Previous Entry Поделиться Next Entry
Никаких компьютеров и свежий воздух. Как учатся в Непале
Продолжаю цикл рассказов об образовании в разных странах, который мы начали с беседы о Северной Корее с Сергеем Долей. За что люблю интернет вообще и ЖЖ в частности, так это за возможность встретить такое огромное количество интересных людей и историй. Сегодня мой собеседник – Александр Чебан, врач, путешественник и автор замечательных репортажей и фотографий. Будем говорить о детях и школах Непала.


© Все фотографии предоставлены А.Чебаном

– Здравствуйте, Александр. В первую очередь хочу сказать, что нахожусь под большим впечатлением от Ваших фотографий. Смотрела их вчера до часу ночи и не могла оторваться.

– Вообще, я не профессиональный фотограф. Это просто мое хобби.

– Если это теперь называется непрофессионализмом, тогда профессионалам есть к чему стремиться!

– Спасибо.

– Александр, расскажите поподробнее о непальских детях. Какие они? Чем отличаются от наших?

– Вы знаете, Тина, слыша в толпе смех детворы, сложно найти отличия детей из разных точек мира. Разве что этнические. Но это на первый и невнимательный взгляд. Стоит только понаблюдать, пообщаться, побыть в каком-то коллективе, и видны разительные отличия. Дети у нас и в Непале очень разные. Сложно в нескольких словах сформулировать какую-то общую черту, но в целом они отличаются восприятием внешнего мира. Непальские дети более раскованы, они не отягощены излишним информационным потоком. Это дети природы, и они естественнее, чем наши.

 

– Ваши фотографии тоже передают ощущение, что они – абсолютные дети
природы. Но, несмотря на это, не будем забывать, что дети в Непале повсеместно ходят в школьной форме, что все они получают образование. Как я понимаю, в Непале школа разделена на 2 ступени, и первые 8 лет обучение бесплатно. Английский изучают с 1-го класса. И никакие они не маленькие дикари. Правильно я понимаю?

– Да-да-да. Вы абсолютно правы. Первые 8 лет дети бесплатно получают государственное образование. Естественно, есть и частные школы, но они абсолютно обособлены и единичны. Они есть только в столице и еще в некоторых крупных городах. Но, как мне говорили преподаватели и директора школ, в которых я был, общая характерная черта – это 8 лет бесплатного образования.



А вот по поводу английского языка возникает небольшой диссонанс. Вроде бы все дети его учат, но говорить даже самыми простыми фразами я мог только со старшеклассниками. Может, это где-то коррелирует с нашим образованием. Но наши старшеклассники могут изъясняться на английском гораздо свободнее. В Непале же найти адекватного англоговорящего собеседника не всегда удавалось, даже среди преподавателей английского.

 

– Там очень молодое население?

– Нет, такое же, как у нас. Однако там очень здоровое население. Конечно, из-за условий жизни непальцы живут немного меньше, но благодаря климату они очень здоровы. У них очень сложная жизнь, тяжелые физические нагрузки, особенно у людей, которые живут в горах – переходы между селами и деревнями исключительно пешие, и физическая форма у всех очень хорошая.

 

– Из репортажа создается впечатление, что непальцы крайне общительны и дружелюбны, в особенности дети. Как Вы думаете, это дежурное дружелюбие, или их все-таки так воспитывают?

– В Азии не может быть и речи о дежурной улыбке. Общий позитивный образ мышления характерен для Азии в целом. В Непале это прослеживается особенно сильно. Я посещал достаточно удаленные от туристов поселки и не видел разницы в отношении людей. Они все очень открытые. Конечно, когда приезжаешь в какой-то туристический пункт, улыбки дежурные, но это единичные случаи. Свернув немного влево или вправо от туристической тропы, можно увидеть настоящую жизнь и реальную картину страны. Наверное, это зависит не только от менталитета и окружения, которые формируются веками, но и от религии. Нельзя недооценивать влияние буддизма и его фундаментальных принципов на характер всего азиатского региона.

