Тина Канделаки (tikandelaki) wrote,
Тина Канделаки
tikandelaki

Вспоминайте иногда вашего студента

Моя колонка на gzt.ru


© Pragmagraphr / flickr.com

Студенческие годы незолотой молодежи: посиделки с портвейном без закуски или одной сосиской на 14 вилок, там занял, тут перехватил, здесь подработал, дожить бы до стипендии. Вы это помните? А теперь заговорили о том, что стипендий вообще не будет. «И что делать?» – схватились за голову студенты и их родители. Сдавать книжки в библиотеку и забыть про учебу? Или все не совсем так, и студент сможет и выучиться, и с голоду не умереть?

Недавно помощник президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович раскритиковал систему выдачи стипендий в российских вузах. Это прозвучало так, будто Дворкович призывает отменить все стипендии вообще. И именно об этом начали писать СМИ. Как отреагировали граждане – понятно. Позднее Дворкович заявил, что смысл его слов переиначили и он имел в виду совсем другое. Но дискуссию уже было не остановить.

Давайте попробуем разобраться в том, о чем говорил Дворкович, и в том, что вообще сейчас происходит со стипендиальными фондами.

Образование или жизнь?

С 1 сентября 2008 года размер обычной академической стипендии для студентов, которые учатся на «4» и «5», официально составляет 1100 рублей. Это ниже прожиточного минимума более чем в пять раз! Круглым отличникам положена небольшая доплата – в общей сложности они получают около 2200 рублей. Отличники с научными заслугами получают стипендию ученого совета вуза. Студенты старших курсов, добившиеся особых успехов в учебе и научной деятельности, могут претендовать на президентскую стипендию (1600 рублей) и стипендию правительства (1440 рублей). Можно выиграть какой-нибудь конкурс или заслужить стипендию специального фонда. Например, в МФТИ существует фонд успешных выпускников института. Из него выплачиваются дополнительные 5000 рублей лучшим 600 студентам.

В России в среднем стипендию получают около 52% студентов-очников. При этом 50% учащихся имеют постоянную работу. То, что большинство студентов работает, понятно и без статистики. Как выжить на тысячу рублей без помощи родителей? Да и с их помощью не разгуляешься. Но, с другой стороны, студенты подрабатывали во все времена. Я работаю с 15 лет и так же, как господин Дворкович, не считаю это чем-то из ряда вон выходящим.

Понятно, что такой подход нормален, только если работа не мешает обучению. При условии того, что, по мнению преподавателей, далеко не все учащиеся-очники способны справиться с вузовской программой самостоятельно, большая загрузка может сильно ухудшить успеваемость. Исследования ученых тоже доказывают: работа более 20 часов в неделю негативно сказывается на успехах студентов очных отделений.

Мнение общества о профессионализме выпускников тоже нелестно: по данным ВЦИОМа, 44% россиян считают, что за последние годы уровень подготовки студентов сильно ухудшился. Более половины опрошенных сомневаются в том, что молодые специалисты могут получить высокооплачиваемую работу; 69% уверены, что за последние 10 лет выпускникам стало сложнее вообще найти работу по специальности. 46% респондентов считают, что отношение студентов к учебе стало хуже. Получается палка о двух концах: либо образованный, либо сытый.

Если подробнее изучить инициативу Аркадия Дворковича, становится понятно, что он не предлагает отбирать у студентов их деньги. Он призывает пересмотреть систему выдачи стипендий в пользу западной модели – перейти на гранты, специальные стипендии и другие поощрения. Ключевая мысль: стипендия – это не компенсация за сам факт учебы, а способ мотивации заинтересованных студентов. Именно такая система работает за рубежом.

Стипендию надо заработать

В США нет стипендий в нашем понимании. Вместо этого разработана система скидок в оплате обучения. Учеба в университете среднего уровня стоит около $17 тыс. в год, общежитие в кампусе обойдется более чем в $600 в месяц. Престижные заведения гораздо дороже: год обучения, например, в Гарварде стоит $45 тыс. За хорошие успехи студентов поощряют. У отличников скидка может покрывать все обучение и даже проживание, в этом случае университет как бы еще и доплачивает студенту.

На особом счету в Америке находятся спортсмены. Стипендия для студентов, которые участвуют в спортивной жизни, официально называется субсидируемая помощь, или спортивная стипендия. Она покрывает расходы на обучение и проживание частично или полностью. Кроме того, студенты-спортсмены могут получить степень в любой области знаний, которую предоставляет университет. Естественно, заслужить такую стипендию сложно. Обычно ее присуждают на основании рекомендаций специальных тренеров, которые «вербуют» новых студентов по всему миру. При этом абитуриент должен сдать обязательные вступительные экзамены, а потом выполнять все требования, которые выдвигают различные спортивные организации.

В Германии все образование тоже платное, и к стипендиям отношение еще более серьезное. Студенты здесь могут претендовать на получение ежемесячного пособия, которое выплачивается по государственной программе содействия образованию. Это беспроцентная ссуда для тех, чьи родители не могут оплатить обучение. Половину всей суммы студент обязан вернуть через несколько лет после окончания учебы – сразу или в рассрочку. За высокие достижения правительство может простить еще 25%. Как и в США, в Германии перспективным и одаренным студентам помогают различные фонды и организации, коммерческие и государственные, политические партии и религиозные общины.

В Азии ситуация со стипендиями похожа на американскую. Для студентов из Южной Кореи, например, стипендия – это тоже скидка на оплату обучения. Только, в отличие от США, в Корее ее предоставляет не государство, а частные инвесторы и спонсоры. У студентов появляется прекрасный стимул для учебы: чем лучше результаты, тем меньше плата за институт. В исключительных ситуациях возможна даже полная оплата обучения за счет спонсоров. Кроме того, государство предоставляет некоторым студентам гранты, но не просто так, а под конкретные проекты.

Как мы видим, система выдачи стипендий, которую предложил Аркадий Дворкович, успешно работает во многих странах с качественным образованием. Но здесь возникает другая проблема. По мысли Дворковича, «бесстипендиальным» студентам должны предоставлять работу сами вузы. Готовы ли российские учебные заведения к такой нагрузке? Смогут ли они обеспечить достаточное количество рабочих мест и приличную зарплату? Сегодня ответ на этот вопрос очевиден.

Значит, нужно не просто отказываться от существующей системы и ждать, что вузы «выкрутятся» сами. На доброго спонсора рассчитывать можно и нужно, но и этого недостаточно. Необходимо совершенствовать систему государственных грантов. Вместо того чтобы платить мизерную стипендию будущему режиссеру, химику или физику, нужно дать им стимул и возможность создать собственные проекты. И уже за них назначить достойную оплату.
Tags: колонка, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →