Previous Entry Поделиться Next Entry
Шесть вопросов к Дмитрию Ливанову
3aa274401d4c0fc9a32b02317084adf5

Вокруг Министерства образования назревает очередной скандал. В преддверии визита в Госдуму, который должен нанести на следующей неделе министр Дмитрий Ливанов, сразу две фракции обрушились на него с критикой: коммунистам не нравится, что он хочет реформировать Академию наук, а «Единой России» – кампания министра по борьбе с плагиатом. Одним словом, с такими критиками волей-неволей станешь защитником Дмитрия Ливанова. Как можно ругать его за намерение реформировать РАН, которая давно из научного центра превратилась в пансионат для пожилых заслуженных профессоров? Как можно его критиковать за борьбу с плагиатом, парализовавшим всю систему выдачи научных степеней? Да и кто это критикует-то, депутат Бурматов, которого самого поймали на плагиате? И это при том, что он невесть каким образом оказался во главе думской комиссии по образованию, не имея в этой области никакого опыта!

Когда Дмитрий Ливанов придет в Госдуму, ему действительно надо будет поставить жесткие вопросы. Но вопросы по существу. Не возьмусь говорить о высшем образовании и науке: не совсем моя тема, а вот касательно среднего образования у меня вопросы к министру есть. И все они предельно конкретные:

1. С момента начала вашей работы прошел уже почти год, но до сих пор нет даже «дорожной карты» на тему изменения объема и содержания школьной программы. Отсутствие информации порождает слухи о том, что все скоро станет платным и необязательным, а останутся только физкультура и «Основы православной культуры». Неужели за год нельзя было хотя бы начать общественную дискуссию о том, как снижать чрезмерную нагрузку на школьников, какие предметы сделать факультативными, а какие обязательными и т.д.? Исследования показывают, что школьник не может эффективно изучать более 8-10 предметов одновременно, у нас же их число доходит до 18-20, а в старших классах вместо пятидневной недели часто делают шестидневную! Есть вопросы также и по тому, на каких предметах делается акцент. Насколько подробно школьнику надо знать о, скажем, бензольных кольцах или отличии плоских червей от кольчатых? Может быть, все-таки ему, выпускаясь из школы, больше пригодятся знания о российской Конституции или основах экономики? Или министерство решает все эти вопросы самостоятельно и нас, как всегда, поставит перед фактом уже принятых решений?

2. Когда будет наведен порядок в области учебных пособий, «рекомендованных Министерством образования», и утверждаемых образовательных стандартов, особенно по гуманитарным дисциплинам? При всем уважении к Российской академии образования, ее мнение о том, что должно, а что не должно входить, например, в перечень обязательной для прочтения русской литературы, вызывает много вопросов. Почему бы не привлекать в таких случаях широкий круг экспертов, ведь у нас их немало, в том числе с мировой известностью?

3. В школах введен курс «Основ православной культуры», но нет ни одного курса, который бы развивал толерантность к разным религиям и толерантность в целом. В обществе, которое объединяет много религий и национальностей, надо вводить те программы, которые будут объединять людей, а не дробить их по тем или иным признакам. Не правда ли, Дмитрий Викторович?

4. Все эксперты в один голос говорят, что уроки будут куда эффективнее, если в них будет больше интерактива (а не «Открыли учебники, читаем со страницы такой-то…»). Современные технологии позволяют реализовать эту возможность. Что было сделано за год в этом направлении? И было ли хоть что-то сделано?

5. Система финансирования у нас устроена так, что благополучным школам проще получить дополнительное финансирование. К примеру, там, где лучше сдают ЕГЭ, получают больше денег. Это, конечно, хороший стимул, но кто будет заниматься теми школами, где сейчас все плохо? Кто будет разбираться, в чем причина низкой успеваемости, пытаться что-то менять? Сейчас порой мы видим ситуацию, когда школы делятся на привилегированные, за поступление в которые родители должны раскошелиться, и отсталые, где учатся преимущественно дети мигрантов, плохо владеющие языком. Есть ли программа развития таких неблагополучных школ? Есть хотя бы методология выявления таких школ? По адаптации тех же детей мигрантов необходимо организовать отдельную образовательную программу, иначе у них неизбежно с возрастом все острее будет возникать проблема социализации. Мы своими руками загоняем людей в иммигрантские гетто.

6. И последнее – по порядку, но не по значению. Минобр давно заявил программу по привлечению молодых учителей в школы. Очевидно, что сегодня, когда безработица в стране низкая, молодежь потянется в школы, только если предложить более или менее достойный уровень зарплат. Официально у нас декларируется средняя зарплата в 30 тысяч рублей, но поговорите с учителями в регионах: мало кто получает больше 15 тысяч, а в южных регионах нормальная зарплата учителя – 7-8 тысяч (бывает и ниже!). Неужели у государства сегодня недостаточно средств, чтобы обеспечить среднюю зарплату для учителей во всех регионах не ниже тысячи долларов? Тогда зачем государство постоянно говорит о «необходимости развития регионов»?

Разумеется, просто взять и повысить всем зарплату – это слишком легкое, но не всегда возможное решение. Я все понимаю: инфляция, дефицит бюджета. Но можно создать такую систему стимулов, чтобы хотя бы треть или четверть отличившихся учителей премировались повышенной зарплатой. Это одновременно создало бы здоровую состязательность в образовании (вот и посмотрим, кто бы при такой системе выиграл – опытные преподаватели или молодые) и заставило бы задуматься о критериях оценки работы преподавателей как таковых. Сейчас, похоже, никакой мотивации для них вкладываться в работу нет: отчитал по учебнику, пошел домой – к чему надрываться? Но чтобы все это заработало, нужны те самые критерии оценки работы преподавателей, которые так до сих пор и не разработаны. А год уже прошел.

Кто-то может счесть этот последний пункт популистским: повышения зарплат просят все и всегда. Но зарплата учителям – это не выброшенные деньги, это инвестиции в человеческий капитал. Мы заработаем на этом больше, чем потратим, – это ведь одновременно вклад в снижение преступности, в качество рабочих рук, в оздоровление экономики регионов. Сегодня учителя выпали из среднего класса и все сильнее отстают по доходам от городских «белых воротничков». Только государство может помочь восстановить престиж профессии. Согласны со мной, Дмитрий Викторович?


  • 1
А финансирование сельских школ? Вплоть до их закрытия...

(Удалённый комментарий)
А почему вам мой текст показался не вполне искренним? Эти вопросы я озвучиваю не в первый раз, проблемы не новые. Многое из этого мы обсуждали еще на форуме "Умная школа".

Школа и религия.

На мой взгляд, вообще не надо пускать религию в школу. Ни одну конфессию. Чтобы никому не было обидно с одной стороны, и во исполнение статьи Конституции об отделении церкви от государства с другой.

Re: Школа и религия.

Согласна с вами.

Уважаемая Тина! Эти вопросы поднимали и обсуждали уже много много раз. И вы и другие люди-журналисты,ученые,педагоги. А воз-все там же. У меня иногда возникает желание взять этого министра,привязать к стулу и не отпускать,пока не ответит. Как все-таки заставить этих "деятелей" озвучить свою программу и начинать ее двигать.

Тина!
А стоит ли задавать ему вопросы? Ведь ответы уже написаны природой на его лице. Совершенно пустой и бессмысленный взгляд.
Он не лидер, он исполнитель. Причем даже и сам не осознает кто у него заказчик. Они с Мединским два сапога пара. Оба идут по пути уничтожения духовной основы нашей Родины.
А без "духовных скреп", как выразился президент, будущего у России нет. Но они временщики и им это понять сложно.
Увы и думцы не далеко от них ушли. Рубят сук на котором сидят, в надежде, что в критический момент успеют слететь с него в Лондон.

