Previous Entry Поделиться Next Entry
Можно ли школьников научить жить?
Моя колонка на gzt.ru


© seeveeaar


Все мы знаем байки про ученых, которые не могут завязать шнурок или поменять лампочку. Наши выпускники именно такие. Российское образование менее специализированное и охватывает больше областей, чем курсы европейских и американских школ. Но получается, что школьные уроки отдельно, а жизнь—отдельно.

Каждые три года Programme for International Students Assessment проверяет уровень знаний школьников разных стран и умение применять эти знания в реальной жизни. Результаты последнего исследования показывают, что Россия плетется в конце: 30-е— 40-е места из 57. О чем это говорит? Наши школьники могут прекрасно рассказать о строении кольчатых червей, объяснить, что такое гидролиз, помнят все законы Ньютона, но не обладают знаниями, которые помогут им в быту.

Эта тенденция характерна и для институтов. Мировой банк провел исследование знаний выпускников вузов стран постсоветского пространства, включая Россию, и западных стран. Выяснилось, что наши студенты набирали практически максимальные баллы— 9–10— по таким критериям как «знание» и «понимание». И самые низкие баллы— 1–2— по таким показателям как «применение знаний на практике», «анализ» и «синтез». У студентов США, Канады, Франции и Израиля все наоборот.

Но вернемся к школам, ведь все начинается именно там. Как сделать образование более полезным? Даже не меняя саму структуру обучения, у школ все равно есть пространство для маневра.

Возьмем, например, курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»— обязательный предмет в наших школах. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что только 2% респондентов считают, что его стоит изучать в школе. Не потому ли, что в том формате, в котором он существует сейчас, этот курс— бесполезен?

Что лучше— записывать под диктовку, как устроена система гражданской и военной обороны, какое количество звездочек на погонах соответствует разным званиям, или отработать навыки самообороны и первой медицинской помощи, узнать о том, как вести себя в экстремальных ситуациях?

Наши дети знают, как вести себя в случае ядерной атаки (бесполезное знание, ведь если представить, что она случится, то выход один, как говорится, завернуться в простыню и ползти на кладбище). Зато они не смогут рассказать, как вести себя и на что обращать внимание при угрозе теракта, хотя это более реалистичный сценарий. Хорошо хоть номера экстренных служб— 01, 02, 03— вдалбливаются в головы, уже польза.

Или информатика. Подавляющее число тех, кто ищет работу, включают в резюме строчку «высокие навыки владения ПК». То есть то, что современный работодатель считает само собой разумеющемся, кандидаты расценивают как личное достижение.

Это и есть личное достижение— работать на компьютере они научились сами. Школьный курс информатики включает в себя простейшее программирование на уже умерших языках и изучение двоичной и десятеричной систем счисления. Хотя гораздо логичнее было бы обучать правильному поиску информации и основам безопасности в интернете.

А хотите узнать, какой предмет оказался менее популярным, чем ОБЖ? Вы удивитесь. Только 1% за то, чтобы изучать… экономику. Поразительный факт: в современном мире, где деньги имеют огромное значение, где биржевые индексы остаются главными новостями на протяжении всего года— экономику считают ненужной.

Если бы школьный курс экономики включал в себя основы управления личными финансами— стал бы он интереснее? Думаю, да. Если бы дети узнавали, как меняется курс доллара и евро, где можно хранить деньги, как работают пенсионные и страховые системы государств, то есть понимали процессы, непосредственно влияющие жизни каждой семьи, была бы от этого польза?

Целый пласт абсолютно прикладных вещей абсолютно не охвачен нашей образовательной программой. Например, знают ли наши дети, зачем нужна трудовая книжка? Как получить пенсионное свидетельство? Как бороться за свои права потребителя? Как правильно выбрать ВУЗ и карьеру, в конце концов?

Все это можно было бы свести в один предмет, а именно, личные финансы, основы права, профессиональное развитие и карьеру, добавить туда основы медицинской помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях и отдать под это часы ОБЖ.

Второй вариант— почему бы не сделать это факультативом. Все равно, 48% детей начинают готовиться к поступлению в университеты уже в восьмом классе? Почему бы школе не помочь сделать им правильный выбор.

С 1 сентября в России начинает действовать новый федеральный стандарт начального образования. Он включает в себя большее количество дополнительных предметов и оставляет часть из них на усмотрение школ.

Он предполагает, что 10 часов в неделю школьники проведут «в поле»— разбирая ситуации и предметы в реальной жизни, будь то кольчатые черви, законы Ньютона или работа банковской системы.

