Previous Entry Поделиться Next Entry
Верните детям школу
Поделилась с газетой "Известия" мыслями о том, о том, какое образование нужно российским школьникам.

Вчера в Общественной палате я провела круглый стол на тему «Кто решает, чему учить детей?». А ведь действительно, кто? Нельзя сказать, что мы на этот вопрос сегодня ответили, такую тему за одно заседание не раскроешь, но у меня есть пара мыслей по этому поводу, которыми мне хотелось бы с вами поделиться.

Я уже как-то писала о том, что российские школьники перегружены, что число одновременно изучаемых предметов в старших классах сегодня вдвое больше, чем то, которое они могут эффективно усваивать. Да и не только в старших, сегодня наш первоклашка выглядит вот так. Это же просто какой-то садизм. Особенно если учитывать, что все эти предметы преподают в форме банальной зубрежки, которая не прививает, а отбивает интерес к материалу, иногда даже на всю жизнь. Понятно, что надо что-то с этим делать, надо как-то сокращать объем информации, сваливающейся на голову школьника, но зато подавать эту информацию так, чтобы она вызывала реальный интерес.

Вот спросите сами себя, что вы запомнили из школьных уроков, какой предмет вам нравился больше всего. Преобладающее большинство людей обычно называют какой-то предмет, поясняя: «Потому что очень хороший был учитель». Хороший педагог – это, конечно, прекрасно, но даже если мы вдвое повысим зарплаты нашим учителям (а такие обещания правительство уже делало, кстати), то мы все равно не добьемся того, чтобы все учителя стали любимыми педагогами. Так просто не бывает, хороший товар всегда редкий. Поэтому мы не можем всю систему нашего среднего образования отдавать на откуп случаю – попадется или не попадется хороший учитель. Сама образовательная система должна быть построена так, чтобы каждый предмет вызывал у школьника интерес, вне зависимости от педагога. Никто не говорит о том, что школьники должны любить все предметы одинаково сильно. Все дети разные, у всех свои пристрастия, кому-то больше нравятся, допустим, естественные науки, кому-то гуманитарные – это как раз нормально. Ненормально то, что 90% материала выходит из головы школьника сразу после контрольной. Ненормально и то, что уже с 10-го класса школьники просто перестают учиться и начинают натаскиваться на ЕГЭ.

Во многом уже одно только снятие чрезмерной загрузки или перевод некоторых обязательных предметов в факультативные, по выбору, поможет решить часть проблем. Ведь эта постоянная зубрежка и это выхолащивание образовательного процесса отчасти возникают из-за того, что у детей просто не остается времени ни на что, кроме подготовки к новым контрольным или тестам по ЕГЭ. Но этой меры явно недостаточно. Само содержание предметов и форма их преподнесения должны стать более актуальными для сознания современных школьников.

Наши чиновники из Минобра должны уже понять, что времена Советского Союза, когда все мы жили в условиях информационной изоляции, давно прошли. Более того, теперь наши дети стали свидетелями другой крайности – информационного наводнения. Каждую секунду тебя что-то отвлекает – новые сообщения в почте или соцсетях, СМС, или во «ВКонтакте» появилось какое-то смешное видео, которое хочется посмотреть прямо на уроке. Можно, конечно, отбирать мобильные телефоны, но толку никакого: на уроках ученики будут просто спать, а на переменах лезть в тот же интернет. Тут ведь и спорить не о чем, никакого другого выхода нет: надо делать так, чтобы школьнику самому не хотелось отвлекаться. Но совсем не любая информация может заинтересовать современного ребенка. Я говорю «современного», потому что мы-то, когда были детьми, росли в той среде, где для обычного ребенка, кроме игр во дворе и мультиков по телевизору, в повседневной жизни особо ничего развлекательного не было, и в такой атмосфере возбудить наше любопытство было несложно. Обычные картинки в учебнике уже привлекали внимание. Но сегодня это характерно лишь для самых бедных государств. Знаменитый индийский ученый Сугата Митра, профессор Ньюкаслского университета, провел эксперимент «Дыра в стене»: в беднейших странах мира он устанавливал в школах компьютеры, и спустя какое-то время безо всяких учителей и не понимая английского 12-летние дети по собственному желанию умудрялись извлекать оттуда достаточные знания, чтобы сдать тест по биотехнологии.

Обычное любопытство заставляет детей самих тянуться к новым знаниям.

