?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
День Укытучы в Казани

© William / Flickr

День Учителя я буду отмечать в компании педагогов Татарстана. В Казани я чувствую себя, как дома. Была здесь не раз и достаточно неплохо знаю город. У меня в «Самом умном» регулярно играют ребята из Казани – Щипачев и Галиакберов. Причем каждый раз приезжают с подарками. Я им говорю: «Чак-чак больше не везите, иначе я в матрешку превращусь», но они с упорством меня в нее от сьемки к сьемке превращают. А чак-чак – вкусно.

Еду я в Казань не только за чак-чаком, как вы понимаете.

Сегодня буду участвовать в награждении лучших укытучы – учителей республики, победителей конкурсов «Наш лучший учитель» и «Наш новый учитель».

С педагогами Татарстана и министром образования республики, доктором физико-математических наук Альбертом Гильмутдиновым мы хорошо знакомы. На первом форуме «Умная школа» (Москва, 25-26 августа 2011 года) Альберт Харисович много и интересно рассказывал о татарском опыте, легко отвечая на все острые вопросы.



Вы знаете, о нем вообще можно сказать, что Альберт Гильмутдинов – чиновник-мечта: он сам из школы, понимает проблемы и всегда готов учиться новому. Кстати, некоторые школы Татарстана работают по сингапурской методике. Налажен обмен учителями и школьниками с этим маленьким, но очень умным азиатским государством (Сингапур на 5-м месте в рейтинге PISA). Очень хочу посмотреть, как это сотрудничество выглядит на деле и какие результаты дает.

Родители учащихся в Татарстане также попросили меня поднять вопрос о соотношении количества часов русского и татарского языка. У меня будет возможность задать эти вопросы министру образования республики напрямую.

Проблема нехватки часов по русскому языку активно обсуждалась и в самом Татарстане. Результаты ЕГЭ опровергают существование проблемы: процент не преодолевших минимальный порог по русскому языку в 2010 составлял 2,3%, а в 2011 – всего 1,4%. Средний балл за ЕГЭ по русскому языку в прошлом году составил 58,0, а в этом году уже 62,2. Этим летом 54 татарских выпускника получили 100 баллов по русскому, из них 7 из школ, где обучение ведется на татарском языке. Напрашивается вопрос, нет ли тут фальсификации? Получается, школьники русский толком не учат, а ЕГЭ сдают на 100 баллов… Чтобы добраться до истины, хочу поговорить с учителями-русистами и школьниками.

Тем более, что Альберт Харисович острых тем не боится. Мне запомнился на форуме неожиданный вопрос Алексея Венедиктова: «У вас в Татарстане Хан Батый, он кто – герой или антигерой?» и остроумный ответ Альберта Гильмутдинова – «Исторический персонаж». Народ, рожденный кочевым и в оседлом состоянии, оказался совсем не дурак. Татары умеют из всего извлекать пользу и выгоду для себя. То ли национальная особенность, то ли правда эффективное планирование бюджета, а отсюда как следствие и возможность примерять на себя многие инновационные модели. Все про электронное правительство говорили, а они взяли и сделали. Причем, как мне лично рассказывал президент Татарстана Рустам Минниханов, он вообще ничего в «этом интернете» не понимал и заставлял разработчиков делать все таким образом, чтобы он сам мог всем пользоваться, а не через помощников, как это часто бывает. Что дало ожидаемый положительный результат.

В Татарстане никто и никогда не упускает возможности эффективного развития. И сколько бы мне ни писали в комментах о вступлении России в Ледниковый период, мне кажется, особенно в Татарстане хорошо заметно, насколько регион зависит от конкретного руководителя, как можно эффективно вкладывать нефтедоллары в развитие региона ( об этом я не раз писала ) и, развивая национальные традиции, любить русскую культуру и всячески ее популяризировать. Умелое использование правил, даруемых Конституцией РФ и федеративным устройством, дает дополнительные возможности для развития. И Татарстан является показательным примером.

Реформа образования помимо социальных лифтов, квалифицированных специалистов и много другого, как мне кажется, даст нам в конце концов возможность сформулировать для граждан России на стадии образования культурные коды , которые вне зависимости от региона проживания, дадут детям четкое понимание того, в какой стране они живут.

