "Дебил", "торговка базарная", "быдловатая ё-лита" и Тина Канделаки для меня - синонимы.

Почаще появляйтесь на ТВ.

А ещё удивляются и возмущаются, почему по ст.282 за экстремизм только славяне попадаются. Откуда столько агрессии, славян2075?

Тина, здравствуйте!

Вас рекомендуют как искреннего человека, заинтересованного в изменении ситуации с образованием в России. В выложенном интервью вижу информацию о стандарте, который начнёт действовать через некоторое время; хочу спросить - что вы думаете о поддержке сейчас т.н. семейного образования? есть возможность, уделяя внимание качественному семейному образованию, получить на выходе самостоятельных, развитых, творческих людей. Вам это интересно?

вчера случайно увидели передачу с вашим участием! Очень интересно было послушать про образование и вузы... дали почву для размышлений - почему наши едут учиться туда.

Главное начать реформы и не останавливаться...всегда надо быть хорошошистом, что бы было к чему стремится.

Пока все участники образовательного сообщества не договорятся, их не примут. - Уж очень это долгий-предолгий процесс будет, да и договорятся ли???

По-моему надо прежде всего поднять зарплаты учителям.В настоящее время в педагогический идут те, кто не смог попасть в другие университеты.Престиж профессии давно упал.Кто будет учить наших детей?-Эти неквалифицированные учителя.
Качество образования прежде всего зависит от педагогов, а уж потом от оборудования в школах.

В педагогический еще идут неплохие выпускники, мечтающие учить детей. Но вот идут ли они дальше работать учителями? Когда нужно платить аренду, на что-то покупать продукты, выясняется, что выгоднее работать продавцом в магазине.

Я просто считаю что этим заниматься надо и всё! И если это Тина Канделаки - супер! Ведь хорошо когда человек занимается тем, что ему нравится, и это приносит пользу окружающим (тем более детям). А проблем и всяких обстоятельств хватает везде. Я думаю Тина вы понимали это когда всё начиналось.

Капитальная реформа не просто нужна, но необходима, ибо образование во многом сейчас прививает нелюбовь и даже ненависть к обучению с самого детства. Особенно это очевидно, когда проучился в нескольких очень разных по уровню учебных заведениях.
Я по этому поводу у себя пост написал со своими рекомендациями к реформе системы образования:
http://kovalenkopavel.livejournal.com/

Планируемые стандарты обсуждаете, да? и никто, ни один человек не подумал, что для НАЧАЛЬНОЙ школы стандарты УЖЕ ВВЕЛИ. Первоклассники уже сейчас, с сентября учатся по новому стандарту, который в некоторых своих статьях просто скопирован со стандарта для средней школы.
Он сформулирован настолько бездарно и неточно, что в огромном количестве школ России у первоклассников сейчас по 6-7 уроков ежедневно, они заканчивают учиться позже, чем старшеклассники, в 15 часов.
Кто-то подумал о здоровье этих детей? Когда вводили этот режим обучения, кто-то подумал о том, когда им отдыхать, играть и посещать свои кружки?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account