Previous Entry Поделиться Next Entry
Всем ББ
Развитие интернета в России оказало мощнейшее влияние на вкусы отечественных меломанов. Вся мировая музыка оказалась доступна. В любую минуту теперь можно сравнить состояние нашего на ладан дышащего шоу-бизнеса с западной музыкальной индустрией, находящейся в прекрасной форме.

Помните, как все обсуждали запись Филиппа, на которой он дышал в микрофон и не попадал в ноты? Поверьте, к Филиппу Киркорову может быть много претензий, но петь он умеет. Как и Басков, Билан, Валерия и еще десяток отечественных исполнителей, которые являются настоящими музыкантами и обладают всеми необходимыми для артиста талантами, главный из которых – умение петь. Но в какой-то момент в российском шоу-бизнесе наличие или отсутствие таланта перестало быть определяющим фактором при желании сделать карьеру певца или певицы. Так появились бесконечные павлины на нашей эстраде, разряженные и оголенные, мужского и женского пола, в группах и поодиночке, которые благодаря достижениям техники и качественно смонтированным клипам пудрили мозг российскому  зрителю. Пение под фонограмму у нас, как вы знаете, не карается законом. И закон ничего не мог или не хотел делать с продюсерами, которые дурили людей бесконечным числом бессмысленных однодневок.

С развитием интернета в нашей стране у  некоторых «меломанов» появился любимый аттракцион – слушать онлайн «звезд» российского шоу-бизнеса, поющих вживую. На их концертах, когда в зале звучит фонограмма, кто-то непостижимым образом исхитряется записать реальные звуки, которые издают недоартисты (их вдохи-выдохи и фальшивые ноты), а потом выкладывает все это в сеть. Смешно, конечно. Но становится понятно, что единственная правда, которую мы можем получить от артиста, это его хореография, которую «прикрыть» сложнее. Если она, конечно, есть.

Мы еще с советских времен привыкли к тому, что музыкальные герои центральных каналов – Кобзон, Магомаев, Толкунова или Пугачева – имеют непререкаемый авторитет, и никто никогда не сомневался в их профессиональной пригодности. Еще мы помним рокеров, которые с точки зрения классического музыкального образования, может, и не дотягивали, но заполняли «протестную» идеологическую нишу, предназначенную специально для «несогласных» и «неформатных». И официально признанные, и альтернативные звезды были весьма уважаемы и востребованы, и уже никак нельзя было себе представить, что спустя каких-то двадцать лет они все куда-то исчезнут.

Меня глубочайшим образом поражает тот факт, что российская музыка, которая была локомотивом развития музыкальной индустрии 80-х и 90-х, когда проводились концерты и фестивали, в том числе и в Тбилиси, вдруг непонятным образом вымерла полностью. Когда-то у нас был «Аквариум», и «Машина времени» выдавала замечательные песни, когда-то, в конце концов, жил и пел Цой. Подростки толпами учились играть на гитарах, а в 90-е, когда появилось чуть больше возможностей, песни рокеров звучали повсеместно: в клубах и ДК, на «квартирниках» и прямо на улицах.

Громкая музыкальная жизнь бурлила именно в то время, когда никому конкретно это было не нужно, когда никто и никого никуда, кроме как потусоваться, не приглашал, когда выездной концерт был настоящим событием и даже в Москве не могли дождаться приезда питерских или екатеринбургских музыкантов.

