?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Инициация стрессом
215.19 КБ
© Aprilzosia / flickr.com

Многих напугала новость о том, что будет изменен список вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Позже появилось сообщение о том, что список останется прежним. Так или иначе, предэкзаменационная лихорадка набирает обороты. В связи с этим я задумалась: что такое экзамены вообще, как этап?

Понятно, что это огромное испытание не только знаний, но и нервов. Приведу простой пример из жизни – расскажу о своем поступлении в медицинский институт. Я была медалисткой, а, как вы знаете, медалисты в советское время сдавали всего один экзамен в институт. Поэтому все мы готовились с репетиторами по 3-4 предметам, которые гипотетически могли оказаться тем единственным экзаменом. В Грузии мы больше всего боялись, что в последний момент отменят «силу медали». Что это значило? То, что медалистам пришлось бы полноценно сдавать 4 предмета.

Когда идешь на медаль, нужно работать вдвойне. Заниматься с репетиторами в школе, для того чтобы эту медаль получить. И с еще одним – для поступления в вуз. И вдруг за месяц узнать, что все отменили, а ты на самом деле не готов! Представляете, что происходило со школьниками, когда в последний момент они понимали, что медаль недействительна и нужно сдавать все предметы? Тем не менее, и подготовка, и сами экзамены стали для меня хорошей эмоциональной встряской. Знаком перехода из детства во взрослую жизнь. Своеобразным обрядом инициации.

Такое испытание просто необходимо и физически, и психологически. Организм настраивается на адекватную реакцию в случае стресса, а вчерашний ребенок начинает понимать свою ответственность. И тут надо не упустить важный момент. Мало просто вызубрить все, что можно, и поступить. Мало даже успешно сдавать сессии в вузе, написать диплом и получить «корочку».

Студент должен осознать себя в сегодняшних реалиях, понять свою конкурентоспособность. Жизнь не становится легче, а интенсивное развитие технологий постоянно рождает спрос на профессии, которым не учат в институте. И на стиль мышления, которому тоже не учат. Не страшно то, что в вузах не готовят «Цукербергов» и «Джобсов». Это дано не каждому. Страшно то, что не учат быть креативными, ставить перед собой задачи и их добиваться. Студентов заставляют думать исключительно о результате экзаменов. А вот этого во взрослой жизни будет совсем недостаточно. Потому что экзамены придется сдавать каждый день, и не будет никакого заранее известного списка предметов. А значит, и пожаловаться на его изменение будет некому.

  • 1
Помимо чудовищной нагрузки на психику есть ещё один момент: многие молодые люди в 17-18 лет ещё толком не знают, чем, собственно они хотят заниматься в жизни. Отсюда столько людей, бросивших учиться в ВУЗе, получающих второе образование, и не работающих по специальности.
В Израиле, например,отучившись в школе, и отслужив в армии, дети едут куда-нибудь поработать волонтёрами на несколько месяцев, а потом уже поступают в институт.
Если армию из программы выкинуть, то поработать после школы считаю очень полезным.
Если бы не угроза армии, я бы и своим детям порекомендовала не спешить с поступлением в институт.

Это точно. Мои европейские коллеги, впервые побывав в России, удивлялись, откуда у нас у всех, у российских, в резюме такой долгий профессиональный опыт. Они к тридцати-пяти - сорока годам заканчивают универ, предварительно поработав в разных областях и странах, определившись - кем хотят быть и где хотят жить... И потом уже с удовольствием отдаются "делу своей жизни". И здесь имеет значение, как мне кажется, не только экономическая сторона вопроса ( маленькая зарплата - дорогая жизнь ), но также и мировоззрение вообще. Не 30 лет к пенсии стаж выработать, а найти дело по душе... В общем, все сложно. :(

Вот-вот. Я, кстати, тоже жизненную парадигму сменила на 180. А может, съездила бы куда-нибудь на реставрацию Соловков и жизнь-то иначе бы сложилась :)

Я думаю, что заниматься поисками призвания можно лишь при наличии хороших социальных гарантий.
Т.е. понимать, что есть пособие по безработице, получая которое, можно покупать еду и платить за жилье весь месяц, а не один день. Что есть дотация государства на образование, либо кредиты с нулевой ( или близкой к нулю) ставкой. В том случае, когда понятие успешности в обществе связано не только с деньгами, но и со степенью самореализации. Когда государство проявляет интерес не только к прожиточному минимуму и минимальному размеры оплаты труда ( ну это вообще отдельный разговор), но и к степени "счастья" своих граждан, удовлетворенности своей жизнью...

Ну, в общем, это связанные, конечно же вещи.
У нас же всё непредсказуемо, отсюда и паническое стремление родителей побыстрее запихнуть ребёнка в институт.

  • 1