?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
День Укытучы в Казани

© William / Flickr

День Учителя я буду отмечать в компании педагогов Татарстана. В Казани я чувствую себя, как дома. Была здесь не раз и достаточно неплохо знаю город. У меня в «Самом умном» регулярно играют ребята из Казани – Щипачев и Галиакберов. Причем каждый раз приезжают с подарками. Я им говорю: «Чак-чак больше не везите, иначе я в матрешку превращусь», но они с упорством меня в нее от сьемки к сьемке превращают. А чак-чак – вкусно.

Еду я в Казань не только за чак-чаком, как вы понимаете.

Сегодня буду участвовать в награждении лучших укытучы – учителей республики, победителей конкурсов «Наш лучший учитель» и «Наш новый учитель».

С педагогами Татарстана и министром образования республики, доктором физико-математических наук Альбертом Гильмутдиновым мы хорошо знакомы. На первом форуме «Умная школа» (Москва, 25-26 августа 2011 года) Альберт Харисович много и интересно рассказывал о татарском опыте, легко отвечая на все острые вопросы.



Вы знаете, о нем вообще можно сказать, что Альберт Гильмутдинов – чиновник-мечта: он сам из школы, понимает проблемы и всегда готов учиться новому. Кстати, некоторые школы Татарстана работают по сингапурской методике. Налажен обмен учителями и школьниками с этим маленьким, но очень умным азиатским государством (Сингапур на 5-м месте в рейтинге PISA). Очень хочу посмотреть, как это сотрудничество выглядит на деле и какие результаты дает.

Родители учащихся в Татарстане также попросили меня поднять вопрос о соотношении количества часов русского и татарского языка. У меня будет возможность задать эти вопросы министру образования республики напрямую.

Проблема нехватки часов по русскому языку активно обсуждалась и в самом Татарстане. Результаты ЕГЭ опровергают существование проблемы: процент не преодолевших минимальный порог по русскому языку в 2010 составлял 2,3%, а в 2011 – всего 1,4%. Средний балл за ЕГЭ по русскому языку в прошлом году составил 58,0, а в этом году уже 62,2. Этим летом 54 татарских выпускника получили 100 баллов по русскому, из них 7 из школ, где обучение ведется на татарском языке. Напрашивается вопрос, нет ли тут фальсификации? Получается, школьники русский толком не учат, а ЕГЭ сдают на 100 баллов… Чтобы добраться до истины, хочу поговорить с учителями-русистами и школьниками.

Тем более, что Альберт Харисович острых тем не боится. Мне запомнился на форуме неожиданный вопрос Алексея Венедиктова: «У вас в Татарстане Хан Батый, он кто – герой или антигерой?» и остроумный ответ Альберта Гильмутдинова – «Исторический персонаж». Народ, рожденный кочевым и в оседлом состоянии, оказался совсем не дурак. Татары умеют из всего извлекать пользу и выгоду для себя. То ли национальная особенность, то ли правда эффективное планирование бюджета, а отсюда как следствие и возможность примерять на себя многие инновационные модели. Все про электронное правительство говорили, а они взяли и сделали. Причем, как мне лично рассказывал президент Татарстана Рустам Минниханов, он вообще ничего в «этом интернете» не понимал и заставлял разработчиков делать все таким образом, чтобы он сам мог всем пользоваться, а не через помощников, как это часто бывает. Что дало ожидаемый положительный результат.

В Татарстане никто и никогда не упускает возможности эффективного развития. И сколько бы мне ни писали в комментах о вступлении России в Ледниковый период, мне кажется, особенно в Татарстане хорошо заметно, насколько регион зависит от конкретного руководителя, как можно эффективно вкладывать нефтедоллары в развитие региона ( об этом я не раз писала ) и, развивая национальные традиции, любить русскую культуру и всячески ее популяризировать. Умелое использование правил, даруемых Конституцией РФ и федеративным устройством, дает дополнительные возможности для развития. И Татарстан является показательным примером.

Реформа образования помимо социальных лифтов, квалифицированных специалистов и много другого, как мне кажется, даст нам в конце концов возможность сформулировать для граждан России на стадии образования культурные коды , которые вне зависимости от региона проживания, дадут детям четкое понимание того, в какой стране они живут.

