?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Отметить Next Entry
День Укытучы в Казани

© William / Flickr

День Учителя я буду отмечать в компании педагогов Татарстана. В Казани я чувствую себя, как дома. Была здесь не раз и достаточно неплохо знаю город. У меня в «Самом умном» регулярно играют ребята из Казани – Щипачев и Галиакберов. Причем каждый раз приезжают с подарками. Я им говорю: «Чак-чак больше не везите, иначе я в матрешку превращусь», но они с упорством меня в нее от сьемки к сьемке превращают. А чак-чак – вкусно.

Еду я в Казань не только за чак-чаком, как вы понимаете.

Сегодня буду участвовать в награждении лучших укытучы – учителей республики, победителей конкурсов «Наш лучший учитель» и «Наш новый учитель».

С педагогами Татарстана и министром образования республики, доктором физико-математических наук Альбертом Гильмутдиновым мы хорошо знакомы. На первом форуме «Умная школа» (Москва, 25-26 августа 2011 года) Альберт Харисович много и интересно рассказывал о татарском опыте, легко отвечая на все острые вопросы.



Вы знаете, о нем вообще можно сказать, что Альберт Гильмутдинов – чиновник-мечта: он сам из школы, понимает проблемы и всегда готов учиться новому. Кстати, некоторые школы Татарстана работают по сингапурской методике. Налажен обмен учителями и школьниками с этим маленьким, но очень умным азиатским государством (Сингапур на 5-м месте в рейтинге PISA). Очень хочу посмотреть, как это сотрудничество выглядит на деле и какие результаты дает.

Родители учащихся в Татарстане также попросили меня поднять вопрос о соотношении количества часов русского и татарского языка. У меня будет возможность задать эти вопросы министру образования республики напрямую.

Проблема нехватки часов по русскому языку активно обсуждалась и в самом Татарстане. Результаты ЕГЭ опровергают существование проблемы: процент не преодолевших минимальный порог по русскому языку в 2010 составлял 2,3%, а в 2011 – всего 1,4%. Средний балл за ЕГЭ по русскому языку в прошлом году составил 58,0, а в этом году уже 62,2. Этим летом 54 татарских выпускника получили 100 баллов по русскому, из них 7 из школ, где обучение ведется на татарском языке. Напрашивается вопрос, нет ли тут фальсификации? Получается, школьники русский толком не учат, а ЕГЭ сдают на 100 баллов… Чтобы добраться до истины, хочу поговорить с учителями-русистами и школьниками.

Тем более, что Альберт Харисович острых тем не боится. Мне запомнился на форуме неожиданный вопрос Алексея Венедиктова: «У вас в Татарстане Хан Батый, он кто – герой или антигерой?» и остроумный ответ Альберта Гильмутдинова – «Исторический персонаж». Народ, рожденный кочевым и в оседлом состоянии, оказался совсем не дурак. Татары умеют из всего извлекать пользу и выгоду для себя. То ли национальная особенность, то ли правда эффективное планирование бюджета, а отсюда как следствие и возможность примерять на себя многие инновационные модели. Все про электронное правительство говорили, а они взяли и сделали. Причем, как мне лично рассказывал президент Татарстана Рустам Минниханов, он вообще ничего в «этом интернете» не понимал и заставлял разработчиков делать все таким образом, чтобы он сам мог всем пользоваться, а не через помощников, как это часто бывает. Что дало ожидаемый положительный результат.

В Татарстане никто и никогда не упускает возможности эффективного развития. И сколько бы мне ни писали в комментах о вступлении России в Ледниковый период, мне кажется, особенно в Татарстане хорошо заметно, насколько регион зависит от конкретного руководителя, как можно эффективно вкладывать нефтедоллары в развитие региона ( об этом я не раз писала ) и, развивая национальные традиции, любить русскую культуру и всячески ее популяризировать. Умелое использование правил, даруемых Конституцией РФ и федеративным устройством, дает дополнительные возможности для развития. И Татарстан является показательным примером.

Реформа образования помимо социальных лифтов, квалифицированных специалистов и много другого, как мне кажется, даст нам в конце концов возможность сформулировать для граждан России на стадии образования культурные коды , которые вне зависимости от региона проживания, дадут детям четкое понимание того, в какой стране они живут.

Татарстан – один из старейших и крупнейших центров знаний в России: более 40 вузов, 2131 школа, 170 тысяч работников сферы образования, 180 тысяч студентов и более 383 тысяч школьников. По количеству высших учебных заведений Казань – на третьем месте в России. Знаменитый Казанский университет, основанный в 1804 году, – альма-матер математика Николая Лобачевского, драматурга Евгения Шварца, поэта Велимира Хлебникова, композитора, дирижера Милия Балакирева и руководителя первого советского государства Владимира Ульянова (Ленина).


