Previous Entry Поделиться Next Entry
Давайте взглянем правде в глаза. «Титаник» российского образования тонет в макулатуре
                                                               Моя колонка для газеты Известия

Сегодня мы все говорим о необходимости большей креативности в образовании. Все мы понимаем, что только увлеченные предметом школьники будут по-настоящему впитывать знания, а не просиживать часы. Мы ужасаемся низкому уровню образования нового поколения, учащегося сейчас в школах. Поражаемся, как можно не помнить основополагающих фактов вроде дат Великой Отечественной войны. Удивляемся тому, что они не знают, кто такой Раскольников и почему он убил старуху-процентщицу. Мы не можем понять, как при таких возможностях, которые открываются благодаря современным технологиям и гаджетам, у школьников пропадает тяга к знаниям.

Но давайте взглянем правде в глаза. «Титаник» российского образования тонет в макулатуре. «Образовательная вертикаль не умеет управлять живыми людьми, а способна управиться только лишь с бумажными потоками. В современной России всевозможных отчетов стало больше, чем было в СССР», — говорят учителя. С каждым годом появляются все новые и новые формы и бланки, от бесконечного заполнения которых учителя постепенно превращаются в столоначальников. О какой креативности в образовании может идти речь, если учитель превращен в формалиста, тратящего несколько часов в день только на бумажную работу?

Заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких на встрече с учителями рассказывал, что хорошие директора, осознающие весь ужас положения педагогов, нанимают специальных людей, в чьи обязанности входит только заполнение всех этих бесконечных бумаг. И мы все понимаем, что к жизни эти документы не имеют никакого отношения. Как пошутила одна моя знакомая завуч, «мы взяли удар на себя. Мы пишем и пишем, чтобы учителя могли учить».

По словам учителя Бориса Старостина, ежегодно педагогу приходится писать практически докторскую диссертацию (около 300 страниц текста), детально составляя рабочую программу, даже если у него новый класс и он не знает своих учеников. Причем программа не должна быть скопированной из официальной, поскольку по итогам проверки Рособрнадзора школа может получить штрафы, доходящие до нескольких сотен тысяч рублей. Впрочем, стоит отдать должное чиновникам, они в большинстве своем бывшие учителя и часто помогают своим коллегам с документами, несмотря на то что качество их работы определяется количеством выявленных нарушений и наложенных штрафов. То есть люди с обеих сторон делают все, чтобы обойти глупости системы.

«Глупые, ненужные проверки и отчеты надо делать явью — открыто публиковать. Надо ясно понимать, откуда идет давление и все эти ненужные запросы... Со временем, может быть, удастся систематизировать все эти глупости и понять, куда наносить «административный удар», — рассказал мне в интервью замминистра образования Игорь Реморенко.

И в этом на самом деле состоит вся тяжесть сегодняшнего нашего положения. Система сложилась таким образом, что учителя вынуждены быть формалистами. И только лучшие, самые идейные всё еще могут преподавать вдохновенно, креативно, влюбляя детей в свой предмет. А ответа, как все это изменить, в Министерстве образования нет.

Сегодня нет такого региона, где не стонут, не рыдают, не воют из-за вала отчетности, которая призвана проверить, живы там учителя или нет. Регулярное изменение и добавление новых отчетов стало следствием меняющейся системы. Но смысл и цели изменений понятны далеко не всем. Из этого непонимания появляются замы по инновациям, которые поступают на службу в дополнение к пришедшим 10 лет назад замам по информационным технологиям. Количество людей и управляющих должностей растет, они ничего не производят, а отчитываться как-то приходится, поэтому «мы всё пишем и пишем». Весь этот аналитический аппарат, построенный на тоннах отчетности, должен был бы приводить к каким-то управленческим решениям. Но этого не происходит, поскольку строится он на неверных, ненужных данных и отписках.

Заслуженный учитель России Ефим Рачевский разумно замечает: «Мы же не ядерными разработками занимаемся, чтобы эту информацию нельзя было выкладывать на сайте». Все необходимые данные можно было бы брать с сайта и туда же выкладывать, как это, например, реализовано в Татарстане, где существует Единое программное обеспечение для школ.

Представьте себе 6-й класс, дети — фанаты «+100500», а по программе идет «Левша» Лескова. Может ли педагог, ставший формалистом, так подать материал, чтобы заставить их его полюбить? Чтобы хотя бы один талантливый ребенок, прочитав «Левшу», не побоялся изобрести здесь что-то и остаться. Или со времен Лескова ничего не изменилось, а креативным людям лучше уезжать? Мы все хотим, чтобы это было не так. Но для этого необходимо освободить учителя от пут формализма, создать для него стимулы, ведь именно эти люди воспитывают и создают наше будущее.
Говоря о будущем России, о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, мы должны в корне пересмотреть подход к выстраиванию образовательной системы. Наши талантливые учителя, безусловно, смогут воспитать креативное
поколение, но только при одном условии — если с них снимут это бюрократическое ярмо.



Мне абсолютно непонятно - кто руководит этим министерством? Зачем все эти справки? По поводу методов образования хорошо сказал Стив Джобс в своём интервью от 1995 года. У нас много дисциплин, которые абосолютно ничего не добавляют ни к духовности, но к знаниям, ни к реальной жизни, ни к их полезности. Времена новые - а методы старые.

(Удалённый комментарий)
Что-что, а бюрократию у нас любят, и не только в сфере образования. Она повсеместна: отчеты, подведения итогов, докладные обуяли все госорганы. А образование у нас добросовестно деградирует. Наверно, потому, что слишком много на запад смотрим.

что нет то не может деградировать -да и чем выше деградация тем больше рейтинг "умной"школы

левшей полно -но князей стало больше

Получается,что зам министра образования не знает сколько бумаг и зачем требуют со школ?Грош ему цена.

на грош пятаки в россии покупают

если взглянуть на ...то мы увидим .... но лучше ....

Дорогой, вы зачем так воду мутите, все здесь сказанное верно, если бы было не так, то Реморенко не подтвердил бы это.

голубушка -давай ка темку по серьёзней и для души -

тебе то о чем беспокоиться, для тебя все несерьезно, если проблема образование, соответственно и будущего поколения в целом тебя не волнует, то тему по серьезнее не найти!

(Удалённый комментарий)
Знаете, мне бы очень хотелось, чтобы когда мои дети будут в 6-7-летнем возрасте, хоть малая часть ваших идей и инициатив была бы реализована.

Вы не представляете, как бы я хотел, что бы все ее инициативы воплотились в жизнь, а то у меня трое детей, старший уже в следующем голу в первый класс пойдет, а система все еще далека от идеала.

Бумажками засыпают абсолютно везде. Креативных людей могут вырастить только настолько же креативные учителя. Если у нас не будут проводить переаттестацию, то ничего так и не измениться, от них то же много значит. Сейчас учитель просто идет по ученику, нет ничего нового, а ребенок должен заинтересоваться тем что ему читают, ладно одна тема ему понравиться, но все остальные то как? И мне кажется тут нужно конечно освободить учителей от бумажной волокиты, но и так же посмотреть, а на что они сами то годны.

Креативных учеников может воспитать только новое поколение учителей, которое живет не по принципу советского коллективизма. У меня скорее вопрос: на каком предмете ученикам будут объяснять креативность, в какой форме итд.

Не особо удивлен что бумажками их засыпают, но все же считаю, что некоторые отчетности нужны. Учителя должны быть так скажем людьми творческими, но хотя бы какой то план давать, что бы было понятно на что ориентироваться, если нужно заменить уроки или когда будут проверочные контрольные, но накладывать на них кучу бумажек все таки не стоит, скорее тут загубиться преподавательский потенциал, и учитель вместо того, что бы думать, а как лучше заинтересовать детей, тратит время на бумажки, это конечно все не дело.

Да какие то нужны, но их должно быть очень мало. От этого прежде всего страдают дети, а учителя должны быть с ними на одной волне, а не запаренными как правильно заполнить бланк.

ЕГЭ спасет Россию!

Об ЕГЭ.
Претензии, предъявляемые к ЕГЭ, обоснованы и, к сожалению, не устранимы,
если в корне не изменить процедуру проведения экзамена. Предлагаю Вам
рассмотреть проект, который:
- полностью исключит коррупционную составляющую при проведении ЕГЭ;
- позволит объективно оценить знания школьников;
- позволит сократить армию надзирающих чиновников;
-и, как следствие, ежегодно возрастающие бюджетные расходы.

Проект, о котором идет речь, должен стать постоянно действующим, так
чтобы каждая школа, каждый преподаватель или репетитор, каждый школьник
мог в любое время войти в него и, выбрав интересующий его предмет,
проверить свои знания, или знания своих учеников. Проект, безусловно,
будет коммерчески выгодным.
При успешной реализации Проекта в России можно было бы сделать его
международным, для начала в странах СНГ, что позволило бы абитуриентам
из других стран поступать в российские ВУЗы.

Тина, обращаюсь к Вам потому что:
- верю в Вашу заинтересованность в улучшение образования в РФ;
- учитывая Ваш большой опыт в подготовке и проведения сложного проекта
«Самый умный»;
- учитывая Вашу гражданскую и общественную позицию.

Если Вас заинтересовал данный проект, мы готовы его с Вами обсудить
более подробно.

С уважением,
Егор Пименов

Прочитала и ужаснулась. Надеюсь, когда пойду работать в школу, такого не будет. Мне нравится моя будущая профессия, но писарем работать не хочется. У Вас же есть свой образовательный проект, вынесете эту проблему на всеобщее обсуждение. Тогда у разных уровней будет возможность договориться и бумаги будет меньше. Наверное, учителя экологии в ужасе от такого отношения к природе: дерево расходуют не на что-то важное, а на никому не нужные отчеты.

Все равно бумаги должны быть. Это же сделано, чтобы была проверка качества, что и как, а не из-за прихоти чиновников.

Тина, верно говорите! Дожмите этот вопрос!! Преподавателям сейчас просто нет времени давать уроки, завалены бумажной макулатурой...

Наверно это так, хотя нигде это не прописано. Думаю тут нужно поднять вопрос остро, а то ведь люди об этом даже и не знают, вот я к примеру.

Мне кажется, школа вообще не может быть креативной: строгие правила поведения, домашнее задания, посещения. Учителя, которые еще Ленина помнят. Если как-то удастся сделать школу новой, буду только рад.

Думаю это возможно, учителей можно переотобрать, многие готовы самосовершенствоватся, но из-за этих бумажек у них нет времени. сам недавно разговаривал с историчкой моей старшей дочери. Они говорит, что хотела подыскать фильмы, хотела сделать интересные небольшие программы, но у нее нет времени, она должна постоянно что то заполнять и в итоге страдают дети.

Методики надо разрабатывать. Труд для того и был придуман, чтобы дети руками делали. Сейчас это уже не отвечает запросам времени. Я бы в этот курс головоломки включила, интересный задачки, чтобы и мозг разносторонне работал.

Методику должен определять каждый учитель сам, так скажем подстраивать под себя, а то не каждый может выигрышно вести занятие по всем известным правилам, может кто то хочет использовать новые технологии, как минимум презентации какие нибудь.

Образование - это прежде всего возвращение к образу Бо

Гармония разума и веры в совести - вот главный источник творческого, интеллектуального труда.

Не должен интеллектуальный псевдотруд паразитировать на физическом, производящем труде. Но для этого необходимо меня ценностную мотивацию целого поколения психика которого изуродована современными медиа.

Re: Образование - это прежде всего возвращение к образу

Понимаете, мы же живем в современном обществе, где вместо сосуществуют и православные и мусульмане и атеисты и многие другие люди, придерживающиеся других вероисповеданий. И основываться на вере не возможно, тогда придется разделять людей по вере.

Вот бумажки и вправду добивают. столько с ними мороки. а учителя не чиновники, что бы заниматься писаниной, они должны растить новое поколение.

Вообще они должны воспитывать и растить, дома не всегда успевают или даже так хотят этим заниматься. А учитель это последняя надежда детей, если конечно хорошие попадутся. Я всегда буду благодарен своей классной, она заставляла меня учиться, чуть ли не к стулу привязывала, но я не стал той гопотой и отморозком, которыми стали многие мои одноклассники.

У меня дети в школе учатся, знаю что косяков много. Многие учителя скажем так слишком заняты бумажками, что бы продумывать план занятий, в итоге у них форма докладов, кто рассказывает доклад тот и знает тему. а остальные доклад не слушают. Вот прямая зависимость уровня образования от количества бланков.

У меня то же такое бывало, это я думаю не только из-за бумажек, это некоторые учителя засиделись, у них уже фантазия иссякла и они за счет других отсиживаются.

Я кстати и не знал, что и в школах отчетности выше крыши, думал ну есть там пару бумажек, планов, но думал в основном этим занимаются директора, а оказывается нет. Ну тогда наверняка это явно влияет на учителей. ведь у них то время как и у любого человека на 24 часа рассчитано, а больше им неоткуда взять.

Давайте, действительно, взглянем правде в глаза (мнени

Проблема в том, что есть и другое "ярмо", от которого избавиться будет гораздо сложнее - учителей все чаще и все более широкий круг людей воспринимают как обслуживающий персонал, как "рядовых армии социального сдерживания". А поведение чиновников и принципы системы управления образованием только наращивает подобное восприятие.

И дело далеко не всегда в квалификации педагога. Вот некоторые вредные явления:
- бюрократизация и формализация ("не надо хорошо, не надо правильно - главное, чтобы было"),
- коммерциализация и низкий уровень оплаты труда (средняя зарплата, которую недавно так активно повышали, она ведь все-таки как та температура по больнице, и чтобы получать ее, учителя в основном должны работать на 1,5-2 ставки, с перегрузкой),
- отсутствие целостного понимания смыслов общего образования (ради показателей можно пожертвовать психологией и развитием личности, а потом - откуда же у нас проблемы с воспитанием?),
- и т.д., и т.п.