Татарстан – один из старейших и крупнейших центров знаний в России: более 40 вузов, 2131 школа, 170 тысяч работников сферы образования, 180 тысяч студентов и более 383 тысяч школьников. По количеству высших учебных заведений Казань – на третьем месте в России. Знаменитый Казанский университет, основанный в 1804 году, – альма-матер математика Николая Лобачевского, драматурга Евгения Шварца, поэта Велимира Хлебникова, композитора, дирижера Милия Балакирева и руководителя первого советского государства Владимира Ульянова (Ленина).


© Anton Angelov / Flickr

Сегодня Татарстан – самый продвинутый российский регион по части компьютеризации образования. В 2011 году 26 тысяч школьных учителей получили персональные ноутбуки, планируется, что до конца учебного года такой подарок от правительства получат все без исключения школьные учителя Татарстана. Также в этом году на 2 миллиарда рублей закупили мультимедийную технику для школ: трехмерные кабинеты, интерактивные доски, цифровые лаборатории. Вы прекрасно знаете мою любовь к разного рода гаджетам, поэтому я обязательно побываю в казанской IT-гимназии №19 и детском компьютерном лагере «Байтик».

Уровень оснащения компьютерной техники в школах Татарстана – предмет зависти соседних регионов – в два раза превышает среднероссийский и достигает среднего значения для стран ЕС. Однако не все так радужно: в рейтинге оптимальности школьной инфраструктуры Татарстан пока не входит даже в 20-ку лучших регионов. Общие показатели – среднюю наполняемость класса и число учеников на одного учителя тянут вниз сотни малокомплектных сельских школ. Одно из решений – создание базовых школ в районных центрах, связанных с сельскими школами с помощью интернета.

В свое время Татарстан однозначно поддержал введение ЕГЭ в школах и первым среди российских регионов ввел добровольное тестирование по русскому и литературе в 9-м и 11-м классах – своего рода генеральная репетиция. Оценка за тестовый ЕГЭ не заносится ни в дневник, ни в журнал, зато заранее позволяет школьнику увидеть свои слабые места, а министру образования – увидеть слабые школы и принять меры.

В сравнении со среднероссийскими показателями результатов ЕГЭ Татарстан – один из лидеров. По 10 предметам из 13 результаты выше, чем среднероссийские. Ниже среднего уровня оказались только результаты по английскому, испанскому и по обществознанию. Круглых 100-балльников в этом году стало на 30 больше – 102 выпускника.

От тюрьмы до ЕГЭ ближе, чем я думала. В этом году сразу 3 экзамена были организованы для одного заключенного колонии №4 г. Нижнекамска. Результаты превзошли ожидания тюремного начальства – 56 баллов по русскому и математике и 71 балл по физике. Увы, как известно, за «отлично» по физике амнистию не дают. Но приобретенные знания для этого человека – наверняка, единственная надежда.

По казанским тюрьмам я, с вашего позволения, не поеду, но, если успею, побываю в четырех очень разных школах, где у меня запланированы встречи с учащимися. Мне кажется, сегодня дети гораздо меньше любят школу, чем мы с вами. Они не очень понимают, зачем она нужна, и зачем нужно то огромное количество знаний, которые мы в них ежедневно утрамбовываем. Дадут ли им эти знания возможность найти себя в жизни? Или школа – это всего лишь затянувшая пауза перед ЕГЭ, который во что бы то ни стало надо сдать, чтобы перейти в следующую фазу ожидания? Хочется спросить, чего все ждут? Мы уже не в Советском Союзе, где образование гарантировало работу. Сегодня оно ничего не гарантирует, все зависит от вашей личной предприимчивости. Как мне кажется, Татарстан старается идти путем этой самой предприимчивости. Надеюсь, за ближайшие два дня мне удастся вычислить его траекторию.


