Previous Entry Поделиться Next Entry
Крестный отец. Теперь – Босс

Законы внешнего мира не более нравственны, чем продиктованные преступным образом жизни.
Марио Пьюзо, 
«Крестный отец»

Я сейчас нахожусь в Америке. А пока я в Америке, решила написать пост про сериал, который произвел на меня неизгладимое впечатление. BOSS. Очень рекомендую этот сериал посмотреть и взглянуть на мир большой политики чуть менее наивными глазами. Американцы не боятся рассказывать про себя самую нелицеприятную правду, это никак не отражается на их патриотизме и любви к Родине. Когда-то они решили, что правду говорить можно и нужно. Это своего рода психотерапия, когда все понимают, что многое уже не изменить, но пытаться надо всегда. Иначе станешь таким, как Босс. Выбирать тебе. Америка – страна бесконечного выбора и в первую очередь выбора человеческого пути. Можно встать в один ряд со всеми, кто был до тебя, а можно попробовать изменить правила. И хотя «Босс» про то, что правила неизменны, а меняются только игроки, выбор все равно есть.

«Босс» производит впечатление очень откровенного кино, на самом же деле это не так. Фильм, как и его герои, «двух-трех-четырехличный». Мы до конца так и не можем понять истинные мотивы поступков персонажей и найти в фильме положительного героя. Игроки на политической сцене постоянно предпринимают новые и новые шаги, довольно сложно просчитать причинно-следственные связи их поступков.

Фильм – о политической машине и ее винтиках. В большинстве рецензий пишут, что он – о мэре с тяжелым неврологическим заболеванием. Но только ли мэр болен? Недуг мэра – лишь мерило, призма, сквозь которую яснее видна суть происходящего. Потому что болезнь сократила временные рамки принятия многих решений. Похоже, успех «Доктора Хауса» не дает покоя создателям сериалов. Сначала был доктор, теперь пациент, цинизм первого достиг апогея у второго. Сериалы приобрели необычную тенденцию: отрицательный герой, несмотря на законы жанра, может быть главным... Америка, как страна победившего психоанализа, прекрасно понимает, что люди сегодня, в силу того что принципы потребления информации кардинально изменились, не готовы верить в стопроцентно положительных героев, которые побеждают только потому, что это закон жизни: добро побеждает зло. Добро уже не такое однозначное, как и, собственно говоря, зло.

Босс вызывает полное отторжение, неприятие власти и острое желание держаться от нее подальше. Его схема поведения показана зрителю как естественная для человека, находящегося на таком посту. Личная трагедия становится общественной катастрофой. Кстати, эта закономерность известна еще с древнеримских времен. Крамольная мысль: а что если на минуточку представить в качестве прототипа Босса Лужкова? Что изменится в сценарии? И Зейджик никого не напоминает?))

Что можно сказать наверняка, так это то, что Аль Капоне может спать спокойно. Он оставил достойных продолжателей своего дела, с Чикаго все в порядке. Ведь «из трех убитых в Америке мэров – двое из этого города». За долгие годы, а один из мэров правил во время знаменитой Колумбовой выставки (1893 год), в Чикаго ничего не изменилось.
Пресловутая американская демократия на деле оказалась режимом, где верхушка предопределяет все и вся, основываясь на «трех базовых стержнях американской политики: деньгах, силе и нейтрализации врагов». У каждого своя роль, каждый игрок начеку. Тому, кто заигрался или сделал неправильный ход, пощады нет. Заодно страдают и попавшие под руку врачи, сиделки – простые граждане, так или иначе касавшиеся этого мира. Ведь преемственность любой ценой – это девиз игроков, в том числе тех, которые находятся в тени. Привет тебе, Аль Капоне! Грязные политические технологии представлены как правила, по которым живет множество людей – «зрителей», как их называет сам Босс.
Раскрытие идеи происходит в фильме постепенно. Сначала мы видим кучку героев, которые вызывают у нас омерзение и протест. Секс без любви, отрезанные уши и похороны в бетоне – этим уже трудно удивить зрителя, это нужно только для увеличения дозы физического отвращения к действующим героям. Но все это – такая же часть жизни, как и… хотела сказать «семья» или привести в пример какие-то нормальные человеческие ценности. Но ничего подобного в фильме нет. Кроме робкой попытки дать намек на то, что Босс все-таки любит свою давным-давно потерянную дочь. Но этот намек так и остается намеком.

