Previous Entry Поделиться Next Entry
Страна без истории
          Моя колонка для газеты Известия

От содержания некоторых учебников истории «волосы дыбом встают», заявил Владимир Путин. К сожалению, премьер не уточнил, что именно вызвало у него такую реакцию. Говоря сегодня о будущем российского образования, невозможно обойти вопрос его содержания. Что преподают нашим детям?
 
Давайте начнем с матчасти: на текущий учебный год рекомендовано более 1300  учебников. Функцию экспертизы выполняют Российская академия образования, оценивающая педагогическую составляющую учебников, и Российская академия наук, оценивающая степень их научной проработки. Кроме того, существует список учебников, рекомендованных Министерством образования. Например, по истории в этом списке – до 5 книг. Они, в основном, и поставляются в школы.
 
В разговоре со мной учителя истории затруднились ответить, что могло так удивить Путина. Основная их претензия к современным учебникам – сложный, тяжелый язык. Кроме того, у разных авторов могут отличаться некоторые даты в 20 веке. В советских учебниках язык был доступнее, а их объем соответствовал возрасту ребенка, говорят учителя. Сейчас учебники стали сложнее и объемнее. Педагоги шутят: пока перечислишь вопросы, которые нужно изучить, урок закончится.
 
Учитель истории и обществознания гимназии № 33 Костромской области Оксана Цветкова отмечает, что в 90-х и начале нулевых учебники меняли часто, иногда по несколько раз в год. Сейчас все устаканилось, и она комбинирует советские и новые книги. Но главное в другом: с приходом ЕГЭ изменилась методика преподавания. В настоящий момент происходит освоение конкретных учебных действий – сравнения, анализа, синтеза. Того, что  детям потребуется в вузе. В 90-е целый урок могли вестись жаркие дискуссии, однако в таком формате, по оценкам специалистов, работает только 20% класса, а остальные – просто слушатели. Сейчас же обучение стало более структурированным: если взять обществознание, теперь, благодаря регулярным написаниям эссе, в процесс вовлечено 100% класса.
 
Нина Павлова, учитель истории и обществознания липецкой гимназии № 12, уверена, что нынешние дети говорить стали лучше. Но, по ее словам, это в основном словоблудие, далеко не все умеют апеллировать к фактам. Оценка все равно ставится не за высказывание мнения, а за знание материала и умение фактами доказывать свою точку зрения. По большому счету, говорит Павлова, ученики историю знают плохо, часы урезаны просто катастрофически. «В старшей школе всеобщая история – наша боль. Вместе с этим идет огромный учебник «История России: 20 век», за два часа в неделю все это уложить просто невозможно». И выход здесь – либо убрать всеобщую историю, либо увеличить количество часов.
 
Все мы видели ролики на YouTube, где современные школьники не могут назвать даты Великой Отечественной войны, не знают, когда отменили крепостное право и кто такой Ленин. Нашему поколению, учившемуся в советских школах, за них искренне стыдно. И за себя стыдно, что у нас растут такие дети. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», – писал Горький. Как мы дошли до того, что единственным способом заставить наших детей запомнить основные даты российской истории стали конкурсы на переменах?
 
В 20 веке мы дважды стирали свою историю, дважды отрекались от своего прошлого. Обе революции ввергали страну в периоды безвременья, когда мы не понимали, кто мы, куда идем и зачем. Большевики смогли решить эту проблему. В какой-то момент они поняли, что история – формирующая сила общества. Без создания единого полотна смыслов, выстраиваемых историей и культурой, построить единое общество просто невозможно. Этого удалось добиться за счет того, что история вошла в те восемь обязательных экзаменов, которые сдавал каждый школьник, чтобы получить аттестат зрелости. И средний балл за аттестат влиял на поступление в вуз. Таким образом создавалась мотивация продолжать учиться по всем предметам, а не только по профильным. Сейчас же аттестат ничего не значит. Он никак не влияет на поступление, поэтому в 10-11 классах школьник может смело бросать учиться по всем предметам, кроме тех, по которым сдает ЕГЭ. История же в большинстве случаев идет по выбору, так зачем ее учить? Она не помогает сдать ЕГЭ, и здесь только талант вдохновенного педагога может вложить хоть какие-то знания в головы наших детей.
 
А между тем 2012 год объявлен президентом Медведевым Годом российской истории. Многие ли про это знают? Наше образование пронизано формализмом. Даже хорошие вещи делаются для «галочки». Учителя прямым текстом говорят: уже середина февраля, а даже не все школы в регионе знают об указе главы страны. Они справедливо замечают, что если уж объявили Год истории, то надо что-то делать уже сейчас, а не ждать декабря, чтобы сдать отчеты. Но пока единственным подтверждением Года истории является прекрасный журнал «Дилетант», первый номер которого недавно выпустил Алексей Венедиктов.
 