 

– Александр, Вы посетили целых 4 непальских школы. Расскажите, что из себя представляет обычная среднестатистическая школа в этой стране?

– Здесь сразу нужно провести разделение школ на городские и деревенские. Это кардинально разные учреждения. В городе – это густонаселенная постройка, чаще всего 2-3-этажное здание. Часто на крыше такой школы располагается площадка для линеек или спорта. В деревенских школах спортивных площадок обычно нет. Дети занимаются на стадионах в соседних районах. Конечно, городская школа предсказуемо богаче и современнее. Однако, если сравнивать наши школы с непальскими, степень отличия очень разительная.

– Давайте сравним. Какая у них система обучения?

– В Непале есть один очень важный момент в отношении образования. В сельских школах не все учителя оплачиваются государством. В нескольких школах, где я был, прослеживается одинаковая тенденция: из 10 преподавателей только 7 имеют государственное финансирование. Оставшиеся 3 учителя получают зарплаты из денег, которые в классе насобирают государственные преподаватели. Это такой очень интересный момент. И он характерен для большинства сельских школ.



Еще один очень важный момент в непальской системе обучения: родители не платят абсолютно никаких взносов. Мой вопрос о деньгах на какие-то мероприятия ставил директоров школ в тупик. Они были крайне удивлены и не могли поверить, что это принято в других странах. В Непале родители покупают только школьную форму, которая индивидуальна для каждого учебного заведения. Кстати, школьная форма у них очень яркая – от традиционно синей до ярко-оранжевой и красной. И это, повторюсь, единственное, за что родители платят.



В Непале есть проблема с учебниками. Их мало и они старые. Также есть дефицит с тетрадями и другими канцелярскими товарами. Но, несмотря на все это, дети очень стремятся получить знания.

– Вот как раз про стремление к знаниям я хотела спросить. По Вашему фоторепортажу создается впечатление, что школьники очень прилежные и учатся с удовольствием. Это правда?

– Да, это правда. Они очень прилежные, они стараются все делать очень аккуратно. Все дети выглядят опрятно. Они никогда не опаздывают.



При этом сельская школа обычно обслуживает 2-3 соседних деревни, и ребенок идет по 2 часа утром в школу в одну сторону! Никаких школьных автобусов там нет. Это горы, и уклон горной тропы составляет иногда 45 градусов! Это тяжело даже взрослому! Но, с другой стороны, такие походы воспитывают физическую закалку и выдержку.



По пути в школу дети всегда останавливаются около источника – моют руки и умываются. Этот момент разрушает популярный стереотип, что Азия очень грязная. Поверьте мне, очень многое из того, что я видел, убеждает в обратном.

 

– А что больше всего поразило Вас в школах, в которых Вы были?

– Наверное, самый характерный момент, который впечатляет, как посетителя и как фотографа, – это занятия на свежем воздухе. Это встречалось мне в каждом селе, в каждой школе, которую я увидел. Лужайки в окружении гор, вокруг заснеженные, сверкающие восьмитысячники, зеленая трава, яркое солнце. Дети садятся в круг, преподаватель дает им задание, они, лежа и сидя, пишут, рисуют, отвечают, тянут руки. Все это очень интересно. И такие занятия приняты не только в младших классах, а во всех – при хорошей погоде, конечно.

 

– Какие предметы преподают в непальских школах? Что входит, например, в программный минимум?

– Минимум для 8-классного первичного образования, первой ступени, это: математика, язык, литература, английский, история страны и география. Отличие от наших школ в том, что у них нет традиционных для нас уроков физкультуры и нормативов. Каждое утро начинается с линейки и зарядки под ритмичный бой барабанов на школьном дворе, который создает очень мощный звуковой фон. Причем это типично абсолютно для всех школ. А сама физкультура для них – это просто игра в футбол. Ну и, конечно, дети все здоровые. Никаких пропусков по болезни. Таких проблем, как у нас, когда полкласса освобождены от физкультуры, в Непале не бывает и быть не может. Мои собеседники не понимали сути вопроса, когда я спрашивал об этом.