Отношение к учителю, в первую очередь со стороны работодателя (в лице чиновников всех уровней системы образования) - должно измениться. Учитель - это СПЕЦИАЛИСТ, его специализация - работа с детьми, а это требует очень ответственного подхода, серьезной эмоциональной и интеллектуальной отдачи процессу. Учитель - это одна из профессий, в которой невозможно выйти за порог работы и перестать быть рабочим. Учитель - это призвание, хотя и не обязательно быть великим гуманистом уровня Корчака или Сухомлинского (но стремиться к этому иногда очень хочется). Учитель по умолчанию заслуживает как минимум уважения к собственной личности - без подачек, без пафоса, просто спокойного и взвешенного отношения.

Почему так стремятся родители отдавать своих детей в "элитные" школы, откуда сыр-бор с очередями? Потому что там, наверное, трудятся действительно уникальные для сегодняшней России управленцы - директора и завучи, способные организовать для учащихся и учителей комфортные условия, благоприятные как минимум для учебы, а в идеале и для личностного роста. Таких школ единицы не потому, что не хватает кадров - просто с такими хорошими "кадрами" сложно, ибо они не укладываются в формальные рамки (отчеты, нормативы и прочия).

Давайте, действительно, взглянем правде в глаза. Макулатура - это, простите, отмазка. Это роспись власти в неспособности доверять учительскому сообществу, в неспособности вести диалог со специалистами в своей области, в неспособности эффективно управлять.

"Где, например, волшебный рожок? Добрая фея куда улетела?
А? Э-э! Так-то, дружок - в этом-то все и дело..."

Re: Давайте, действительно, взглянем правде в глаза (мне

Полностью согласен. Учитель должен быть освобожден от всех несвойственных ему функций. Он должен быть учителем - причем на одну ставку! Иначе это "часодаватель". И задача грамотных управленцев - по максимуму освободить его от отчетностей, наездов родителей, давления руководства и т.д. Для этого надо менять именно систему отношений ..

Эта отчетность абсолютно везде. Я недавно ногу сломал, прихожу к врачу заверить справку для вуза, а мне мол не та форма, а значит я должен катиться опять в травмпункт и брать ту же справку но только другой формы, короче жесть. А если это и в школах, то бедные учителя у них же руки до детей то не доходят.

А школьникам как?

Просто со стороны школьников. На каждом предмете, особенно в литератре и истории навязывают мнение программы и преподавателя. О какой креативности может идти речь?

Edited at 2012-02-09 18:06 (UTC)

Re: А школьникам как?

А преподавателю навязывают программы проплаченные откатами наверху .. Это тотальное бесправие всей системы! В тех же 90-х все было куда свободнее и проще ..

"Давайте взглянем правде в глаза"... F не лучше ли взглянуть в глаза тем, кому - выгодно?
Вы называете общеизвестную проблему, которой точно уже лет десять. И что, перед выборами имеет смысл поговорить с нищими, не хотят ли он мяса, да? :)

А вы не заметили, что этот вопрос реально сейчас продвигается, идет реформирование, так если оно идет почему бы не поднять все вопросы, а не потом вспоминать что же мы упустили.

По поводу бюрократии:
Есть рядом с домом детский сад. В этом году воспитателям раздали разнокалиберные бланки для заполнения - план мероприятий с детьми, факт мероприятий, расписание занятий, расписание доп занятий, питание и т.п. И того получилась пачка бумаг, которые надо заполнять на каждый день.
Воспитатели замечательные, стараются придумывать разные мероприятия, приглашают актеров. Но времени на сами занятия с детьми остается всё меньше и меньше. При этом бумаги выдают, говорят что для упрощения работы воспитателей и для лучшей, более подробной отчетности. Но как заполнять эти бланки никто не объясняет, как с ними работать и что с ними дальше делать тоже не всегда понятно.
Как это назвать - формализм, бюрократия, "отмазывания" себя любимых - "вот смотрите как с детьми занимаются - всё по бумагам видно!". И кому эта дополнительная бумажная волокита нужна?

Просто блядь, причём редкая. С жиру бесится, сучка вонючаю, блядюга, тварь, шалава, падла.

Благодарим Тину!

Огромное спасибо, Тина, что вы взялись за РЕАЛЬНО важные для учительства проблемы...Вашу статью прочитало много моих коллег, реакция почти всех была приблизительно такой : " Всё правильно. Будто она работает рядом с нами!...."

?

Log in

No account? Create an account