Обретение идеи России, в которой хочется созидать, где хочется строить свое светлое будущее, откуда не думаешь уезжать, лежит через изучение и понимание новым поколением собственной великой истории. Построение новой, национально-ориентированной экономики невозможно без осознания своего прошлого, того колоссального и сложного пути, который мы прошли. Любовь к Родине, патриотизм – все это рождается на уроках истории. Без этого мы продолжим выводить деньги в офшоры и «валить из Рашки».  
 
В 20 веке мы пережили две революции. Мы не очень хорошо учимся на своих ошибках. И с учетом знаний сегодняшних школьников, я бы не хотела, чтобы кто-то однажды мог сказать: «Умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих, а русские вообще не учатся». Но общими усилиями, я думаю, нам удастся это предотвратить, и, что самое главное, пойти дальше..


А ведь есть еще один ньюанс, у многих современных детей, есть такое понятие как востребованность по случаю, применительно к истории это "когда надо посмотрю на википедию". Да что греха таить, я и сам очень часто лезу в телефон за тем или иным фактом. Так вот, это все тоже опасно, историю в википедии ведь можно преписать, но это все мои соображения в порядке личной паранои...

знание истории небезапасно для властей-Лжедмитрия могут выкинуть из окон то кремля -хотя -в кремле только стены остались не приступны

Нет, это от содержания головы министра образования Фурсенко волосы дыбом встают, Тинатин Гивиевна. У Страшилы там хотя бы отруби были, а у предводителя минобра, похоже, только субстанция из анекдота про кофе, виски, Фурсенко и ...

Поэтому моя мама работает последний учебный год. Учитель физики, завуч, и.о. директора школы в 20 с небольшим лет. 38 лет у доски. В выпускниках полный набор: сельские доярки и трактористы, учителя, врачи, гражданские и военные пилоты и так без остановок, до генерала ФСБ.

Нет больше сил терпеть то, во что этот, простите, идиот, превращает школы. Уходит, могла бы еще поработать, но нет, пора.

Тут возможен немного другой фактор, да ошибок много, да давно пора менять систему общество уже совсем другое, а система находиться на переходном этапе между сссровской и современной, но надеюсь Тина все таки будет до конца бороться и сдвинет айсберг с места.


надо в изучении истории России больше акцентировать на постоянном развитии страны и достижениях, а не пытаться акцентироваться на каких-то "ужасах" правления некоторых лидеров

Да, вы правы, нужно акцентировать на современном развитие, на достижениях, но никак нельзя упускать важные моментах прошлого, эти ужасы то же нужны, ведь история богата и в обычный курс и так многое не входит.

"В XX веkе мы nережuлu две революцuu"

С uсmорuей, дейсmвumельно, nлохu дела... Оnределенuе Ленuнграда kаk "Колыбелu mрех революцuй" Тuнаmuн не слыхала... А u дейсmвumельно, лuшнее эmо.

Edited at 2012-02-17 06:19 (UTC)


Re: "В XX веkе мы nережuлu две революцuu"

Здесь говориться про две глобальные и всеобъемлющие революции, которые поменяли не только государственный строй, но и все общество.

Не понимаю, почему, даже, казалось бы, образованные люди, называют Путина "премьером", "премьер-министром" - в нашей стране нет такой должности. Путин - председатель правительства.

По mой же nрuчuне, чmо солuсmов балеmа называюm nрuмамu u nремьерамu.

ЗЫ: Энцukлоnедuя балеmа оnределяеm nрофессuональный уровень nрuмы-балерuны, kаk mанцовщuцы высшей kвалuфukацuu, обладающей неnовmорuмым своеобразuем uнmерnреmацuu ролей, высоkой mехнukой u арmuсmuзмом. Таk u с Пуmuным - своеобразен u неnовmорuм донельзя.

Edited at 2012-02-17 07:28 (UTC)


Я закончил школу в 2005 году. С самого начала изучения этого предмета мы составляли сравнительные таблицы и так далее.
Все мы знаем, как большинство школьников "любят" историю. А этими таблицами можно вообще отбить все желание заниматься. Я конечно понимаю, что такой метод изучения важен и дает много всего, но все же в первую очередь задача учителя истории ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ученика. История это тот предмет, который можно изучить самостоятельно.
Моему школьному учителю удалось каким-то образом заинтересовать меня. Уже после школы я прочел Карамзина, Ключевского, Соловьева.

Вот именно учитель должен заинтересовать учеников, сейчас же работают в школах в большинстве своем учителя, которые просто оттарабанят и все, им не важен результат и не важно захочет ли ребенок и дальше изучать историю.
Можно придумать хоть раз в месяц урок с использованием медио аппаратуры, с помощью которой можно создавать презентации, смотреть видео и вообще создавать что то уникальное. Но важно именно заинтересовать.

Вспомнились школьные эссе по истории. Если мнение соответствует с учительским 5. Нет - 2, максимум 3.

Это уже другая проблема, проблема низкоквалифицированности учителя. Хороший учитель наоборот за оригинальность и собственное мышление должен ставить хорошую оценку, другое дело, если факты не соответствуют ну и конечно не теория Носовского и Фоменко. Но такие учитель и встречаются в университетах и вообще такие люди встречаются по жизни и нужно понимать, что разные люди бывают, мир не идеален.

(Удалённый комментарий)

Re: давайте уж заканчивайте опус честно :

Ну, давайте ещё каждый мятеж называть революцией? Коренных изменений и переломов в истории было именно 2

Сам помню когда учился меня отругали за неправильный учебник, не тот год издания был и помню учитель после этого меня невзлюбил. А вообще проблема учебников была и есть, с историей тяжелее всего. если даты в разных учебниках различаются, то как же должны ребята сдавать ЕГЭ?

История переписывалась несколько раз, и думаю тина вы поймали ту волну, история очень важна в сплоченности общества, это так. Когда люди знают общее прошлое и настоящее, они готовы идти вместе в будущее, но сейчас общество индивидуально и не в хорошем смысле этого слова, сейчас народ думает только о своей индивидуальности, но забывает, что человек животное, которое может выжить только в сообществе и нет смысла говорить о будущем, пока не будет общей сплоченности.

В обществе нужны такие люди как Тина. Организаторы, формирующие тенденции. Их не нужно попрекать в отсутствии опыта - они лишь помогают организоваться тем, у кого этого опыта нет.

"А между тем 2012 год объявлен президентом Медведевым Годом российской истории." - не знал. Хотя, в моём телефоне всегда загружены исторические сериалы, которые просматриваю, ожидая жену из магазина одежды. За статью спасибо, Тина. Прекрасно выглядите.

А никто не знал! как-то тихо они это объявили. ТОлько бедным учителям морока лишняя.

Знаете, я не задумывался об этом, но ведь действительно история является тем самым связующим семей и поколений. Но я считаю, что министерство должно четко разработать одну общую программу, это не дело, когда рекомендовано 5 учебников и в них различаются даты.

http://news.rambler.ru/12851098/

Результаты нац. политики Пукина ! pn14.info/?p=100533
demotivation.me/zp3skpxzh9h9pic.html
pn14.info/?p=100451

Проблема ещё и в том, что не все учебники хорошо написаны и не все учителя хорошо преподносят информацию. Многие просто пересказывают написанное в учебнике, не задумываясь над вопросом, как донести материал до ребёнка.

да про переквалификацию уже неоднократно говорила и сама Тина, и опытные педагоги. Только пока все молчат по этому поводу, там и с учебниками проблемы большие.

посмотрите учебник для 4 классов по ОРКСЭ. то есть по православию, которое ввели во все общеобразовательные школы.
откроете для себя много нового.
эти учебники закупили для школ, то есть навязали без права выбора - по президентской программе.

Но ведь православие не было введено повсеместно, есть регионы, которые сами согласились на это или я ошибаюсь?

Такая проблема со всеми предметами

Возможно история Тине ближе, но хотел бы привлечь внимание к тому, что такая же проблема со всеми предметами. Все дело в ЕГЭ или нет, не знаю, но дети сейчас приходят в вуз, совершенно не зная химию, которую я преподаю. Традиционно мы строили свой курс исходя из того, что какие-то базовые знания есть. Но сейчас с каждым годом все больше приходит студентов, которые совершенно ничего из школы не помнят. Более того, заочники, учившиеся в школе несколько лет назад часто помнят больше, чем недавние выпускники. Даже элементарную математику, по которой ЕГЭ вроде надо сдавать, многие не знают. И тут проблемы с учебниками нет. Проблема с тем, что нет необходимости и желания учиться. Так что, как то надо систему ЕГЭ менять, чтобы все-таки дети учили все предметы, которые есть в программе.

Re: Такая проблема со всеми предметами

Я выше писал о своей маме, учительнице физики. Там учебные планы угроблены в хлам (под "новый стандарт образования"). И сокращением часов, и перетасовкой тематического планирования между классами - из 10 и 11 тянут "вниз" темы, для изучения которых на алгебре еще не выучили соответствующий матаппарат, но про это никто в министерстве не подумал. Полагаю, что в химии творится примерно то же самое. Процесс необратим, если не развернуть его немедленно. Дело уже не только в "учениках, не желающих учиться". Оставаясь в рамках министерских указиловок, нормально выучить человека физике нельзя. Мама уходит, делать брак - не в её правилах.

?

Log in

No account? Create an account