© Anton Angelov / Flickr

Сегодня Татарстан – самый продвинутый российский регион по части компьютеризации образования. В 2011 году 26 тысяч школьных учителей получили персональные ноутбуки, планируется, что до конца учебного года такой подарок от правительства получат все без исключения школьные учителя Татарстана. Также в этом году на 2 миллиарда рублей закупили мультимедийную технику для школ: трехмерные кабинеты, интерактивные доски, цифровые лаборатории. Вы прекрасно знаете мою любовь к разного рода гаджетам, поэтому я обязательно побываю в казанской IT-гимназии №19 и детском компьютерном лагере «Байтик».

Уровень оснащения компьютерной техники в школах Татарстана – предмет зависти соседних регионов – в два раза превышает среднероссийский и достигает среднего значения для стран ЕС. Однако не все так радужно: в рейтинге оптимальности школьной инфраструктуры Татарстан пока не входит даже в 20-ку лучших регионов. Общие показатели – среднюю наполняемость класса и число учеников на одного учителя тянут вниз сотни малокомплектных сельских школ. Одно из решений – создание базовых школ в районных центрах, связанных с сельскими школами с помощью интернета.

В свое время Татарстан однозначно поддержал введение ЕГЭ в школах и первым среди российских регионов ввел добровольное тестирование по русскому и литературе в 9-м и 11-м классах – своего рода генеральная репетиция. Оценка за тестовый ЕГЭ не заносится ни в дневник, ни в журнал, зато заранее позволяет школьнику увидеть свои слабые места, а министру образования – увидеть слабые школы и принять меры.

В сравнении со среднероссийскими показателями результатов ЕГЭ Татарстан – один из лидеров. По 10 предметам из 13 результаты выше, чем среднероссийские. Ниже среднего уровня оказались только результаты по английскому, испанскому и по обществознанию. Круглых 100-балльников в этом году стало на 30 больше – 102 выпускника.

От тюрьмы до ЕГЭ ближе, чем я думала. В этом году сразу 3 экзамена были организованы для одного заключенного колонии №4 г. Нижнекамска. Результаты превзошли ожидания тюремного начальства – 56 баллов по русскому и математике и 71 балл по физике. Увы, как известно, за «отлично» по физике амнистию не дают. Но приобретенные знания для этого человека – наверняка, единственная надежда.

По казанским тюрьмам я, с вашего позволения, не поеду, но, если успею, побываю в четырех очень разных школах, где у меня запланированы встречи с учащимися. Мне кажется, сегодня дети гораздо меньше любят школу, чем мы с вами. Они не очень понимают, зачем она нужна, и зачем нужно то огромное количество знаний, которые мы в них ежедневно утрамбовываем. Дадут ли им эти знания возможность найти себя в жизни? Или школа – это всего лишь затянувшая пауза перед ЕГЭ, который во что бы то ни стало надо сдать, чтобы перейти в следующую фазу ожидания? Хочется спросить, чего все ждут? Мы уже не в Советском Союзе, где образование гарантировало работу. Сегодня оно ничего не гарантирует, все зависит от вашей личной предприимчивости. Как мне кажется, Татарстан старается идти путем этой самой предприимчивости. Надеюсь, за ближайшие два дня мне удастся вычислить его траекторию.


  • 1

Re: На компьютеры выделяет государство

ОК, не платите деньги, напишите в прокуратуру на директора. Защитите же свои права. Пострадает директор, его уволят, может быть даже посадят. На его место придет новый директор. Снова попросит денег. Снова напишите в прокуратуру. 11 лет всего писать-то придется. Только вот проблемы школы вы так не решите. Ремонта в школе не появится, оборудования нового не будет, удобства и безопасности не прибавится. И главное, РОО, ГорОО, МО - все останутся в стороне и продолжат распоряжаться скудными бюджетными деньгами по своему усмотрению.
Я не сторонник сдачи денег. Но в школе, где учится мой ребенок, собирают только на охрану, потому что финансирования на охрану нет, а лицензию школе не продлевают, если нет охраны.

Re: На компьютеры выделяет государство

"Финансирования на охрану нет". Это надо проверить. К 1 сентября не могут открыть школу, если там нет охраны. Но однако - открывают и отчёты я лично читала на сайтах, что вод, мол, детки в безопасности. Итак, какие выводы? Они (учителя, директора и завучи) мало ли что говорят, на что есть финансирование, а на что финансирования нет. наверно, ПРОВЕРЯТЬ надо.

Я выше только что дала комментарий УМНОЙ ШКОЛЫ, аккаунт в Твиттере. Они сказали, как я и думала, что незаконно на сбор и охраны тоже.

Сомневаюсь, что уволят и тем паче, посадят директора школы, а так бы я писала и писала, сколько потребуется лет на них!

