Previous Entry Поделиться Next Entry
Талантливые дети в России занимаются выживанием
Мое интервью изданию Utro.ru
06 декабря, 12:23 | Екатерина БЕЛЯЦКАЯ

Росстат фиксирует тревожную тенденцию: Россия постепенно лишается своих студентов. В ближайшие несколько лет количество людей в возрасте 15 - 19 лет сократится примерно в 2,5 раза и, как следствие, абитуриентов станет значительно меньше. Причины кроются в "демографической яме" начала и середины 1990-х годов. Эту проблему уже невозможно исправить, но общество способно выработать комплекс мер по смягчению ее влияния на качество образования, считает член Общественной палаты РФ Тина Канделаки. Об этом известная телеведущая рассказала в интервью "Yтру".

"Yтро": Тина, как скажется "демографическая яма" 1990-х годов на качестве российского образования?

Тина Канделаки: По данным статистики, через несколько лет количество молодежи, а значит, и потенциальных абитуриентов, сократится примерно в 2,5 раза. В этом случае учебным заведениям придется отказаться от конкурсных испытаний и буквально драться за студентов. В последние годы коммерческие вузы и платные отделения государственных институтов и так набирают все меньше студентов. Впоследствии многие из них просто закроются, а те, что останутся на плаву, будут вынуждены оптимизировать свои расходы. Без дополнительного финансирования учебные заведения не смогут закупить новое оборудование и будут вынуждены учить студентов на устаревших материалах. А чтобы заполнить бюджетные отделения, институты снизят проходной балл. В результате после выпуска мы получим средних специалистов, это все не улучшит конкурентоспособность нашего рынка. Чтобы эта тенденция не стала реальностью, необходимо выработать комплекс мер, которые смягчат влияние "демографической ямы" на высшую школу. Сокращения количества вузов и параллельно программа по созданию системы федеральных университетов идет уже несколько лет.

"Y": Что в первую очередь необходимо реформировать в российской системе высшего образования?

Т.К.: Проблема современного российского образования заключается в том, что оно, по большей части, сугубо теоретическое и оторвано от реальности. Какая основная мотивация при выборе того или иного вуза? Это возможность быстро трудоустроиться после выпуска. Следовательно, нужно делать образование более прикладным. Ранее я предлагала организовать в крупных вузах специальные центры для анализа тенденций на рынке труда. Как вариант - высшая школа может наладить контакты с хэдхантинговыми агентствами и интернет-банками вакансий, чтобы исследования проходили более оперативно. Далее нужно завязать высшее образование на бизнес. Студентам наверняка будет полезно, если семинары начнут проводить действующие специалисты из разных сфер. Например, я сама читаю лекции в РГГУ и я знаю, что многие "практики" делают тоже самое. Кроме того, крупные компании могут отбирать наиболее талантливых студентов и выращивать кадры для себя, помогая будущим работникам стипендиями и грантами.

"Y": Каковы ваши предложения по преодолению грядущего кризиса российского образования?

Т.К.: Я уверена, что преодолеть намечающийся кризис поможет только комплексная реформа высшей школы. Если мы сейчас не предпримем меры, то "демографическая яма" 90-х годов уже через несколько лет выльется в существенный отток абитуриентов, а это сразу ударит по российским вузам. Нельзя уповать только на государство. Чтобы максимально безболезненно пережить кризис, учебным заведениям необходимо наладить сотрудничество с бизнесом. Помимо финансирования вузов и отдельных студентов, здесь открывается много новых возможностей: это и совместные кафедры на факультетах, и постоянные семинары представителей бизнеса, на которых они поделятся опытом и параллельно будут присматривать себе будущих сотрудников. Также я уверена, что необходимо сокращать количество учителей, за счет чего высвобождать ресурсы для улучшения условий труда для оставшихся. Необходим скорейший переход на систему разделения бюджетов школ на три уровня, необходима реформа науки. Все эти процессы связаны друг с другом.

"Y": Какие затрат потребует реформа образования?

