Previous Entry Поделиться Next Entry
Учат в школе, учат в школе…
Рассказала газете «Известия» о том, какие проблемы, на мой взгляд, вскрывает реформа образования.

Не успела увидеть свет примерная программа по русскому языку и литературе, рекомендованная для 10–11-х классов Российской академией образования (РАО), как разразился очередной скандал. Из базового списка исчезли многие признанные классики русской литературы (вроде Н.С. Лескова, А.К. Толстого, В.П. Астафьева, А.В. Вампилова). А вакантные места заняли современные властители дум: В.О. Пелевин, Л.Е. Улицкая, В.С. Маканин. В список для углубленного изучения также по непонятной причине вошли малоизвестный поэт А.И. Эппель и, напротив, широко известный писатель крайне узкого литературного направления, фантаст С.В. Лукьяненко. При этом книг братьев Стругацких нет ни в базовом, ни в «продвинутом» перечне. Из каких соображений школьникам предлагают читать «Ночной дозор», а не «Трудно быть богом» или «Жук в муравейнике» остается загадкой.

Непонятно, какой у этого документа статус. В пояснительной записке сказано, что он является «ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей». Из этого можно сделать вывод, что представленные списки литературы обязательны для любой школы. Однако редактор брошюры Михаил Рыжаков в интервью «Российской газете» спешно заявляет: «В новых стандартах никакого списка литературы пока нет, стандарт состоит из общих понятий. Но к нему также уже пишутся или будут написаны примерные программы, новые учебники. И, разумеется, появится новый список обязательной литературы».

Чисто теоретически все изъятые классики по усмотрению учителя могут быть добавлены в программу обучения старшеклассников. Но ведь кроме прочего новый стандарт предполагает сокращение часов на изучение литературы с прежних 210 до 140 на базовом уровне (на два года обучения в 10–11-х классах). Стало быть, на каждый год отводится отныне всего 70 часов. Проще говоря, найти место исключенным писателям будет непросто.

Отдельно стоит отметить общую небрежность составителей. У многих писателей из рекомендуемого списка не указаны отчества, а с отдельными и вовсе сыграли злую шутку. Например, авторы всерьез полагают, что Василь Владимирович Быков написал роман «Эвакуатор», который на самом деле вышел из-под пера его однофамильца — известного оппозиционера Дмитрия Львовича Быкова. Даже как-то неловко, что методическое руководство, содержащее вопиющие фактические ошибки, маркировано фирменным знаком «Рекомендовано РАО».

Складывается впечатление, что Министерство образования само не понимает, что творит. Например, как будет реализовано на практике объединение русского языка и литературы? Эти дисциплины уже фигурируют как один предмет в пояснительных таблицах в конце книжечки. Проведенный летом 2012 года Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы принял резолюцию, где ясно выражено несогласие и со снижением количества часов, отведенных на предмет «литература», и с идеей слияния курсов.

Более того, съезд выразил недовольство учительского сообщества ходом реформы в целом. Принятая по его итогам резолюция постановила: обратиться к руководству Министерства образования с требованием отменить принятый стандарт для старшей школы и вернуть его на доработку, разработать процедуры общественной экспертизы ФГОСа и других образовательных проектов, возвратить литературе статус обязательного предмета при сдаче экзаменов. Увы, как стало понятно из новой программы, мнение учителей услышано не было.

Утвердить стандарт старшей школы и принять «Закон об образовании» министерству удалось только в прошлом году. И оба достижения можно назвать историческими во всех смыслах: внесение правок в документы растянулось на несколько лет, что впервые за долгое время спровоцировало реальный диалог между властью и обществом, еще до всяких митингов. Диалог довольно болезненный. Пока нельзя сказать, что контакт был полностью налажен. Да, широкое общественное обсуждение проекта инициировало довольно много поправок (например, удалось отстоять уникальность музыкальных школ и музыкального образования вообще), но фундаментальное непонимание осталось. Главное, что вскрыла реформа образования, — коммуникационные проблемы российского общества. Мы просто не умеем договариваться друг с другом — учителя и чиновники, учителя и ученики, дети и родители. Поэтому тот факт, что самые острые дискуссии ведутся вокруг программы изучения русского языка и литературы, очень показателен.

Изданная программа, к сожалению, вместо того чтобы прояснить позицию министерства, оставляет ее все такой же туманной. Так как многие базовые процедуры преподавания не прописаны (и, очевидно, не до конца понимаются чиновниками), то и донести свою точку зрения до учительского сообщества у Минобразования каждый раз не получается.

Чиновники не способны адекватно выразить свое мнение. И составленная со смешными ошибками программа тому свидетельство. Впрочем, за язык уже давно не страшно, как и за качество обучения наших детей. Они искренне не понимают, за что Тарас Бульба убил Андрия, почему Левша вернулся из Англии, зачем читать «Войну и мир» целиком. Может, им все это больше не нужно? Лукьяненко читать легко и приятно. Его герои не терзаются в нравственных сомнениях, не переживают катарсис, не то что у Стругацких. Быть может, катарсис в современном мире попросту устарел? Зачем страдать, рефлексировать и меняться? Гораздо легче приспособиться: сдал ЕГЭ — и порядок.


  • 1
Зачем страдать, рефлексировать и меняться? Гораздо легче приспособиться: сдал ЕГЭ — и порядок.

Вообще-то последние годы это так и есть. Без знака вопроса.

школьники и без этого прекрасно рефлексируют и страдают морально =)
А ЕГЭ....ну да, го*но ЕГЭ

За всеми этими "преобразованиями и "нововведениями" я вижу одно: желание власти сделать граждан малообразованным, недумающим стадом, которым легко управлять. Ведь только книги учат различать добро и зло.
Знание русского языка вообще не к чему: пусть компьютер исправляет ошибки.
А освободившиеся часы можно будет отдать на изучение основ православия.

Согласна с вами. И мне грустно от того, что такие важные вещи хотят подменить чем-то другим, ненастоящим.

"Грустно", - слишком мягко сказано. Это страшно! Страшно при мысли, во что превратится страна лет через 30-40!

чем ниже интеллект нации тем больше товаров она покупает не факт что нужных -но как говаривала наша бабушка -без необходимого проживу но не без лишнего

"Я могу прожить без необходимого, но без лишнего — не могу"

Слова советского поэта Михаила Аркадьевича Светлова (1903-1964), сказанные им на своем юбилейном вечере (1963).

таки живем в одной стране -и еще не известно кто у кого ...

кстати у сего автора неплохие стихи

Ничего себе у вас в Росии дела творятся. Сначала мультфильмы, теперь вот школьную программу почеркали...
В Украине пока такого нету, но видимо, стоит ожидать

от Москвы до самых до окраин ...

Отлично! Добавьте Лукьяненко в программу, заставьте (заставьте!!!) всех прочитать его книги, а потом задайте сочинение «Образ Ольги...» и обязательно поставьте тройку, с вумным видом добавив: «А можно было бы и „два“!»

Voilà! Лукьяненко читать перестанут: будут знакомиться лишь с кратким содержанием, а к самому писателю выработается аллергия.

Отличный список «книг, которые школьники будут не читать», он же «список книг, которые школьники будут проходить... мимо».

"О времена о нравы" Смысл педагогических реформ видимо в том чтобы не плодить белых ворон для "светлого" будущего.

Нас заставляли понимать

Тина, в министры вы уже не попадете и с вами можно говорить серьезно.
«Они искренне не понимают, за что Тарас Бульба убил Андрия, почему Левша вернулся из Англии, зачем читать «Войну и мир» целиком».
Нас заставляли понимать, пошел в школу в 1953 году. Стране нужны были миллионы инженеров, ученых, офицеров, высококвалифицированных рабочих, с общим и единым пониманием.

Фантастический рост производительности труда за последние 60 лет позволяет 90% населения развитых стран вообще ничего не понимать. Ничего!
Они будут накормлены хорошо, по моде одеты, получат приличное жилище и машину. Имитируя работу или вообще ничего не делая.
Проблема, которую вы затронули, это проблема нашей сегодняшней цивилизации.
По факту мы сегодня имеем два образования, два образа жизни, для тех, кто понимает, и для остальных, которым, понимать не надо.

Сегодня ясно – люди не равны. И никогда равными не были. 80% людей не способны понимать, и никогда не были способны.
Но, существовавшие способы производства и ведения войн, требовали миллионы, и все шли в дело.
При этом борцы за лучшее будущее и массовые религии утверждали равенство людей.

Сегодня ясно- людям нельзя заявить, что они не равны. Рухнут основы нашей цивилизации.

А без разделения на понимающих и не понимающих, нашей культуре, науке, производству, а значит, развитию придет конец.
Не все понимающие рождаются в нужных семьях, то есть у богатых.
Как дать им, рожденным в непонимающий семьях, а значит, в массовой культуре и школе, дорогу к пониманию, в любой школе.
Вот о чем надо думать и пробовать.
Только дело покажет.
Ваш.