Музыкой занимались не «потому что», а «вопреки»…

И вдруг, когда наступило время реализации любых возможностей, российская музыка просто умерла. Кто сегодня известен и нужен публике в такой же степени, как когда-то Гребенщиков или Магомаев? Стас Михайлов? Ваенга? Именно они сегодня являются одними из последних, кто может собрать стадион, но сказать, что они изменили отечественную эстраду, привнеся в нее свой уникальный стиль, было бы неправдой. Где сегодня потрясающие двадцатилетние талантливые музыканты? Леди Гаге – 26 лет, Рианне – 24... Хотя лучше вообще не упоминать и не сравнивать наш шоу-бизнес и институт западно-американских звезд… Наш шоу-бизнес застрял на уровне скопированных на Западе же «фабрик» и больше ничего копировать, в том числе методы работы с талантами, не хочет. Хочет просто делать деньги – и все. Кричите все, что шоу-бизнес жив, называйте фамилии Дробыша, Крутого, Матвиенко и Меладзе! Я убеждена, что в нормальном виде в нашей стране шоу-бизнеса просто нет! При этом в нашей стране есть группы с абсолютно европейским звучанием, как, например, Motorama. Но у нас они популярны среди довольно небольшой аудитории, читающей журнал «Афиша».

Почему нам упорно предлагают хавать псевдоталанты? Вася Обломов, собравшийся в Магадан, – это единственное, что появилось за последнее время. Баста и Noize MC – тоже  неплохо. Но это не Кинчевы своего времени и не Кобзоны. Я спросила у своей пятнадцатилетней знакомой, что она думает обо всем этом. Она сказала: «Цой – легенда, а то, что есть сейчас, – фигня». Сменившие рокеров-идеологов рэперы, кстати, перепевают того же Цоя.

Сегодня звучат и песни военных лет, и эстрада 80-х, и русский рок, и даже старые бардовские песни. Делают римейки, вспоминают и придумывают истории, связанные с легендарными композициями. Создают «Достояние республики», «Две звезды» и тому подобные проекты, основанные на старых добрых мелодиях.

Я была невероятно удивлена, когда мне попались диски «Истории государства Российского» Карамзина, которую читает – кто бы вы думали? Юрий Шевчук. Да, наверное, это интереснее и нужнее... И хотя тот же Шевчук по-прежнему занимается музыкой, но это уже реально совершенно другой певец, нежели во времена «Черного пса Петербурга».

Апогей происходящего на российском музыкальном рынке произойдет в эфире предстоящего «Евровидения» уже в ближайшие часы. Можно сколько угодно кричать о том, что «Евровидение» – не самый авторитетный музыкальный конкурс, что это просто шоу, причем абсолютно конъюнктурное, в котором одни, объединяясь с другими, голосуют против третьих, зачастую не обращая внимания ни на возраст, ни на музыкальные достоинства выступающих.

Фриканет в этом году не только Россия. Великобританию в Баку будет представлять 76-летний  Энгельберт Хампердинк. Возможно, он и является легендой в своей стране. Дай Бог и ему, и нашим бабуськам успеха и положительных впечатлений. Тем не менее, участие в «Евровидении» пожилых людей каждый раз выглядит как издевательство над ними. Понятно, что за возраст голосов не дадут! Это состязание в первую очередь молодых, не очень известных артистов. И в этом смысле формат конкурса из всех наших участников на 100 процентов угадал только Дима Билан. До его победного выступления в 2008 году «Евровидение» штурмовали Алсу (2000), «Мумий Тролль» (2001), «Премьер-министр» (2002), «Тату» (2003), Юлия Савичева (2004), Наталья Подольская (2005), «Серебро» (2007). Представлявшим после него Россию Анастасии Приходько (2009), Петру Наличу (2010) и Алексею Воробьеву (2011) не удалось войти даже в десятку. Дима оказался последним нашим артистом, который мог понравиться кому-то на Западе, которого реально слушали в Испании, Франции и Германии. У него был колоссальный потенциал стать звездой номер один.

Неужели в стране, где так много денег, где одни из самых высоких в мире гонораров за корпоративы и где есть средства в шоу-бизнесе, невозможно создать нормальных артистов? Потратить время на то, чтобы их найти, научить, раскрутить и затем послать на «Евровидение». Но только по-честному. И послать не потому, что они чьи-то дети или внуки, не потому, что с кем нужно дружат, встречаются или спят, а потому, что у них есть хороший голос и хорошая хореография. Все эти бесконечные «фабрики», по слухам и сплетням, целиком и полностью состояли из тех, кто с кем-то договорился или имел опеку. Но, может, это и хорошо. Потому что сегодня, если даже находят голосистых ребят, их превращают либо в «поющие трусы», либо в «говорящие кепки». А ведь многие становятся известными именно благодаря конкурсам. Пример – Селин Дион, которая победила на «Евровидении» в 1988 году.

Российский шоу-бизнес умирает на глазах. И как последняя стадия умирания – «Бурановские бабушки». Может, нужен какой-то другой социальный посыл или гражданская активность общества, которое должно само захотеть слушать хорошую музыку? Может, настало время представителям российского шоу-бизнеса проявить гражданскую активность и раз и навсегда добиться того, чтобы на «Евровидение» посылали молодых? Может, нужен еще один митинг –  «За хорошую музыку»? Посылать  бабушек на конкурс, а потом похихикивать в кулачок: дескать, никого не обидели, и всем весело – не то же самое, что глумиться над ними? Бабушки замечательные, только конкурс этот смотрят более 100 млн человек. И, думаю, если вспомнить, что иностранцы по-прежнему представляют нас большой холодной страной с неулыбающимися людьми, бабушки – не лучшая визитная карточка для России. Главное, чтобы с медведями на сцену не вышли.


Думаю, дело в том, что хорошая музыка сейчас просто не живет на TV. Она живет в сети. И любители ее, и исполнители уже не стремятся к популярности на телевидении, потому что проще достичь ее в интернете и по знакомым.

так тут в посте и есть примеры того же самого Басты и Нойза. Но поверьте даже на интернет просторах это опять таки максимум с десяток человек можно найти.

Тина вот как хорошо у Вас получается анализировать культурную сферу нашей страны! И где были Ваши посты до этого?

Да уж особенно пост про интеллигенцию! Где ж она, пусть поворачивает современную культуру куда нужно.

Все наши талантливые продюсеры работают за деньги. А деньги сейчас приносит не качество, а количество. И про Шевчука Вы верно подметили - меня тоже приятно удивил его Карамзин.

Аудиокниги сейчас популярнее чем сами книги. Это не очень хорошо. А Шевчук крут и без того)

Тина, девяностые годы было прекрасным временем для музыки. На протестных волнах люди создавали очень интересные вещи. Но наша сегодняшняя оппозиция на такое не вдохновит ни за что - они же сами ничегошеньки не умеют!!!

(Удалённый комментарий)
ну, это вопрос спорный.

везде есть музыка "для души" и "для публики". Тот же Андрей Данилко.

Edited at 2012-05-22 16:50 (UTC)

украинец, надо заметить.
со своей стороны добавлю, что это только российская проблема. в Украине такого нет и есть неплохие проекты. а как не посмотрю топ русских радиостанцией- так и плакать хочется. нет качества, которое не стыдно нести в массы. ну не Баскова же показывать, право. а кого?

Ну выискивать кто фигово поёт это очень сложно! Сейчас голоса проходят ТАКИЕ степени обработки что мать родная не узнает. Но это тоже часть культуры, никуда не деться.

если не умеешь петь - хоть как обрабатывай, всё равно это режет слух :) первое, что в голову взбрело - Лена Зосимова.

Вот именно, полловина нынешних государственных концертов это не новые песни, а перепетые (причем чаще всего весьма посредственно) старые хиты. И чем дальше - тем больше перепевают. И не приходит в голову спеть песни фабрики звезд начала 2000х.

А мне кажется это хорошо что та же молодежь имеет возможность слушать старые песни. Даже пусть перепетые. Если у них хватит соображалки - смогут сравнить качество.

