Previous Entry Поделиться Next Entry
День Укытучы в Казани

© William / Flickr

День Учителя я буду отмечать в компании педагогов Татарстана. В Казани я чувствую себя, как дома. Была здесь не раз и достаточно неплохо знаю город. У меня в «Самом умном» регулярно играют ребята из Казани – Щипачев и Галиакберов. Причем каждый раз приезжают с подарками. Я им говорю: «Чак-чак больше не везите, иначе я в матрешку превращусь», но они с упорством меня в нее от сьемки к сьемке превращают. А чак-чак – вкусно.

Еду я в Казань не только за чак-чаком, как вы понимаете.

Сегодня буду участвовать в награждении лучших укытучы – учителей республики, победителей конкурсов «Наш лучший учитель» и «Наш новый учитель».

С педагогами Татарстана и министром образования республики, доктором физико-математических наук Альбертом Гильмутдиновым мы хорошо знакомы. На первом форуме «Умная школа» (Москва, 25-26 августа 2011 года) Альберт Харисович много и интересно рассказывал о татарском опыте, легко отвечая на все острые вопросы.



Вы знаете, о нем вообще можно сказать, что Альберт Гильмутдинов – чиновник-мечта: он сам из школы, понимает проблемы и всегда готов учиться новому. Кстати, некоторые школы Татарстана работают по сингапурской методике. Налажен обмен учителями и школьниками с этим маленьким, но очень умным азиатским государством (Сингапур на 5-м месте в рейтинге PISA). Очень хочу посмотреть, как это сотрудничество выглядит на деле и какие результаты дает.

Родители учащихся в Татарстане также попросили меня поднять вопрос о соотношении количества часов русского и татарского языка. У меня будет возможность задать эти вопросы министру образования республики напрямую.

Проблема нехватки часов по русскому языку активно обсуждалась и в самом Татарстане. Результаты ЕГЭ опровергают существование проблемы: процент не преодолевших минимальный порог по русскому языку в 2010 составлял 2,3%, а в 2011 – всего 1,4%. Средний балл за ЕГЭ по русскому языку в прошлом году составил 58,0, а в этом году уже 62,2. Этим летом 54 татарских выпускника получили 100 баллов по русскому, из них 7 из школ, где обучение ведется на татарском языке. Напрашивается вопрос, нет ли тут фальсификации? Получается, школьники русский толком не учат, а ЕГЭ сдают на 100 баллов… Чтобы добраться до истины, хочу поговорить с учителями-русистами и школьниками.

Тем более, что Альберт Харисович острых тем не боится. Мне запомнился на форуме неожиданный вопрос Алексея Венедиктова: «У вас в Татарстане Хан Батый, он кто – герой или антигерой?» и остроумный ответ Альберта Гильмутдинова – «Исторический персонаж». Народ, рожденный кочевым и в оседлом состоянии, оказался совсем не дурак. Татары умеют из всего извлекать пользу и выгоду для себя. То ли национальная особенность, то ли правда эффективное планирование бюджета, а отсюда как следствие и возможность примерять на себя многие инновационные модели. Все про электронное правительство говорили, а они взяли и сделали. Причем, как мне лично рассказывал президент Татарстана Рустам Минниханов, он вообще ничего в «этом интернете» не понимал и заставлял разработчиков делать все таким образом, чтобы он сам мог всем пользоваться, а не через помощников, как это часто бывает. Что дало ожидаемый положительный результат.

В Татарстане никто и никогда не упускает возможности эффективного развития. И сколько бы мне ни писали в комментах о вступлении России в Ледниковый период, мне кажется, особенно в Татарстане хорошо заметно, насколько регион зависит от конкретного руководителя, как можно эффективно вкладывать нефтедоллары в развитие региона ( об этом я не раз писала ) и, развивая национальные традиции, любить русскую культуру и всячески ее популяризировать. Умелое использование правил, даруемых Конституцией РФ и федеративным устройством, дает дополнительные возможности для развития. И Татарстан является показательным примером.