Я дорожу каждым своим рублём. Я всё детям покупаю. что могу, многие считают, что я их балую. НО! Это мои дети и платить кому-то за то, что положено нам по праву бесплатно - я не собираюсь кого-то кормить. Я готова сделать не знаю что, меня всю раздирает, что кто-то на мне и моих детях наваривается.

Люди, что делать-то???

Re: На компьютеры выделяет государство

Судя по вашим каментам, я в первом ответе охарактеризовал точно, хотя и нецензурно, вашу осведомленность. У меня информация 100% инсайд. А у вас только ворочанье мешков языком. И про то что прокуратура ничего не сделает: а вы писали?

Re: На компьютеры выделяет государство

В Прокуратуру я писала по другим вопросам нарушения прав три года назад, упомянув коссвенно поборы в школе. То есть, тогда я не знала, что это поборы. Писала по другому вопросу, сказав, что требуются ежемясячно сдавать классному руководителю в фонд школы (на зарплату учителям и оснащения класса) по 350 рублей и в ДДЮТ, Дворец Пионеров "на балет" по 600 р. Я как наивная чукотская девочка писала это, всё это убрали, в школе не стало "фонда". А во дворце тоже прекратили, по крайней мере, с нас брать деньги. По крайней мере, я пришла в школу и классная сказала, что я могу денег вообще не сдавать. Что это - добровольно и "кто сколько сможет".

Здесь и сейчас в ЖЖ я пишу уже по другому заведению, по другому среднему ребёнку. пока никуда не писала, я перевелась в том же МОУДОД типа в дневную и бесплатную группу, где типа 300 рублей платить не надо. Ритмики там нет, типа поэтому. Хотя там, где ритмика, где 300 р. - деньги пойдут на пластиковые окна, я писала здесь об этом вчера. МОУДОД одно и тоже. кстати, предметы для дошколят одни и те же. Я 300 р. платить не буду, по-любому. Вчера мы там были, там, смотрю, даже тетрадки у них есть специальные, пластилин и карандаши. Говорят, что ничего своего пока не надо. вообще, ничего не объясняют толком. Вчера сказали, что 2 недели они детей диагностируют. Но опять же, по ЗАКОНУ я должна дать своё согласие на диагностику психолога - у меня никто её не спрашивал, какая-то тётка прошла, мне никто не сказал, что это психолог. На следующей неделе буду выяснять, если их там диагностируют, то почему меня никто об этом не известил. Что за методика, для выявления чего и почему у меня согласие никто не спросил. А в плане 300 рублей я лично свои права отстояла.

Но старшая дочка, балерина которая 10-классница, сказала, что я должна подписать бумаги на охрану, класснуха передала.

Я не знаю, о чём вы осведомлены, я вам пишу то, как оно ДОЛЖНО БЫТЬ ПО ЗАКОНУ РФ.
Тина на форуме озвучивала цифры, которые выделяют школе государство на компьютеры и оснащение на ремонты.

Повторяю: по закону государство выделяет деньги на всё, а вот куда они деваются, вы осведомлены 100% инсайд?

Re: На компьютеры выделяет государство

Осведомлен. Я себе построил коттедж и купил Бугатти Вейрон )

Re: На компьютеры выделяет государство

Цитата из "комсомолки":
- Да, действительно еще остаются школы, где за безопасностью следит «тетя Маша». Это, конечно, не очень хорошо. Но денег на то, чтобы обеспечить все школы охранниками, у нас нет, – заявили в министерстве образования и науки Татарстана. – Мы постоянно просим выделить необходимые средства, но все безрезультатно. Поэтому родители вынуждены сами сдавать деньги на охрану. Возможно где-то в школах и завышают стоимость этой услуги, но вообще для родительского бюджета эта статья расходов не самая большая.

Re: На компьютеры выделяет государство

Они поэтому и берут помалу, чтобы люди жаловаться не пошли. Да, 300 р. в год на охрану, казалось бы - копейки, а ворам - прибыль, ведь сдают по 300 рублей тысячи!

Интересно, на охрану собирают, обычно, после 1 сентября, то есть - после начала учебного года. Но школу не откроют, не должны открывать, давать лицензию - по законодательству, если там нет договора с охраной, если охраны нет в наше не простое террористическое время запрещено!

странно, да: как-же 1 сентября открыта школа, если на охрану денег родители пока не сдали, договора от совего имен не заключили? То-то же)

Re: На компьютеры выделяет государство

Ну да, ну да, МОН говорит что не дают денег, но сами тайком дают )))))))))))
С вами интересно спорить )))))))

(Удалённый комментарий)

Re: На компьютеры выделяет государство

Учителя, директор, завуч могли бы составить коллективное заявление с подписями родителей, что им нужны в школу камеры. Выделили бы из бюджета деньги. А может их выделили на самом деле и без вас и вы купили камеры - придёт проверка проверить расходование бюджетных средств и, благодаря вам, тому, что вас облапошили - камеры и документы на них будут в порядке. Как вам такой расклад?

  • 1