Правда пока проект действует в рамках эксперимента, разовьется ли он в федеральную программу, найдет ли государство средства для реформ, покажет время.

В этом году в школы пошли более 13 миллионов детей. Из них почти 1,4 миллиона первый раз сели за парты. От нас зависит, с каким какими знаниями они выйдут оттуда и смогут ли они их применить.

Читать далее: http://www.gzt.ru/column/tina-kandelaki/-mozhno-li-shkoljnikov-nauchitj-zhitj-/327691.html?from=copiedlink


Реальные знания.

Есть понятие- реальные училища. Были весьма распостранены в России до революции. Что выдумывать велосипеды и учить в третьем классе основам языкознания. Идиотизм.Тина! Я уверен,что Вы, как и я, не знаете и 20 процентов всех законов русского языкознания. Но это не мешает Вам прекрасно говорить и писать по -русски.э

Re: Реальные знания.

что вы понимаете под языкознанием? не вполне понятно...

Тина, я ЗА то, чтобы внедрять больше практики в школах!!! И предметы должны быть интересными, которые также отражали бы реальные потребности общества в тех или иных специалистах - т.е. базироваться на основе анализа экономической ситуации в нашей стране. А вообще все, что я помню из школы - это, в основном, математика, русский язык, немного информатики.. Где основы права и обществоведения? Где основы экономики и юридическое право? Сейчас в школе учиться просто неинтересно школьникам. Пусть они сами напишут что им не нравится в своей школе.

Только кто это будет преподавать, если учесть, что юридически и экономически грамотных специалистов не хватает в тех же банках и других фин.организациях с более конкурентоспособной зарплатой.

Насчёт вузов, - смешное утверждение, уж не знаю, как и что там считал мировой банк, и что он понимает вообще в высшем, непрофильном для своей сферы, образовании, но даже на собственном опыте и опыте множества коллег-медиков знаю, сколь заинтересованы западные, в т.ч., ведущие американские корпорации и крупнейшие их клиники в привлечении врачей с отечественным высшим образованием, именно потому, что мы лучше них ориентриемся даже в анализе и синтезе. На то имею и личный опыт, весьма красноречивый. Помню, как американские спецы с разинутыми ртами удивлялиьс раз за разом тому, как мы, врачи отечественной школы, догадывались о предполагаемом диагнозе пациента на том этапе, когда они ещё даже не пытались его ставить и проводили затем десятки дорогостоящих и непростых исследований, дабы прийти в итоге - к тому же, а то и вовсе не прийти, даже со всем совим оснащением. Их там не учат думать, анализировать, широко смотреть на пациента и его проблемы, - только лишь шаблоны, схемы, вот и всё, чем они владеют вследствие своего обучения медицине. На нас же они смотрели, как на фокусников, спрашивали в недоумении, КАК МЫ ТАК ДОГАДЫВАЕМСЯ? И относились к нам с огроменным пиетом, чрезвычайно внимательно прислушиваясь к нашим мыслям, выводам, идеям.

Так что, не надо пытаться принизить качество отечественого образования и его конкурентоспособность, не владея широким и глубоким знанием об этом. И строить новое, разрушая старое, оправдываясь, как я выше пыталась донести, уже изначально, в снове своей - ложным посылом, в лучшем случае - заблуждением, что, дескать, отечественная школа уступает и неконкурентоспособна. Неправда это. Всё как раз практически наоборот, и опыт востребованности наших учёных и специалистов в мире это лишь красноречивее любого там мирового банка подтверждает.

А та стародавняя информатика, в том виде, в которой мы её изучали, обучала ребёнка, в первую очередь, логике, что никому и нигде не лишне понять и постичь.

(Удалённый комментарий)
Выводы совершенно неправильные.
Информация, предлагаемая отечественным образованием, просто замечательная. Проблемы зачастую видятся в другом:
1)Некомпетентности учителей.
Я знаю лишь о математиках. Молодые учителя крайне низко квалифицированы (за редчайшим исключением), если их уровень вообще можно назвать квалификацией.
К пассажу о ленточных червях - не думаю, что многие из наших учеников смогут о них рассказать. В программе есть, в голове нет.
2)Низкий уровень мотивированности школьников.
Если нет культуры учения как ценности, к чему учиться? - такой вывод (пусть и в более простом выражении) делает каждый школьник, не наблюдающий связи между обучением и благополучием (ну или с количеством купленых ему мамой\государством конфеток).