Но в условиях современного интерактивного мира информационного голода у российских детей нет, а есть, наоборот, информационная пресыщенность. Поэтому чтобы предмет им был по-настоящему интересен, он должен быть суперинтерактивным, он должен быть хорошо визуально преподнесен, он должен интриговать школьника. Понятное дело, что если просто рассказывать школьникам про дату Куликовской битвы или какую-нибудь там формулу бензольного кольца, то дети прямо на уроках будут на своих мобильниках смотреть ролики с Джигурдой. А если вместо этого провести с ними какой-нибудь химический эксперимент или показать короткий документальный фильм про ту же Куликовскую битву и обсудить его с учениками – вот это уже будет для них интереснее. А уж если их заинтересовать, все подробности они сами в интернете найдут.

То, что школы в России преимущественно государственные, делает реформу проще: каждой школе не придется выискивать свои средства и что-то придумывать, ведь достаточно один раз централизованно разработать современные интерактивные программы для всех основных предметов, и они станут доступными для всех 13 миллионов школьников. Более того, можно сэкономить деньги родителей (которые, не секрет, чаще всего сами покупают учебники) и выдавать детям при поступлении в школу планшеты. В масштабах государства это будут не такие уж большие расходы – менее одного миллиарда долларов в год. Думается, что если вместо пыльных бумажных учебников можно будет скачивать бесплатные и постоянно обновляемые учебные приложения со множеством познавательных видео и полезных ссылок, то, конечно, вызвать детский интерес будет куда проще. Вот увидите, они там понакачают учебников больше, чем нужно по программе.

При этом неизбежно встанет вопрос, что такое то обязательное знание, которое должно непременно остаться в программе. Вы не найдете учителя, который скажет, что его предмет не важен, – иначе это просто плохой учитель. Ответ здесь, я думаю, такой: обязательное знание – это то, которое важно для него как человека, которое формирует его личность. И, может быть, даже число предметов останется тем же, потому что эти знания есть в каждом из них, просто общий объем будет не столь велик. Скажем, наверное, ничего критичного не случится, если в обязательной программе по биологии не будет про семейство крестоцветных, но там не может не быть концепции эволюции. В курсе истории, наверное, не так обязательно, чтобы ученик помнил всех князей Киевской Руси, но он со школы должен знать хотя бы в самом сжатом изложении о причинах восстания декабристов и, например, о сталинских репрессиях. Наверное, можно чуть урезать алгебру и геометрию и добавить немного обществознания, рассказать, почему надо быть терпимым к разным национальностям, религиям и ориентациям. В общем, школа должна быть актуальной, она должна не фаршировать гигабайтами информации, а делать человека полноценным гражданином своего общества. Многие говорят об этом, но в школе как ничего не менялось, так и не меняется теперь.

И последнее. «А судьи кто?» (надеюсь, школьники еще узнают эту цитату). Российские чиновники нередко поражают воображение своим удивительным мастерством превращать любую инициативу в «потемкинскую деревню» под бессмысленным и беспощадным пропагандистским прикрытием. Если отдать реформу школы полностью в их распоряжение, там через год останутся только уроки военного-патриотического воспитания и православной культуры. Никакой «ответственный работник» или «руководитель департамента», никакой чиновник и даже президент не могут и не должны определять содержание школьной программы. Если мы хотим, чтобы общество доверяло реформе, она должна проходить публично, с привлечением множества наиболее авторитетных российских и зарубежных экспертов, с максимально широким и открытым обсуждением в СМИ. Я, конечно, понимаю, что новости про американских шпионов намного интереснее, но, вообще-то, реформа образования – это то, какой Россия будет через десять лет. Неужели агенты ЦРУ в париках, с компасом и темными очками в сумке проникли уже и в нашу систему образования? Срочно, срочно найдите их, Родина в опасности!

Моя кошка Шиша. Сочинение ученицы 5А
Нашу кошку мы подобрали в небольшой коробке в магазине. В ней было четверо котят. Первый вылез самый любопытный. Он начал все исследовать. У котенка были ярко – фиолетовые глаза. А по окрасу он был похож на шиншиллу, серебристого цвета. На грудке было маленькое белоснежное пятнышко. Мы решили так назвать ее – Шиша.
Сейчас Шиша выросла. Она поменяла свой цвет на черно – коричневый. Глаза ее стали огненными, вокруг глаз белые пятна, словно «очки». Только на грудке осталось белое пятнышко. У Шиши шерсть очень пушистая и лоснящаяся.
У Шиши очень хороший и покладистый характер. Это добрая и ласковая кошка. Шиша любит встречать гостей. Она с удовольствием садится на свободное место и принимает участие в любой компании. Шиша очень любит со мной играть, и я с ней. Она - мой друг.
А теперь у Шиши есть шанс стать знаменитой на весь мир. Лайк!

http://www.facebook.com/photo.php?fbid=514990128562926&set=a.514977608564178.1073741830.154094774652465&type=3&src=http%3A%2F%2Fsphotos-g.ak.fbcdn.net%2Fhphotos-ak-ash3%2F601730_514990128562926_2070368194_n.jpg&size=720%2C572

Я правильно вас поняла, что ссылка на фото была дана в тексте сочинения?