Т.К.: В этом году государство выделило на образование и науку беспрецедентные средства - триллион рублей! И конечно, с такими деньгами и здравым подходом мы очень многое можем изменить. Но именно вместе с теми, кто менять хочет: прогрессивными педагогами, ректорами и преподавателями вузов, учеными, родителями и учащимися. Таких людей много и объединив свои усилия, при безусловной поддержке государства мы однозначно сможем изменить ситуацию в стране в области образования и науки. У нас сохраняется колоссальный научный и педагогических потенциал, который необходимо сохранить и приумножить. Но до тех пор, пока люди, не прочитав закон "Об образовании", уже начинают кричать, что образование станет платным, мы далеко не уедем и никакие "силиконовые" долины появляться в стране не будут.

"Y": На ваш взгляд, в Европе образование лучше, чем в России?

Т.К.: Образование в Европе и США не столько лучше российского, сколько эффективнее. У нас фундаментальная теоретическая школа, в то время как на Западе образовательные программы ориентированы на рынок. Во-первых, западная система высшего образования позволяет студенту самому сформировать интересное ему расписание. Во-вторых, большинство преподавателей в Европе и США - это молодая научная элита и действующие специалисты, исходя из этого и методический материал более актуален. В то время как у нас многие необходимые предметы все еще читают по устаревшим программам уже немолодые преподаватели. Конечно, эта проблема не имеет такого влияния на точные науки (в которых мы по-прежнему сохраняем сильные позиции), но на гуманитарную сферу это оказывает поистине решающее значение. К тому же западные вузы уделяют большое внимание практике и стажировкам своих студентов. У нас этот аспект высшего образования пока стопорится.

"Y": По-вашему, существует ли разница в качестве столичного и провинциального образования?

Т.К.: Талантливых ребят много и в столице, и в провинции. И там, и там есть хорошие инициативные педагогические коллективы, заслуженные учителя со своими программами. Проблема провинциальных школ чаще всего заключается в отсутствии современной технической базы. Хотя в начале ноября я посетила прекрасную школу №12 в Твери - это гимназия с углубленным изучением отдельных предметов, можно даже китайский язык изучать. В этой школе практикуются многочисленные новаторские программы и преподают сразу 12 молодых учителей, а это очень хорошая цифра по нынешним временам. Мы можем повысить качество образования даже в провинции, если у каждой школы будет свой план развития. Имея такие планы, будет проще и улучшать образовательные программы, и получать финансирование.

"Y": Как вы полагаете, современные российские вузы и школы дают возможность раскрытия потенциала учащихся? Что можно предпринять для расширения таких возможностей?

Т.К.: В России по факту сейчас нет эффективных инструментов для поиска и отбора молодых "мозгов". Как я уже писала в своем блоге, талантливые дети, вместо того чтобы развивать свои способности, занимаются выживанием. Они хотят быть в эпицентре, но их никто не замечает. На телевидении есть передачи "Умницы и умники" и "Самый умный", вокруг которых формируются клубы молодых интеллектуалов, но этого катастрофически мало. Чтобы отыскать молодые дарования и в полной мере раскрыть их потенциал, нужно сформировать федеральную систему конкурсного отбора талантливых детей. И в рамках этой программы разработать систему мотиваций, которая бы привлекала ребят: например, льготное поступление в лучшие вузы, гранты на научные разработки, стартовый капитал для создания собственного бизнеса. Сейчас вместе со своей командой я занимаюсь созданием специализированного ресурса для талантливых детей. Однако это только технический вопрос.

Начинаться все должно непосредственно на местах - в школах и вузах. Времена меняются, и учителя должны перестраиваться на новый тип мышления. Я понимаю, это сложно, но иначе они не поймут молодое поколение, не разглядят таланты. Создатель сайта Chatroulette.com Андрей Терновский в школе не встретил ничего, кроме раздражения по поводу прогулов, когда он уехал в США. У меня есть подозрение, что некоторые преподаватели вообще не очень хорошо себе представляют, что такое Интернет, а ведь им живет сегодня вся молодежь. Почему бы педагогу тоже не завести страничку в социальной сети, чтобы лучше понять, чем живут молодые люди? Может, в школе талант не раскрывается, но зато человек блистательно пишет в ЖЖ, вдруг он второй Набоков? Всегда нужно проверять, а не ставить на человеке крест.

Метки:

(Удалённый комментарий)
что интересно глубокого Вы нашли?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Очень умно и обстоятельно. Но что косается Раскрытия потенциала)))) Мне смешно не потомучто я такое тугое быдло, а потомучто вся проблема заключаеться в том что не учиться это круто "быть плохим заебись мне лично нраваиться" это слова из трека кровостока! его слушают все от мала до велика. но это я уже отхожу от темы. С первого класса людей которые проявляют рвение к наукам называют батаны их чмырят. и как вы думаете хачеться ли им быть опплёванными? а вдь жаловоться радителям это тока усугубит плоложение! я не когда не был отличнтком я всегда учился плохо. Но я не сторонник выше упомянутого. И к сожелению на это учителя закрывают глаза. а что они могут зделать кроме поучительных бесед после которых приходит понимание что это всё на что они способны)) Многие моидрузья были атличниками в начальной школе, но пятый класс всё изменил)) КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ!!!! На мой взгляд минталитет это одна из проблем
нашего обшества и подростающего поколения в частности!((


P.S. Прошу прощение за сумбурность моих мыслей надеюсь смысл вам будет понятен))

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Так пойдите на завод. На завод пойти никогда не поздно и практику там быстро получите.

Очень интересно и обстоятельно.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
я до сих пор вспоминаю философию и логику с содроганием=)))))))))) а училась на переводчика!

>> нужно сформировать федеральную систему конкурсного отбора талантливых детей. И в рамках этой программы разработать систему мотиваций, которая бы привлекала ребят: например, льготное поступление в лучшие вузы, гранты

Шаги в этом направлении уже делаются в рамках проекта "Юношеская восьмерка". Лучшие старшеклассники одного из округов страны ежегодно получают возможность вне конкурса поступить в любой вуз на гуманитарные направления, грант в рамках ПНП "Образование" и представить страну на саммите "Юношеской восьмерки.

Методы, которые можно применять не только в рамках этого проекта, но и в целом для отбора социально активных и талантливых ребят опубликованы: Яничева Т.Г., Заварзин А.А., Марковчин В.В., Трофимова Н.Б., Березников А.А., Синепол Е.В., Вьюнова Е.К., Маневский Ф.С. «Конкурс-отбор старшеклассников - претендентов на участие во встрече «Юношеской восьмерки» Методическое пособие по организации и проведению Конкурса» - Санкт-Петербург, 2009 . – 48 с. ISBN 978-5-9268-0874-9

Технологии с каждым годом работы "Юношеской восьмерки" совершенствуются, но есть уже и результаты (помимо успешной работы на саммитах: проект вышел за рамки отбора и подготовки представителей нашей страны на J8, участники конкурсов организовали одноименное молодежное движение и за прошедший год сделали несколько аналитических и образовательных проектов.

Кстати, как минимум одна из участниц конкурса 2009 года в этом году участвует и в "Умниках и умницах".

Тина, только что стартовал новый конкурс, в этом году - в Уральском федеральном округе. В феврале будет очный тур - в Екатеринбурге, а в марте - подготовительная сессия для победителей в Петербурге и Москве. Ребятам очень важно видеть кого-то, кто разделяет их заинтересованность в развитии России и у кого можно было бы поучиться. Поэтому нам было бы очень приятно видеть Вас среди гостей проекта.


Что за глупость? Вы говорите о десятках людей, а речь идёт о сотнях тысяч.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Обстановка неутешительная! Система образования - фуфло! Детям - европейское образование!!!

Это даже хорошо. Это приведет к эволюции Вузов, так как они совсем деградировали. Да сдохнут тупейшие!

(Удалённый комментарий)
Главное, чтоб наверху это поняли! Чтоб поздно не было!