 

– У ребят есть какие-то предпочтения? Какие уроки им нравятся больше всего?

– Английский язык и математика. У них нет традиционных для нас биологии, физики и химии, эти предметы преподаются как один – естествознание. И вот эту науку о природе они тоже любят.

 

– Вы писали, что в непальских школах отсутствуют какие бы то ни было технологии. Как Вы думаете, это обучению мешает или помогает?

– Вы знаете, это вопрос очень сложный, на него нет прямого ответа. Мы живем в XXI веке, и технологическая осведомленность для всех, для детей и школьников – это главное качество, которое сыграет ведущую роль в будущем. В дальнейшем будет важно не столько владение информацией, сколько возможность ее найти. Но это справедливо для нас, жителей мегаполиса. В Непале же дети этих преимуществ лишены.



Компьютеры есть только в кабинете директора школы, интернет медленный, интернет мобильных сетей, не более. Нам, городским жителям, сейчас очень сложно представить ребенка в нашей стране, который развивается без видеоигр, компьютерных развлечений и бесконечного виртуального общения в социальных сетях. Но это реально в Непале, я это видел. Дети там живут в природе и с природой. Старшеклассники не курят и не употребляют спиртное. Во многом, конечно, это обусловлено религиозными постулатами. Но у них нет и стимулов к таким вещам, и рекламы, которая проникает во все сферы детства, как у нас. Вот в этом, наверное, главное отличие. И это – в какой-то степени следствие отсутствия технологий и технологического развития.

– Вы писали, что в последнем классе только один успевающий ученик получит государственное право поступить в университет. А остальные поступают на платной основе? Или вообще никуда не поступают?

– В основном не поступают. Иногда поступают двое выпускников, очень-очень редко трое – при очень высокой равной успеваемости. Но, как правило, из сельских школ действительно поступает только один ученик из 10-15 в классе.

 

– После свержения монархии в Непале один из главных приоритетов – доступность школьного образования. Вы это увидели? Потому что Вы пишете, что показатель грамотности населения в Непале всего 43%. И, с одной стороны, дети в деревнях с первого класса учат английский, а с другой – и педагоги-то по-английски не очень разговаривают.

– Да, Непал сейчас по рейтингу ООН находится на 159 месте из 178 стран по показателям грамотности. Но преподаватели и директора школ говорят, что чувствуют определенные попытки улучшения системы образования. Однако часто эти попытки лишь декларативные, очень многое упирается в бюрократию. Эти черты очень схожи с нашей системой управления в сфере образования. Часто педагоги выражают сожаление, потому что хорошая инициатива не доходит вниз, хотя вроде бы декларативно она предусмотрена.

– А есть в непальских школах какие-то методы и традиции, которые нам следует перенять? Нам есть чему у непальцев поучиться в сфере образования?

– Безусловно! Самая главная черта, которую стоит перенимать, – это обучение, ориентированное на природу. Сейчас экологические, зеленые тенденции – это модный тренд, который подчеркивается везде, но только не в образовании. Возможность единения с природой – это очень важная черта образования в Азии вообще. Идеи о том, что нужно интегрироваться в природу, знать о ней больше, изучать ее законы, механизмы, любить ее, – это то, чему нам стоит учиться.



Второе – это, конечно, спорт и здоровье. Отсутствие вектора на здоровье в наших школах не может не пугать. И с течением времени ситуация сильно усугубляется.

Еще очень важно воспитание в школьниках уважения к старшим, одноклассникам, соседям. Это очень чувствуется в Непале, у нас этого нет. У нас дети очень дерзкие, в Непале они спокойные и уважают друг друга. Вот такие черты характера, наверное, нужно воспитывать с первых классов.

 

– В России сейчас обсуждают введение нового предмета – «Россия в мире». Как Вы думаете, можно в Непале преподавать такой предмет – «Непал в мире»?