Реформа образования помимо социальных лифтов, квалифицированных специалистов и много другого, как мне кажется, даст нам в конце концов возможность сформулировать для граждан России на стадии образования культурные коды , которые вне зависимости от региона проживания, дадут детям четкое понимание того, в какой стране они живут.

Татарстан – один из старейших и крупнейших центров знаний в России: более 40 вузов, 2131 школа, 170 тысяч работников сферы образования, 180 тысяч студентов и более 383 тысяч школьников. По количеству высших учебных заведений Казань – на третьем месте в России. Знаменитый Казанский университет, основанный в 1804 году, – альма-матер математика Николая Лобачевского, драматурга Евгения Шварца, поэта Велимира Хлебникова, композитора, дирижера Милия Балакирева и руководителя первого советского государства Владимира Ульянова (Ленина).


© Anton Angelov / Flickr

Сегодня Татарстан – самый продвинутый российский регион по части компьютеризации образования. В 2011 году 26 тысяч школьных учителей получили персональные ноутбуки, планируется, что до конца учебного года такой подарок от правительства получат все без исключения школьные учителя Татарстана. Также в этом году на 2 миллиарда рублей закупили мультимедийную технику для школ: трехмерные кабинеты, интерактивные доски, цифровые лаборатории. Вы прекрасно знаете мою любовь к разного рода гаджетам, поэтому я обязательно побываю в казанской IT-гимназии №19 и детском компьютерном лагере «Байтик».

Уровень оснащения компьютерной техники в школах Татарстана – предмет зависти соседних регионов – в два раза превышает среднероссийский и достигает среднего значения для стран ЕС. Однако не все так радужно: в рейтинге оптимальности школьной инфраструктуры Татарстан пока не входит даже в 20-ку лучших регионов. Общие показатели – среднюю наполняемость класса и число учеников на одного учителя тянут вниз сотни малокомплектных сельских школ. Одно из решений – создание базовых школ в районных центрах, связанных с сельскими школами с помощью интернета.

В свое время Татарстан однозначно поддержал введение ЕГЭ в школах и первым среди российских регионов ввел добровольное тестирование по русскому и литературе в 9-м и 11-м классах – своего рода генеральная репетиция. Оценка за тестовый ЕГЭ не заносится ни в дневник, ни в журнал, зато заранее позволяет школьнику увидеть свои слабые места, а министру образования – увидеть слабые школы и принять меры.

В сравнении со среднероссийскими показателями результатов ЕГЭ Татарстан – один из лидеров. По 10 предметам из 13 результаты выше, чем среднероссийские. Ниже среднего уровня оказались только результаты по английскому, испанскому и по обществознанию. Круглых 100-балльников в этом году стало на 30 больше – 102 выпускника.

От тюрьмы до ЕГЭ ближе, чем я думала. В этом году сразу 3 экзамена были организованы для одного заключенного колонии №4 г. Нижнекамска. Результаты превзошли ожидания тюремного начальства – 56 баллов по русскому и математике и 71 балл по физике. Увы, как известно, за «отлично» по физике амнистию не дают. Но приобретенные знания для этого человека – наверняка, единственная надежда.

По казанским тюрьмам я, с вашего позволения, не поеду, но, если успею, побываю в четырех очень разных школах, где у меня запланированы встречи с учащимися. Мне кажется, сегодня дети гораздо меньше любят школу, чем мы с вами. Они не очень понимают, зачем она нужна, и зачем нужно то огромное количество знаний, которые мы в них ежедневно утрамбовываем. Дадут ли им эти знания возможность найти себя в жизни? Или школа – это всего лишь затянувшая пауза перед ЕГЭ, который во что бы то ни стало надо сдать, чтобы перейти в следующую фазу ожидания? Хочется спросить, чего все ждут? Мы уже не в Советском Союзе, где образование гарантировало работу. Сегодня оно ничего не гарантирует, все зависит от вашей личной предприимчивости. Как мне кажется, Татарстан старается идти путем этой самой предприимчивости. Надеюсь, за ближайшие два дня мне удастся вычислить его траекторию.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
очень Тина нравятся ваши статьи...раньше никогда не читал их, но вот уже второй день подряд зачитаваюсь просто)

А я из Татарстана! Побывайте в Бугульме, вам там понравится!