Что не характерно для подобных обличительных произведений, в фильме город – собирательный образ, он имеет конкретное название. Что мы знаем о Чикаго? Знаем «Чикаго Буллз» и Майкла Джордана, афроамериканский джаз и Харрисона Форда. А еще Барака и Мишель, да, кстати, еще Хиллари Клинтон и Екатерину Ющенко (жену бывшего президента Украины) – все они родом отсюда. А еще знаем, что Чикаго – это колыбель организованной преступности в Америке (вспомним, к слову, мюзикл «Чикаго»). Получается, что фильм преследует политические цели.
А что же жители города? Цитата из фильма: «Позор нам! За то, что правители наши не замечают, каков может быть наш гнев. Потому что знают они, что у нас его нет и не будет! У нас на глазах играют в такие беспардонные игры, а нам и дела нет… Миримся с ними, терпим их, нам даже плечами лень пожать, глядя на их выкрутасы…»
И еще: «У тебя появилось свое мнение?» – «Нет, сэр».

Детали усугубляют нелицеприятную картину происходящего. В присутствии больных детей потихоньку обсуждаются личные проблемы. Усопшего выносят на фоне мусора. Разговор о том, что пришло время перемен, тоже происходит на фоне огромной мусорной кучи. Эмма, дочь Босса, читает молитву, занимаясь сексом. А Мередит, его жена, помогает, сочувствует чужим детям, отказавшись от своей родной дочери. Она же говорит своему отцу, предыдущему мэру: «Он извалял твое имя в дерьме. Я его за это не виню. Он все правильно разыграл. Но то, как он это сделал...»

От серии к серии все произнесенные слова (а монологи довольно длинные – нетипично для американского экшена) приобретают все более глубокий смысл. Вот как объясняет происходящее сам мэр: «Когда из двух зол выбираешь меньшее, все равно выбираешь зло. Когда перестаешь замечать, где меньшее, а где выгодное, тогда тебе конец».
В последних сериях первого сезона материться начинают те, кто этого не делал вначале – как будто мы видим их постепенное «взросление», превращение в «Боссов». Все, кто был более-менее симпатичен, становятся похожими на тех, кто изначально был отвратителен. Мэр же, наоборот, все больше говорит «цензурно», как бы пытаясь оправдаться перед зрителем.

Формально Босс победил в конце. Но и его победила болезнь. И в этом философия фильма: как бы ты ни играл, когда-то тебе лично придет конец. Ты никто, ты нужен лишь как звено цепочки, ты часть системы, структура которой незыблема. Демократы, республиканцы – разницы нет вообще. Правила игры не определяются политическими программами. Правда звучит пару раз. Первый раз – из уст дочери Босса (словно обо всех героях): «Ждали от меня катарсиса? А у меня ничего этого нет». Второй – в конце фильма из уст заварившего кашу помощника Босса перед убийством.

Но где правда, неважно, и об этом нам говорит вновь избранный губернатор в своей речи, лживой и циничной, если иметь в виду события фильма, но чистой и честной, если услышать ее отдельно от кино. Речь звучит под «Лунную сонату» – символ вечности.

В поисках границ зрительского, читай обывательского, терпения нам снова предлагают в качестве отдыха насладиться жуткой правдой жизни, наполняют ее художественными символами – мусором, кладбищем. В интимных сценах особенно часто показывают ягодицы. Тоже символ. В какой-то момент мы уже не понимаем, где реальность, а где галлюцинации героя. Но это и хорошо. Осознать, в каком дерьме живешь, и остаться чистым – сложная задача. Но запах в любом случае в воздухе витает. Потому, что американцы не боятся смотреть на себя со стороны и всеми возможными способами говорить себе правду. Даже когда она вроде и не оставляет надежды. Но надежда всегда есть. В этом смысл. Как в жизни, так и в кино.


  • 1
так нам жеж и лучше! Снимем сериал про богатырей по-новорусски, будет и у нас свой сериал

(Удалённый комментарий)
У Boss`а очень классная команда была изначально. Все таки написал его Фархад Сафиниа, а он работал вместе с Гибсоном над сценарием "Апокалипсиса". Выходец из Ирана, с соответствующим культурно-философским взглядом на мир.

И те, люди которые поддержали этот сериал в качестве продюсеров - это Ван Сент, Левайн. Келси Грэммер помимо заглавной роли, участвовал в продакшене вместе со своей компанией.

Т.е. все это случилось благодаря тому, что несколько талантливых и влиятельных людей объединили свои усилия ради хорошего продукта. Не прибыли, а продукта.




Edited at 2012-05-03 06:10 (UTC)

Ох не знаю какая там команда (судя по именам конечно крутая) но тратить время на сериалы это как-то слишком!Лучше фильмы!

политика - грязное дело, но считается, что "изменить мир" можно только с ее помощью..
Понравилось:
"Америка, как страна победившего психоанализа..."
И еще:
«У тебя появилось свое мнение?» – «Нет, сэр».

«У тебя появилось свое мнение?» – «Нет, сэр» - да эта фраза просто гениальна! Во все времена за свое мнение можно было поплатиться, гораздо проще и удобнее его не иметь, а говорить и мыслить, как сильные мира сего, чтобы быть хоть немного сильнее.

Слово ДВУЛИЧНЫЙ пишется без буквы "Х".
А трех и более личных не бывает.
Уже одного ДВУЛИЧИЯ в русском языке достаточно, чтобы понять - о чем речь.

А кавычки в этой конструкции Вы заметили?) Это была ирония))
А оборот "чтобы понять, о чем речь" отбивается запятыми, а не дефисом))

"Ты никто, ты нужен лишь как звено цепочки, ты часть системы, структура которой незыблема" - все это уже было описано более полувека назад Булгаковым в пресловутом "Мастере и Маргарите", еще ранее высмеяно Чеховым, причем, более тонко и остро, а уж изначально прописано в библейских постулатах. Ничего нового. Радует только, что массовый потребительский ум, наконец, дорос до осознания этих истин.
"Осознать, в каком дерьме живешь, и остаться чистым – сложная задача" - смотря, что в данном случае считать дерьмом. Думаю, смысл в том, что дерьма вообще не существует. Существуют бесцветные вещи и наше мнение, окрашивающее их в различные цвета.

Невозможно уже придумать какую-то кардинально новую тему, есть определенный набор тех тем и сюжетов, которые освещаются в искусстве. И если учитывать, что сейчас больше производится фильмов и сериалов с любовными сюжетами и хеппи эндами, то "Босс" по сравнению с ними действительно заслуживает внимания, так как сюжет и посыл небанальны и заставляют думать.

Крестный отец. Теперь – Босс

Поэтому-то Америка пока остаётся недосягаемой, для нас особенно: там показывают правду, делая всё, чтобы она была, как есть, неприятной и омерзительной даже для тех, кто в ней существует... А у нас упиваются и наслаждаются любым дерьмом, пусть даже и правдивым, возвеличивая его и возводя на пьедестал из этого же дерьма, что впоследствии, на волне пафоса и вечной ностальгии по чему угодно, романтизируется и записывается на золотые страницы нашей истории, на которые посягнуть уже не моги...

Re: Крестный отец. Теперь – Босс

А по мне, так Америка для нас недосягаема, потому что в России беспроигрышный вариант - снять сериал про ментов, его будут смотреть бабушки, домохозяйки..., да много кто. Зачем рисковать и снимать то, что может как стать популярным, так и остаться без внимания? Зачем искать какую-то правду, стараться изобразить ее, придумывать какой-то посыл, над которым зрителю придется размышлять и тд, если можно снять штампованный сериал и он будет популярен!

Там режиссер Гас Ван Сент, и этим все сказано.

уже успел посмотреть 4 серии, очень впечатляет

Люблю когда такая ситуация наступает в мире...
Весь мир в панике, биржи падают, промышленность в загоне , политики прыгают из окон.
как 1929 году в Америке или как в 1991 году - в России. Зато потом "дождь" перемен очищает цивилизацию и мозги людей, встряхивает их сонные души и наступает свежий и ясный день, полный живительной энергии новых идей и свершений.

Фильм , это прежде всего фильм - и не больше и никаких выводов из него делать не следует. Просто люди в предложенных обстоятельствах.Любой киносценарий беднее реальности и многое в нем "притянуто за уши".

Эта тема, наверно, никогда не перестанет быть актуальной, во всяком случае, пока есть еще на земле люди - думаю, что политика может исчезнуть только вместе с ними... Хоть посыл сериала довольно жёсток - "Политика - грязное дело", все равно кажется, что есть еще и подтекст: "Ничто не окажется безнаказанным", ведь если тебя не смогут победить люди, то перед болезнью ты все равно бессилен.

А мне кажется, что смысл даже не столько в том, что ничего не останется безнаказанным, сколько осознании всей этой грязи вокруг и признании ее ее таковой. А осознание - первый шаг к переосмыслению, дает шанс для реальных изменений.