Татарстан – один из старейших и крупнейших центров знаний в России: более 40 вузов, 2131 школа, 170 тысяч работников сферы образования, 180 тысяч студентов и более 383 тысяч школьников. По количеству высших учебных заведений Казань – на третьем месте в России. Знаменитый Казанский университет, основанный в 1804 году, – альма-матер математика Николая Лобачевского, драматурга Евгения Шварца, поэта Велимира Хлебникова, композитора, дирижера Милия Балакирева и руководителя первого советского государства Владимира Ульянова (Ленина).


© Anton Angelov / Flickr

Сегодня Татарстан – самый продвинутый российский регион по части компьютеризации образования. В 2011 году 26 тысяч школьных учителей получили персональные ноутбуки, планируется, что до конца учебного года такой подарок от правительства получат все без исключения школьные учителя Татарстана. Также в этом году на 2 миллиарда рублей закупили мультимедийную технику для школ: трехмерные кабинеты, интерактивные доски, цифровые лаборатории. Вы прекрасно знаете мою любовь к разного рода гаджетам, поэтому я обязательно побываю в казанской IT-гимназии №19 и детском компьютерном лагере «Байтик».

Уровень оснащения компьютерной техники в школах Татарстана – предмет зависти соседних регионов – в два раза превышает среднероссийский и достигает среднего значения для стран ЕС. Однако не все так радужно: в рейтинге оптимальности школьной инфраструктуры Татарстан пока не входит даже в 20-ку лучших регионов. Общие показатели – среднюю наполняемость класса и число учеников на одного учителя тянут вниз сотни малокомплектных сельских школ. Одно из решений – создание базовых школ в районных центрах, связанных с сельскими школами с помощью интернета.

В свое время Татарстан однозначно поддержал введение ЕГЭ в школах и первым среди российских регионов ввел добровольное тестирование по русскому и литературе в 9-м и 11-м классах – своего рода генеральная репетиция. Оценка за тестовый ЕГЭ не заносится ни в дневник, ни в журнал, зато заранее позволяет школьнику увидеть свои слабые места, а министру образования – увидеть слабые школы и принять меры.

В сравнении со среднероссийскими показателями результатов ЕГЭ Татарстан – один из лидеров. По 10 предметам из 13 результаты выше, чем среднероссийские. Ниже среднего уровня оказались только результаты по английскому, испанскому и по обществознанию. Круглых 100-балльников в этом году стало на 30 больше – 102 выпускника.

От тюрьмы до ЕГЭ ближе, чем я думала. В этом году сразу 3 экзамена были организованы для одного заключенного колонии №4 г. Нижнекамска. Результаты превзошли ожидания тюремного начальства – 56 баллов по русскому и математике и 71 балл по физике. Увы, как известно, за «отлично» по физике амнистию не дают. Но приобретенные знания для этого человека – наверняка, единственная надежда.

По казанским тюрьмам я, с вашего позволения, не поеду, но, если успею, побываю в четырех очень разных школах, где у меня запланированы встречи с учащимися. Мне кажется, сегодня дети гораздо меньше любят школу, чем мы с вами. Они не очень понимают, зачем она нужна, и зачем нужно то огромное количество знаний, которые мы в них ежедневно утрамбовываем. Дадут ли им эти знания возможность найти себя в жизни? Или школа – это всего лишь затянувшая пауза перед ЕГЭ, который во что бы то ни стало надо сдать, чтобы перейти в следующую фазу ожидания? Хочется спросить, чего все ждут? Мы уже не в Советском Союзе, где образование гарантировало работу. Сегодня оно ничего не гарантирует, все зависит от вашей личной предприимчивости. Как мне кажется, Татарстан старается идти путем этой самой предприимчивости. Надеюсь, за ближайшие два дня мне удастся вычислить его траекторию.


  • 1

Re: О татарстанском опыте

да бросьте вы, все прекрасно понимают, что в школе есть предметы жизенно важные, тот же русский язык и все негуманитарные науки, и есть предметы для разгрузки. труд, пение, и татарский, да именно. учителя за эти предметы всегда ставили оценку не за реальные успехи, а за отношение к делу.