Статистику Мирового банка приводить не стоит, как было отмечено выше - не его это специализация. Ну а если приводить - то с методикой расчета. Пока что эти данные видятся как пример к "Есть три типа лжи: маленькая ложь, большая ложь и статистика".

Новый федеральный стандарт - полная имбицилия. Чему могут научить школьников учителя, в большинстве своем пошедшие в профессию от безысходности и сами не умеющие ориентироваться в жизни. И за счет каких предметов будут выделены эти 10 часов - Русский, Литература, История, Математика и Физика (т.е. все то, что делает из школьника культурного человека)?

Листая старые страницы

Возьмем, например, курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»
-----------------------

Дети, многие уже из вас знают,что до конца света осталось чуть больше 2х лет.

Поэтому готовиться надо начинать уже сейчас.

С чего начать? Ну во-первых вам понадобиться быть в прекрасной физическй форме, поэтому ежедневная тренировка, и не пропускать. Самыми важными качествами будут - выносливость (бегать, прокачивать дыхалку), способность к длительному голоданию (тренироваться, постепенно увеличитвая продолжительность голодания), закалка (бег в трусах по морозу, обливание холодной водой).

Так как большинство современных инфраструктур будет разрушено, придется выживать в природных условиях. Что нужно иметь с собой:

- нож охотничий (ножа выживания - спрашивайте в магазинах)
- кремень (квадратный брусок, продается в туристических магазинах)
- теплая одежда, сапоги, шапка-ушанка, перчатки.
- простая посуда (котелок, фляга)

Не стоит сильно бояться цунами - в кино опастность преувеличена. Главное пережить первый удар. На самом деле тактика которую нам продемонстрировали в фильме не очень эффективна. Наиболее эффективен в этом случае обычный спасательный надувной плот, который используется в самолетах при приводнении. Подобный плот можно купить в специализированных магазинах, стоит он не очень дорого. При первых признаках опасности вам необходимо отбуксировать его подальше от берега, и ждать. На больших глубинах волна не достигает и десятой части той высоты, которая появляется при приближении к побережью, поэтому вас немного покидает, только держитесь покрепче и ничего страшного. Когда все утихнет, вам придется искать уцелевшие остатки земли, поэтому обязательно имейте при себе вёсла.

Вам понадобиться небольшой запас воды и пропитания на первое время. Блокадная норма хлеба была 125 гр. вперемешку с корой и опилками. Можете устроить себе вольготную жизнь и съедать 200 грамм нормального хлеба в день. Это 1 кг 400 гр в неделю. 30 кг. еды вам должно хватить на 3 месяца. Кроме хлеба берите орехи, шоколад, и обязательно салат, капусту что-то в этом духа - вам понадобятся витамины.

Кроме того вам понадобится аппарат для дистилляции воды.
Эта штука продается в специализированных магазинах и позволяет выпаривать чистую воду из соленой морской. Работает она очень просто - в большую колбу (1) наливаем морскую воду, нагреваем её, и пар, проходя через холодильную трубку (3) конденсируется в виде чистой воды в колбу (4). Нагревать всё это следует при помощи велогенератора - есть такое устройство - крутишь педали и вырабатывается электроэнергия. Советую обеспокоиться покупкой, потом уже времени может не быть. А вообще устройство удобное, поможет вам и батарейки для фонарика заряжать, и ноутбук ставить на зарядку, так что жить можно. Главное мышцы ног натренировать. Ну и грести потихоньку к земле.

На суше всё уже гораздо проще.

Во-первых нужно понять, что вопрос питания стоит не так уж и остро. вы всегда сможете откопать или просто нарвать травы (жухлую траву из под снега тоже можно использовать) и сварить её. На траве можно держаться практически бесконечно без вреда для здоровья. По возможности необхдимо добывать белок (черви, гусеницы, останки животных, и т. д.) - единственное, следите за тем, чтобы мясо было свежим.

Еще рекомендую, во время конца света использовать печку-генератор - удобнейшая вещь.

Ваша конечная цель найти уцелевших товарищей, для этого двигайтесь по направлению к горам, холмам и возвышенностям, это увеличит ваши шансы, старайтесь двигаться вдоль русла рек, обычно люди стараются придерживаться воды.

Давайте готовиться уже сейчас!

http://community.livejournal.com/ru_travel/13291625.html

Если бы дети узнавали, как меняется курс доллара и евро (с)
----------

Форексных кухонь и без этого хватает.