Сокращать еще дальше объемы школьной программы? Что же там тогда останется... Другое дело, что половину предметов нужно бы пересмотреть. В той же программе по математике хорошо бы сдвинуть приоритеты в сторону тех частей, которые сейчас наиболее востребованы.

Хорошие учителя - те, кто понимает как работает мир. Детей очень просто заинтересовать вещами, у которых есть реальное применение в жизни. Другое дело, что те учителя, кругозор которых позволяет сделать их предмет интересным, не работают учителями. Им предлагают позиции с не менее интересной работой и в 5-10 раз более высокой зарплатой. А учителей-совместителей российская школьная система не любит. Ей подавай выпускников педуниверситетов.

Я конечно не преподаватель и может мое мнение не совсем корректно, но мне кажется есть темы, по которым можно сократить часы, а по некоторым необходимо увеличить наоборот.

Думаю вопрос не сводиться только к зп, я знаю учителя, который с превеликим удовольствием совмещает работу, и при этом директор от него в восторге, потому что дети любят его предмет и посещают его. Перевести предмет в полностью приминительную практику не возможно, но вы правы, голая формула не заинтересует ребенка.

Проблема не в педагогах или нагрузке, проблема в системе.

Если ребенок хорошо учиться в школе, потом заканчивает престижный вуз (самостоятельно, я имею ввиду) то шанс устроиться на хорошую работу без блата все равно остается минимален. Есть, конечно, самородки, которых компании еще в универе замечают и потом сразу предлагают работу, но это скорее исключение.

Лично мне очень импонирует как построена система образования в Японии и Южной Корее. Если ты хочешь чего-то добиться в этой жизни - то надо пахать. Нагрузки там куда больше чем у нас, и ничего, учатся. Отличие лишь в том, что они знают, для чего они пашут. Хочешь престижную хорошо оплачиваемую работу? Закончи престижный вуз. А что бы в него поступить, надо сдать экзамен. И не вытащить один билет из 30-ти, как у нас, а ответить на вопросы по всей дисциплине. Бесплатного высшего образования, там кстати практически нет. Если хочешь учиться бесплатно в хорошем вузе, то надо очень постараться.

А может быть просто попробовать учить? Поскольку всё разнообразие предметов компенсируется вполне показушностью оценок. Попробуйте поставить плохую или оставоть на 2-й год - сьедят! Ну и упор - на естественные науки. Сколько людей выросло, которые просто не понимают, как устоен мир. Зато прекрасно умеют трепаться.
насчет того, что будут спать на уроках и нельзя отбирать мобилы - не будут, и можно. если наряду с пряниками будет и четкое установление на учёбу, где не пофилонишь.

Зубрить бесполезно, ведь ты да же если и запомнишь не поймешь для чего это нужно. Важно уметь применять свои знания! Детям не объяснишь, что надо учить, они не могут понять просто нужно, их нужно заинтересовать. Вы учитель?
Кто съест? если ребенок ничего не делает, а вы пытались, учили с ним, предлагали еще раз ему объяснить, ставили в известность родителей, то в чем проблема?
Почему упор на естественные? Вы опять очень странно рассуждаете, нужно знать основы, ну а если человека не интересует как именно устроенна галактика и что там с математическими формулами, то наверно не надо на этом зацикливаться, он знает то, что ему пригодиться и все.
Еще раз прошу объяснить мне, как вы можете дать установку 11 летнему ребенка на учебу, если ему это не интересно?

Правильно Тиночка!