можно конечно сказать, что надо учиться и прочее - но все же, какие бы задачи детям не ставили школа и родители, цель - не научить чему-то в школе, затратив на это как можно меньше усилий, и спихнув всю ответственность за обучение ребенка на другого, а научить ребенка постоянно заниматься самообразованием. и если кому-то для этого надо посидеть побольше с учебниками, то кому-то - просто заинтересоваться предметом. А заинтересовать предметом можно даже посредством "халявного" преподавания. мне, при всей халявности преподавания татарского и английского языка в наших школах, они были интересны ровно в том объеме, чтобы можно было понимать других и высказывать мысли, и я уже учил их сам, да, по школьным учебникам, на которые столько жалоб. не могу сказать что идеально, но знаю татарский не хуже сверстников-татар из города. английский же заставила выучить работа и наука в вузе. когда же обучали русскому - то все ради чего я старался - суметь написать выпускное сочинение, чтобы потом поступить в технический вуз и до самого конца жизни не считать себя обязанным знать про запятые, ться-тся. и никакая углубленная программа не смогла бы заставить меня этот предмет полюбить, только еще больше бы укрепила негативное к нему отношение. но, правда. я тогда уже знал что это не мое и никогда мне не пригодится.

у меня отсюда вопрос: а что говорят сами дети? им-то русский язык как предмет о правилах и понятном почерке интересен?

Re: О татарстанском опыте

Круто вы про татарский, как предмет для отдыха.
Пожалуй, стоит об этом рассказать в нашем Мионобре татарстанском. Вот они удивятся-то...

Вы знаете, спросить ученика второго класса (а в прошлом году, соответственно, первого) о том, интересен ли ему предмет русский язык, как предмет о правилах и почерке, у меня, как ни странно даже мысли не возникло (и слава Богу, думаю, что ум не столь изощрённый), но зато могу вам точно сказать, что без всяких вопросов один из одноклассников моего ребёнка (надо отметить очень прилежный и дисциплинированный ученик) на вторую неделю учёбы пришёл домой, швырнул портфель с криком: "Мама! Мы учимся всего четвёртый день, а татарского языка у нас было уже 6! Каждый день этот татарский!" Не подумайте, что этот крик души был радостным.

Re: О татарстанском опыте

в том-то и дело. Наши родители, да-да, те самые, которые "даже не задумывались над тем, что бывает по-другому!" настраивали нас на то, что школьная программа, в любом виде, в каком она есть, должна приниматься учениками, надо-не надо. И как-то не было именно к татарскому языку особого негативного отношения. Халтурное - было, как я уже говорил. Если негативное отношение - то ко всей учебе вцелом, не к отдельному предмету. Но негативное отношение, на мой взгляд, идет в первую очередь от родителей, и в последнюю очередь от потребностей самих детей.

Скажите пожалуйста честно, вы своим детям что говорите о необходимости тех или иных предметов? Я бы какой бы прилежный ни был, но если бы родители мне говорили, что, например, физика тебе не нужна - не смог бы относиться к этому предмету серьезно. Ведь не относился я серьезно к музыке и ОБЖ? Именно потому, что родители сами на эту несерьезность настраивали.

Мое впечатление было такое: что если родители настраивают ребенка на предмет серьезнее, чем сам учитель по данному предмету - тогда предмет становится интересным и не тяготит. Ребенок вперед программы в учебник заглядывает. Если родители говорят ученику - не учи, это ерунда, а в школе говорят обратное - то не только у ученика, у вполне взрослого человека психика не выдержит...

Re: О татарстанском опыте

Мы дома говорим детям, что учить надо одинаково ответственно все предметы, что это - их работа и не настраиваем их на то, что какие-то предметы не серьёзны и их не нужно учить. Это принципиальная позиция. Поэтому я принципиально отказываюсь понимать, почему у моего ребёнка должно быть 5 халявных предметов, результатом посещения которых будет НОЛЬ при том, что одних из основных, а учитывая, что это начальная школа - БАЗОВЫХ предметов почти в 2 раза меньше. Почему я считаю в начальной школе русский язык, чтение и развитие речи базовыми, надеюсь, объяснять не нужно, вы взрослый человек и сами (полагаю) это понимаете.
Для чего моему ребёнку нужны другие образовательные предметы я знаю и обсуждать разность позиций в отношении изучения отдельных предметов не вижу смысла. Нынешняя система образования позволяет нам сказать об образовательных потребностях и предполагает создание государством условий для их реализации.
Остальное - полемика, без смысла и не приводит ни к чему.

Re: О татарстанском опыте

Да что вы, какая полемика. Просто хотел получше узнать чего добиваетесь - из освещения митингов в СМИ не все понятно.

Вы все-таки отстаиваете _свое_ нежелание, чтобы ваши дети занимались лишние часы татарским языком, или нежелание _ваших детей_ им заниматься? Или оно у вас обоюдное?

Мне Альберта Харисовича жалко. Его выставляют аульным махровым националистом, который мол и на русском с акцентом разговаривает. Только вот акцент у него, по крайней мере лет 7 назад, английский был :) Но, кажется, когда он шел в министерство, о национальных вопросах он в последнюю очередь думал - его волновали совсем другие аспекты образования. Самое обидное, в отличие от предыдущих министров, предложения у него были интересные, но похоже придется ему все время разгребать национальный вопрос, который его более махровых предшественников не мучал.


Re: О татарстанском опыте

Вы очень настойчиво пытаетесь увести диспут в русло изучения татарского языка. Если бы дети говорили, что они без ума от тех уроков, которые их родители считают излишними или, хотя бы, был результат, вряд ли был такой протест. Люди, в первую очередь, говорят о том, что их детям, необходим русский язык в стенах школах в расчасовке предусмотренной не для школ, где учатся на родном не русском языке.

Не понятно, почему вам жалко Альберта Харисовича, жалким он явно не выглядит, о чём он думал, конечно, можно предполагать сколько угодно. А нац. вопрос Минобр может не "разгребать", просто нужно перестать отбиваться от родителей и дать возможность школам утверждать учебные планы на основе той модели, которую выбирают для своих детей родители.

Re: О татарстанском опыте

грубо говоря, мне непонятно, почему вы не предлагаете просто увеличить число часов русского? этого-то ничто не запрещает. поэтому без темы изучения татарского в этом разговоре не обойтись. Либо, почему вы не боретесь за то, чтобы литературу как предмет не относили к русской культурной компоненте? Тогда под русским языком будет пониматься именно предмет "русския язык". И, например, английскую литературу, другую мировую, которая от всего курса занимает меньше четверти, читали на уроках например английского языка, а то и по-татарски :)

У нас свободная страна и я имею право высказать свое мнение: Гильмутдинов между молотом и наковальней, понятно что ему надо вертеться между местным эстеблишментом, причудами Фурсенко, недовольными родителями. В общем, все эти гуманитарные проблемы отвлекают от самого главного: стране, республике нужны люди с глубоким техническим, естественным образованием, либо грубая неотесанная рабочая сила. Гуманитарии в принципе не нужны в тех количествах, в которых они получаются. Русский язык в начальной школе не поможет ребенку лучше выучить математику - если он к этому неспособен, то увы - в будущем гуманитарию в нашем жестоком мире сложнее. И попытки создать условия, чтобы русскому гуманитарию было в Татарстане не хуже чем татарскому (а щас хуже, я с этим и не спорю) - они особо ни к каким результатам и не приведут.

Поэтому, мне, самому русскому, ваша борьба и кажется немного беспереспективной, в случае успеха борьбы результата все равно не будет. А вот тень на рускоязычных в некотором роде будет брошена - первое впечатление от этой борьбы, что это какой-то реваншизм, если посмотреть на полное отсутствие такой борьбы в шаймиевскую эпоху. Второе - что из тактических соображений заключен союз с оболванивателем Фурсенко. Получается. что в борььбе за родной язык вы признаете все уступки нашего образования на других фронтах - естественном, техническом.

Re: О татарстанском опыте

"грубо говоря, мне непонятно, почему вы не предлагаете просто увеличить число часов русского?"
Именно это мы и предлагаем. Просто верните детям украденные часы, а нам право решать, какая предметная углублённость нужна НАШИМ детям. Всё. Ничего более.
"У нас свободная страна и я имею право высказать свое мнение"
Это на здоровье. Ни кто не запрещает. Но вы же не будете спорить с тем, что и у нас есть такое же право?
"Русский язык в начальной школе не поможет ребенку лучше выучить математику - если он к этому неспособен"
Не способен к чему, простите? Освоение математики напрямую зависит от качества овладения языком и его особенностями, а основы эти закладываются именно в начальной школе.
" ваша борьба и кажется немного беспереспективной, в случае успеха борьбы результата все равно не будет"
Это ваше мнение. Наше мнение отлично от вашего (имеем право?)
"А вот тень на рускоязычных в некотором роде будет брошена - первое впечатление от этой борьбы, что это какой-то реваншизм"
Реваншизм в чём, просите? Мне, как человеку далёкому от политики не очень понятно (да что уж скрывать, совсем не понятно)
"из тактических соображений заключен союз с оболванивателем Фурсенко"
Ну вот это уж я категорически отказываюсь понять. Какие такие тактические соображения, кто с кем соображал и, главное, кто этот союз заключил.
"Получается. что в борььбе за родной язык вы признаете все уступки нашего образования на других фронтах - естественном, техническом"
Что позволило вам сделать такие выводы?