  • 1

О татарстанском опыте

Опыт Татарстана - это опыт освоения финансов. Региональных и федеральных. В этом году школы Казани обеспечены на 30% учебниками. Почему? Ни кто не может ответить на этот вопрос. Можно его отнести к разряду риторических.
У нас в Татарстане много таких риторических вопросов об образовании.
Почему наши дети не имеют возможности изучать русский язык и литературное чтение в том же объёме, в котором эти предметы изучают школьники Москвы, Питера, Новосибирска, Магадана, Калининграда... в общем, городов не национальных регионов? Почему не 5+4, а 3+2 и лишь из жалости 4+2(3) и при этом уже не имеют возможности изучать углублённо другие предметы? А ведь столько всего интересного и дети все такие разные.
Почему когда во многих школах учебники платные запрещают сотрудничать с методическим центром (одном из двух в Казани), аргументируя это поборами, выражающимися в приобретении родителями учебников, в то время как сотрудничать с другим методическим центром не запрещают?
Почему только в этом году говорят о том, что школы получили только 30% заказанных учебников? Не потому ли, что раньше родители тихо приобретали недостающий объём?
Почему татарский язык и литературное чтение на татарском языке преподаются для русскоязычных детей по одному учебнику и дети на уроках татарской литературы занимаются ровно тем же, чем на уроках татарского языка, а оценок ставят две?
Почему за 20 лет методики преподавания татарского так и нет?
Почему дети, изучая татарский язык, именно язык (потому что на литературном чтении они занимаются тем же), 5 раз в неделю к 9му классу и двух слов связать по-татарски не могут?

Так много этих риторических "почему"... Вы всё ещё восхищаетесь системой образования в Татарстане? Тогда она придёт к вам, в Россию. Вы удивитесь, но мы не чувствуем, что живём в России. Россия не заботится о русскоязычных в Татарстане.

Мы не ставим вопрос "о соотношении количества часов русского и татарского языка", мы ставим вопрос о полноценном изучении русского языка, государственного языка Российской Федерации, родного языка наших детей. Это образовательная потребность. И государство обязано создать условия для её удовлетворения. Вот уж что было бы действительно полезно, так это создание федеральных школ с русским языком обучения и с русским языком обучения с углублённым изучением отдельных предметов.

Вас поведут смотреть 19ю, 33ю школы? Смешно. Посетите школы 82, 41, татарскую гимназию 27 (где, к слову, не смотря на то, что это гимназия с татарским языком обучения, набирают 1 класс татарский и 2 не татарских), школы 166, 169. В большинстве школ нет в каждом классе интерактивных досок, пластиковых окон, потому что родители не могут спонсировать их приобретение, у них нет на это денег. Для справки, в 19ой школе учатся дети правящей элиты.

Если вас действительно интересует вопрос преподавания языков, посетите завтра суд. Истец - законный представитель школьника, ответчик - школа, предмет иска - отказ в удовлетворении образовательных потребностей.

Если сие сообщение вас задело за живое и возникли вопросы, звоните. Телефон 8-906-325-18-08

Re: О татарстанском опыте

Да, без татарского языка, методики его преподавания, качественного преподавания в Татарстане никак нельзя, это преступление против нации!

(Удалённый комментарий)

Re: О татарстанском опыте

Каждый ребёнок - это индивидуальность. Если один ребёнок развивает память через филологию, то другой - через точные науки, третий - через естествознание.
Мы разные.
Но русскоязычные дети должны иметь возможность изучать родной язык в объёме, который предусмотрен для школ с русским языком обучения и, при этом, не в ущерб предметам того цикла, который важен именно для развития этого ребёнка, который ему легче воспринимать, понимать и, соответственно, запоминать. Только тогда можно говорить об образовательном развитии.

(Удалённый комментарий)

Re: О татарстанском опыте

Русский ребенок ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО изучать свой родной русский язык в том же объеме, что и его сверстники любого региона России. Об этом речь.
Но, если изучать татарский язык, то уже не получится изучать свой родной русский язык в том же объеме, что и другие дети России, потому что учебная программа не резиновая, есть определенное количество часов.
если татарский язык изучается в тех же объемах, что и русский, - получается, что часы русского сокращаются, О ОЧЕНЬ СИЛЬНО - В ДВА РАЗА!.
И речь,а также способность грамотно писать, от сокращения часов русского языка не развивается.
я не говорю про детей, имеющих лингвистические способности, я говорю о средних детях.