Очень интересно было бы заниматься на уроках в более доступной форме ( как бы игровой), а не зубрёшкой чтобы после ответа ты всё забывал! Вы всё правильно подчеркнули, и очень тяжело ходить с этими пыльными учебниками, с лёгкостью и с большим интересом было учиться по планшету! Действительно, понакачать разных интересных приложений в сфере учебы! И нужно проводить реформу образования! А идея перевести некоторые обязательные предметы в факультативные вообще класс! Я ПОДДЕРЖИВАЮ ВАС! И ВСЁ ЭТО Я ПОНИМАЮ КАК ШКОЛЬНИК! СПАСИБО:)

Абсолютно верно, надо учитывать, что мы живем в 21 веке и применять технологии во благо. Но ведь в нас говорит консерватизм, мы просто зачастую боимся перемен. Я точно знаю, что если сказать сыну моей подруги, что он будет учиться в школе по планшетнику, он будет сам делать уроки и не вылезет из-за стола, пока все не прочитает, просто по тому, что это модно сидеть с планшетом, удобно и интересно разбираться в нем. Но только опять же возникает проблема, не уверенна, что все готовы, т.е. родители понять за чем это. Многие просто побояться, что дети смогут безнаказанно сидеть с гаджетом и играть на уроке.

Крик о помощи

Добрый день, Тина!
Буквально на днях я разговаривала со своей ближайшей подругой, которая с 1997 года преподает в школе Иркутска русский язык и литературу. Она буквально своей болью делилась со мной!
Людмила хочет преподавать, хочет модернизации и инноваций. Ее ученики постоянно участвуют в городских, областных и общероссийских конференциях. Занимают призовые места. Но, как говорит моя собеседница, очень часто складывается такое ощущение, что это нужно только ей! Всё - на абсолютном энтузиазме. В постоянных баталиях с администрацией школы, она вынуждена с боем выбивать свое право на посещение мастер-классов, семинаров, конференций. Несмотря на то, что все школы должны строить траекторию повышения квалификации учителей, всё, что делает моя подруга, - абсолютный голый энтузиазм. Но даже если ей удастся "выбить" посещение мастер-класса, она, приходя туда, видит устаревшие технологии, методику, которая стала историей уже в прошлом веке. Последний случай. С умным видом проводился открытый урок по теме "причастие", как нечто уникальное демонстрировалась работа (внимание!) с сигнальными карточками! Но это же смешно! На ее слова, а где работа с компьютером? Где использование интерактивной доски? Почему такие дурацкие предложения - "Дом, стоящий у реки". И вообще, почему у вас учитель допускал ошибки и путал страдательное причастие и действительное? Ей было сказано грубо и с посылом: "Не лезьте не в свое дело, вы - скандалистка. Сейчас, как она мне сказала, дошла до мысли, что уже, видимо, пришло время за свой счет ехать в Москву, самой искать учителей русского языка, у которых можно было бы поприсутствовать в плане обмена опытом на уроках... Она интересовалась, можно ли приехать на всероссийский конкурс "Учитель года" и какова вероятность того, что ее, гостя, хотя бы допустят до семинаров, открытых уроков, самих докладов в научной части конкурса. У нее просто фонтанируют идеи! Огромные претензии, но и предложения к утвержденным программам по литературе. Когда уже перестанут три года подряд - в 3, 4 и 5 классах - читать "Царевну-лягушку" и включат в программу достойные произведения современной детской литературы? Тина, что можно мне посоветовать ей? Как она сказала: "У меня сейчас выросли дети, куча времени, куча идей и энергии. Я хочу работать на свою страну и для того, что в этой стране было ОБРАЗОВАНИЕ, а не его профанация. Но даже если я убьюсь, никакого роста, никакого содействия - ничего я не встречу со стороны тех, кто сейчас руководит школами. Давят часами, пожилые пенсионерки, знания которых уже просто морально устарели, берут себе по 30 часов, а мне - по остаточному принципу. Молодежь не выдерживает ретроградства, уходит... остаются только фанаты..."
Тина, что мне ей сказать? Что посоветовать?

Все вроде умно написано ,как крик души!Учителя из 90-х единицы могут нормально преподавать,МЕТОДИКУ преподавания вообще не соблюдают.Что касается наших детей сейчас Согласен что школу превратили в УНИВЕРСИТЕТ(обьемом и разнообразием).ШКОЛУ ДОЛЖНЫ ВСЕ ЗАКАНЧИВАТЬ 11 классов НИ ЧЕГО СЕКРЕТНОГО НЕТ В ЭТИ 2 ГОДА .Университеты ГОСЗАКАЗ выполняют только вопрос КАКОЙ И КОМУ? ВНЕДРИТЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ НЕПОЛНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 3 ГОДА для заводов и отрасли.Решите проблему специалистов с дипломом,армией,и кадрами на сельское хозяйство и прочее.КТО НЕ ПОНЯЛ ВУЗ ВЫПУСКАЕТ С ДИПЛОМОМ 3 ГОДИЧНИКОВ И 5-6 ГОДИЧНИКОВ!Критерий отбора и все решение.Ни кто не будет в обиде(отрасли) ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТА и прочее.А ТО ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ- БОЛЬШАЯ ЦЫГАНСКАЯ КОЛОДА ЕЕ МЕНЯТЬ НАДО! НЕ УЖЕЛИ ОБЩЕСТВО ТАК ДОЛГО ВОРОВАЛО И ДЕЛАЛО ВИД ЧТО ВСЕ НОРМАЛЬНО ЧТО ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ О ПРОБЛЕМЕ НАЧАЛИ ГОВОРИТЬ? Берегите детей от ПОЛИТИКИ!

