Previous Entry Поделиться Next Entry
От единомыслия к профессионализму. Новый Маршрут в будущее.
shutterstock_44335396

Первый звонок позади. Первое сентября всегда настоящий праздник. И отмечать его надо с соответствующим настроением. А о проблемах поговорить можно уже сегодня, когда эмоции немного приостыли. Мой хороший знакомый, можно сказать, лично заинтересованный в том, чтобы на технические специальности поступали только самые яркие и талантливые ребята, накануне дня знаний с искренним огорчением поведал, что в этом году в один из ведущих техвузов Уфы пришлось набирать выпускников, у которых средний балл ЕГЭ по математике был около 40. Приехали! Значит ли это, что в скором времени самолеты для нас будут создавать троечники и двоечники? Вы к этому готовы? Доверите им свою судьбу?

Между тем истек уже год с того момента, как начал действовать новый закон об образовании. Решил ли он проблемы нашей системы образования? Пожалуй, судить однозначно пока рано. Скорее, он был и остается законом возможностей. Его еще предстоит превратить в рабочий инструмент перемен. Хоть в его туманных формулировках разобраться подчас непросто, все же есть в нем одна корневая мысль, которая дает надежду на решение целого вороха застарелых проблем современной школы. Речь о "свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека". На первый взгляд, сплошная вода, но профессионалы видят в этих словах фундаментально новый подход к обучению: индивидуальный образовательный маршрут.

Что же это такое? Мне хочется верить, что это наш с вами шанс вырваться из цепкой матрицы классно-урочной системы, превратившейся в своем апофеозе в неумолимый конвейер по массовой штамповке детей-заготовок. Это отказ от прошлого: от фронтальных методов обучения, от фельдфебельской иерархии в пространстве класса, от диктата программы, учебника, методиста. Это торжество здравого смысла: дети разные - и учить их надо по-разному, а значит каждый имеет право на ответственный выбор и отказ от конвейера!

Долгое время мы гордились перенятой из Пруссии моделью образования, которая идеально подходила для индустриального мира, плановой экономики и массовых призывных армий. На определенном этапе она действительно была эффективной, и примеры развития трех стран, где она плотно укоренилась – Германии, а также России и Японии, - являются убедительным доказательством этому. Но времена изменились, на смену муштры и уравниловки пришла конкуренция,  изменились и потребности общества. Сегодня стране нужны профессионалы, а не единомышленники, ждущие указаний и умеющие ходить строем.

Все мы на собственном опыте знаем, что у нас принято считать «результатом». Закончил без троек, успешно сдал ЕГЭ, получил аттестат. Главное - «сдать» и «получить». А как применять полученное узнают лишь те, кому повезло с наставником. Но с появлением интернета знание перестало быть сакральным, оно теперь повсюду. Нужен только скоростной доступ в сеть и умение ориентироваться в бесконечном океане информации. Теперь ребенку важнее показать, как превращать знания в компетенции, делая при этом самостоятельный и ответственный выбор.  Лишь так он сумеет определить свое призвание. В работе я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди склонны выбирать ориентацию на процесс, а не результат, избегают брать на себя ответственность, уклоняются от инициативы, ждут приказа сверху. Им определенно не хватает смелости в амбициях и осознании возможного и невозможного. Если школа годами воспитывает в нас тупую зубрежку, заряженную на патернализм и безответственность, тщетно надеяться на то, что у нас появится поколение сильных лидеров, которые ответственно и осмысленно зададут для России вектор перемен к лучшему и сделают эти перемены необратимыми.

Будем честны. Немногие пока готовы увидеть в индивидуальном образовательном маршруте революцию, пусть и пока потенциальную. Вместе с тем, родители и дети имеют право получать то, что считают нужным, а школа - возможность давать каждому то, что тот считает необходимым.

Когда мы научимся делать осмысленный выбор и нести за него ответственность, то окажемся там, куда и ведет школу индивидуальный образовательный маршрут - в будущем, где каждый сам хозяин собственной судьбы. И готов к конкуренции в стремлении реализовать свою мечту. Возможность еще в детстве самостоятельно сделать выбор и заниматься тем, что действительно интересно, определяет одну важную для всех нас вещь - уровень удовлетворенности взрослой жизнью в будущем. Сегодня ты делаешь осознанный выбор, где и кем тебе быть, а завтра этот выбор способен конвертироваться в любимую учебу или работу. Как следствие, мы получаем ощущение счастья и удовлетворенности от собственной жизни взамен вечной нудьги и недовольства.

