Previous Entry Поделиться Next Entry
Шесть вопросов к Дмитрию Ливанову
3aa274401d4c0fc9a32b02317084adf5

Вокруг Министерства образования назревает очередной скандал. В преддверии визита в Госдуму, который должен нанести на следующей неделе министр Дмитрий Ливанов, сразу две фракции обрушились на него с критикой: коммунистам не нравится, что он хочет реформировать Академию наук, а «Единой России» – кампания министра по борьбе с плагиатом. Одним словом, с такими критиками волей-неволей станешь защитником Дмитрия Ливанова. Как можно ругать его за намерение реформировать РАН, которая давно из научного центра превратилась в пансионат для пожилых заслуженных профессоров? Как можно его критиковать за борьбу с плагиатом, парализовавшим всю систему выдачи научных степеней? Да и кто это критикует-то, депутат Бурматов, которого самого поймали на плагиате? И это при том, что он невесть каким образом оказался во главе думской комиссии по образованию, не имея в этой области никакого опыта!

Когда Дмитрий Ливанов придет в Госдуму, ему действительно надо будет поставить жесткие вопросы. Но вопросы по существу. Не возьмусь говорить о высшем образовании и науке: не совсем моя тема, а вот касательно среднего образования у меня вопросы к министру есть. И все они предельно конкретные:

1. С момента начала вашей работы прошел уже почти год, но до сих пор нет даже «дорожной карты» на тему изменения объема и содержания школьной программы. Отсутствие информации порождает слухи о том, что все скоро станет платным и необязательным, а останутся только физкультура и «Основы православной культуры». Неужели за год нельзя было хотя бы начать общественную дискуссию о том, как снижать чрезмерную нагрузку на школьников, какие предметы сделать факультативными, а какие обязательными и т.д.? Исследования показывают, что школьник не может эффективно изучать более 8-10 предметов одновременно, у нас же их число доходит до 18-20, а в старших классах вместо пятидневной недели часто делают шестидневную! Есть вопросы также и по тому, на каких предметах делается акцент. Насколько подробно школьнику надо знать о, скажем, бензольных кольцах или отличии плоских червей от кольчатых? Может быть, все-таки ему, выпускаясь из школы, больше пригодятся знания о российской Конституции или основах экономики? Или министерство решает все эти вопросы самостоятельно и нас, как всегда, поставит перед фактом уже принятых решений?

2. Когда будет наведен порядок в области учебных пособий, «рекомендованных Министерством образования», и утверждаемых образовательных стандартов, особенно по гуманитарным дисциплинам? При всем уважении к Российской академии образования, ее мнение о том, что должно, а что не должно входить, например, в перечень обязательной для прочтения русской литературы, вызывает много вопросов. Почему бы не привлекать в таких случаях широкий круг экспертов, ведь у нас их немало, в том числе с мировой известностью?

3. В школах введен курс «Основ православной культуры», но нет ни одного курса, который бы развивал толерантность к разным религиям и толерантность в целом. В обществе, которое объединяет много религий и национальностей, надо вводить те программы, которые будут объединять людей, а не дробить их по тем или иным признакам. Не правда ли, Дмитрий Викторович?

4. Все эксперты в один голос говорят, что уроки будут куда эффективнее, если в них будет больше интерактива (а не «Открыли учебники, читаем со страницы такой-то…»). Современные технологии позволяют реализовать эту возможность. Что было сделано за год в этом направлении? И было ли хоть что-то сделано?

5. Система финансирования у нас устроена так, что благополучным школам проще получить дополнительное финансирование. К примеру, там, где лучше сдают ЕГЭ, получают больше денег. Это, конечно, хороший стимул, но кто будет заниматься теми школами, где сейчас все плохо? Кто будет разбираться, в чем причина низкой успеваемости, пытаться что-то менять? Сейчас порой мы видим ситуацию, когда школы делятся на привилегированные, за поступление в которые родители должны раскошелиться, и отсталые, где учатся преимущественно дети мигрантов, плохо владеющие языком. Есть ли программа развития таких неблагополучных школ? Есть хотя бы методология выявления таких школ? По адаптации тех же детей мигрантов необходимо организовать отдельную образовательную программу, иначе у них неизбежно с возрастом все острее будет возникать проблема социализации. Мы своими руками загоняем людей в иммигрантские гетто.

6. И последнее – по порядку, но не по значению. Минобр давно заявил программу по привлечению молодых учителей в школы. Очевидно, что сегодня, когда безработица в стране низкая, молодежь потянется в школы, только если предложить более или менее достойный уровень зарплат. Официально у нас декларируется средняя зарплата в 30 тысяч рублей, но поговорите с учителями в регионах: мало кто получает больше 15 тысяч, а в южных регионах нормальная зарплата учителя – 7-8 тысяч (бывает и ниже!). Неужели у государства сегодня недостаточно средств, чтобы обеспечить среднюю зарплату для учителей во всех регионах не ниже тысячи долларов? Тогда зачем государство постоянно говорит о «необходимости развития регионов»?

Разумеется, просто взять и повысить всем зарплату – это слишком легкое, но не всегда возможное решение. Я все понимаю: инфляция, дефицит бюджета. Но можно создать такую систему стимулов, чтобы хотя бы треть или четверть отличившихся учителей премировались повышенной зарплатой. Это одновременно создало бы здоровую состязательность в образовании (вот и посмотрим, кто бы при такой системе выиграл – опытные преподаватели или молодые) и заставило бы задуматься о критериях оценки работы преподавателей как таковых. Сейчас, похоже, никакой мотивации для них вкладываться в работу нет: отчитал по учебнику, пошел домой – к чему надрываться? Но чтобы все это заработало, нужны те самые критерии оценки работы преподавателей, которые так до сих пор и не разработаны. А год уже прошел.

Кто-то может счесть этот последний пункт популистским: повышения зарплат просят все и всегда. Но зарплата учителям – это не выброшенные деньги, это инвестиции в человеческий капитал. Мы заработаем на этом больше, чем потратим, – это ведь одновременно вклад в снижение преступности, в качество рабочих рук, в оздоровление экономики регионов. Сегодня учителя выпали из среднего класса и все сильнее отстают по доходам от городских «белых воротничков». Только государство может помочь восстановить престиж профессии. Согласны со мной, Дмитрий Викторович?


А финансирование сельских школ? Вплоть до их закрытия...

(Удалённый комментарий)
А почему вам мой текст показался не вполне искренним? Эти вопросы я озвучиваю не в первый раз, проблемы не новые. Многое из этого мы обсуждали еще на форуме "Умная школа".

Школа и религия.

На мой взгляд, вообще не надо пускать религию в школу. Ни одну конфессию. Чтобы никому не было обидно с одной стороны, и во исполнение статьи Конституции об отделении церкви от государства с другой.

Уважаемая Тина! Эти вопросы поднимали и обсуждали уже много много раз. И вы и другие люди-журналисты,ученые,педагоги. А воз-все там же. У меня иногда возникает желание взять этого министра,привязать к стулу и не отпускать,пока не ответит. Как все-таки заставить этих "деятелей" озвучить свою программу и начинать ее двигать.

Тина!
А стоит ли задавать ему вопросы? Ведь ответы уже написаны природой на его лице. Совершенно пустой и бессмысленный взгляд.
Он не лидер, он исполнитель. Причем даже и сам не осознает кто у него заказчик. Они с Мединским два сапога пара. Оба идут по пути уничтожения духовной основы нашей Родины.
А без "духовных скреп", как выразился президент, будущего у России нет. Но они временщики и им это понять сложно.
Увы и думцы не далеко от них ушли. Рубят сук на котором сидят, в надежде, что в критический момент успеют слететь с него в Лондон.

А там их встретит дух Березовского.:)))

Жизнь ни о чем не думающих людей самая приятная.
[b]Софокл[/b]

и здравохранения туда же

и здравохранения туда же

Здравоохранение это ведь производное культуры.

У меня седьмой к нему вопрос. А 7 цифра, как известно сакральная. Почему он решил, что Россия нуждается в его услугах, когда согласился на этот пост? Счёл для себя по силам двинуть Россию вперёд?
Ну сколько же можно над Россией издеваться, ставя таких министров? Сердюков, Швидкой, Ливанов, Эльвира, Мединский, Фурсенко (не путать с Фурцевой), Нургалиев.

Ребята! Те кто их ставит! Вы и взаправду до сих пор думаете, что мы все идиоты и до сих пор ничего не видим и не понимаем?
Вы зачем их ставите? Вы спрашивали когда-нибудь себя зачем на этом свете живёте? Или боитесь спросить?

Вот если следовать Вашему первому пункту, то про сильное образование в России можно забыть сразу. Даже в обычных школах, которых я училась при 6-дневке о перегрузке говорить - это смешно

Поддерживаю. Я учился давно, конечно, но помнится, тоже была шестидневка. Это не считая факультативов.

Химию, как и биологию, никогда особо не любил, всё больше по техническим. Но не могу сказать, что бензольные кольца или крестоцветные с пасленовыми меня как-то особенно угнетали и перенапрягали. Зато образованным человеком получается себя ощущать.

Тинатин, уроки основ религиозной культуры (а не только православной) как раз имеют своей целью научить детей жить в мире с представителями других религий. А для этого требуется сначала изучить свою религиозную культуру и узнать, например, что христиане не призывают сжигать иноверцев на костре. Тогда и мир будет. А от ваших уроков толерантности у детей в голове будет русское национальное блюдо - каша.

Кабы дети культурологически изучали основы всех мировых религий, то вопросов не было бы (и не в 4 классе, конечно, когда у детей не сформировано критическое мышление и нет базы культурологических, исторических, обществоведческих знаний). А не как сейчас - детей поделили по религиозным верам и воспитывают на основе религии - это преступление.

Всем неудобный министр. Снимут его наверное скоро.

приятно читать умные тексты от красивых людей!

вопрос когда Вы уйдете в отставку как человек разваливающий образование?

«Как евреи, в третьем рейхе каменном,
С номерами цивилизации,
За московской стеной засаленной
Я сутулой брожу информацией.

Не убито лицо еще голодом,
Все же пищи небесной хочется.
Полусердце не крыли золотом,
Но ведь есть и во мне от зодчества.

Что-то есть и во мне от радио,
Сериала, любовной повести.
Я, как Цезарь, глотаю стадии,
Во дворце, где зарежут новости.

Еще несколько миль до старости.
Боль пространство скрутила временем.
Умереть молодым, да в радости -
Значит встретиться с собственным теменем.

Мне другого хотелось бы творчества.
Звезды - тексты Его аннотации.
Как пошляк на смешной презентации -
Поднимаю тост за одиночество.»
Юрий Шевчук

Тина, Вы совершенно не в курсе, хотя я лично Вам писал на Умную школу несколько раз.
В школе введён не курс "Основы православной культуры", а курс "Основы религиозных культур и светской этики", состоящий из 6 модулей, в числе которой есть и модуль "Основы православной религиозной культуры".
Данный курс является обязательным для 4-классников. Он педагогически и культурологически безграмотен, а, кроме того, нарушает светский характер образования и закон о свободе совести.

?

Log in

No account? Create an account