Тина Канделаки (tikandelaki) wrote,
Тина Канделаки
tikandelaki

Можно ли школьников научить жить?

Моя колонка на gzt.ru


© seeveeaar


Все мы знаем байки про ученых, которые не могут завязать шнурок или поменять лампочку. Наши выпускники именно такие. Российское образование менее специализированное и охватывает больше областей, чем курсы европейских и американских школ. Но получается, что школьные уроки отдельно, а жизнь—отдельно.

Каждые три года Programme for International Students Assessment проверяет уровень знаний школьников разных стран и умение применять эти знания в реальной жизни. Результаты последнего исследования показывают, что Россия плетется в конце: 30-е— 40-е места из 57. О чем это говорит? Наши школьники могут прекрасно рассказать о строении кольчатых червей, объяснить, что такое гидролиз, помнят все законы Ньютона, но не обладают знаниями, которые помогут им в быту.

Эта тенденция характерна и для институтов. Мировой банк провел исследование знаний выпускников вузов стран постсоветского пространства, включая Россию, и западных стран. Выяснилось, что наши студенты набирали практически максимальные баллы— 9–10— по таким критериям как «знание» и «понимание». И самые низкие баллы— 1–2— по таким показателям как «применение знаний на практике», «анализ» и «синтез». У студентов США, Канады, Франции и Израиля все наоборот.

Но вернемся к школам, ведь все начинается именно там. Как сделать образование более полезным? Даже не меняя саму структуру обучения, у школ все равно есть пространство для маневра.

Возьмем, например, курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности»— обязательный предмет в наших школах. Недавний опрос ВЦИОМ показал, что только 2% респондентов считают, что его стоит изучать в школе. Не потому ли, что в том формате, в котором он существует сейчас, этот курс— бесполезен?

Что лучше— записывать под диктовку, как устроена система гражданской и военной обороны, какое количество звездочек на погонах соответствует разным званиям, или отработать навыки самообороны и первой медицинской помощи, узнать о том, как вести себя в экстремальных ситуациях?

Наши дети знают, как вести себя в случае ядерной атаки (бесполезное знание, ведь если представить, что она случится, то выход один, как говорится, завернуться в простыню и ползти на кладбище). Зато они не смогут рассказать, как вести себя и на что обращать внимание при угрозе теракта, хотя это более реалистичный сценарий. Хорошо хоть номера экстренных служб— 01, 02, 03— вдалбливаются в головы, уже польза.

Или информатика. Подавляющее число тех, кто ищет работу, включают в резюме строчку «высокие навыки владения ПК». То есть то, что современный работодатель считает само собой разумеющемся, кандидаты расценивают как личное достижение.

Это и есть личное достижение— работать на компьютере они научились сами. Школьный курс информатики включает в себя простейшее программирование на уже умерших языках и изучение двоичной и десятеричной систем счисления. Хотя гораздо логичнее было бы обучать правильному поиску информации и основам безопасности в интернете.

А хотите узнать, какой предмет оказался менее популярным, чем ОБЖ? Вы удивитесь. Только 1% за то, чтобы изучать… экономику. Поразительный факт: в современном мире, где деньги имеют огромное значение, где биржевые индексы остаются главными новостями на протяжении всего года— экономику считают ненужной.

Если бы школьный курс экономики включал в себя основы управления личными финансами— стал бы он интереснее? Думаю, да. Если бы дети узнавали, как меняется курс доллара и евро, где можно хранить деньги, как работают пенсионные и страховые системы государств, то есть понимали процессы, непосредственно влияющие жизни каждой семьи, была бы от этого польза?

Целый пласт абсолютно прикладных вещей абсолютно не охвачен нашей образовательной программой. Например, знают ли наши дети, зачем нужна трудовая книжка? Как получить пенсионное свидетельство? Как бороться за свои права потребителя? Как правильно выбрать ВУЗ и карьеру, в конце концов?

Все это можно было бы свести в один предмет, а именно, личные финансы, основы права, профессиональное развитие и карьеру, добавить туда основы медицинской помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях и отдать под это часы ОБЖ.

Второй вариант— почему бы не сделать это факультативом. Все равно, 48% детей начинают готовиться к поступлению в университеты уже в восьмом классе? Почему бы школе не помочь сделать им правильный выбор.

С 1 сентября в России начинает действовать новый федеральный стандарт начального образования. Он включает в себя большее количество дополнительных предметов и оставляет часть из них на усмотрение школ.

Он предполагает, что 10 часов в неделю школьники проведут «в поле»— разбирая ситуации и предметы в реальной жизни, будь то кольчатые черви, законы Ньютона или работа банковской системы.

Правда пока проект действует в рамках эксперимента, разовьется ли он в федеральную программу, найдет ли государство средства для реформ, покажет время.

В этом году в школы пошли более 13 миллионов детей. Из них почти 1,4 миллиона первый раз сели за парты. От нас зависит, с каким какими знаниями они выйдут оттуда и смогут ли они их применить.

Читать далее: http://www.gzt.ru/column/tina-kandelaki/-mozhno-li-shkoljnikov-nauchitj-zhitj-/327691.html?from=copiedlink

Tags: мои статьи, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →