Previous Entry Поделиться Next Entry
Бухгалтер из стали и сплавов
«Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя — 20-30 тысяч рублей. Как это назвать?», - задался вопросом Дмитрий Ливанов, рассказывая в интервью телеканалу «Россия 1» о министерском мониторинге эффективности вузов. Это интервью еще не раз будут припоминать чиновнику. Недолго подумав, министр выдал сразу три версии, каждая из которых воздвигла стену отчуждения между ним и профессорским сообществом России. И прежде всего он оскорбил гуманитариев и ведущий университет по их успешному воспроизводству – РГГУ.

Рассмотрим внимательно каждую версию.

«Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги».

Этой фразой Ливанов махом преодолел то расстояние, на которое его предшественник и старший товарищ Андрей Фурсенко потратил весь срок своей службы. «Преподаватели невысокого уровня» не на шутку возмутились.

Татьяна Краснова, старший преподаватель факультета журналистики МГУ, на сайте pravmir.ru заявила, что «первое впечатление от уже знаменитого изречения министра образования» публиковать не решится. «Пусть слова, которые я сказала про этого чиновника, останутся на моей совести», - пишет она, приводя пример доктора искусствоведения Ольги Сигизмундовны Поповой, классика византинистики из МГУ.

«Ольга Сигизмундовна зарабатывает меньше заявленной г-ном Ливановым суммы. Уточню: ей ПЛАТЯТ меньше господин Ливанов и его коллеги», - пишет автор. Далее Татьяна Краснова выводит точную формулу непонимания между министерскими чиновниками и уважаемым профессорским сообществом.

«Ольга Сигизмундовна эффективна. Не так, как эффективен, к примеру, продавец в автосалоне, про которого сразу понятно, что он продал, и за какую сумму. И даже не так, как, к примеру, химик, который изобрел лекарство, уменьшающее на глазах страшную раковую опухоль. Ее эффективность и эффективность ее коллег-филологов, историков, театроведов, музыковедов и прочих «странных» людей состоит в создании той уникальной культурной среды, без которой не может существовать цивилизованная страна», - пишет преподаватель журфака, судя по количеству перепостов и лайков, озвучившая мнение всей корпорации.

Впрочем, высказав наболевшее, профессора, в сторону которых было обращено паркетное хамство, остроумно дополнили министра и стали называть себя «преподавателями невысокого уровня доходов».

«Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними». 

Ливанов прав: профессора зачастую читают лекции и ведут семинары в нескольких вузах. Так было всегда, великие ученые тому пример. «Лев Выготский тоже был вынужден читать лекции в нескольких местах (в 20-30-е гг. это разрешалось), что прокормить семью - жену и двух маленьких дочек. Так вот, одна из них - Гита Львовна рассказывала лично мне, что и этого не хватило, чтобы отца, скончавшегося в 37 лет, положить в гроб в приличном костюме. Бедный, «неэффективный» Выготский!», - пишет в FB Владимир Кудрявцев, завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ.

Что и говорить, несколько пугает отстраненность, с которой Ливанов рассуждает о «бегающих» преподавателях. Как будто, и вузы эти находятся не в ведении Минобрнауки, и зарплаты начисляются с потолка. Да и само слово «перебегают» отдает какой-то высокомерной брезгливостью и снобизмом человека из стали и сплавов.

«Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов».

То есть, преподаватели - взяточники? Об этом говорит Дмитрий Ливанов? Масштабы теневой вузовской экономики впечатляют, это правда. Однако взаимосвязь между неэффективностью вуза (где работают эти «невысокого уровня» преподаватели) и ценой зачета или экзамена более чем спорная. Если посмотреть на мониторинг вузов, то коррупционные скандалы сотрясали все, даже самые статусные из перечисленных там вузов.

Однако, по мнению Ливанова, «и в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим».
 «Неэффективные» гуманитарии 

И здесь начинается самое интересное. Ливанов быстро дал понять: в историческом интервью он выдал не риторическую фигуру речи, а озвучил четкую позицию. Профессора не дождались от него извинений в «Твиттере» за вольное или невольное оскорбление. Не стал он дезавуировать свое высказывание, как часто делал тот же Фурсенко (вспомнить хоть его знаменитую мысль: «потенциал для сокращения учителей - 200 тыс. человек»).

Спустя 5 дней после интервью начальник собрал и отчитал ректоров нескольких московских вузов, где зарплаты так неожиданно оказались ниже воображаемого Ливановым уровня жалования. Уровень этот оказался - 47 тысяч 200 рублей. Таков, как пишет высокопоставленный микроблогер в своем твиттере, средний доход преподавателей в московских вузах в октябре. Удивлены? Ваш вуз никогда не был так щедр к вам? Присмотритесь к себе, скорее всего, вы профессионал «невысокого уровня» (готовый работать «за эти деньги»), «перебегать» из вуза в вуз (гуманитария ноги кормят) или вам доплачивают ваши студенты (за экзамен или из жалости, тут Ливанов не уточняет).

И снова интересная деталь. Среди тех, кто провел «недостаточную работу в вопросе повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава» оказался и ректор РГГУ Ефим Пивовар.

Я с большим интересом и тревогой наблюдаю за тучами, сгустившимися над РГГУ. Это мой второй родной университет, я окончила его в 2008 году. И мне не нравится, что знаменитому гуманитарному вузу в последнее время все чаще предлагают почувствовать себя «неэффективным» маргиналом среди московских собратьев. Сначала РГГУ неожиданно появляется в красных списках министерского мониторинга. И, вроде, поначалу там подобралась неплохая столичная компания: МАРХИ, Литинститут, Педуниверситет (бывший Ленинский). Но потом и брендовые вузы, и заведения попроще отбились: кого-то спасло заступничество Министерства культуры, кого-то спас губернатор (первым отличился Никита Белых - убрал оба вятских вуза из красной зоны). А РГГУ постановили оптимизировать. Что еще с ним делать, если тамошние профессора согласны работать, даже не имея средней зарплаты в 47200 рублей?

Как измеряют уровень и эффективность?

Нельзя сказать, что из министерского кабинета Дмитрий Ливанов не видит, что происходит в вузах, особенно «эффективных» и сколько получают тамошние преподаватели. Особенно, в его родном вузе. «Средняя зарплата профессоров МИСиС - около 60 тысяч рублей. Есть те, кто получает 200 тысяч, и те, кто - 30. Столько вуз платит тому, кто не занимается наукой и, скорее всего, работает тут по совместительству. МИСиС приглашает на работу ведущих ученых» - заявил министр в своем первом интервью на новом посту. В Высшей школе экономике уровень зарплат также близок и даже сильно превышает желаемый Ливановым уровень. Вышка проводит много любопытных исследований, но не похоже, что министр их читает, раз оценивает уровень преподавателей по зарплате, а эффективность вузов – по площадям.

Именно Высшая школа экономики стала участником международного проекта «Как платят профессорам». Краткий вывод таков: зарплата российских преподавателей не позволяет им вести жизнь на уровне среднего класса, вынуждая искать дополнительные заработки.

И соавтор исследования – Мария Юдкевич – откликаясь на высказывание министра, пишет у себя в «Фейсбуке», что «зарплата - лишь одна из составляющих, и, раз люди пришли в университет, неденежные составляющие для них еще более важны, чем для остальных. А что это за составляющие? Это академическая свобода, возможность заниматься исследованиями и адекватные системы управления. Это минимум отчетности ради отчетности, это максимум доверия и - во многих случаях - адекватная институциональная среда, обеспечивающая здоровый академический рынок. Я знаю довольно мало примеров того, что талантливые люди уходят из университета в рынок «из-за зарплаты», но знаю на порядок больше примеров ухода вполне неплохо зарабатывающих людей из-за того, как устроена среда, из-за необходимости «отвлекаться на бюрократию» и из-за отсутствия возможности реализовать себя», - размышляет Мария Юдкевич.

Однако не похоже, что эти и другие научные изыскания представляют интерес министерских работников. И проблема не только в хамских высказываниях министра-бухгалтера. Далек от признанных международных аналогов и главный проект Ливанова – мониторинг эффективности вузов. Хотя, казалось бы, сколько копий было сломано в последнее время насчет рейтингов вузов и методик оценки. Еще до объявления спорных результатов недоумение вызвали основные 5 критериев, по которым сортировали университеты (средний балл ЕГЭ абитуриентов, число научных работ (НИОКР) на одного сотрудника, количество иностранных студентов, доходы вуза из всех источников в расчете на одного сотрудника и количество квадратных метров на одного студента).

Несмотря на благие намерения избавить страну от контор по выписке дипломов, выяснилось, что чиновники рассматривают вузы, прежде всего, как объекты недвижимости. Образование в них – товар, а люди, которые его воспроизводят, – обслуга. Но знания – не товар. Так ведь звучит ключевой лозунг защитников общедоступного образования на протестных митингах? Наверное, не случайно, что участники «научно-образовательной колонны» - это как раз те самые «преподаватели невысокого уровня доходов», в том числе, из близкого мне РГГУ.

Update:

Сегодня Инициативная группа Ассоциации преподавателей высшей школы «Свободный университет» опубликовала «Открытое письмо несуществующему сообществу преподавателей российской высшей школы».

Участники инициативной группы пишут: «Мы, вузовские преподаватели, подписавшие это письмо, возмущены высказыванием министра, из которого следует, что абсолютное большинство вузовских преподавателей не только Москвы, но и всей России являются «преподавателями невысокого уровня». Всех преподавателей (и преподающих в вузе по совместительству), желающих поставить свои подписи под этим письмом, просим писать на адрес podpishipismo@rambler.ru (ФИО - полностью, ученая степень и звание, должность и место преподавания). Кроме этого, всех, кто разделяет требования письма, приглашаем присоединиться к Инициативной группе Ассоциации преподавателей вузов России для совместного поиска путей выхода из системного кризиса высшей школы».


Так а вы что предлагаете? Поднять зарплату? Переустроить "среду"? Есть предложения конкретные?

Порадовала статья. Может хоть теперь задумается чиновник.

Средняя зарплата преподавателя меньше чем зп штукатура. Как это назвать?

Это позор.

Тина, спасибо за то, что подняли актуальную тему.
Написал свою маленькую статью по мотивам.
Почему авторитет России такой низкий в мире

Государства ведь в первую очередь, воюют при помощи культуры.
Я понимаю, что есть дипломаты, шпионы, армии, технологии, религии...

Edited at 2012-11-26 09:53 (UTC)

Не имеет значения: Как высказывается Ливанов о РГГУ или о каком то другом Вузе. Не зная чего хочешь получить от системы, не возможно выставить критерии оценки. А критерий оценки по уровню зарабокта или денег - это полная чушь. Но таков менталитет нашей элиты. Все мерить бабками... А не Реальной эффектиновность. И другой вредная особенность менталитета это тот что информация и уровень качества навыков и знаний оценивается чииновниками Никак а вот материальные объекты типа здании это Главное.
Так что Ливанов лишь озвучивает видение на проблему характерное для всей правящей элиты РФ или подавляющего большинства ее представителей. Удивляться не надо все норм. Чего можно ожидать от элиты государства, которая думает что Деньги зарабатываются и являются главным мерилом эффективности или успешности. Их уже кидают на стаб фонд, а они кидают свой народ на уровень жизни. Но наверное что бы вытравить эти неверные установки нужна революция... Посмотрим поживем увидим...

Хотя проблема с гуманитариями конечно есть. Давать оценки эффективности гуманитарного образования сложно - это тебе не количество созданных машин или зданий и т.п., но можно если захотеть. Гуманитарное образование на самом деле Важная вещь, в некоторых ситуациях гооораздо важнее технического. У нас сейчас конечно больше спрос на технарей и не только у нас. Но без грамотного гуманитарного образования и гуманитарных технологий , спрос на которые есть во Всем Мире (а в России с гуманитар. дисциплинами всегда было неплохо) никуда страна не двинеться.