А там их встретит дух Березовского.:)))

Жизнь ни о чем не думающих людей самая приятная.
[b]Софокл[/b]

и здравохранения туда же

и здравохранения туда же

Здравоохранение это ведь производное культуры.

У меня седьмой к нему вопрос. А 7 цифра, как известно сакральная. Почему он решил, что Россия нуждается в его услугах, когда согласился на этот пост? Счёл для себя по силам двинуть Россию вперёд?
Ну сколько же можно над Россией издеваться, ставя таких министров? Сердюков, Швидкой, Ливанов, Эльвира, Мединский, Фурсенко (не путать с Фурцевой), Нургалиев.

Ребята! Те кто их ставит! Вы и взаправду до сих пор думаете, что мы все идиоты и до сих пор ничего не видим и не понимаем?
Вы зачем их ставите? Вы спрашивали когда-нибудь себя зачем на этом свете живёте? Или боитесь спросить?

Вот если следовать Вашему первому пункту, то про сильное образование в России можно забыть сразу. Даже в обычных школах, которых я училась при 6-дневке о перегрузке говорить - это смешно

Поддерживаю. Я учился давно, конечно, но помнится, тоже была шестидневка. Это не считая факультативов.

Химию, как и биологию, никогда особо не любил, всё больше по техническим. Но не могу сказать, что бензольные кольца или крестоцветные с пасленовыми меня как-то особенно угнетали и перенапрягали. Зато образованным человеком получается себя ощущать.

Тинатин, уроки основ религиозной культуры (а не только православной) как раз имеют своей целью научить детей жить в мире с представителями других религий. А для этого требуется сначала изучить свою религиозную культуру и узнать, например, что христиане не призывают сжигать иноверцев на костре. Тогда и мир будет. А от ваших уроков толерантности у детей в голове будет русское национальное блюдо - каша.

Кабы дети культурологически изучали основы всех мировых религий, то вопросов не было бы (и не в 4 классе, конечно, когда у детей не сформировано критическое мышление и нет базы культурологических, исторических, обществоведческих знаний). А не как сейчас - детей поделили по религиозным верам и воспитывают на основе религии - это преступление.

Всем неудобный министр. Снимут его наверное скоро.

приятно читать умные тексты от красивых людей!

вопрос когда Вы уйдете в отставку как человек разваливающий образование?

«Как евреи, в третьем рейхе каменном,
С номерами цивилизации,
За московской стеной засаленной
Я сутулой брожу информацией.

Не убито лицо еще голодом,
Все же пищи небесной хочется.
Полусердце не крыли золотом,
Но ведь есть и во мне от зодчества.

Что-то есть и во мне от радио,
Сериала, любовной повести.
Я, как Цезарь, глотаю стадии,
Во дворце, где зарежут новости.

Еще несколько миль до старости.
Боль пространство скрутила временем.
Умереть молодым, да в радости -
Значит встретиться с собственным теменем.

Мне другого хотелось бы творчества.
Звезды - тексты Его аннотации.
Как пошляк на смешной презентации -
Поднимаю тост за одиночество.»
Юрий Шевчук

Тина, Вы совершенно не в курсе, хотя я лично Вам писал на Умную школу несколько раз.
В школе введён не курс "Основы православной культуры", а курс "Основы религиозных культур и светской этики", состоящий из 6 модулей, в числе которой есть и модуль "Основы православной религиозной культуры".
Данный курс является обязательным для 4-классников. Он педагогически и культурологически безграмотен, а, кроме того, нарушает светский характер образования и закон о свободе совести.

Нет предмета "основы православной культуры" в школе! нет его! Есть "Основы религиозных культур". Он предполагает возможность выбора того, что будет изучать ребенок в 5 классе - светскую этику, православие, ислам, буддизм, иудаизм.
Андрей Кураев сотни постов в свое время исписал, чтобы люди правильно услышали и название предмета, и его содержание.

Да что Вы говорите? Сотни? А люди что же? Так и не слышат?
Да что ж за люди такие!!! Вот ведь как не повезло Андрею Кураеву!

Науки в России давно уже нет. Если появится какой-нибудь умник, (что удивительно при системе выдвижения сыновей зав кафедр и т.д. плюс понимания места руководства вузами как место тихой гавани для устаревших политиков и администраторов), то его заклюют, у него будет 40 тупых соавторов. Денег он никогда не получит - точнее не увидит. Для такого умника самое лучшее свалить отсюда - хоть какой то шанс довести исследование до конца. Так как нет науки и индустрии - то и образование существует для чего? Кого выпускать нужно? Лояльных граждан, но не слишком умных. Образование то со своей задачей справляется. специально и программку изменили, чтобы выпусники умом и знаниями не отличались.
Вы что действительно считаете, что выпусники советских школ были менее образованными чем современные в массе?

Полностью согласен с Тиной, особенно про РАН 100% попадание...

Да уж...
Взгляд у него какой-то такой - напряжённый.

Вопросы министру образования.

Тина,а почему когда говорят об образовании, забывают о дошкольном звене? Там тоже не очень весело. Скоро в садиках не останется профессиональных педагогов. Ну разве только в дорогих частных садиках, которые не всем по карману. И еще о зарплате: 30000 в школе может получать педагог, который проводит в школе с раннего утра и позднего вечера, забывая о семье и личной жизни. А в детских садах повышают уволив лишнего воспитателя. В нашем городе теперь по три воспитателя на три группы и по одной няне - это на 40 человек. Представляете, что будет, если одна заболеет? Смотришь на все это и становится грустно и обидно. И совсем не хочется вести детей ни в школу, ни в садик.

Я не поклонник министерства, но поддерживаю его в отношении с РАН .. с этим "кооперативом Гараж" надо заканчивать. По отношению к средней школе - у него позиции нет (он считает, что там и так все хорошо, судя по интервью Познеру) - вот и продолжает реформы по внедрению новых ФГОС, начатые Фурсенко и намеченные до 2020 года. То, что при этом деньги в основном распиливаются как и раньше, нагрузка на учителей только растёт (в отличие от зарплаты), а детей не учат, а только развлекают .. это никого не волнует. Поэтому здесь я с вами полностью согласен.
Тронув диссертации - они отрыли "ящик Пандоры" - начиная с середины 70-х годов в нашей отечественной науке не родилось почти ничего нового, а количество докторов и кандидатов (как и академиков с член-коррами - коих вообще удвоилось) - неуклонно увеличивалось. Тут можно многое разворошить - ВАК уже завален "компроматом" .. Если же копнуть многие НИИ - то там не только диссертации, но и все отчет лет за 30-40 только переписывались - менялся только год ..
Тонны бумаги, что производят все наши наукообразные заведения все равно никто не читает!
А все потому - что нет никакой целеполагающей силы в стране . .