И знаете - это серьезный шанс для страны, которая идеал будущего пока видит в прошлом. Возможно, даже единственный. Держитесь за него!


Соглашусь, что качество обучаемых нынче товарищей оставляет желать лучшего. Особенно огорчает обилие блатных лиц, которые сейчас получают образование. Двух слов связать не в состоянии, зато с корочкой.

Образование - всегда было и остается по сей день основным фундаментом гражданского населения. И дело не в корочке, а в складе ума, который формируется в процессе обучения.

средний балл 40... да самолеты, сделаные такими умельцами, будут падать как отравленные мухи. хотя, конечно, учеба тоже сильно загоняет в рамки. но то, что растет поколение лодырей - это факт. и, конечно, надо менять систему. и относиться строже.

Ну да. Уже сейчас ощущуается, скажем, что на тв работает немало юных бездарностей, которые несут с голубого экрана колхохный слэнг. С этим тоже надо как-то бороться. Уверен, эти люди понятия не имеют, что Пушкина убили на дуэли, полагая, что он умер от старости лет 30 назад.

Сейчас вообще некоторые говорят о том, что образование ненужно. Что интернет и хаотичные потоки информации в нем важнее учебы и т.д. Только вот будут тогда расти совершенно тупые дети без стержня, не в состоянии усвоить какой-либо материал и распределить его систематично.

Бо'льшая часть образовательного процесса приходится на период социализации ребенка, как политической, так и всех остальных ее вариантов, поэтому значимость образования, как говорится, goes without saying. Чем хуже образование, тем больше быдла мы видим на улицах наших городов.

Буквально сегодня читал статью на "Афише", в рамках которой дети-школьники называют причины, что убивают всю любовь к учебе. Вот вам и все образование.

Интересно что это за причины такие? Любовь к ворлд оф тэнкс наверное?

Нельзя ставить под сомнение важность образования. Все-таки оно не только интегралы учит брать, да знаки препинания расставлять. Это именно тот процесс, который формирует ценностный массив и идеологический, в хорошем смысле этого слова, уклад.

Пост по делу. И скучно и грустно.(с)

Если честно, не могу себе представить, как человек в 7 лет может принимать решение, что ему изучать в школе. Понятное дело, у каждого индивидуальные способности и возможности, но осознание того, к чему у ребёнка предрасположенность наступает гораздо позже. За этим моментом особенно чутко должна следить учителя и родители.

А кто заставил вуз набирать абитуриентов с баллом ЕГЭ по математике около 40?
Вуз это не военкомат. Нет достойных? Ну значит нет в этом году.
Они набирают кого попало на курс. Тратят наши деньги на их обучение. Деньги им выделены на подготовку специалистов, а не на создание креативного класса бездельников.

Учитывая, что сейчас точные науки снова в тренде, даже удивительно, что достойного контингента не подобралось.

Про отношение молодежи к образованию было четко 20 лет назад показано в передаче "Солнечный город". Народ хотел отрываться и угарать, ничего при этом не делая всерьез. Образование им было нафиг не нужно. Печалит, что сейчас такое тоже продолжается. И если некоторые в состоянии к 18-19 годам одуматься и понять, чем хочется заниматься по жизни, у немалого числа людей так и не появляется такого понимания.

Давайте вспомним начало формирования Советского Союза в целом. Насколько мне известно(а я профи в этом вопросе), основными точками давления стали именно образование и культурная пропаганда. Были созданы органы, контролирующие досуг молодежи(Комсомол, если кто не понял). Именно с раннего возраста можно сформировать у человека те или иные ценности, идеалы и картину мира, как таковую. В случае с СССР - это был, скажем так, "Мир. Труд. Май.". У нас, не скрою, даже постулатов таких нет, от слова вообще. А об образовании... Лучше промолчу.

Лично я убеждён, что уровень полученных знаний целиком и полностью упирается в индивидуальные желание и стремление эти знания получить. С этим всё максимально просто и прозрачно. Ну а то, что такие низкие результаты сейчас показывают ученики наводит на крайне печальные мысли. Выходит дело им это не нужно?