Re: Нас заставляли понимать

Спасибо вам за развернутый комментарий. В министры я никогда и не метила.
Что касается пресловутой масс-культуры и нравственных устоев общества, то мне кажется, все идет прежде всего из семьи, а уже потом школа. Но огорчает то, что она все в меньшей степени заинтересована в гармоничном развитии подрастающего поколения.

Re: Нас заставляли понимать

таки у тебя самой нет семьи -как ты можешь еще учить других

Re: Нас заставляли понимать

"у тебя самой..." откуда такая немотивированная агрессия, так жалко, что образование еще не отменили, а с интеллигентными, вежливыми, созидательными людьми уже разговаривают так, как будто они уже исчезли. Почему-то если человек ведет себя по-человечески, в современном обществе считается нормальным подойти и плюнуть в него, также, как государство плюет в образование.

При всяческих реформах ошибки неизбежны, их исправить легко, но как без Стругатских обойтись ума не приложу!

Как-то же обходились до сих пор. И это никак не помешало мне и ещё куче людей прочитать их самостоятельно. И даже правильно писать их фамилию. Без обид, удивился просто :)

Я тоже читал Стругацких.
Я не обижаюсь так-как с орфограффией скоро будет еще хуже.

"...Вот я, Сема, блядей очень уважаю и верю в них сильно. В тяжелые для Родины минуты они - настоящая кузница народных героинь..."

снос дома не реконструкция -таки и это что происходит в вашей стране не реформы

С одной стороны, хорошо, что поставили в программу хоть каких-то современных авторов, но, с другой стороны, школьная литература уже давно отбивает у большинства детей желание читать. И теперь они не только классиков читать не будут =/

Хотя как-то резко на это реагировать я смысла уже не вижу,что еще можно ожидать от нашего государства? Одни "основы православных знаний" (или как их там?) чего стоят. В школе моей сестры, кстати, такой предмет ввели, даже не посмотрев, что большинство родителей против)

Да эти книги и так никто не читал, что паниковать то, неужели вы считаете, что кто то из
школьников их читает и понимает?
Точнее да, школьники, зубрилы читают, и понимают, ровно настолько, насколько нужно это для получения пятёрки.
А те у кого голова на плечах есть, читают эти книги сами по себе.
Насильно люб не будешь.


Ну и к слову сказать, Война и Мир вряд ли способна чему то научить в наше время.

отнюдь -в домике известном всем на даче -читательный процесс весьма плодотворный

Нежно люблю Стругацких, но к чему здесь настолько явное противопоставление книгам Лукьяненко? Во многих его произведениях нравственных переживаний и того же катарсиса ничуть не меньше. О художественной ценности можно спорить, но уж никак не о содержании. Конечно, если знать у Лукьяненко только попсу...

это пакости жидомасонов, направленные на уничтожение моральных, этических и др. ценностей русской нации !

школа - структура номинальная, она не обязана из ребенка человека вырастить. в моём родном городе был магазин "букинист" в одном с ним здании была ювелирная мастерская моего отчима, он договорился чтобы в этом магазине мне давали любую книгу, уж не знаю как он рассчитывался за это. списка школьной литературы я знать не знал, в библиотеку не ходил. сам взял в магазине мастера и маргариту, потом жизнь насекомых. и после этого прочитал всё что было дома, а библиотека у нас дома была не слабая. я к тому что всем плевать какую литературу рекомендуют в школе, хоть По и Де Сада, если человек читает ему хватит мозгов выбрать книгу.

Вообще в списке литературы я, например, не вижу ничего страшного. Более того мне было бы даже интересно услышать мнение моего сына о "Спектре " Лукьяненко или о его же "Рыцарях сорока островов". Литература ничуть не хуже Стругацких. В чем то даже лучше, тк он наш современник, человек с высшим медицинским образованием и отец троих детей, который поднимает у себя очень интересные проблемы, а главное понятные его современникам. А действительно прочитав "Казус Кукоцкого" Улицкой, девочки не раз задумаются , а стоит ли ..да и мальчики тоже. На мой взгляд, нет ничего страшнее для уроков литературы, чем неинтересные произведения, которые заставляют анализировать.

Стругацкие А.Н. и Б.Н.

Обойтись можно даже без чтения. Но если претендуешь на звание образованного, то тогда Стругацкие важнее многих, считающихся классиками.

Все продвинутые - в школу!