Действительно, детям пытаются дать все, но нужно расставить акценты на тех моментах, которые самые важные. Все равно освоить все невозможно, мы всю жизнь учимся. Но так же необходимо и не допускать полностью факультативных, по выборам занятий, не все дети готовы самостоятельно выбирать учиться им или нет, я уже не говорю про отдельные предметы.

Конечно все очень индивидуально, но есть иногда в программе предметы, которые отнимают только время и силы, а толку от них мало. Оптимизировать время в старших классах требуется, но как это должно выглядеть, мне слабо представляется, сложно вот так сходу сказать.

Абсолютно согласна, ребенка надо заинтересовать, ведь для чего тогда нам все гаджеты, если мы их можем использовать для облегчения жизни, так почему прежде всего не задуматься о детях? А к какому итогу пришли на круглом столе?

Могу сказать по своему печальному опыту, что бы заставить ребенка выучить требуется много сил, а заинтересовать профессионализм. Учитель должен очень сильно любить детей, а многие учителя изначально не понимаю куда они идут.
Все приведенные Вами Тина доводы уместны и скажу больше, необходимы, но разве такую реформу можно провернуть даже за тройку лет?

Нет, конечно, от десяти до двадцати лет.

Тина, я в общем-то с вами согласна. Замечательно, что есть люди, двигающие хорошие идеи. Вы считаете, что модернизация повысит интерес школьников к учебе? В этом году начала преподавать в университете - почти половина группы вообще ничего не хочет, хоть ты пляши перед ними.

Я бы вам посоветовал прочитать про принципы эффективной коммуникации. К каждому нужен свой подход, нужны слова, которые поймет каждый из них. А у вас можно использовать медийные средства?

С этим "невероятным объёмом" знаний, о котором Ваша речь, справлялись многие поколения советских детей, без каких либо плачевных для них последствий. К одному из таких поколений, принадлежите и Вы, Тина, так ведь? И Вы вполне Успешны и полноценны) Говорить об "оптимитзации" преподаваемого объёма предметов, исходя из пожеланий ученика или чего угодно другого, это всё равно, что говорить об оптимизации количества физических упражнений, целью которых является создание гармонично развитого тела. Результатом мог бы быть уродец-бегун, или уродец-подниматель тяжестей и т.д. Ведь цель обучения (как я её понимаю) не только комплекс знаний, но и тренировка мыслительных, аналитических способностей мозга, способности усвоения информации, скорости её обработки. Образно говоря - "расширение канала обмена информацией". В результате растёт не только уровень знаний, но и уровень общего интеллекта.
Что же касается МЕТОДИКИ - тут согласен на все 100, существуют более эффективные, основанные на заинтересованности. "За совесть" с начала времён было эффективнее, чем "за страх")

Смотрите, я конечно уже в меньшей степени, но моя сестра получала знания именно в таком объеме, но разница в том, что моя сестра черпала все знания из учебников, другого просто физически не было. а сейчас есть интернет и из него дети так же черпают знания. И еще есть один момент. Мир меняется и сейчас нужны не просто специалист, а в основном узкой специализации и что там будет думать менеджер по развитию компании о космосе, будет ли он знать как он устроен никак не пригодиться ему.
не понимаю, что не нравиться с оптимизацией, вы ведь не делаете все упражнения, которые только существуют? Вообще не могу понять логику. зачем ученику 10 класса убивать все силы на химию к примеру, если ему нужно обществознание.
Ну давайте может выш мат деткам дадим, для тренировки, что мелочиться. Тренируют мозг уже в университете, учатся обрабатывать все самостоятельно, но никак не в школе.

надо идти дальше)

Тина,

полностью поддерживаю Вас, но почему бы не пойти дальше:


  1. Cформировать гос. заказ и скооперироваться с лучшими научно-познавательными каналами (например, Discovery , National Geographic) и учеными из разных стран мира, для того, чтобы создавать лучшие передачи, лучшие уроки по каждой теме школьной программы.

    интерактивный контент - это будут и фильмы, и компьютерные игры (RPG, 3D), и научные интернет лаборатории, и специальные школьные социальные сети!

    контент может обновляться, появляется свежие версии, что-то улучшаться дополняться, по примеру википедии.

  2. На мой взгляд, большинство педагогов знают и преподают свой предмет плохо. Например, некоторые молодые педагоги, которые поступали в педагогические институты/университеты из-за боязни не поступить в другой ВУЗ, и пошли в школу "потому что некуда больше было идти"

    таким образом, мне кажется, что в школе в перспективе можно было бы оставить специального рода кураторов, которые бы помогали детям адаптироваться, решать их психологические проблемы, конфликты, помогали бы определять, что у школьника получается лучше всего, его таланты. Все остальное должны были бы решать компьютерные системы и, возможно, люди, которые бы даже не относились к конкретной школе.



С уважением,
Алексей

Edited at 2013-05-16 16:18 (UTC)

Re: надо идти дальше)

Только попробуйте скооперироваться с каналами и учёными из разных стран мира) Тут же в "иностранные агенты" загремите, трубку положить не успеете..

Насколько я знаю проект с электронными дневниками удался, многие родители действительно довольны, ведь они в любое время могут пообщаться с учителем, узнать оценки и задания. Помню как много было дискуссий и по поводу этого, но прижилось, значит можно идти и дальше, хотя не сомневаюсь, что многие просто боятся. Как же так, что дети будут заниматься по планешетникам, а не книгам. да просто будут и все, ведь нужно думать о здоровье детей, от их килограммовых портфелей оно не прибавляется.

Реформа образовантя

Соглашаясь с Вашими тезисами я мог бы дополнить их. Но я не об этом. Понятно, что нынешнее состояние образования, ЕГЭ, превращают детей в стадо оболваненных потребителей. Но именно это и нужно власть предлежащим – правительству, депутатам, чиновникам. Поэтому никакими уговорами их не заставишь что-то менять в лучшую сторону.

Спасибо, уважаемая Тина. Особенно за конкретные предложения.

Я бы внедрил спецшколы, в которые нужно было бы поступать с 5-8 класса. Возможно это будут школы интернатного типа. Главное что бы в них можно было отбирать действительно одаренных детей и давать им возможность учиться, учиться и еще раз учиться. Скорее всего эти школы будут иметь специализацию, по которой дети будут получать ну очень глубокие знания.
Думаю это можно было организовать при ВУЗах. Тем более у многих уже есть такие возможности.
Для этих школ отбирать таких же одаренных учителей. Об одной из них уже писали выше.

Урезать программы нужно очень аккуратно. Особенно математику. Тут опять я с Тиной в корне не согласен.
Нужно больше использовать современные технологии. Внедрять электронные учебники и прочее. Об этом много говорят, в том числе и здесь.
Больше примеров из практики по любому предмету. Причем побольше выездных уроков. История - в музей, биология - зоопарк, ботаника - лес, литература - лукоморье и т.д.
Побольше приглашать в школы людей из жизни для чтения лекций - инженеров, агрономов, строителей, милиционеров, бухгалтеров, программистов, бизнесменов. Пусть приходят и делятся своими знаниями.

Такие школы есть. Массы их. Только специализация обычно начинается чуть позже. Так проще организовывать отбор, да и спецпрограммы не имеет особого смысла устраивать в 5-6 классах.

Выездные уроки - это деньги, и большие. Откуда их взять?

Приглашать людей для чтения лекций - сразу две проблемы. Большинство людей не умеет учить других. И уж тем более - не умеет учить детей. Они могут прекрасно разбираться в своем предмете, но слушать их на лекции будет ужасно скучно. Это первая проблема. Вторая проблема - эти люди должны будут потратить свое время на подготовку лекции и ее прочтение. То есть им нужно будет как-то платить чтобы они приходили и делились своими знаниями.

Тина, какую школу вернуть детям? Ту которая была, так её никто не отбирал. Моё мнение, чтобы сохранить назначение школы, её просто надо отдать детям. Дети сами должны решать, что им учить, чем заниматься, на какие уроки ходить и т. Д. Только тогда мы сможем влюбить детей в школу, полюбить их учиться, быть счастливыми.