– Вы знаете, для них Непал – это вся Вселенная. В младших классах очень сложно объяснить, что в мире есть что-то другое. А в старших география отходит на второй план. Я спрашивал детей о других странах – они не могут их показать, путают названия. Для непальцев этот предмет, пожалуй, был бы даже не интересен как таковой.

– Т.е., если говорить о Непале в мире, то, скорее всего, нужно говорить о Непале-Вселенной?

– Да, конечно. У них свой мир, своя Вселенная, большая часть школьников вряд ли когда-нибудь вырвется из нее. Но это не значит, что они в чем-то ущемлены. Возможно, нас в чем-то сильнее ущемляет больший поток информации.

– Огромное Вам спасибо!


(Удалённый комментарий)
и мотивации и интеллекта у них больше, чем у наших. зато у нас нефть и газ.

невероятная серия! вообще это очень интересный фото-срез - когда делаешь репортаж о стране, фотографируя только детей. Или наоборот... только стариков. Получается здорово. Спасибо Александру и Тине!
Я однажды сделала серию "Маленькая Италия" - любительскую конечно. И это было гораздо интереснее, чем вся архитектура Рима, Флоренции и проч.

Тина умница,

запланируй эту тему и Тибете.

присоединяюсь к восторгу о фотографиях Александра!!!
очень нравится выбранная им детская тематика в путешествиях...
супер!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Спасибо Вам большое за потрясающую беседу!
И конечно же за возможность показать свои работы аудитории Вашего блога. :)
Александр.

за интересное интервью и ощущение Непала, которым Вы поделились)))

Очень интересно и познавательно, спасибо:)

Спасибо Тина и Александр! Все очень понятно и здорово! Так держать!

Воспитывать в школе уважение к взрослым, одноклассикам и соседям... Я сомневаюсь в том, что реально перебороть весь тот информационный поток, которым кормят нас и наших детей. Сейчас очень сложно быть родителем. На выбор детей — огромное количество моделей поведения и меньшинство из них можно назвать, простите за отсутствие фантазии, хорошими. Как выразились бы восточные люди: чистую воду проще окрасить в красивый цвет. И потом, те, кто претендуют на звание "учитель", часто сами не верят в те вещи, которым пытаюстся учить (я не о предметах).

так важны родители. Именно та атмосфера, которая есть в семье и может сгладить и невелировать весь остальной поток в школе и во внешнем мире)
поэтому для меня школа - это прежде всего возможность ребенку научиться жить в этой маленькой модели общества. А знания - уж по ходу дела, они не важны. Важнее умение проходить через стрессы и оставаться собой)

а уж по поводу учителей - имхо, их задача это дать знания. Все остальные моменты (типа воспитательных и отношения к миру) - это чисто родительская работа. И кроме родителей за детей никто ответственность не несет.

Да, сейчас родителем быть сложно, потому что крайностей в мире масса, и нужно давать очень много любви и поддержки детям. Но кроме нас делать это некому)

Если это теперь называется непрофессионализмом, тогда профессионалам есть к чему стремиться! (С)
+1

Свежий воздух в Непале.

Высоковато!

Почему-то вспомнился анекдот о том, что гражданином Непала может быть только тот, кто зачат непальцем и непалкой...

Спасибо! Интересные фото и интервью!

есть, что перенять (словами автора)

"Самая главная черта, которую стоит перенимать, – это обучение, ориентированное на природу. Наверное, самый характерный момент, который впечатляет, как посетителя и как фотографа, – это занятия на свежем воздухе."

"Второе – это, конечно, спорт и здоровье. Отсутствие вектора на здоровье в наших школах не может не пугать. И с течением времени ситуация сильно усугубляется."

"Возможно, нас в чем-то сильнее ущемляет больший поток информации."

"Общий позитивный образ мышления характерен для Азии в целом."

Простые, понятные вещи - сколько должно пройти времени, чтобы мы вернулись к здравому смыслу?
(что примечательно, многое у нас уже было, может прекрасно наложиться на менталитет)

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
После таких репортажей почему-то хочется пожелать Непалу остаться столь же обособленным. Чистая девственность детей.

?

Log in

No account? Create an account