Не знаю. Проблемы не вижу.. Эстраду всегда ругали. Другого и не помню. В этой сфере артистов только в старости хвалят или после смерти... Сейчас, например ни одной публикации не обходится без упоминания Магомаева... Эстраду музыкой не считала ни когда. Это музыкальный Театр песни. В этом театре песню не просто поют, а проживают, играют. Мне в этом театре достаточно одного Артиста- Филиппа Киркорова. Пока он творит, я смотрю и интересуюсь эстрадой если, не дай Бог, вы все заставите Артиста, каким-то образом, уйти со сцены, буду слушать классическую музыку,в которой нет политики и обмана, подтасовок и дутых рейтингов.

Многие относятся к певцам и композиторам плохо из-за их общественной репутации. Тот же самый Киркоров ужасно себя ведет, но творчество у него всегда было на уровне.

Про "Барто" забыли. Dubstep - это наше всё.

Проблемы СНГ - проблема кадров.
Профессионалы берут чемоданы и едут в Европу и США.

Вторая часть ответа о мотивации бизнесменов.
Любой бизнес в СНГ сдерживает максимальными темпами и силами приход каких либо инноваций. Зачем ездить на машине, когда телега еще приносит отличные доходы? Так и с певичками и певицами. Зачем искать кого-то серьезно крутого, когда люди скушают то что им дадут?

90-ые годы для СНГ были с одной стороны серьезным прорывом в автоматизации рабочих процессов (появились компьютеры, бухгалтерию стали считать ЭВМ, появились электронные кассовые аппараты и тд и тп что привело к серьезному сокращению обслуживающего персонала предприятия).
С другой стороны прошли "лихие 90-ые", когда государство лишились почти всего производящего, собственно так и не дополучив к себе на баланс множество объектов приватизации.

Получается формула: кадры + отсутствие монополии - решит проблему не только качественной музыки, но и многих других сфер.
А пока дальше едем на скрипящей телеге.

отсутствие конкуренции при пропагандировании ее как капиталистического идеала. Так странно это все. В 90-е захлебнулись свободой и конкуренции, и за 10 лет насытились полностью.

(Удалённый комментарий)
А мы то слушать чего будем? При всем уважении к американщине хочется чего то на русском.

Тинатин Гивиевна, я не знаю, слышали Вы или нет о такой группе как Мельница. Да, она не звучит со многих сборных концертов, с главных сцен страны. Но её слушают люди. На концерты приходят.
Я воспитывалась на разной музыке. На тех же самых концертах, которые показывали по ТV. Но потом родители вовремя подсунули мне диски Кино, Талькова, Арии, Эпидемии, Кипелова. Нынешнюю поп-музыку слушать почти невозможно. И я стараюсь не слышать её. Но друзей часто удивляет то, что я хожу и напеваю Киркорова, Баскова, Валерию...они действительно знают, что делают и ради кого они работают. Но нынешняя молодежь не будет воспринимать их кумирами. Почему? Сложно объяснить. Не так воспитаны, пожалуй.
Я разговаривала с девушкой из Украины. Мне было сложно переубедить её в том, что русская музыка в полном упадке. Потому что то, что действительно заслуживает внимания, не крутят по ТV.

Мельница - замечательные! Особенно их песня королевна - очень нравится. Но это музыка для узкого круга лиц, не на каждый день. А здесь говориться о массовой культуре.

Ответ очевиден. Мы слишком сытые. Нет такой жесточайшей конкуренции как в штатах. Там за доллар удавятся у нас деньги не считают. Именно по этому мы проиграли рынок музыки. Наш музыкант может найти работу в муз школе даже если он плохой музыкант.

мы наконкурировались в 90-е, только у нас это все носило форму кто-кого первый пристрелит и кто быстрее наворует.

А кому это нужно? Продюсерам? Зрителям? Вроде всех все устраивает. Зачем искать, раскручивать таланты, если результат одинаков? Поют под фонограмму, бездарны - ну и пусть. Зрителей интересует продукт, в виде песен, концертов и т.д. И если этот продукт дешевле и проще сделать с помощью технических средств, а не талантливых исполнителей, то будут делать так.

Как то вы совсем печально все описываете! Как же теперь: с волками жить по-волчьи выть? Это не супер хорошо.

?

Log in

No account? Create an account