Previous Entry Поделиться Next Entry
Ненужные знания


До начала учебного года осталось буквально пару дней — для детей это мучительная пора, лето заканчивается и возобновляется школьная рутина. Ради эксперимента я задала школьникам простой вопрос на своей странице «В Контакте» — хотят ли они 1 сентября идти в школу? Меньше 30% ответили «да» — большинство либо «не хочет» (37%), либо вообще «не желает» учиться (34%). Казалось бы, а как еще они могут ответить, мы же помним свое детство, это нормально. Но это нормально для советской школы. К сожалению, во многом наше среднее образование остается слишком советским. Мы сами воспитаны этой системой и поэтому уже как-то не задумываемся о том, что вообще-то отвращение к школе — это не совсем нормально. Посмотрите с каким удовольствием дети ходят в кружки, секции, музыкальные школы — разве можно сказать, что они не любят учиться? Нет, учиться им нравится, им не нравится унылая и бессмысленная зубрежка, им не нравится «совковый», формальный подход к получению знаний, которые зачастую никак не связаны с их реальными жизненными и профессиональными потребностями.

Это относится и к тому — КАК учат в наших школах, и к тому — ЧЕМУ учат.

Если говорить о том, как учат — то это все мы помним, вот тебе учебник, вот тебе домашнее задание, сиди-зубри, на контрольной проверим. Даже самый интересный предмет в формате такой «долбежки» быстро начнет вызывать отвращение. Ладно бы еще в старших классах, но все то же самое касается младшей и средней школы. Между тем урок для школьника ничего не стоит превратить в праздник, в настоящее приключение. Почти по каждому предмету можно придумать какие-то практические занятия, что-то, что запомнится, и вызовет интерес. Как можно меньше занятий должно проходить в душном классе с ручкой и конспектом и как можно больше — в лаборатории с микроскопом и пробирками, в палеонтологическом музее, в картинной галерее. Сами по себе знания теперь у каждого есть на расстоянии двух кликов в мобильном телефоне, гораздо сложнее сделать так, чтобы школьник за время учебы не утратил своего любопытства и научился все эти знания осмыслять.

Российские школьники раз за разом показывают очень слабые результаты на международных тестах PISA (Programme for International Student Assessment), причем даже в таких дисциплинах, которые у нас считаются сильными, — математика, физика. Почему так? Да потому что наших школьников натаскивают на однотипные задачи, вроде бассейна, где в одну трубу вливается, а из другой выливается. А в тестах PISA нет шаблонов, там самому надо догадаться, какие расчеты надо провести, и тут выясняется, что наши школьники не привыкли сами подбирать способ решения задачи, у нас такое практикуется только на олимпиадах. А ведь в реальной жизни умение найти нужный алгоритм решения важнее, чем высчитывать длинные алгебраические уравнения (которых, кстати, в тестах PISA нет). Уравнение в реальной жизни решает калькулятор, а вот научить соображать, никакой компьютер не сможет.

Не меньше вопросов и к содержанию образования. Школьники, особенно в старших классах, явно перегружены, причем зачастую теми знаниями, которые им никогда не пригодятся в жизни. Если теорию эволюции видов или, скажем, отечественную историю так или иначе надо знать всем, то высчитывать сложные логарифмические функции или прописывать сложные химические формулы — удел тех, у кого есть к этому способности. Это не значит, что у детей в школе не должно быть углубленных знаний — просто дайте школьникам возможность самим выбрать, в какой области у них есть особый интерес. Школьники в западных странах к старшим классам уже сами пробуют поставить какой-нибудь эксперимент или, скажем, если это гуманитарные науки, выбрать себе тему для собственного исследования. И хотя нагрузка в западных (особенно американских) школах ниже, чем в российских, к моменту поступления в вуз школьники из западных стран оказываются более готовыми к самостоятельной работе.

Кстати, все это касается и школьных учителей — чрезмерная нагрузка тоже мешает им перейти от советской конвейерной системы к игровой и ориентированной на практику модели. Наконец, чтобы в каждом ученике разглядеть личность со своими интересами, нужны учителя нового поколения, молодые и незашоренные... На этом месте мне становится очень грустно. Потому что это слова — «молодые и незашоренные, самые лучшие учителя, а не те, кто пошел в профессию по остаточному принципу»... Все это мы говорили уже много раз, хочется не говорить, а уже наконец увидеть этих самых учителей. Но как принято говорить в России, надежда умирает последней.

Моя колонка для «Известий»


Читаю и понимаю, что я училась в хорошей школе... нет, не то чтобы я туда прямо бежала, но у нас реально было интересно, нас заставляли самостоятельно думать, исследовать, работать в группах, делать выводы, выступать перед аудиторией. Было МДО))))

Таких школ очень мало, у меня знакомая в подобной училась, но была она частной, да родители платили деньги, но дети выходили и поступали без репетиторов, и при этом сами рвались в школу, у них каждую пятницу было какое-нибудь мероприятие посвященное знаниям, но в игровой форме. Уроки проходили неординарно, могли заниматься английским на лавочке, что бы меньше окно отвлекало или просто вести беседу на языке. Но у них были небольшие классы, что позволяло учителю уделить внимание всем. Конечно такое организовать в большой школе намного труднее, но нет невыполнимых задач.

Образование - процесс передачи опыта , в первую очередь социального, а знаниевые компоненты как в ЕГЭ, так и в программах устарели и нужны под большим вопросом! Согласен....

> Если теорию эволюции видов или, скажем, отечественную историю так или иначе надо знать всем, то высчитывать сложные логарифмические функции или прописывать сложные химические формулы — удел тех, у кого есть к этому способности.

Это очень похоже на наброс :)

> Как можно меньше занятий должно проходить в душном классе с ручкой и конспектом и как можно больше — в лаборатории с микроскопом и пробирками.

Тина, с чем я Вас и поздравляю :) При "советской конвейерной системе" было как раз в основном второе. А при ваших фурсенках - скатились как раз к первому. В части школьной физики и химии именно так. Лабораторный практикум из учебных планов, можно сказать, изжит. По части оборудования кабинетов - обнять и плакать. По сравнению с тем, сколько "барахла" было в кабинетах физики и химии свежесданной __сельской__ советской восьмилетки (тут же ставшей десятилеткой) в 1974 году, нынешнее состояние школ в этом аспекте - обнять и плакать снова.

Так о чем разговор? :)

Edited at 2012-08-31 09:20 (UTC)

Что то по рассказам родителей никаких таких экспериментов у них и не было, сидели в классах и занимались по учебникам, которых всегда не хватало. Нужно идти в ногу со временем, если есть технологии, то нужно применять их, а не держать прозапас.

11 правил, которым не учат в школе. Эти правила озвучил Билл Гейтс на выступлении перед американскими школьниками... хотя многое здесь подходит не только школьникам, и не только американцам:

Правило 1: Жизнь несправедлива – привыкайте.
Правило 2: Общество совершенно не волнует Ваша САМООЦЕНКА. От вас ждут ДОСТИЖЕНИЙ прежде всего.
Правило 3: Вы НЕ БУДЕТЕ зарабатывать $60,000 в год сразу по окончании школы. Вы не станете вице-президентом с личным водителем, пока вы не заработаете на то и другое.
Правило 4: Если вы думаете, что учитель слишком суров по отношению к вам, - это еще цветочки. Подождите, пока у вас появится босс.
Правило 5: Жарить гамбургеры - ниже вашего достоинства? Ваши дедушки и бабушки считали совсем по-другому. Для них жарить гамбургеры было возможностью зацепиться в этой жизни.
Правило 6: Если у вас что-то не вышло, это не вина ваших родителей, так что не надо хныкать, УЧИТЕСЬ на своих ошибках.
Правило 7: Родители не всегда были такие скучные, как вам сейчас кажется. Может быть, постоянная забота о вас сделала их такими? Они вас кормят, одевают, постоянно слушают, какие вы замечательные. Так что прежде чем критиковать поколение своих родителей, начните с себя.
Правило 8: Быть может в вашей школе некорректно открыто называть неудачника неудачником. А может, в вашей школе их вообще не осталось - но только не в жизни. В некоторых школах уже невозможно остаться на второй год, потому что вам дается СТОЛЬКО попыток СДАТЬ экзамены, сколько необходимо для перевода в другой класс. В жизни все СОВСЕМ по-другому.
Правило 9: Жизнь не делится на семестры. У вас не будет летних каникул, и ваш работодатель не будет помогать вам НАЙТИ СЕБЯ. Вам придется делать это самим в свое свободное время.
Правило 10: В телевизоре не показывают НАСТОЯЩУЮ жизнь. В реальной жизни не получится весь день сидеть в кафе и болтать с друзьями.
Правило 11: Поласковее с «ботаниками». Один из них может оказаться вашим боссом после окончания школы.

Совковый подход был не так уж и плох. Мы учились, и учились хорошо. И в школу шли с охотой.

Полностью согласен. Советское образование одно из самых больших достижений, которому завидовали и штаты и бритиши.
Да и сейчас наиболее успешные профессионалы те самые - с советским образованием. Да и Тина сама это прекрасно знает.

вот действительно больная тема вами поднята.. у меня двое деток- до школы ещё пару лет, но я в шоке от того что делается у нас в школах.. У подруг детки уже ходят в школу- начальные классы, так у меня волосы встают дыбом от того что рассказывают- большие объемы заданий, формулировка в учебниках такая- что решить и понять мне взрослому человеку с высшим образованием очень сложно..И правильно вы подметили учат решать задачи по шаблону- ребенок дома бьется в истерике, так как сам решить домашнее заданее не в силах.. А то что образование в школах будет платным так это вообще "здорово"...и почему то все жалуются но никто ничего не делает в направлении отмены данного закона...