2 года не работаю в школе...Читаю этот пост и хочу вернуться в сферу образования. Парадокс=)))

система образования - основа государства

Тема образования чрезвычайно болезненная, то, что происходит сейчас в школе, за редким исключением, только абсурдом назвать и можно. Проблему не решить, только введением "игровой"(завлекающей детей)методикой преподавания, хотя это немаловажно,особенно, для начальной школы.
Нет четкой и понятной всем стратегии и целеполагания,(если не думать о том, что цель минобраза- простое разрушение системы,ранее выстроенной Образцовым И.Ф. и перевод всего образования страны в коммерцию)и эта ситуация, начавшаяся с реформ под руководством Днепрова Э.Д.-В.М.Филиппова, с каждым годом только ухудшается, и "вина" Ливанова,которого модно ныне критиковать, только в том, что он продолжают катить этот каток коммерциализации, вместо того, что бы проанализировать итоги реформ этих 20 лет и попытаться изменить ситуацию.
На мой взгляд, что действительно следует делать в образовании сейчас это:
1- остановить коммерциализацию, которая, в нынешних условиях, ведет исключительно к выхолащиванию всей системы образования до уровня рыночной "распродажи диполомов";
2- восстановить взаимосвязь(или систему профильной подготовки): школа-колледж-вуз-производство/бизнес;
3- прекратить игрища с ежегодными тендерами для составителей тестов ГИА/ЕГЭ, потому,что в погоне за длинным рублем они тесты-то меняют/усложняют(кручу-верчу-запутать хочу), а программы в школах остаются прежними- отсюда и натаскивание и стрессы и чертечто- сам процесс сложился в очень несправедливую историю по отношению к детям.
И вообще, тестирование, коли уж задумали перестроить систему оценки знаний под ТЕСТЫ, необходимо было вводить с 1 класса, как вводились в свое время новые учебные программы с нулевых годах, учащиеся по старой программе, доучивались по ней до 10 класса, а новые программы начинались только для 1-клашек и 5-клашек.

Edited at 2013-05-17 12:58 (UTC)

Re: система образования - основа государства

Поддерживаю. Стратегии нет (или мы ее просто не видим?) Связь между школой-колледжем/вузом-производством и реальной наукой практически отсутствует. А там где это и присутствует то скорее это вопреки системе, а не благодаря.
Хотя из положительных моментов: понемногу прижимают вузы торгующие дипломами. Хотя мало. У меня под домом еще остался такой.

написал про школу альтернативного образования: http://28.livejournal.com/480703.html

уже активно обсуждалось, и не только в моем блоге. и это ещё очень кратенько написано, и всего лишь один аспект отражён.

Добрый день.В большинстве своем полностью согласна с Вами. Сама не так давно окончила школу и поступила в РХТУ им. Д.И.Менделеева. Школа перегружена просто кошмарно! А самое ужасное, что действительно ценных знаний практически не дают=( Все скучно и банально. Например, та же история. В старой школе, в которой я училась, нам давали этот предмет очень интересно, да и делали это в такой форме, что потом не надо было практически открывать учебник - все прекрасно запоминалось (ну кроме разве что дат, с которыми у меня всегда были проблемы). В ту школу которую я перешла при ММА им.Сеченова историю давали просто ужасно!! К тому же параллельно изучалась мировая история, история России и Москвоведение (и это в 10-11 классах, когда каждый из нас был занят подготовкой к поступлению в ММА)! Преподавательница просто читала учебник, который я при желании могла и сама прочитать. В принципе, поэтому я на большинство предметов практически перестала ходить - предпочитала отдохнуть или позаниматься нужными мне предметами.
К тому же если взять школьную программу, то после нее все равно приходится "натаскиваться" на ЕГЭ, т.к. там иной раз входят вопросы, не входящие в школьную программу (в моем классе даже те кто имел "5" по математике не решил больше части В, в которой преимущественно приведены детские задачки, для детей 5-6 класса). И после всех этих натаскиваний проблематично учиться в универе - мозг за это время отключается. К тому же даже учителя не все могут решить, чего уж говорить о детях. Школа в нашей стране - пустая трата времени, притом как некоторых учителей, так и детей. Думаю всем бы было лучше, если бы большая часть предметов стали факультативными. Да, это затратно, но, как мне кажется это та вещь на которой экономить нельзя, все-таки дети, современные школьники, будущее нашей страны. На худой конец, чтоб уменьшить затраты, можно в каждой школе ввести для старших классов тот набор предметов, который будет изучаться в конкретной школе, кому нужен будет другой набор, сможет вполне спокойно перейти в другую школу, с нужным ему набором. Это даст возможность вместо просиживания штанов на ненужных предметах (и, зачастую, неинтересных), углубленно изучать те предметы, которые нужны. А базу можно вполне освоить и в средней школе.
В заключении могу сказать, что в ВУЗах тоже есть тенденция "лишних" предметов. Честно, не понимаю зачем технарям, будущим инженерам, так много гуманитарных предметов. Вдобавок сейчас проходит аккредитация нашего ВУЗа и на тестирование вывели предметы:философия, политология, материаловедение и электротехника. Электротехника, предположим, инженеру нужна. Материаловедение в известной степени тоже (и то на тестирование сделали явно не тот набор, который будет нам необходим в нашей профессии, половину мы даже не проходили). Но какого лешего нам философия и политология, да еще и уровень заданий там такой (по крайней мере в пробниках), как будто мы проходили предмет не в техническом, а в профильном ВУЗе. И после такого еще удивляемся тому, что происходит в школах, если уже и в вышку просочилась сия печальная тенденция.