Re: О татарстанском опыте

От "кажется" до государственной политики, негласной, ой, как далеко.
Мой ходил в татарский садик, прекрасно занимался в 3-4 английским. Душа радовалась. А в школе умудрились убить всё желание изучать татарский в первые 2-3 года. Сейчас, в 5-6 классе постепенно убивается желание учить русский и читать русскую литературу. Почему? Бедные учителя, буди семи пядей во лбу, не всякий сможет "впихнуть невпихнуемое" в сетку часов. В лучшем случае 60% по времени от того, что положено.
У нас 7 (Семь) гимназий "русских". Что это означает? 1. То, что разрешено (!) делить класс пополам на уроках русского языка. 2. Преподаётся 1 урок в неделю культурологический, не всегда внятного содержания , якобы связанный с русской культурой. Это - всё...
1 сентября, 6 класс. Новая (увы, увы) учительница по татарскому. "Говорим только по татарски". Её право. Вопросы, ответы. В конце урока (!) написать краткое сочинение "Как я провёл лето". И это в русской гимназии, где при поступлении мы, родители, давали подписку, что "не против" преимущественного изучения русской культуры, того самого компонента.

(Удалённый комментарий)

Re: О татарстанском опыте

Это напоминает рассуждения наших умников. Они умудряются сравнивать "опыт" Татарстана и Каталонии. Это же разные языковые группы. Вы о чём? Славян в мире порядка 500-600 миллионов. Русских - около 260 миллионов. Русский язык - четвёртый официальный язык ООН. А всех тюркоязычных народов всего-то приблизительно 150-160 миллионов. Если уж на то пошло, уж лучше турецкий, как язык межнационального общения давать в виде второго иностранного.
Даже если просто приземлиться в область прав внутри пока ещё целой страны: почему русскоязычные дети в Татарстане принуждаются учить свой родной язык, "язык матери", как выразился президент Миниханов, как НЕРОДНОЙ? Альберт Харисович официально заявил, что русскоязычных школ с преподаванием на русском родном языке "нет и не будет". А со страниц газет грозит непослушным директорам (!) всяческими карами, если не дай Бог, они введут у себя второй базисный федеральный (!) план. Где уж там говорить о первом базисном!..

Re: О татарстанском опыте

очень интересно, что же вы при Шаймиеве тише воды были? а возмущаться стали только после обязательного введения ЕГЭ? стало быть, когда при недостаточном знании русского и планка на вступительные в местный вуз была пониже - это всех вас устраивало? А как ЭГЭ повисло домокловым мечом на вероятность поступления в вуз - тут же стали отстаивать равноправие? я этого не понимаю. 10 лет назад, когда мы учились в школе, у всех, и у русской и у татарской группы татарский был любимый, халявный предмет на котором никто ничего никогда не делал. а русский - там надо было пахать, зубрить правила, переводить чернила и бумагу. помню, что очень радовались. когда в переходом в последующий класс снижалось количество жи-ши, и началась русская литература. и вот, что самое-то интересно, грамотно писать все начали только после того как стали много читать русской литературы, а не рассказывать правила у доски.

мое имхо: не знаю какое соотношение оптимально, но в пределах часов на русский язык лучше пусть будет больше часов на литературу, а не на занудные жи-ши. т.к. русский язык в республике знают все - лучший способ его изучения - чтение. А вот татарский напротив надо учить как язык, с правилами и диалогами, и причем русских надо учить бытовому языку на бытовые темы, а отвлеченные культурные. если вы действительно за зание языка(ов), а не за баллы по ЕГЭ вы согласитесь с моей позицией.


Re: О татарстанском опыте

Написано, конечно, без соблюдения орфографии и пунктуации, но это не должно свидетельствовать о качестве школьного образования нашего поколения - наш русский язык навсегда испочен интернетом. :)

Re: О татарстанском опыте

Вы, конечно же, не поверите, но многие родители уже отвечали на этот вопрос СМИ. Ответ прост - они даже не задумывались над тем, что бывает по-другому!

