?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
Казань – столица технологий

Тина Канделаки в Казани

Итак, Казань! Эта поездка снова заставила меня поразиться продвинутости региона. Если Москва – столица официальная, Питер – культурная, то Казань вполне может претендовать на звание инновационной и технологической столицы нашей страны. Технологии там освоены, обкатаны, все решения работают не в рамках экспериментальных режимов, не в лабораториях – они работают для школьников и их родителей, для пациентов больниц, для водителей. В общем, для простых людей, у которых есть возможность удобней и быстрей решать свои повседневные дела.

Тина Канделаки с Миниханновым
С президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым в IT-парке

Я неоднократно упоминала о том, что Казань – регион, перешедший, и очень успешно, на «Электронное правительство». Вчера министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров – молодой мозг этого региона – рассказал нам о том, что бумажные документы в Татарстане попросту запрещены в тех службах, которые уже подключены к «Электронному правительству». Сейчас в системе электронного документооборота работает львиная доля учреждений и услуг: к электронным порталам подключены 1800 организаций, 18 тысяч служащих. «Бегать должны бумажки, а не граждане» – негласный девиз «Электронного правительства». Причем, 80% решений по софту созданы в IT-парке Казани.



Одна из самых полезных казанских разработок – это инфоматы, электронные терминалы. С их помощью можно записаться в очередь на прием, оформить услугу (загранпаспорт, например), оплатить штраф и даже подать заявление в ЗАГС! В прошлом году через инфоматы прошло 250 тысяч платежей на сумму 67 миллионов рублей, также было совершено 477 тысяч запросов.



Как справедливо заметил блоггер @ ekozlov, после поездки в Казань кажется, что весь мир должен поменяться и стать лучше и современнее. И я уверена, что в Казани будет кому продолжить начатые изменения. Потому что казанские школьники знают о технологиях не понаслышке. В четырех из пяти школ есть Wi-Fi (4,5 тысячи точек доступа). 26 тысяч учителей получили персональные ноутбуки. У каждой из более чем двух тысяч школ есть свой сайт. 400 тысяч школьников и учителей пользуются порталом «Электронное образование», где активно осваивают электронные дневники и журналы.

Кстати, пословица про то, что к хорошему быстро привыкаешь, оказалась очень верна. Когда мы со школьниками и учителями строили модель идеальной школы (о чем расскажу чуть позже), все 8 команд были готовы тратить деньги на Wi-Fi в классах, электронные доски и учебники – хотя бы потому, что они уже не представляют школу без всего этого.

Конечно, такой технологичный рай не возникнет сам по себе, и Татарстан тратит на это много денег. Такой стартап по превращению региона России «в Сингапур» требует поддержки и, если хотите, заботы.

Я общалась вчера с разработчиками софта для «Электронного правительства» и с интересом узнала, что все права на программы принадлежат им. Они отчитываются перед заказчиком – правительством Татарстана – за качество предоставленной услуги, т.е. самой программы, и оказывают необходимую техническую поддержку, чтобы все работало. Но, продав решение один раз, они вольны предлагать его и другим клиентам. Уже сейчас казанские разработчики продают софт в более чем 50 регионов страны.


Николай Никифоров в IT-парке рассказывает об «Электронном правительстве»

Оказывая такую поддержку, правительство, может быть, и упускает шанс заработать что-то сиюминутно. Но есть уверенность в том, что в долгосрочной перспективе эти траты будут не напрасны и вернутся сторицей. Это правильная модель конвертации «нефтедолларов» в доходы, полученные от наукоемких и инновационных производств. Пример Татарстана можно использовать не только для развития информационного общества, но и как модель перехода от экономики сырьевой к экономике инновационной.

А это смешной момент из нашей поездки. В регионе действует проект «ГЛОНАСС+112» – «Космический коридор безопасности».


Николай Никифоров рассказывает о проекте

Это спутниковая система слежения и связи, к которой подключены автомобили экстренных служб, а также школьные автобусы и служебный транспорт. Система позволяет не только оптимизировать работу МЧС, милиции и скорой, но и проследить за маршрутами, и «засечь» использование служебного транспорта в личных целях.


Диспетчеры службы «ГЛОНАСС+112»

Мы систему протестировали, наугад выбрали один из школьных автобусов, прямо на месте позвонили водителю и устроили настоящий допрос. Все-таки какие вежливые люди живут в Казани! Для бедного мужчины в его законный выходной я была, как снег на голову!



  • 1

Re: очередь - модно и стильно

2 недели назад по старинке стоял в фмс за паспортом, очень понравилось, т.к. рабочее время фмс на табличке написано до 20.00 , я стоял с полной уверенностью что успею сдать все документы, но в 19.00 инспектор вышел и сказал, что дальше он работает с электронными документами...

я начал разбираться, и выяснилось что у него на двери весит другая табличка, там вся информация, и оказывается мне нужно было сразу пройти и посмотреть на эту табличку (хотя очередь не позволяла в плотную подойти к двери, в общем как всегда в России)

мало того, в общую очередь занимали люди что бы получить паспорта, но простояв более часа выяснили, что оказывается нужно было позвать инспектора из другого кабинета, (это информация тоже весит на кабинете, но из за большой очереди не возможно прочитать) в общем дурдом... (ФМС г.Дзержинский, МО)

но в целом, остались яркие впечатления, и был повод многим об этом рассказать, и получить сочувствия и услышать подобные истории...

Re: очередь - модно и стильно

завидую вашей непоколебимой любви к очередям!

  • 1