Многие курсы преподаваемые в школе не очень полезны в практическом смысле. Но если говорить о практических знаниях, то все что перечислено с трудовой книжкой, экономикой и прочим это не материал для подростков 16-17 лет. Эти знания нужны когда человек уже реально начинает работать. В 10-11 классе легально очень мало кто работает.
На западе программы обучения гораздо сильнее растянуты. Выпускник школы у них это человек которому лет 20, а то и больше. У нас обучение в школе более компактно по времени, и поэтому курсы по общим дисциплинам надо скорее читать в Университетах или другом после школьном образовании. Просто потому, что человек в 16-17 лет еще не дозрел до этих вопросов.

Про Карьеру - да. Надо выявлять склонности детей еще в школе и отговаривать от следования трендам, объясняя что лучше идти туда где ты талантлив. Но это во многом определяется не школой, а семьей.

Строение кольчатых червей, как бы, тоже нужно только тем, кто работает... Что есть такого в начальных экономических знаниях, чего не смог бы понять подросток?

ИМХО, если мерить вашей меркой - так прежде всего надо выкинуть литературу. Ибо смысл многого из классики школьники действительно не понимают.

(Удалённый комментарий)
Вот за этот пост вам огромное спасибо!

Я учился в достаточно известной школе Нижнего Новгорода. В которой до сих пор (!) не преподаётся экономика. В школе, где учились чемпионы международных олимпиад по информатике.
"Строение кольчатых червей" - до сих пор помню, что такая тема действительно была, и что мы её сдавали на контрольной работе. А то, с чем реально сталкивается большинство людей - не преподавалось.

И даже печальный опыт 1994-го года не помог. Это когда миллионы людей с "самым лучшим в мире советским образованием" были проведены на сущей мякине! Имею в виду, конечно, финансовые пирамиды. Всё верно - в космос летаем, а в жизни ни бум-бум, дети детьми.

И самое смешное (или печальное - уж не знаю), что когда я в своём блоге сетовал на это, а также дискутировал во вконтактной группе Одной Известной Школьной Передачи - именно то, о чём вы пишете. Мне доказывали, что "кольчатые черви - это же основа медицины! А экономика не нужна - это просто здравый смысл надо иметь, чтобы самому разобраться". А вот фиг...

ИМХО, даёт о себе знать советский менталитет. Когда "деньги" - это что-то ужасное, неприличное, не для Высоких Дум школьного образования..

ПРОБЛЕМА в том, что на данном этапе повсеместное введение экономики действительно может опошлить идею. Школа - система, имеющая огромную инерцию. Будет много случаев, что экономику заставят преподавать географичку советской закалки "для галочки", по субботам последним уроком.
Как современный предмет "обществознание". Скатился в бла-бла-бла. А как человеку понять, например, про выборы - где чёрный пиар, где заведомый популизм, что такое "подставной кандидат"... Но иной раз всё заканчивается банальным "флаг, герб, гимн".

Браво, Тина! От поста, предлагающего поделиться читателей проблемами и дырами в образовании - к посту, где был один из самых актуальных комментов, теперь подведение итогов. Это показательно, и очень радует, что работает!)

(Удалённый комментарий)
Верно. О деньгах мы ничего не узнаём...ни в школе, ни в университете.

главное школьников научить учиться! привить им любовь к знаниям, потом будет поздно наверстывать. выработанная система мне по душе, надеюсь на деле все будет так же практично.

Основы предпринимательства? Экономика? Им бы элементарно кран на кухне починить! Некоторые даже готовить не умеют...

(Удалённый комментарий)
то, что теперь факультативы будут по умолчанию в школах - это хорошо. больше не надо будет париться где и как найти репетитора, как раньше. все в одном, да еще и средства будут поступать в саму школу, а не налево. можно самому будет продумывать свою программу, распланировать свое время. вот где настоящая работа!)

В прошлом году в школе учитель организовала для детей факультатив по подготовке к ГИА. После пары посещенных факультативов дочь на них ходить отказалась: за то время, которое учитель тратит на наведение дисциплины в классе, я самостоятельно дома пройду больше.

(Удалённый комментарий)
пока учишься, не понимаешь ценности некоторых знаний, много усилий лишних и времени тратится на освоение того, что можно было бы узнать в школе.

Про информатику в точку. Столько в своей жизни пересмотрела резюме с подобным пунктом как УВЕРЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ ПК)) И смех и грех, вроде как хорошо, человек разбирается в базовых программах, уж хотя бы этому учить не надо. Но хотелось бы видеть больше тех, кто имеет реальный опыт работы в сложных программах...

?

Log in

No account? Create an account