Previous Entry Поделиться Next Entry
Наследие Татарстана на мировой туристической витрине
1

Мы уже более 20 лет живем в условиях рыночной экономики, но до сих пор не усвоили ее правила. Мировой рынок разговаривает на своем особом языке. Даже если ты хороший, о тебе все равно никто не узнает, если об этом не рассказать грамотно. Будь это какой-то продукт, компания, город, целая страна или ее культура. О последней и пойдет речь. Пожалуй, культура – это один из наших самых конкурентоспособных продуктов. Однако я с каждым днем убеждаюсь, что о культуре нашей необъятной страны толком не знают ни то что в мире, но и даже внутри России.

Как вы уже, наверное, в курсе, целый год моя команда из «Апостола» занималась разработкой бренда «Наследие Татарстана». Республика обладает огромным запасом культурного багажа, но об этом мало кому известно. Более того, некоторые россияне вообще слабо представляют, к примеру, в каком климатическом поясе находится Татарстан и входит ли он в состав нашей страны. Не верите? Сергей Брилев сегодня рассказал мне, как у его жены, приехавшей из Казани, спросили, правда ли, что там сейчас +20. А мне в московском аэропорту по пути в Казань предложили пройти в международный терминал.

Мы не знаем свою страну, мы не учим детей тому, какая наша страна. Мы не умеем себя презентовать как на внутреннем, так и на международном уровне. Поэтому наша работа над брендом Татарстана – это первая попытка осмыслить богатое культурное наследие региона и сформулировать его философию, привести все к единому знаменателю. Это первая попытка научиться продавать культуру региона так, как это давно научились делать Сингапур, Нью-Йорк, Берлин, Осло, Париж.

Бренд «Наследие Татарстана» раскрывает «культурный код» территории и задает визуальный стиль для брендинга Республики в привязке к его культурно-историческому наследию. Зачем это нужно? Во-первых, мы повышаем культурную капитализацию Татарстана в общественном сознании. То есть при упоминании Казани у нас в голове будет выстраиваться такой же четкий образ региона, какой выстраивается, к примеру, при упоминании Парижа с его неизменной Эйфелевой башней. Во-вторых, популяризация культурного наследия республики с помощью брендинговых инструментов привлечет мощные инвестиции в регион, в первую очередь от туристической деятельности, и в конечном счете послужит драйвером развития для всей страны.

Статистика показывает, что российские туристы сейчас тратят за границей, по данным Всемирной организации туризма, в среднем около 50 млрд рублей в год. Россия же зарабатывает на экспортном доходе от туризма максимум 12 млрд. То есть нам есть куда развиваться и с кем конкурировать. Соперники у нас серьезные – уютные европейские столицы и мировые курорты. Именно поэтому мы сейчас учимся разговаривать на их языке.

Когда мы только начали сотрудничать с президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым по разработке бренда культурно-исторического наследия, мы сразу нашли общий язык. Он с первым президентом республики Минтимером Шариповичем Шаймиевым давно занимался развитием турпотенциала региона на системном уровне. К примеру, были сделаны потрясающие материалы о Свияжске, о Булгарах, проводилась масса прекрасных мероприятий для привлечения туристов.

2

За 5 лет поток туристов в республику увеличился в 2 раза! По прогнозам на следующий год, регион посетят более 2 млн туристов. Сегодня Казань занимает 3-е место в Европе и 8-е место в мире, по оценке TripAdvisor, как самое динамично развивающееся туристическое направление.

Немалую роль в популяризации Татарстана сыграла прошедшая с блеском Универсиада в Казани, которая стала крупнейшей за всю историю проведения Всемирных студенческих игр и рекордной по всем показателям. Это больше 11 тысяч участников из 160 стран мира и более 150 тысяч гостей и туристов. А что говорить о телевидении – это был рекорд! Телеаудитория Универсиады превысила 3 миллиарда человек. Сегодня Казань готовится к тому, чтобы на высшем уровне провести чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и игры ЧМ по футболу 2018 г.
В общем, в работе с руководством республики у нас не возникло никаких разногласий. Все четко и ясно понимали, какова задача и инструменты ее реализации.

Наше общее понимание задачи бренда состоит в том, чтобы о Татарстане узнали все. Как я уже говорила, нам потребовалось около года, чтобы привести накопленное Республикой культурное наследие к общему знаменателю и визуализировать этот громадный опыт в бренде.
Причем транслировать бренд мы будем с помощью самых актуальных коммуникационных каналов. Одним из ключевых каналов коммуникаций, конечно же, сегодня является виртуальная среда. Здесь особое значение имеет визуализация брендинга. Именно в интернете узнаваемость бренда с первого взгляда является связующим звеном между регионом и внешним миром. Разработанные нами площадки бренда в сети станут платформой для диалога как с простыми людьми и потенциальными гостями республики, так и с представителями бизнеса. Также они станут базой для диалога жителей Татарстана друг с другом, мультимедийной платформой, на базе которой каждый сможет стать участником создания многомерного мира татарстанской культуры.

Татарстан – это только начало большой работы для популяризации культурного наследия наших регионов. В таком культурном посыле нуждается вся страна. Оглянитесь вокруг, отправьтесь в путешествие: в России есть на что посмотреть (от Москвы до Байкала и от Байкала до сахалинских вулканов и заповедников на Курилах) как ее гражданам, так и иностранным туристам, но ни те, ни другие этого просто еще не знают. У нас огромные пространства для туристического потока. Но, увы, дальше Москвы или Питера никто не ездит. И не потому, что у нас все плохо. Сейчас во многих городах есть приличные гостиницы и туристическая инфраструктура за вменяемые деньги, но говорить и ретранслировать это мы не умеем – не продаем!

Давайте будем реалистами. Летом следующего года у многих встанет жесткий выбор между поездкой за рубеж или куда-то по России, многие россияне будут выбирать Россию. Это наш шанс для развития внутреннего туризма. Это наш шанс дать людям понять, что наша инфраструктура в последние годы, в частности гостиницы, нисколько не уступают европейским.

По сути, новый бренд «Наследие Татарстана» ставит пред собой сверхамбициозную задачу – представить огромный объем культурного продукта потенциальному туристу. Расфасовать и реализовывать этот продукт в соответствии с ожиданиями потребителя идеологии бренда «Наследия». Бренд также формирует основу для развития и применения четырех других ключевых брендов, представляющих республику в международной среде. Это бренды Татарстана, Казани, музеев и музейных комплексов и туристический бренд. Они помогут туристу определиться и сориентироваться в соответствии с его ожиданиями и запросами. Хочет ли он полюбоваться пейзажами, архитектурой, сходить в музеи или просто качественно провести время в пятизвездочном отеле. Все это в Татарстане наличествует и теперь превосходно представлено «на витрине». Добро пожаловать в Татарстан!

3

  • 1
Ну что ж, остаётся пожелать Татарстану удачи, надеюсь это поможет республике в развитии на международном рынке.

Думаю, Татарстане в перспективе сможет стать своим "египтом" в России по количеству туристов.

У республики при любых раскладах всё будет хорошо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account