(Удалённый комментарий)
Соглашусь. У нас в прошлом году были студенты-практиканты. Мы просто голову сломали - чем можно их занять. Ибо у нас специфика работы такая, что любой новый специалист проходит обучение примерно 3 месяца, пока ему будет можно поручать самостоятельные проекты. А тут студент - на месяц, по полдня. Если браться за нормальное обучение, то кто-то из постоянных сотрудников будет выведен из строя на те же полдня ежедневно, а толку с этого не будет никакого - потому что практикант закончит практику раньше, чем успеет обучиться... Поэтому и выдумывали всей комнатой какие-нибудь подсобные задания. Не совсем "курьерами", но по сути так же...

В противовес могу сказать, что был у меня и положительный подобный опыт. Однажды я смогла пробить сопротивление руководства компании и взять на работу студентку вуза. У нас категорически не приветствовалось свободное посещение офиса, но тут вот пробили: девочка не каждую неделю могла набрать нужное количество часов в офисе, сочетала работу с учёбой (благо, вуз был в пяти минутах ходьбы от офиса). Тем не менее, к моменту получения диплома, девочка была уже очень хорошим специалистом. И до сих пор, кстати, работает в данной области деятельности.
К сожалению, когда я пыталась через год примерно повториться и взять ещё студента на работу на тех же условиях, уже не удалось сломить бюрократию руководства. Им было выгоднее иметь посредственного дисциплинированного работника (с чётким рабочим графиком), нежели хорошего специалиста (хотя и со свободным графиком)...

(Удалённый комментарий)
при отсутствии молодого потенциала есть смысл присмотреться к более возрастному. Да, я понимаю, что если человек до 26 лет не поступил в ВУЗ, то не так велика вероятность, что он станет ученым, но нам-то надо всего лишь поддержать российскую экономику во время провала качественными кадрами, ведь так? Проведите анализ сколько молодых людей в возрасте 25-30 лет не имеют высшего образования, просто потому что нужно было работать сразу после окончания школы либо колледжа, а далее - семья и отсутствие финансовой возможности потянуть высшее образование. В организации, где я работаю руководителем отдела персонала (энергетика), из 4000 человек (общая численность) такой молодежи - более 200 человек. Сейчас наша компания внедряет программы получения высшего образования 50% за счет работника, 50% за счет предприятия. Мы видим в этих работниках основу нашего развития в последующие периоды. Обратите внимание на демобилизующихся из армии. Надо определиться с приоритетами развития российской экономики и понимать, студентов каких специальностей и сколько надо набрать - а будут они 17 или 27-летними - так ли это важно?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
"Следовательно, нужно делать образование более прикладным."
Может тогда лучше вообще ВУЗы отменить, а высшее образование получать сразу на предприятиях? Никакой лишней теории, приложено сразу всё что надо, узкая специализация, узкое мышление, узкое мировоззрение.

""Yтро": Тина, как скажется "демографическая яма" 1990-х годов на качестве российского образования?
Тина Канделаки: По данным статистики, через несколько лет количество молодежи, а значит, и потенциальных абитуриентов, сократится примерно в 2,5 раза."

Вообще-то яма как раз сейчас. Но она незаметна. Через год-два наоборот начнётся выход из демографической ямы. Не мутите сапиенсам моск.

"Образование в Европе и США не столько лучше российского, сколько эффективнее."
Оно просто узкоспециализированно. При узкой специализации всегда больше возможностей изучить что-то доскональнее, но только в рамках этой специализации.

"Может, в школе талант не раскрывается, но зато человек блистательно пишет в ЖЖ, вдруг он второй Набоков? Всегда нужно проверять, а не ставить на человеке крест."
Второго Набокова заметят на уроках литературы, но это не означает, что второй Набоков не должен знать хотя бы основы биологии и математики. Во времена несуществования интернета дети тоже после уроков не в гробницах лежали до следующего учебного дня, были кружки, увлечения, но это не отменяло получания знаний.

(Удалённый комментарий)
?

Log in

No account? Create an account