(Удалённый комментарий)
Пруфлинки в студию про коррумпированность. Языком чесать - не мешки ворочать.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Тина, вы не пробовали общаться не с министром, а со школьниками, родителями и учителями, да еще чтобы эта встреча не была организована специально? Гильмутдинов не рассказал вам, на сколько часов русского языка сейчас приходится часов языка татарского? Последнего больше, если что. И что после этого школьники выходят из школы, не зная ни того, ни другого (качество преподавания татарского языка стало притчей во языцех - учителя порой по-русски-то говорят с трудом). В качестве подсказки укажу, что русский - как бы государственный язык во всем государстве.

Ремонт в школе, в которой я учился и где текли потолки на верхнем этаже (денег нет - говорил райотдел), стал возможен только после визита Метшина. Сраза нашлись деньги на полный ремонт всего и вся. Кстати, зачем интерактивные доски в школах, не подскажете? Называют вполне конкретные цифры в миллионах рублей, полученные чиновниками за их поставку в школы.

Я из Казани, если что. И читать подобные вещи как-то даже немного противно. Если вам покажут пару "элитных" школ, это хорошо. Но не надо по ним делать выводы на весь Татарстан, ок? Про предприимчивость людей с определенными фамилиями тоже говорят. Почему-то с вполне определенными фамилиями...

Про КГУ лучше вообще ничего не говорить. С тех пор, как его объединили с местным педагогическим и финансовым, качество упало очень сильно (филфак отдали в бывший пед, например). В довершение развала Путин назначил ректором бывшего елабужского градоначальника (где тут наука, казалось бы?), наплевав на мнение ученого совета вуза. Об этом вам тоже Гильмутдинов рассказал? Или не стал?

А Татарстан - это один из самых коррумпированных регио

<А Татарстан - это один из самых коррумпированных регионов России.>

Судя по "Булгарии" - да. можно представить, что там в школах делается и в других сферах...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
<Мне кажется, сегодня дети гораздо меньше любят школу, чем мы с вами. Они не очень понимают, зачем она нужна, и зачем нужно то огромное количество знаний, которые мы в них ежедневно утрамбовываем.>

Я фактически взрослый человек. Географию не посещала в школе. Я такой человек, что не буду делать то, что я не хочу. Не хочу и не буду.

Так вот, в данный момент времени мне надо бы географию знать. Мне вот в 37 лет захотелось её знать и очень хорошо, без запинки, сучка и задоринки.

Знаете, что я сделаю и как поступлю? Я воспользуюсь Интернетом. И за пару часов я изучу курс за целый год школы. Ну, за день - точно изучу, за неделю глубоко изучу.

Физику тоже не посещала, итоговая оценка за год в 8, ныне 9-м классе была "2". перед экзаменами выпускными, на аттестат я проштудировала учебник, экзамен сдала на "5", в аттестат правда почему-то поставили мне "4".

Я только после школы поняла, как прекрасны и полезны многие произведения литературы и прочла их, физика и математика мне просто интересны.

Школа ничего не даёт - это я вам говорю! Читать и писать я научилась ДО ШКОЛЫ, сама и с помощью отца, читаю с 4-ёх лет, пишу на русском и немецком с 5-6.

Прошу понять меня правильно: школа ничего не даёт.

Буду водить среднего ребенка в школу раннего развития, если коррупционные педагоги или кто там: министерство, муниципалитет, школа не сорвут с нас денег, хотя я предоставила сертификат на дополнительное образование, дающий право каждому ребёнку посещать бесплатно МОУДОД. Они всё-равно ведь требуют денег, вчера сказали на ремонт, на пластиковые окна...

В общем, водить хочу ради вхождения в социум маленького человека, в детский сад я специально не отдаю. А так сама всему научила, читаем, пишем, буквы знаем и элементарный счёт.

Были бы все, как Тина Канделаки - заинтересованы, тогда другое дело и как в телестудию в школу ходить, а так сама система тупая, она ничего не даёт в знаниях абсолютно. предметы преподаются неграмотно.

(Удалённый комментарий)

О татарстанском опыте

Опыт Татарстана - это опыт освоения финансов. Региональных и федеральных. В этом году школы Казани обеспечены на 30% учебниками. Почему? Ни кто не может ответить на этот вопрос. Можно его отнести к разряду риторических.
У нас в Татарстане много таких риторических вопросов об образовании.
Почему наши дети не имеют возможности изучать русский язык и литературное чтение в том же объёме, в котором эти предметы изучают школьники Москвы, Питера, Новосибирска, Магадана, Калининграда... в общем, городов не национальных регионов? Почему не 5+4, а 3+2 и лишь из жалости 4+2(3) и при этом уже не имеют возможности изучать углублённо другие предметы? А ведь столько всего интересного и дети все такие разные.
Почему когда во многих школах учебники платные запрещают сотрудничать с методическим центром (одном из двух в Казани), аргументируя это поборами, выражающимися в приобретении родителями учебников, в то время как сотрудничать с другим методическим центром не запрещают?
Почему только в этом году говорят о том, что школы получили только 30% заказанных учебников? Не потому ли, что раньше родители тихо приобретали недостающий объём?
Почему татарский язык и литературное чтение на татарском языке преподаются для русскоязычных детей по одному учебнику и дети на уроках татарской литературы занимаются ровно тем же, чем на уроках татарского языка, а оценок ставят две?
Почему за 20 лет методики преподавания татарского так и нет?
Почему дети, изучая татарский язык, именно язык (потому что на литературном чтении они занимаются тем же), 5 раз в неделю к 9му классу и двух слов связать по-татарски не могут?

Так много этих риторических "почему"... Вы всё ещё восхищаетесь системой образования в Татарстане? Тогда она придёт к вам, в Россию. Вы удивитесь, но мы не чувствуем, что живём в России. Россия не заботится о русскоязычных в Татарстане.

Мы не ставим вопрос "о соотношении количества часов русского и татарского языка", мы ставим вопрос о полноценном изучении русского языка, государственного языка Российской Федерации, родного языка наших детей. Это образовательная потребность. И государство обязано создать условия для её удовлетворения. Вот уж что было бы действительно полезно, так это создание федеральных школ с русским языком обучения и с русским языком обучения с углублённым изучением отдельных предметов.

Вас поведут смотреть 19ю, 33ю школы? Смешно. Посетите школы 82, 41, татарскую гимназию 27 (где, к слову, не смотря на то, что это гимназия с татарским языком обучения, набирают 1 класс татарский и 2 не татарских), школы 166, 169. В большинстве школ нет в каждом классе интерактивных досок, пластиковых окон, потому что родители не могут спонсировать их приобретение, у них нет на это денег. Для справки, в 19ой школе учатся дети правящей элиты.

Если вас действительно интересует вопрос преподавания языков, посетите завтра суд. Истец - законный представитель школьника, ответчик - школа, предмет иска - отказ в удовлетворении образовательных потребностей.

Если сие сообщение вас задело за живое и возникли вопросы, звоните. Телефон 8-906-325-18-08

Re: О татарстанском опыте

Да, без татарского языка, методики его преподавания, качественного преподавания в Татарстане никак нельзя, это преступление против нации!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
вот думаю, может в Казань убежать - где власть не пресует народ??

А как власть народ "пресует"? И почему вы решили, что в Татарстане она себя как-то иначе ведёт?

Тина, SOS !!!!! SOS !!! SOS!!!

Тина, дорогая!
Если тебя, действительно, интересует правда, посмотри интернет-сообщество "Русский язык в школах Татарстана", где более 15 тысяч родителей вот уже 4 года безуспешно пытаются пробить стену Гильмутдинова и Ко. http://my.mail.ru/community/filologia111/
Тина, в Казани половина жителей - русские. Русских в Казани больше, чем в Москве. Практически все - русскоязычные. Люди желают, чтобы их дети нормально изучали родной русский язык в общеобразовательных школах, а им вместо этого навязывают изучение татарского языка. Это нормально?
Тина, ты - большая умница, я очень, нет - ОЧЕНЬ! надеюсь, что ты встретишься в Казани с Катей Беляевой, Михаилом Щегловым, что ты встретишься с родителями школьников обычных казанских школ и во всем разберешься сама.
А потом ждем тебя в Уфе!
У нас тоже "весело" с русским языком и принудительным изучением башкирского.
http://my.mail.ru/community/russkaja_shkola/ - Уфимское сообщество

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)

Депутаты предлагают узаконить «электронное обучение»

Считаю, что существующие школы, учреждения надо упразднять и вводить дистанционное обучение. В зданиях школ нечего делать, в школах социально опасно, считаю. Опасно отдавать своего дитя в здание, наполненное непонятными людьми от системы образования. Ещё и социальные вон педагоги есть, есть и мужчины-педагоги (поняли, что я имею ввиду).

Депутаты предлагают узаконить «электронное обучение»

"Законопроектом устанавливается возможность использования электронного обучения при реализации всех образовательных программ и при всех существующих формах получения образования

Законопроект, расширяющий возможности использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, внесла в Госдуму в среду, 5 октября, группа депутатов."
http://er.ru/news/2011/10/5/deputaty-predlagayut-uzakonit-elektronnoe-obuchenie/

Тина Канделаки, спасибо за пост, очень хорошо вы пишете, всё освещаете, фотки и видео очень интересные у вас "с коридорами Общественных палат", всё видишь изнутри. Сегодня видела ваш видеоролик "У министра", так хоть увидела входную дверь Министерства, сама я навряд ли в реале увижу это Министерство. В общем спасибо за вроде незатейливые, но такие важные и нужные сюжеты.

А приезжайте и к нам в Челны. И посмотрите, какие школы у нас!!! Пластиковые окна - только в директорском кабинете! Который, кстати, говорит, что дневник нужно ЛОЖИТЬ на стол. Да, да именно "ложить", а не класть! Приезжайте, поговорите с нашими детишками, которые уже на русском языке говорят с татарским акцентом. Приезжайте, посмотрите на расписание уроков в школе (которое написано на татарском языке в русской школе), посчитайте, сколько уроков русского языка, а сколько татарского. Ничего не имею против знаний языков. Знание еще одного языка никому не помешало. Но к сожалению наши дети по татарски и двух слов связать не могут. И это очень печально.

А что за школа(№)? В моей школе во всех кабинетах были пластиковые окна, и расписание было на русском языке(хотя школа считалось татарской).

А почему взамен на образование наших детей, которое гарантировано государством родители должны нести мзду этим мздоимцам? Разве в законодательстве где-то сказано о том, что за то, что моему ребёнку эти "слуги образования" преподадут предметы. Я должна сдать им в школу деньги "на пластиковые окна" и прочее?

Как так? Я хочу учить своих детей, это моя обязанность по Семейному Кодексу, государство со своей стороны тоже всё делает для этого, ГАРАНТИРУЕТ БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: строит школы, выпускает из ВУЗов учителей, платит им зарплату за "работу". А они на местах творят беспредел: "мы вам ДОСТУП в школу, а вы нам - деньги или никак".

Смешно и беспредметно на этом коррупционом фоне говорить о преобразованиях, о реформах.

(Подозрительный комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Великое строение Кул Шариф - исламский храм в окржении православной крепости, постренной при Иване Грозном. Соединение веры, как оно и есть.

(Удалённый комментарий)
?

Log in

No account? Create an account