Да - очень правильно - не доверять реформу чиновникам, а то они сделают как обычно - "сначала все испортят, а потом вернут как было, и выдадут это за плодотворную работу Единой России - работу над специально сделанными ошибками!" .. (время, донорство, налоги и т.д.)
А ещё хотелось бы, как вы правильно написали, - чтобы на уроках действительно интересно учили, а не использовали "новые старые технологии" - включить детям кино на весь урок .. и пофигу - главное чтобы не сбегали и не орали .. а что выучат не важно - ведь аттестация (да премии в некоторых местах) зависит от того - чем больше просто пятерок нарисовать ..
Новые ФГОСы вообще загружают ребенка (развлекая и не давая точных знаний) с утра и до вечера!
Конечно хорошо давать детям с своей же школе весь эстетический цикл - но преподавателей НЕТ практически ни где! Да и это отнимает хлеб у более-менее окрепшего дополнительного образования, где осели действительно специалисты .. Про третий урок физ-ры вообще промолчу - проводить его негде и некогда!
В итоге могу только высказать пожелание - Формировать конкретный учебный курс должен сам Учитель на базе всего лишь набора обязательных тем, также варьировать как скорость его прохождения так и уровень подачи материала в зависимости от конкретного класса, школы, ситуации .. и не должно быть каких-то универсальных критериев для всех .. только общие срезы, в итог должны выноситься все оценки полученные учеником за все время обучения по курсу.
Да - должна быть некоторая инвариантная и вариативная часть учебной нагрузки - причем при нынешнем информационном перенасыщении инвариант ну ни как не может быть меньше Советского ..
Подробнее об этих частях я писал в своем блоге "Содержание образования" на Педсовет.орг ..


Edited at 2013-05-17 19:34 (UTC)

Необходимо создать канон знаний.

Должен быть стандарт по каждому предмету, которому должны обучать всех (хоть у тебя гуманитарный, хоть технический склад ума). И все это должно подаваться доступно, а не ОЧЕНЬ умными словами, о которых знают только специалисты в своей области (либо должно быть хорошее объяснение этих терминов). Если каждый будет изучать только то, что ему интересно (если не будет широкого кругозора), то мы друг друга скоро перестанем понимать (хотя по-моему уже перестали).

Предлагаю разработать такой канон знаний, чтобы все-таки люди знали что вокруг чего вертится.
На себя могу взять разработку программы образования по химии, т.к. это тематика моей основной специальности, я знаю где у людей возникают трудности, и то что сейчас дети вообще ничего не понимают в химии. При этом я знаю как им объяснить простыми словами то, что они не понимают. Работаю совместно с профессорами, которые не дадут соврать.

Закончил Уральский федеральный университет, Физико-технологический институт. В настоящее время аспирант.


Оптимальный алгоритм подачи информации

На мой взгляд наиболее оптимальным решением будет полное исключение человеческого фактора, как источника передачи знаний. Сам по себе принцип один учитель - много учеников, является не эффективным и ущербным в полном смысле этого слова для большей части учащихся класса или группы. Реализовать на практике вариант один к одному, так же физически не представляется возможным, да и эффективность данного подхода вероятнее была бы на порядок хуже существующих системных подходов. Решение простое: интеграция систем искусственного интеллекта, способных по обертонам собеседника, а так же ряду других характеристик, определять эффективность подачи материала и корректировать механизм изложения непосредственно в процессе обучения под конкретного ученика. Объем информации, который подается в учебных заведениях, - статичный, однако в какой последовательности он будет раскрываться и преподноситься ученику должен определять сам учащийся, что позволит максимально сократить время передачи и усвоения материала, а так же существенно повысить качество обучения...

?

Log in

No account? Create an account