Вот вот, прежде чем наезжать на советскую школу, пусть хотя бы учебники сравнит. Тот бред что есть в учебнике математики загадка для меня, как дети могут понимать то что там написано? Термины высшей математики вплетают в элементарные примеры. О чем ребенку думать при изучении скобок, когда у него весь текст сплошные многочлены и прочие новые слова. Да он слово скобка услышал в первый раз и еще не запомнил. А уж когда до дробей доходят - туши свет. Да и это при том, что я к.ф.-м.н.
Если хотят хоть как то улучшить образование, то надо сделать следующее:
1. Пожизненный цык с гвоздяме Фурсенке со всеми конделакими
2. По возможности вернуть советскую систему и уже от нее обдуманно делать каждый шаг развития.
3. Запретить заставлять учителей писать какие либо отчеты и все оценки по результатам экзаменов.
4. Дать возможность хамов и хулиганов срывающих урок выгонять из класса и из школы, что вернет авторитет учителя.
5. Вспомнить что есть такие науки как методики преподавания, что десятилетия в них разрабатывались системы для лучшего понимания и усвоения, а не перепись университетских учебников абы кем, абы как, лишь бы денег дали.

Я прекрасно помню как сама не хотела ходить в школу, как нагревала градусник и пыталась кашлять. Но вы действительно правы, на танцы я ходила с удовольствием, хоть и приходилось ездить 3 раза в неделю и успевать до них сделать уроки.

Как можно меньше занятий должно проходить в душном классе с ручкой и конспектом и как можно больше — в лаборатории с микроскопом и пробирками, в палеонтологическом музее, в картинной галерее

Только вот бОльшая часть реальной работы проходит не в лаборатории или музее, а в душном кабинете с ручкой и конспектом. Если ребенок не научится усидчивости, работать он не сможет.

Edited at 2012-08-31 09:33 (UTC)

Странно это все читать. Мне 26 лет, выпускник русской спецшколы, олимпиадник, преподаватель математики, репетитор в России и во Франции. За свою короткую преподавательскую карьеру я успел посмотреть на разных детей из обеих стран, представителей разных поколений. Почему-то именно дети, выросшие на советском наследии, легче всего справляются с задачами, где нужно соображать. Почему и ценятся сейчас русские выпускники в зарубежных ВУЗах - у них зачастую не хватает знаний в самых разных областях, но высокая обучаемость и креативный подход к решению проблем. И в работе с французскими учениками я пользуюсь чаще всего русскими книгами и сборниками задач именно для поиска необычных заданий, заставляющих искать нестандартный подход. На сайте МНЦМО лежит великолепная подборка книг по математике, задачи из которых нравятся детям!

Конвеерная система появилась, на мой взгляд, с введением ЕГЭ. Загнулись два самых интересных года школьной математической программы - два последних. Учителям пришлось срезать часть программы, чтобы выделить время для натаскивания детей на решение стандтных тестов. Можно возразить, что раньше точно так же готовили к вступительным экзаменам, но только вступительные у каждого ВУЗа были свои, со своей спецификой. Всегда остается надежда на олимпиадников, но их, как всегда, очень и очень мало.

тоже на вид кажется сомнительный какой-то рейтинг, российские школьники на олимпиадах выигрывают, месяц назад выиграли по химии, да и полно таких случаев

Юристы и экономисты.

В этом случаи не будет столько юристов и экономистов, а интересные кружки помогут сформировать мнения о том хочет ли ребёнок в дальнешем заниматься этим придметно.

Re: Юристы и экономисты.

Чего уже давно нужно, запасы этих специалистов огромные, а вот слесарей, физиков, математиков, остальных нет.
Ребенок должен понять в классе, хочется ли ему заниматься дополнительно в кружке по тому или иному предмету, прежде всего его должен заинтересовать школьный учитель.

Я школу регулярно пропускала именно из-за того, что на уроках было откровенно скучно, шаблонно. Основной задачей учителей было - отчитать урок. А кто и что из него вынесет - это волновало далеко не всех.
Часто оставалась и занималась дома сама. Хорошо, что мама понимала это и разрешала раз-два в неделю не ходить.
Я ненавидела предмет "история". До 11 класса, когда переехали в другой город и я познакомилась с новой учительницей. Я обожала ее уроки, и только в 11-м классе кое-что таки отложилось в голове. Она никогда не шла дальше, пока у кого-то оставались вопросы по теме. А вопросов было море. Весь класс участвовал в дискуссиях, спорили, рассуждали...
Если бы все такими были учителями...

"Часто оставалась и занималась дома сама."
Скажите, а кто должен был заниматься за вас в школе?
В жизни все то же самое: хочешь добиться чего-то - сам находишь способы и развиваешься. Никто за тебя это не сделает. ИМХО, школа как раз и должна к этому приучать. А сейчас все настолько заняты правами ребенка, что позабыли об их обязанностях.

"Она никогда не шла дальше, пока у кого-то оставались вопросы по теме."
Вы представляете, что начнется, если весь класс будет ждать всех отстающих? Ладно история, а в математике или физике. Так вы с квадратными уравнениями к 11 классу не разберетесь :)

?

Log in

No account? Create an account