Знаете, все ваши посты можно объединить одной аналогией: если это не чёрное, значит белое. Мир наш гораздо ярче, красочнее и многообразнее, чем вам кажется.

Re: О татарстанском опыте

"Именно это мы и предлагаем. Просто верните детям украденные часы, а нам право решать, какая предметная углублённость нужна НАШИМ детям. Всё. Ничего более."

если я правильно понимаю из того, как это освещают в СМИ, вы все-таки не добиветесь, чтобы в Татарстане дети учились больше чем в "ненациональной" России (скажем, и 6 часов татарского, и 6 часов русского)? а за то, чтобы объем часов был таким же, как и в общероссийской программе? т.е. против предложенной из центра программы вы не идете, а лишь добиваетесь ее реального исполнения на местах?

Re: О татарстанском опыте

Реального исполнения на местах Федерального законодательства и норм.

(Удалённый комментарий)

Re: О татарстанском опыте

1. Наши дети не могу на него не ходить, потому что в этом случае их откажутся переводить в следующий класс (пример - история с мальчиком из Башкирии)
2. У моего ребёнка нет такого негатива, мы его тупо гасим. И на любую его попытку заявить о скучности и непонятности предмета стойко говорим, что учёба - это работа и относиться к работе надо ответственно (мы действительно так считаем)
3. Этому ребёнку не 7, а 8 лет. Хотя, вы правы, они нынче порой удивляют нас своими высказываниями. Если у вас есть ребёнок, то вы поймёте, о чём я. Они в некоторых вещах не то чтобы взрослее... рассудительнее, что ли.... другие.
4. Я не могу заинтересовать ребёнка предметом, который не знаю. И, откровенно говоря, не хочу. Пусть заинтересовывают те, кто считает, что эти "знания" ему в будущем пригодятся, у нас с ними в этом мнения расходятся. (Напоминаю, ребёнку ни кто и никогда не говорит о том, что этот предмет не нужный и его можно не учить)

(Удалённый комментарий)

Re: О татарстанском опыте

Да все не видят смысла, Умар, в изучении нац языков. Вернее, все, для кого этот язык - НЕ РОДНОЙ. И дети так и спрашивают: "Мама, для чего учить башкирский (татарский), если мы все по-русски разговариваем и все всё понимают? Мы же не спрашиваем у друзей - кто какой национальности, просто разговариваем в школе, во дворе, в бассейне... Мама, все ведь на русском разговаривают? А где нам на другом языке говорить?" И что Вы своему ребенку ответите? "Вот когда-нибудь уедешь в глухую деревушку работать, - там и пригодится"? Но, если кто-то уедет, тот и выучит?
Для Чего учить язык, если есть уже язык межнационального общения? Для чего? - Никто не может сказать. Никто!
А если человек любой национальности попадает в языковую среду, например, в село, где все ОБЩАЮТСЯ меж собой исключительно на татарском (башкирском, якутском, чувашском) - вот тогда и появляется НЕОБХОДИМОСТЬ в изучении, и тогда ЛЮБОЙ человек учит этот язык, -ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЩАТЬСЯ!
А просто так зубрить, потому что кто-то там закон принял такой - извините...
Пусть все учат те языки, которые им нужны - вот и всё!!! И все будут довольны.

Re: О татарстанском опыте

Всё это напоминает разговор слепого с глухим.
Ответственность за будущее вашего племянника лежит не на вас, именно поэтому вы не можете осознать и понять (не говорю о принятии) нашу точку зрения.
Пусть учителя заинтересовывают, в конце концов это их работа. Нет?
Что следует из вашего "Именно по тому что вы не хотите знать этот предмет и заинтересовывать ребенка в нем вы это пишите, по тому что вы в этом предмете не видите смысла и ребенок это чувствует, мать и дети связанны друг с другом."?
То, что мой ребёнок халатно относится к изучению конкретного предмета? Уже писала, что нет. Это непозволительная роскошь.

  • 1