Тина Канделаки (tikandelaki) wrote,
Тина Канделаки
tikandelaki

Categories:

Сегодня в журнале ИТОГИ. Серийное чтиво.

Я очень люблю сериал "24 часа" с Кифером Сазерлендом в главной роли, но, к сожалению, сейчас его закрывают. А вместе с ним из эфира уходят "Герои", "Закон и порядок", "Вспомни, что будет", "Остаться в живых" - культовые проекты последнего времени. Некоторые уже даже заговорили о закате сериальной культуры как таковой. Однако мне кажется, хоронить жанр телевизионного многосерийного фильма рановато. Ведь качественный сериал - это еще и форма массовой психотерапии. Берется некая общественная "болячка" - и квалифицированная команда придумывает варианты ее решения. Так, одной из главных тем проекта "24 часа", например, было избрание афроамериканца на пост президента Соединенных Штатов. Простым зрителям такой поворот сюжета будоражил кровь, помогал представить себе перспективы подобного выбора и примириться с последствиями. Какие-то картины, напротив, затрагивают личностные проблемы. И на это не жалеют никаких денег. Вот, скажем, производство одного эпизода "Калифрении" обходится в семь миллионов долларов: такой бюджет формируется за счет огромного количества высококлассных психологов, разрабатывающих коллизии, с которыми сталкивается большинство мужчин среднего возраста - одногодок главного героя. Чем не терапия? Поход к врачам-"мозгоправам" сильно затягивает: решил одну проблему, неизбежно возникают новые. Так и с сериалами: закрыли какой-то громкий проект, но через некоторое время появляется еще один, не менее увлекательный. Вот только не надо опасаться, будто сериалы вытеснят полнометражный кинематограф. Просто большое кино и многосерийный телефильм - разные формы искусства. Если вы зачитываетесь эссе, это не значит, что навсегда отказываетесь от романистики.

У нас тоже есть немало примеров достойного телепродукта. Но перво-наперво на ум приходят картины, поставленные на классическом или историческом материале: от "Идиота" Владимира Бортко до "Исаева" Сергея Урсуляка. Все потому, что эта фактура нашему массовому зрителю близка и понятна со школьной скамьи. Для того чтобы делать кино на современную тему, надо и говорить на соответствующем языке, а это сегодня не комильфо. Вот сняли "Школу", и какая волна негодования поднялась в обществе! Да, школы, может, и не все такие, как в фильме, но молодежь, в них учащаяся, и режиссер Валерия Гай-Германика говорят с учениками на одном, на их языке . Да что там сериал… Недавно в "Нереальной политике" беседовали со Станиславом Говорухиным. Когда речь зашла о картине Гая Ричи "Шерлок Холмс", мэтр от нас чуть ли не отвернулся: мол, как можно всерьез говорить о столь нетрадиционном взгляде на приключения великого сыщика? В нашей же с соведущим Андреем Колесниковым системе координат Гай Ричи снял великолепное кино.

Важно понимать: сейчас в России уже появилось поколение, которое не представляет себе жизни без Интернета. И до тех пор, пока классическое кино и новые российские сериалы не выложат в свободный интернет-доступ, они и не станут этот продукт потреблять. Американские телефильмы подаются как на блюдечке - бери и качай. Впрочем, я знаю довольно богатых людей, сторонящихся Интернета, которые тем не менее с удовольствием смотрят заокеанский продукт. Все дело в том, что у активно потребляющего класса произошли определенные изменения в сознании. У людей уже есть дорогие машины, яхты, самолеты, приводы в куршевельскую полицию. Время шальных денег прошло, и все поняли, что их надо зарабатывать тяжким трудом. Вечерами остаются силы лишь на просмотр сериала, а никак не на поход в ночной клуб. В этом смысле популярность качественных сериалов можно считать своеобразным индикатором формирования среднего класса. В конце концов, тот же Хэнк Муди из "Калифрении" при всей своей безалаберности прежде всего стремится заработать денег. Эта мораль, конечно, в традициях протестантской этики, но нам она явно не помешает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments