Previous Entry Поделиться Next Entry
Наследие Татарстана на мировой туристической витрине
1

Мы уже более 20 лет живем в условиях рыночной экономики, но до сих пор не усвоили ее правила. Мировой рынок разговаривает на своем особом языке. Даже если ты хороший, о тебе все равно никто не узнает, если об этом не рассказать грамотно. Будь это какой-то продукт, компания, город, целая страна или ее культура. О последней и пойдет речь. Пожалуй, культура – это один из наших самых конкурентоспособных продуктов. Однако я с каждым днем убеждаюсь, что о культуре нашей необъятной страны толком не знают ни то что в мире, но и даже внутри России.

Как вы уже, наверное, в курсе, целый год моя команда из «Апостола» занималась разработкой бренда «Наследие Татарстана». Республика обладает огромным запасом культурного багажа, но об этом мало кому известно. Более того, некоторые россияне вообще слабо представляют, к примеру, в каком климатическом поясе находится Татарстан и входит ли он в состав нашей страны. Не верите? Сергей Брилев сегодня рассказал мне, как у его жены, приехавшей из Казани, спросили, правда ли, что там сейчас +20. А мне в московском аэропорту по пути в Казань предложили пройти в международный терминал.

Мы не знаем свою страну, мы не учим детей тому, какая наша страна. Мы не умеем себя презентовать как на внутреннем, так и на международном уровне. Поэтому наша работа над брендом Татарстана – это первая попытка осмыслить богатое культурное наследие региона и сформулировать его философию, привести все к единому знаменателю. Это первая попытка научиться продавать культуру региона так, как это давно научились делать Сингапур, Нью-Йорк, Берлин, Осло, Париж.

Бренд «Наследие Татарстана» раскрывает «культурный код» территории и задает визуальный стиль для брендинга Республики в привязке к его культурно-историческому наследию. Зачем это нужно? Во-первых, мы повышаем культурную капитализацию Татарстана в общественном сознании. То есть при упоминании Казани у нас в голове будет выстраиваться такой же четкий образ региона, какой выстраивается, к примеру, при упоминании Парижа с его неизменной Эйфелевой башней. Во-вторых, популяризация культурного наследия республики с помощью брендинговых инструментов привлечет мощные инвестиции в регион, в первую очередь от туристической деятельности, и в конечном счете послужит драйвером развития для всей страны.

Статистика показывает, что российские туристы сейчас тратят за границей, по данным Всемирной организации туризма, в среднем около 50 млрд рублей в год. Россия же зарабатывает на экспортном доходе от туризма максимум 12 млрд. То есть нам есть куда развиваться и с кем конкурировать. Соперники у нас серьезные – уютные европейские столицы и мировые курорты. Именно поэтому мы сейчас учимся разговаривать на их языке.

Когда мы только начали сотрудничать с президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым по разработке бренда культурно-исторического наследия, мы сразу нашли общий язык. Он с первым президентом республики Минтимером Шариповичем Шаймиевым давно занимался развитием турпотенциала региона на системном уровне. К примеру, были сделаны потрясающие материалы о Свияжске, о Булгарах, проводилась масса прекрасных мероприятий для привлечения туристов.

2

За 5 лет поток туристов в республику увеличился в 2 раза! По прогнозам на следующий год, регион посетят более 2 млн туристов. Сегодня Казань занимает 3-е место в Европе и 8-е место в мире, по оценке TripAdvisor, как самое динамично развивающееся туристическое направление.

Немалую роль в популяризации Татарстана сыграла прошедшая с блеском Универсиада в Казани, которая стала крупнейшей за всю историю проведения Всемирных студенческих игр и рекордной по всем показателям. Это больше 11 тысяч участников из 160 стран мира и более 150 тысяч гостей и туристов. А что говорить о телевидении – это был рекорд! Телеаудитория Универсиады превысила 3 миллиарда человек. Сегодня Казань готовится к тому, чтобы на высшем уровне провести чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и игры ЧМ по футболу 2018 г.
В общем, в работе с руководством республики у нас не возникло никаких разногласий. Все четко и ясно понимали, какова задача и инструменты ее реализации.

Наше общее понимание задачи бренда состоит в том, чтобы о Татарстане узнали все. Как я уже говорила, нам потребовалось около года, чтобы привести накопленное Республикой культурное наследие к общему знаменателю и визуализировать этот громадный опыт в бренде.
Причем транслировать бренд мы будем с помощью самых актуальных коммуникационных каналов. Одним из ключевых каналов коммуникаций, конечно же, сегодня является виртуальная среда. Здесь особое значение имеет визуализация брендинга. Именно в интернете узнаваемость бренда с первого взгляда является связующим звеном между регионом и внешним миром. Разработанные нами площадки бренда в сети станут платформой для диалога как с простыми людьми и потенциальными гостями республики, так и с представителями бизнеса. Также они станут базой для диалога жителей Татарстана друг с другом, мультимедийной платформой, на базе которой каждый сможет стать участником создания многомерного мира татарстанской культуры.