Вы можете все вместе сочинять списки книг, фильмов, рекомендации и дррр, но потом в класс приду я - учитель и мы...
Всё зависит от того, кто перед детьми в школе и дома.Если есть интерес к чтению дома, очень вероятно, что будет и у ребёнка, а если чтение интересует учителей и это живёт в школе, как определённая атмосфера, то вероятность растёт. Кто-то начал читать через "Бойцовский клуб", кто-то через книги Пелевина. Кстати, кусок из Поколения Пи о субъектах и объектах я постоянно использую на обществознании в теме "Сознание"
Главный вопрос, как создать в школе атмосферу, которая будет привлекательна продвинутым людям?
Есть много людей, кто хотел бы работать с детьми, но не хочет иметь дело с государством и, отчасти, с родителями, воспринимающими школу как услугу.
Мы напряглись и выгородили кусок относительно здорового пространства - получилась маленькая муниципальная вальдорфская школа.
Среди наших учителей есть актриса, скульптор, программист, журналист, интернет- галерист, мастер чайных церемоний, социолог, высококлассный программист. Они интересны детям. Но читают всё равно мало. Мы стали искать способ, как соединить детей с искусством. Создали из всех учащихся 9-10-11 классов свободные социально-художественные группы по желанию под людей, которые могут быть инициаторами. Оказалось, что подростки идут за молодыми учителями или за очень талантливыми: граффити, перворманс, театр слова, съёмки фильма, средневековая музыка, открытие голоса (вокал). В субботу был показ. Публика выпала в осадок - дети сами поставили спектакль по Хармсу, по Маяковскому, играли средневековую музыку. В словах это всё выглядит банальным педагогическим восторгом, поэтому нет смысла писать.
Почему пишу? Потому что хочу донести мысль - школе нужны молодые или очень талантливые люди!!! Школа очень интересное место, где есть тонны возможностей личностного роста с общественно-полезным результатом. Личное развитие с пользой для общества (Этот слоган родился сегодня в школе с утра).
Писатели, художники, журналисты, политики, бизнесмены - это школьный потенциал.
Тина, почаще бывайте в школе! Спасение школы - в инициативе продвинутых, талантливых родителей. Школы выживет только как совместный проект родителей, учителей с поддержкой государства.
Школа не изменится в целом Законом об образовании, только инициативой родителей - интересы государства и личности расходились всегда, государство всё усредняет, сочинителям и принимателям законов важно быть приятными для большинства - выборы. Поэтому вижу только один выход - умные родители. Умные родители - умная школа. В такой школе со списком литературы и фильмов сами разберёмся.
Каждый продвинутый родитель может принести в школу свой талант, жизнь от первого лица - экономика, театр, политика и дррр.Тогда школа станет живым вдохновляющим детей местом.
Фрагменты этого в нашей практики есть, поэтому и пишу - это возможно, хотя очень трудно.
Тина, вы нужны школе с Вашим сумасшедшим энтузиазмом! Идите к подросткам и расскажите, что им важно прочитать. Вам они поверят больше, чем министерству образования!

Российская академия образования не то, чтобы совсем никто, но она не законодательный орган, она не относится к министерствам и, насколько я понимаю, де-юро к ней должны прислушиваться наравне с другими академиями, вузами и т.п. Т.е. данный перечень - это просто чье-то мнение, условно говоря. Все равно что подойти к человеку на улице и попросить соствить перечень того, что нужно читать. Но я, конечно, утрирую.
Надеюсь, Тина Гивиевна, Минобрнауки не будет к этому перечню прислушиваться. Пока что на официальном портале Минобрнауки есть следующий текст: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3008
Мне кажется, что вся эта ситуация с т.н. "реформой образования" похожа на бучу с введением платного образования, которую поднимали не один год подряд текстом одного и того же (!!!) содержания, в котором изменяли лишь год. Вот данный текст: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=613&showentry=14864 Началось все, если не ошибаюсь, в 2010 году и есть тексты про 1 сентября 2013, т.е. даже про этот год. Но давно, по-моему, всем известно, что это "утка", назовем так. Ситуация с этим одобрением РАО и все около того мне лично до жути напоминает ситуацию, описанную мной выше. Все в копилку раскачивания...

Edited at 2013-01-25 21:26 (UTC)

Все съезды учителей (словесников, математики, физики, информатики) выразили свое не согласие с текущей реформой. Но кто их возжелал услышать .. ? Кому нужны возгалсы "вымирающего вида"? ..
Чиновникам нужны "реформы без конца", "реформы ради реформ" - это их хлеб, - чем бессмысленней и пагубней реформа, тем легче чиновникам размножаться и снимать сливки ..
И не только в образовании - во всех сферах .. Неужели это не ясно?
Специализация предметов в старшей школе - "литература", "язык", "технолгии", и т.д., - это основа правильной профильной школы. Однако все делается наоборот - навязывается убогая концентрическая система с инвариантной частью, напоминающей заштатную американскую провинцию.
"Гораздо легче приспособиться: сдал ЕГЭ — и порядок." - увы и ах .. дети уже приспособились ..


>> Лукьяненко читать легко и приятно. Его герои не терзаются в нравственных сомнениях, не переживают катарсис, не то что у Стругацких.

Меня терзают смутные сомнения, что с творчеством С. Лукьяненко вы знакомы исключительно по фильмам г-на Бекмамбетова :) Это я не к тому, что его надо срочно включать в школьную программу (тем более "Дозоры", которые мне никогда не нравились), а к тому, что неплохо бы ознакомиться с вопросом, прежде чем в праведном гневе начинать жечь глаголом.

Hint: с нравственными сомнениями и прочими катарсисами у Лукьяненко всё в порядке. Иногда даже избыточно :)

Согласен на все 100!!! Если бы г-жа Канделаки удосужилась бы почитать Лабиринт отражений, иличто нибудь подобное из этой серии такого бы я не услышал. Опять же если оглядываться назад, и принимать реалии 19 века и ниже, то мы никогда не шагнем вперед.Ведь язык меняется за годы, не то что за тысячилетия, нафига современному школьнику переживания Пьера Безухова и прочих Баклонских?? Ему не понять их, ну переживаешь ты из за бляди Ростовской, обосриее в вк или одноклассниках, вот и с сглазу вон и с сердца камень. Не понять им и Стругацких. Да и Лукьяненко не каждый поймет. Но самый страшный шаг в образовании это введение ОПК. Вот что отобьет у некотрых не просто охоту думать, а вообще тягу к кам бы то ни было знаниям. Клерикализация образования НЕДОПУСТИМА. А то что они не читали и не будут читать классику с этим НИЧЕГО не поделаешь. Надо гнать школе поповскую мракобесию, а не заморачиваться по поводу Войны и мира. До нее дойдет время, не так страшно ее отсутствие, как присутствие сказок про несуществовавшего зомби еврея - раввина, якобы умершего 2000 лет тому назад.

Тина простите меня пожалуйста!!

мне очень интересно было читать ваши новости пока вы меня в черный список занесли ,было за что.)) я прошу прощение у вас и прошу разблокировать меня если не сложно,я очень буду рад...Спасибо...

простите что не в тему

я удалю свои сообщении не в тему только ради Бога сделайте то о чем я вас прошу очень Тина :(

современные властители дум

Вот только непонятно чьими думами они владеют.

Весьма странное решение и совершенно не ясны мотивы.

сами дивимся почему в программе нет Краткого курса ВКП(б)

Уважаемая Тина,
слышали ли вы о предложенном на днях Московским экономическим форумом (секция налогов) реформировании налогообложения в РФ?
Коснтантин Бабкин предлагает учреждения образования вообще освободить от налогов. Так же как и сельхозпроизводство.
Выпадающие налоги не являются существенными для бюджета государства – порядка 1,5%, указывают эксперты. Они могут быть компенсированы за счет резервных средств, а также роста поступлений от смежных отраслей.
Но образование при этом оказывается в более свободном экономическом положении.

Так опечатку и не поправили - "Рассказала газете «Известия» том". Пропущено "о".

Всегда пожалуйста. Сколько уже опечаток вам поправил:)))

Тина, здравствуйте! Можно о чём угодно рассуждать, но нас, сельских учителей Юга Тюменской области вновь обманули с зарплатой! Сколько ещё это будет продолжаться! Пилим из бюджета миллиардами - это ничего, а как зарплату учителю, так начинаем:"средняя по региону", "средняя по образованию"... Вобщем, надо разобраться с этим... Вы, как член Общественной Палаты, как мама и красивая и умная женщина должны откликнуться на моё скромное послание к Вам от простого учителя истории и обществознания! Я люблю свою работу и хочу быть "средним классом",опорой общества, но с такой з/п мне стыдно перед учениками! Если государство ТАК оценивает нашу работу, то не надо было трубить на всю страну - "средний класс"! Если это интересно, то моё "мыло" fay76@mail.ru, тел. 89026239568...

Лукьяненко читать легко и приятно. Его герои не терзаются в нравственных сомнениях, не переживают катарсис, не то что у Стругацких. Быть может, катарсис в современном мире попросту устарел&

Извините, а Вы "Осенние визиты" и "Холодные берега" читали?

  • 1
?

Log in