Какая-то странная ода американцам. Насколько я знаю в Штатах вообще не принято критиковать существующую политическую систему. Так что говорить о том, что они якобы любят правду о себе..... по меньшей мере странно

они к этой правде относятся с юмором и думают, что так и нужно, что так во всем демократическом мире. Поэтому и не стесняются

«Когда из двух зол выбираешь меньшее, все равно выбираешь зло. Когда перестаешь замечать, где меньшее, а где выгодное, тогда тебе конец» - невероятно мудрая фраза, обязательно нужно посмотреть сериал! Звучит, конечно, страшно, но почему-то именно такие фразы и вселяют надежду:если даже Боссы признают, что выбор наименьшего зла - тоже зло, что нельзя закрывать глаза на разницу между "выгодное" и "меньше зло", то появляется надежда и вера, что не все еще запущено, и можно что-то менять!

Зло нужно оставить в покое и творить добро самостоятельно! а то если много задумываться - потом плохо будет

Ну зачем же восхищаться психотерапией американцев, если она приводит к ужасу остальных наций! Это по меньшей мере смешно и не дальновидно! А по большому счету - это то же самое, что раскладывать на гениальности психологию маньяка!

А что ужасного именно в данном случае? По-моему, когда люди сами себе начинают признаваться в существующих недостатках и показывать их, появляется надежда, что недостатков станет меньше.

Тинатин, а вы бы не хотели в кинокритики податься? Или же это так, для души?

Я думаю каждый смотря сериал делает свои вывода, а не тупо смотрит в экран.

Тина, а Вы весь сериал посмотрели? мне вот интересно, когда вы время находите на такие просмотры?

так мыло смотреть не детей воспитывать

(Удалённый комментарий)
ох какая гадость... зачем снимать сериал про такие вот извращения, это как то не очень нормально.

Осознать, в каком дерьме живешь, и остаться чистым – сложная задача ..чистый выбор не есть честный

А прятаться за ширму неведения - это нормально? Это ещё хуже, чем знать такую правду

даже комментить нечего-пустое

Ну если посмотреть на сериалы Германики то мы то же не боимся показывать правду, хотя это конечно спорный вопрос.

Одно дело показать правду о жизни простых людей, а совсем другое не побояться, рискнуть и снять качественное правдивое кино кино о жизни политической. Подобных российских фильмов я не знаю.

Тина, Вы пишите отличные рецензии. Вам бы в кинокритики!

Просто Тина всё пишет хорошо: и записи в ЖЖ, и статьи в ИЗВЕСТИЯХ

//Речь звучит под «Лунную сонату» – символ вечности// Для краткого изложения сути вечности более подходит прелюдия ми минор Шопена. Да и ягодицы как продукт галлюцинаций не очень смотрятся. И так деться от них некуда ))).

Прекрасный текст по сути.

А мне кажется, что лунная соната как раз к месту. Прелюдия ми минор Шопена больше подошла бы для фильма о вечной любви или о тяжелом расставании... Хотя это, конечно, дело вкуса и восприятия. А по поводу "И так деться от них некуда" - наоборот, все правильно. Если давать людям возможность погружаться в другую реальность с помощью киноискусства, то они за это время успевают отдохнуть от той грязи, что их окружает, а потом с новыми силами в нее погрузиться. А так есть шанс, что люди захотят изменить именно то, что их окружает, а не снять очередную "микстуру" для души.

Надо будет скачать этот сериал. Интересна та его сторона, где про политику.

"Потому, что американцы не боятся смотреть на себя со стороны и всеми возможными способами говорить себе правду. "

А что толку, что не боятся?? :)

Они не боятся и тонны лжи лить когда им это выгодно.
А другие бездумно копируют с них. А зачем?


Так не обязательно же тонны лжи копировать! Согласитесь, перенять что-то положительное никогда не помешает, например, научиться показывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас.

Меня не "возбуждает" правда художественного вымысла.
Увы.

И почему-то от вида серьезных мужиков в дорогих костюмах
особенно, когда они начинают произносить слова... клонит в сон.
Умные речи предпочитаю в иронической упаковке...
Наверное я привереда.

Edited at 2012-05-04 14:34 (UTC)

Лучше чем книга и фильм "Крестный отец" еще не придумал мир! Босс этот - какой-то слабоватый закос!

Ну и посмотрел я Босса минут 15, банальный отстойный фильм, вначале отвратительный
женский голос без выражения трендит диагноз. Абсолютно тупые диалоги. А дальше вообще мат. А этого я терпеть не могу. В топку его. Не стоит того, чтобы обсуждать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account