Татарстан – это только начало большой работы для популяризации культурного наследия наших регионов. В таком культурном посыле нуждается вся страна. Оглянитесь вокруг, отправьтесь в путешествие: в России есть на что посмотреть (от Москвы до Байкала и от Байкала до сахалинских вулканов и заповедников на Курилах) как ее гражданам, так и иностранным туристам, но ни те, ни другие этого просто еще не знают. У нас огромные пространства для туристического потока. Но, увы, дальше Москвы или Питера никто не ездит. И не потому, что у нас все плохо. Сейчас во многих городах есть приличные гостиницы и туристическая инфраструктура за вменяемые деньги, но говорить и ретранслировать это мы не умеем – не продаем!

Давайте будем реалистами. Летом следующего года у многих встанет жесткий выбор между поездкой за рубеж или куда-то по России, многие россияне будут выбирать Россию. Это наш шанс для развития внутреннего туризма. Это наш шанс дать людям понять, что наша инфраструктура в последние годы, в частности гостиницы, нисколько не уступают европейским.

По сути, новый бренд «Наследие Татарстана» ставит пред собой сверхамбициозную задачу – представить огромный объем культурного продукта потенциальному туристу. Расфасовать и реализовывать этот продукт в соответствии с ожиданиями потребителя идеологии бренда «Наследия». Бренд также формирует основу для развития и применения четырех других ключевых брендов, представляющих республику в международной среде. Это бренды Татарстана, Казани, музеев и музейных комплексов и туристический бренд. Они помогут туристу определиться и сориентироваться в соответствии с его ожиданиями и запросами. Хочет ли он полюбоваться пейзажами, архитектурой, сходить в музеи или просто качественно провести время в пятизвездочном отеле. Все это в Татарстане наличествует и теперь превосходно представлено «на витрине». Добро пожаловать в Татарстан!

3

Правильная идея, по-моему, рассказывать таким образом о республиках России. Я вот например тоже мало что знаю о том, какие люди живут на другом конце нашей страны, чем занимаются, что создают... Не то что не знаю, просто имею поверхностное представление.

Выглядит вполне аутентично. Какие города и республики будете дальше брендировать?

Татарстан всё-таки набрал мощный темп, повезло с президентом.

Такое везением не назовёшь, просто вся республика в правильном направлении движется.

Это всё для туризма делалось всё?

Не думал, что можно забрендировать территорию))))) Но прочитав пост суть такого брендирования стала ясна. Главное не останавливаться на этом результате.

Тоже не думала :) Но это нормальная международная практика.

Татарстан - круто! Подтверждаю! Доводилось быть в Казани, чудесный город.

Давно пора развивать бренды внутреннего туризма! С начинанием)

Да, позор, элементарно не знаем страну, в которой живём. О каком рынке туризма может идти речь?

Да, при том что Россия обладает гораздо большим туристическим потенциалом, чем Европа - учитывая, что у нас Байкал, Алтай и прочие туробъекты))

Что имеем - не храним... Соглашусь с месседжем поста: в России пока не научились продавать собственные достижения. Хочется верить, что после Татарстана рынок изменится.

Тина, ваша команда проделала огромную работу по позиционированию Татарстана на российской и мировой арене - это здорово! так держать!)

может быть, ваша команда могла бы предложить стратегию позиционирования и Калининградской области?)
недавно на суд общественности был представлен логотип и прочая туристическая символика Калининградской области студией Артемия Лебедева, и по мнению большинства жителей региона, она, мягко говоря, не глубоко продумана(.

Ну что ж, остаётся пожелать Татарстану удачи, надеюсь это поможет республике в развитии на международном рынке.

Думаю, Татарстане в перспективе сможет стать своим "египтом" в России по количеству туристов.

Сдаётся мне, что Татарстан - это только начало. Успехов!

Сделайте меня развидеть это!

Я из Казани, да.

Очень необычная идея брендирования именно культуры, а не самой республики. Уверен это сильно повлияет на вовлеченность людей в культурный пласт нашей страны. Убежден, что люди должны знать о культуре нашей страны как можно больше.

В Советские времена образовательный процесс в школах был построен на формировании кросскультурной и в то же самое время мультикультурной идентичности. Людям жилось спокойно друг с другом, потому что граждане хорошо представляли культурный конструкт своих, скажем так, "соседей". Сегодня создание подобных брендов - просто необходимая мера.

?

Log in

No account? Create an account