Есть такое понятие - "аномия"(кто из комментирующих не знает, добро пожаловать в гугл). Так вот это такое состояние государства, допустим, при котором старые ценности уничтожены вовсе, а новые еще не сформированы. Вот мы именно в этом "состоянии" и пребываем. Как сейчас сказал бы первоклассник: #МЫВДЕРЬМЕ

В былые времена как-то стыдно было оставаться деревенщиной. Был стимул к развитию. Разумеется, быдлоты и гопоты хватало всегда. Но и "ломоносовщина" тоже имела место, пусть и на самом простом уровне. Что же касается нынешнего молодняка - материальные ценности напрочь затуманили их неокрепшие умы. При том, что должно быть понимание - сначала найди любимое дело, четко обучись ему, и потом уже пойдут деньги.

Мб сейчас ученики стали совсем легкомысленными? Раньше-то такого раздолбайства не было... Сегодня зубрёжка не в моде. Сегодня в моде всесторонняя развитость и быстрая обработка информации.

"а жизнь - веселый карнавал")) не знаю, мне кажется, современные подростки подобрее тех, что были в 1990-е. вместе с тем, не видно в них того упорства, что есть у поколения тех, кому сейчас под 30.

в школьные годы испытывал содрогание перед образовательным процессом. но это уже была проблема маргинальной атмосферы школы, в которой я учился. молодежь надо заинтересовать, втянуть, вычленить, чем бы они хотели заниматься и давать понять, что любое дело надо качественно доводить до ума.

В 90х образование было не в моде. Любой идиот, в прямом смысле этого слова, мог сп**дить очень много и до сих пор подобные кадры живут припеваючи. Сейчас тренды сильно изменились: без образования сегодня никуда. Поэтому все такой же идиот бежит в "МГЮ ПИПИ КАОРСМ"(стебное название херового "вуза") получает корочку и работодатель(тот самый мудак, которые сп**дил в 90е) верит ему на слово и платит баснословные деньги. Ой.. Извините за горькую правду.

просто такой работодатель видит в нем родственную душу) когда приходит зануда-зубрила, который подярком умнее работодателя, понятное дело, жлоб постарается его не брать.

А что лично вы предлагаете и пытаетесь донести в данном посте?

хоть и не автор поста, но смею предположить, что речь идет об отношении молодежи их родителей к образованию через пень-колоду. и "если гора не идет к магомеду, то магомед идет к горе", следовательно, надо менять отдельные элементы в системе образования. мозги малолетних имбицилов так просто не изменишь)

Про самолёты. И 40 баллов.
Взу имеет полное право отчислять за академическую неуспеваемость. В хорошем вузе половина первокурсников не доживает до выпуска.
99 из 100 выпускников осядет в офисах. В том числе и в офисе Тины.
Да и не каждого выпускника возьмут в окб.
Так что самолёты падать чаще не станут. А вот сайты будут "падать" регулярно, новости станут ещё более безграмотными. Безвкусного дизайна станет ещё больше, менеджеры будут ещё более скудоумны и узколобы.

про дизайн согласен. и беда в том, что даже хороший дизайнер, имея заказчика - быка-птушника из 90-х, вынужден будет лепить лубочное говнецо до конца дней...

Многое надо изменять, но не в стране, а в самих людях. А с этим справится только воспитательно-образовательный процесс. Посмотрим-посмотрим.. Сейчас это все не то.

а вообще, надо прежде всего воспитывать. правильно воспитывать. а то растут дикари, которые в 15 лет превращаются в монстров, которые травят себе же подобных в школьных классах. а ндо с детства учить, что человек - существо высшее, а не тупая макака.

Скажу честно. Говно сейчас образование. Не повсеместно, но система топит. Только в топовых вузах все нормально, в среднячке :facepalm:

в среднячке так было всегда - и при царе, и при совке, и в новой россии.

Образовательная система - по-настоящему насущная проблема, но, к сожалению, на вершине повестки сегодня ситуация на Украине. Возникает вопрос: На хрена необразованным обезьянам (это я про наших внуков) Крым???!!

Классно-урочная система - разработка Коменского - то бишь XVII век. Не думаю, что это что-то, что устарело. Проблема кроется совсем в другом. Проблема в подходе и в программе. Нужно менять дидактику.

По той же логике - государство тоже устарело. Все-таки платон жил на две тысячи лет раньше Коменского))

?

Log in