Не очень понимаю оптимизм взрослого человека, который рассказывает о "халявном" предмете. Видимо, вы то же не понимаете, что может быть иначе. Лично я, вспоминая уроки труда, который тогда казался "халявным", сейчас себя ругаю за то, что так к ним относилась. Уроки в школе должны быть уроками, а не халявой.

Re: О татарстанском опыте

да бросьте вы, все прекрасно понимают, что в школе есть предметы жизенно важные, тот же русский язык и все негуманитарные науки, и есть предметы для разгрузки. труд, пение, и татарский, да именно. учителя за эти предметы всегда ставили оценку не за реальные успехи, а за отношение к делу.

можно конечно сказать, что надо учиться и прочее - но все же, какие бы задачи детям не ставили школа и родители, цель - не научить чему-то в школе, затратив на это как можно меньше усилий, и спихнув всю ответственность за обучение ребенка на другого, а научить ребенка постоянно заниматься самообразованием. и если кому-то для этого надо посидеть побольше с учебниками, то кому-то - просто заинтересоваться предметом. А заинтересовать предметом можно даже посредством "халявного" преподавания. мне, при всей халявности преподавания татарского и английского языка в наших школах, они были интересны ровно в том объеме, чтобы можно было понимать других и высказывать мысли, и я уже учил их сам, да, по школьным учебникам, на которые столько жалоб. не могу сказать что идеально, но знаю татарский не хуже сверстников-татар из города. английский же заставила выучить работа и наука в вузе. когда же обучали русскому - то все ради чего я старался - суметь написать выпускное сочинение, чтобы потом поступить в технический вуз и до самого конца жизни не считать себя обязанным знать про запятые, ться-тся. и никакая углубленная программа не смогла бы заставить меня этот предмет полюбить, только еще больше бы укрепила негативное к нему отношение. но, правда. я тогда уже знал что это не мое и никогда мне не пригодится.

у меня отсюда вопрос: а что говорят сами дети? им-то русский язык как предмет о правилах и понятном почерке интересен?

Re: О татарстанском опыте

Круто вы про татарский, как предмет для отдыха.
Пожалуй, стоит об этом рассказать в нашем Мионобре татарстанском. Вот они удивятся-то...

Вы знаете, спросить ученика второго класса (а в прошлом году, соответственно, первого) о том, интересен ли ему предмет русский язык, как предмет о правилах и почерке, у меня, как ни странно даже мысли не возникло (и слава Богу, думаю, что ум не столь изощрённый), но зато могу вам точно сказать, что без всяких вопросов один из одноклассников моего ребёнка (надо отметить очень прилежный и дисциплинированный ученик) на вторую неделю учёбы пришёл домой, швырнул портфель с криком: "Мама! Мы учимся всего четвёртый день, а татарского языка у нас было уже 6! Каждый день этот татарский!" Не подумайте, что этот крик души был радостным.

Re: О татарстанском опыте

в том-то и дело. Наши родители, да-да, те самые, которые "даже не задумывались над тем, что бывает по-другому!" настраивали нас на то, что школьная программа, в любом виде, в каком она есть, должна приниматься учениками, надо-не надо. И как-то не было именно к татарскому языку особого негативного отношения. Халтурное - было, как я уже говорил. Если негативное отношение - то ко всей учебе вцелом, не к отдельному предмету. Но негативное отношение, на мой взгляд, идет в первую очередь от родителей, и в последнюю очередь от потребностей самих детей.

Скажите пожалуйста честно, вы своим детям что говорите о необходимости тех или иных предметов? Я бы какой бы прилежный ни был, но если бы родители мне говорили, что, например, физика тебе не нужна - не смог бы относиться к этому предмету серьезно. Ведь не относился я серьезно к музыке и ОБЖ? Именно потому, что родители сами на эту несерьезность настраивали.

Мое впечатление было такое: что если родители настраивают ребенка на предмет серьезнее, чем сам учитель по данному предмету - тогда предмет становится интересным и не тяготит. Ребенок вперед программы в учебник заглядывает. Если родители говорят ученику - не учи, это ерунда, а в школе говорят обратное - то не только у ученика, у вполне взрослого человека психика не выдержит...

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
  • 1