P.S. "Не верная" установка о том что деньги Зарабатываются, а не создаются никак не мешат среднему человеку/работнику, а иногда наоборот позволяет ему повысить свой уровень жизни,в ущерб свободному времени и личной жизни конечно. Но для ЭЛИТЫ Такая установка Крайне губительна. Последтсвия ее Мы и наблюдаем... в ввиде Коррупции, отсутсвия своей денежной системы, системы подготовки кадров, системы государтсвенного менеджемента и т.д.. Все монетизируется. Все ради одной цели - Бабла. А толку? Ну много у нашего государства "бабла" в загажнике и чего разве в этом сила?

Надо вводить социализм по Вассерману. Этот ебучий свободный рынок уничтожит нас после исчерпания нефтевых гешефтов.

Не надо. Здоровая право-консервативная модель с обеспечением минимиального социального уровня(бесплатная земля, без налоговый режим на 5 лет по НДФЛ, компенсация за обесценение вкладов СССР(механизм придумать относительно легко), и велфер на уровне 20 000- 30 000 для неимущих(тут только без грамонтой демонетизации льгот и дотаций от государтсва не обойтись велфер должен иметь товарную обеспеченность), а не уровня стандартов освенцума идеально подошла бы РФ на данном этапе развития.
Я уже наслышан о так называемом Социализме во Франции или В странах скандинавии - что бы Брейвиков плодить как ответ на издержки подобного социализма.
Для начала хотел бы понять что имеет ввиду под Социализмом Вассерман? Для социализма нужна база из институтов и материально техническая база, а она утрачена. А практика внедрения передовых технологий показала что она успешна в право-либеральном поле ввиде венчурного инвестирования инновационных идей. Именно там сейчас делается прибыль. У нас же пытаются делать прибыль в сферах которые должны быть инфраструктурными производтсво, и минерально-сырьевой сектор, гос монополии (энергетика, РЖД и т.д.), при этом делая прибыль убивают саму инфраструктуру и саму отрасль хозяйства не инвестируя туда или разворовывая инвестиции. Вот эта сфера экономики гораздо эффективнее работает в плановом, не рыночном поле. А уж национализация этой сферы или не национализация вопрос спорный. Ну национализируют и что? Воры куда то денуться что ли? Кто контроль за материальными потоками будет осуществлять то?
Так что не все так просто.

Моя мама много лет проработала зам. по учебной части в техникуме, в ее обязанности входило и распределение часов между преподавателями (часть оплаты идет за проведенные часы занятий) и в результате я знаю систему начисления зар.платы преподавателей и источники ее финансирования изнутри. А т.к. сама бухгалтер, то могла ее проанализировать и сделать выводы. Уже много лет уверена, что одна из основных проблем что в образовании, что в медицине, это отсутствие менеджеров экономистов в этих сферах. Ну не может учитель или хирург "от бога" быть еще и управленцем-бизнесменом, никогда. Нужно готовить кадры и решать этот вопрос.
И врачи, и учителя теряют очень много только потому, что на местах люди отвечающие за их зарплаты и БОЯТСЯ, и не умеют эффективно использовать систему финансирования из бюджета. Необходимое количество средств просто тупо не поступает по причине отсутствия грамотно составленных заявок и расчетов. А склоки и интриги, манипуляции властью (опять же что бы скрыть некомпетентность)это еще один очень существенный фактор.
А уж воруют сколько! ((((

Что значит "не умеют эффективно использовать систему финансирования из бюджета"? Речь же идет о зарплатах. Ставки утверждаются государством и оплачиваются государством же. Так откуда удивление что они низкие? Так запланировано. По минимуму, чтобы большинство не разбежалось. А так как подавляющее число мест государственных - это создает конкуренцию на рынке труда. Коммерческий ВУЗ тоже много е даст, да и много со студентов не возьмет при наличии достаточно доступной бесплатной альтернативы. Работодатель способен удержать относительно низкую цену - и зарплату и плату за обучение. Вот и работают преподавателями или неспособные заработать в другой сфере или женщины (им нужно свободное время на воспитание детей) или взяточники. Исключения лишь подтверждают правила.

Пчему-то Тина исходит из того, что задача перед министерством поставлена в повышении уровня образования, а все действия за последние годы говорят об обратном.

думаю, мы все, как и Тина, хотим, чтобы задача заключалась именно в этом: в повышении уровня образования. и делаем, что можем. Тина, вот, освещает проблемы, люди - каждый по возможности - обсуждают или пытаются что-либо сделать.

Тина, казалось бы - причем тут Путин? :)

хочу пожелать удачи Инициативной группе. надеюсь, из этой затеи выйдет что-то дельное.

Отжав воду, в сухом остатке остаётся "Какой хуёвый министр этот Ливанов, и каким пиздатым министром была бы я...".

круто подгонять любой текст под своё мнение, обожаю такие моменты. всегда так делайте, молодец.

Печаль разве что в том, что всяческие Инициативные группы собираются, собираются, да толку-то в итоге ноль. Будем надеяться, что тут случится по-другому, конечно, но что-то как-то мало веры.

оценка качества

во многих вузах многих стран существует оценка качества. Работают спец. методисты, в том числе и в мин-вах. Видимо, в РФ до этого еще не дошли. Тогда не надо кричать о том, что в мире не ценят.
п.с. за границей мой диплом 6 летнийзаписали как 5, приравняли к 4м года. Причина: странная у вас система...

У меня в Высшей школе экономики как у старшего преподавателя оклад в районе 17 000. При чем тут эффективность? :-)

Наука бывает только двух видов: Физика и собирание марок. Т.е. в РГГУ преподают обычные филателисты. Почему тогда филуменистов (коллекционеров спичечных коробков) не финансировать за счёт бюджета? Или ещё чем-то увлекающихся?

взгляд преоподавателя

Я преподаю 15 лет и все это время работаю по нескольким причинам:
1. зарплата 9 т.р. это не смешно даже - если учесть что у меня четверо детей
2. на производстве внедрение идет активнее и полученный опыт ценен для преподавания не меньше чем базовые знания
3. при этом большая свобода в процессе преподавания заключается в обкатке нестандартных подходов со студентами - все таки люди не глупые есть во всех курсах и им тоже бывает интересно:)
И если господин министр не понимает того, что все эти "бегающие" преподаватели помогают поддерживать связь университетов и производства без распиливания большого количества денег - мне жаль наше образование.
Все эти "эффективные" менеджеры еще ничего не улучшили за все это время - становится только хуже от любых инноваций.
И еще момент - все, кто учился в ВУЗах вспоминают это время как самое лучшее в жизни по многим причинам - и если им попадались настоящие преподаватели, мастера, то передаются не только знания но подход к предмету исследований, установки из области профессиональной этики, понимание плохого и хорошего в профессии. Носителями этих важных вещей выступают преподаватели старшего поколения - а их все меньше. Связь со студентами, не формальная, становится все тоньше - это все легко потерять и не получится восстановить...
Людям надо не много - хотя-бы уважение к их труду и понимание значимости вклада в общую культуру. А сели министр рассуждает так - это просто беда...

Где ж он зарплаты такие средние берет...

О высказывании Димы Ливанова

Дима Ливанов - ещё один пример глупца, шизанутого на монетаризме. Как обманули нас Гайдар и Ко в том смысле, что эквивалентом всего являются деньги, так и сидит в нас это заблуждение. Ну, ладно, пусть я неумён, - но почему такие глупцы занимают такие должности. Конечно, сам г. Ливанов уровень своей некомпетентности понять не может...

Тина, а может вот такие представители МГИМО и МГУ (http://lenta.ru/articles/2012/11/29/thordisser/) делают гуманитариев "неэффективными"?
Мне очень обидно за появление таких статей. Сам учился в заштатном ВУЗе. Но помню, как знакомая поступала в МГУ, чтобы перекантоваться год и поступать в МГИМО (к слову в тот же год она попала на бюджет в МГИМО на журналистику) и это мне очень о многом говорило. А тут читаешь, как будто о каких то провинциальных ВУЗах, а не "лучших из лучших"

Edited at 2012-11-30 09:06 (UTC)

Господь министр

таких министров, которые ничего о своих "подданных" не знают, гнать надо, и чем дальше, тем лучше.

?

Log in

No account? Create an account