Диссертационное шулерство – сегодня это устоявшаяся практика, становлению которой во многом способствовала попустительская позиция диссертационных советов и ВАК. Негативные явления в диссертационной сфере во многом обусловлены безнаказанностью не только непосредственных мошенников от науки, но и их пособников и покровителей. Например, несколько лет назад сотрудник Ярославской медакадемии В.Н. Малашенко в диссовете при Московском НИИ скорой помощи им. Склифосовского (СКЛИФ) защитил докторскую диссертацию, в значительной мере основанную на дословно переписанных отчетах по двум научно-исследовательским работам (НИР), в течение нескольких выполнявшихся большим коллективом сотрудников СКЛИФа без какого-либо участия плагиатора. И что удивительно, официальным научным консультантом по диссертации у плагиатора была сотрудница СКЛИФа Т.С. Попова, являвшаяся руководителем научного коллектива, проводившего те научные исследования, отчеты по которым она незаконно передала (или продала?) доктору из Ярославля. Более подробно эта ситуация изложена на сайте, на который можно зайти через поисковый запрос в Яндексе: «porleon Диссертационный плагиат» Так и что? В результате, нравственно нечистоплотный «ученый» В.Н. Малашенко после присуждения ему ученой степени доктора медицинских наук за откровенно фальшивую диссертацию стал заведовать кафедрой в Ярославской медицинской академии и, кроме того, дирекция академии доверила ему руководство студенческим научным обществом, чтобы свой мошеннический опыт он передавал потенциальным ученым. А руководство СКЛИФа не только никак не осудило аморальный поступок Т.С. Поповой, но и, приняв во внимание проявленную ею служебную и научную нечистоплотность, сохранило за ней должность заведующей лабораторией и членство в диссертационном совете. Вот так в России поощряется мошенничество в науке.

Про села и реформу образования!

То, что в селах закрывают школы плохо, но это проблема не образования, а сугубо социально-экономическая. Из маленьких поселков и провинциальных городов, народ бежит сломя голову, так как, нет работы, возможности развивать сельское хозяйство, закрыты все фабрики и заводы, предприятия сельского хозяйства не развиваются или уже развалились. Люди надеялись, что их родина их защитит и не даст умереть. Сейчас определенно стало понятно, что люди просто брошены в своих селениях на произвол судьбы, нашим любящим урбанизацию правительством. Люди изнывают от нищеты, загнаны в порочный круг. очень много деревень и сел сегодня - это ловушка для людей. И по этому они стараются перебраться в любой более менее развитый город, что бы получать достойную зарплату, а не сидеть на одних помидорах и картошке. В связи с этим количество учеником в сельских школах катастрофически сокращается, поэтому на местном уровне пустующие школы ни кто содержать не хочет, из-за десяти учеников. Это не болезнь образование, а прямая наплевательская политика государства ко всем возрастным группам населения. Понятно, что правительство не хочет материально помогать семьям на селе, для того что бы они не уезжали с насиженных мест в город, даже на съемное жилье.
Этот процесс будет длиться постоянно, пока государство не признает, что нужно просто эвакуировать обездоленный народ из сел и мелких городов в областные и краевые центры с предоставлением эконом жилья, и закрыть все учреждения на этих территориях, потому, что народ "кинули", и село им не нужно. Или же правительство, реально будет проводить полномасштабную политику в отношении села и провинции.
А образование сегодня - это лакмусовый индикатор, который показал, что идет огромный демографический отток население из глубинки. Поэтому школы закрывают, а учеников переводят в школы центры муниципальных образований сельских поселений.
Я думаю, что сегодня государство должно принять меры, или им нужно село, сельское хозяйство и благополучие людей в провинции, или признать, что село им не нужно, эвакуировать брошенных людей в города, и проблема будет исчерпана.

Тина, хотите совет? Пишите раз в 10 короче. Ну, невозможно читать ваши посты длиною с дерево! Мне, в принципе, интересно узнать ваши мысли на разные темы, но в таком формате - увольте. В будущем, что вы хотите сказать, четко, ясно в двух, максимум в трех абзацах.

Истоки поведения самопровозглашённого истеблишмента

Любой руководитель, будь он даже «семи пядей во лбу» не может обойтись без советников и консультантов. И роль таких советников возрастает, если руководитель к тому же занимает высокий пост в системе государственного управления. В случае доверительных отношений между руководителем и консультантом, именно от последнего зависит, в какой интерпретации доводится информация до высшего лица. Нет необходимости рассматривать вариант того, когда эти длительные и доверительные отношения, действительно играют свою позитивную нагрузку в принятии управленческих решений. Но как быть в случае, когда «советник» или «консультант» использует доверие руководителя в своих корыстных целях? Тщеславных или просто алчных, это уже не имеет большого значения, так как авторитет руководителя падает пропорционально возвеличиванию амбиций советника и укреплению его социально-политических позиций, на ступенях самопровозглашённого истеблишмента. Но что самое плачевное, после такого «доверительного сотрудничества», на основе неправильной трактовки событий преподнесённых «консультантом», принимаются негативные управленческие решения.

Откуда берутся такие «советники», и в каких учебных заведениях готовят таких «консультантов»? Да собственно нигде их не готовят. Они появляются на служебных горизонтах руководителя по нескольким направлениям кадрового подбора и назначений:
во-первых, руководитель сам выбирает себе советника, по каким-то лично ему известным объективным или субъективным критериям;
во-вторых, они передаются по «наследству» от предыдущего руководителя;
в-третьих, рекомендации от лиц, которые уже пользуются доверием руководителя;
в-четвёртых, безапелляционный приказ вышестоящего начальства;
в-пятых, выполнение каких-либо картельных договорённостей, которые нельзя не исполнить, так как вероятность последующего шантажа слишком высока;
в-шестых, карьерный рост государственного служащего до уровня советника или консультанта.
И, к огромному сожалению, приходится констатировать, что все озвученные направления являются потенциально опасными для системы принятия управленческих решений. Результатами таких кадровых назначений, как правило, являются, мягко говоря, аляповатые решения принятые руководителем или из вон рук выходящие заявления для общественности.

Если просто глупый и не совсем умный человек оказался в роли «советника» («консультанта»), то ли ввиду своего молодого возраста или просто природного «таланта бездарности от рождения» – это одно дело. Но совершенно другое дело, когда такой «консультант» проводит планомерную политику по дискредитации своего руководителя и его решений. Цели и задачи подрыва авторитета руководителя могут быть совершенно разные, но все они основываются на предательстве и жадности. Для удовлетворения собственных зловещих амбиций «консультант» включает все свои «творческие» заделы. Тут может быть огромное количество сценариев достижения, от тщеславного восхваления собственной персоны, на фоне якобы «разумного» совета, по завершению им же предложенного ранее руководству провального проекта, до абсолютно лояльных и неприкрытых интересов в пользу «заказчика».
А «сценариев», в оправдание собственных меркантильных интересов и по уничтожению авторитета руководителя, эти «креативные» существа придумывают просто на раз.

Так, что руководителю, в окружении той части подлых «советников и консультантов», просто необходимо остановиться на мгновенье и оглядевшись вокруг себя, ответить всего лишь на один единственный вопрос:
– Соратники и друзья ли, вокруг меня собрались…?
А по результатам, вполне закономерного ответа (хочется верить!), разогнать к чёртовой матери всю эту вечно «жующую» и слоняющуюся свору, весь этот доморощенный истеблишмент и самопровозглашённую «элиту».


Бурматов вконец оборзел! Попался на плагиаторстве, когда внаглую целыми страницами стырил из чужого диссера. Поэтому правильно, что депутаты "Справедливой России" написали на плагиатора Бурматова заявление в прокуратуру по факту мошенничества и потребовали лишить его депутатского мандата. А теперь проходимец требует наказать тех, кто его поймал на воровстве. БИНХ!
Но и Ливанов действительно себя скомпрометировал как министр образования. Правильно сказал С.Миронов, что Ливанов некомпетентен и разваливает как среднюю школу, так и систему высшего образования. "Всем понятно, что он не профессионал. Зачем же говорить, что он должен научиться? Зачем вообще ставить на такие посты людей, которые должны чему-то учиться? Не лучше ли найти профессионала?", - говорит Сергей Миронов.

Вы считаете ,что изменения к лучшему произошли в РАН,после того как академиком стал Рамзан Кадыров????

  • 1
?

Log in

No account? Create an account