Previous Entry Поделиться Next Entry
Новый татарский учитель. Сингапурский вариант



Венера Кашфиевна Хайрутдинова, директор Центра образования №178, была одним из самых активных участников форума «Умная школа»

Продолжаю рассказывать вам о своих поездках по регионам в рамках проекта «Умная школа». Когда в августе я провела этот форум в Москве, я клятвенно пообещала всем учителям, которые приехали ко мне, нанести ответные визиты и посмотреть на месте, как им живется и работается. Из Казани ко мне приехала мощная команда во главе с министром Альбертом Гильмутдиновым. Татарская делегация была одной из самых активных на всех воркшопах, и министр выглядел больше практиком, чем теоретиком. Благо, что, даже будучи уже в ранге министра, он около года проработал в обычной школе педагогом по физике. Гильмутдинов – вообще человек неугомонный. Постоянно хочет чему-то учиться и других учить.

Учителей учить – это, как вы знаете, дело неблагодарное, потому что они сами кого хочешь научат, но, как мне показалось в Татарстане, это, скорее, стало получаться, чем наоборот. Хотя сказать, что реформы проходят гладко, было бы неправильно. Пока я находилась в Татарстане, мне приходило много писем от учителей, работающих в этом регионе. Основные упреки связаны с тем, что «учителя долгое время были в одних и тех же одеждах, обиженные и непонятные», а теперь им раздали по ноутбуку, наличие которого обязывает вести электронные журналы, а это – дополнительные полчаса-час времени в день. Очень много негатива по этому поводу. Но разве заполнение журналов от руки меньше времени занимает? Обрушившаяся лавина реформ многих явно застала врасплох. Тем более что Татарстан выбрал сингапурский путь, а он явно не рассчитан на слабых. Здесь учителям постоянно надо обновлять свои компетенции, сдавать ЕГЭ, конкурировать с молодыми, которые пришли в эту профессию, и делать многое из того, что советскому педагогу и в страшном сне не приснилось бы.

В сферу образования в Татарстане вовлечено около 1 млн человек. Это и педагоги, и учащиеся, и родители. Республика является одним из пионеров внедрения технологий во все важные сферы жизни. Как я уже говорила, у 42 000 учителей теперь есть ноутбуки. В 1 500 школах установлен Wi-Fi. Однако не везде интернет работает одинаково быстро, и часто приходится бегать по коридорам, чтобы найти «правильное место». Электронные журналы и дневники уже не первый год внедрены повсеместно, так что осваивать их преподавателям приходится во внеурочное время. После прихода Альберта Гильмутдинова на пост министра образования и науки РТ республиканские бюджетные расходы на образование выросли в два раза – в этом году они составили 37 миллиардов рублей. А денег на закупку учебников для новых стандартов все равно не хватило: к началу учебного года школы республики оказались обеспечены всего на 30%. «За последнее время наши расходы на образование выросли в два раза, а цены на учебники – в четыре», – объясняет Гильмутдинов. Такой ситуации, по его мнению, «никакой бюджет не выдержит».


Плоды всеобщей компьютеризации, которыми славится Татарстан. Первоклассникам они нравятся.

Знаете, очень сложно защищать власть, тем более что гораздо легче ругать ее. Гильмутдинов хочет, чтобы было хорошо. Появились возможности для способных и желающих расти. Так что лес министр рубит с удовольствием, а от него, как известно, щепки летят. В этой связи мне очень понравился один момент. Мы встречались с педагогами. Принято считать, что на встречу с министром особо несогласных не зовут. Но даже если исходить из того, что на этой встрече все-таки были педагоги, которые находятся в лучшем положении по сравнению с остальными своими коллегами, тем интереснее то, что я услышала. В какой-то момент мы наконец заговорили о том, как учить детей таким образом, чтобы было интересно. По опыту скажу, что эта тема всегда всплывает последней, потому что зарплаты, статус и сопротивление реформам обычно предвосхищают разговор о главном.


Альберт Гильмутдинов со своим лазерным мечом



Так вот, про главное. Педагог по литературе Владимир Подовалов, которому явно за 50, на мой вопрос, как увлечь сегодняшних детей литературой, которую преподают в школе, на примере Катерины из пьесы «Гроза» показал, что предлагает своим ученикам изображать и обсуждать ее в самых разных формах видеоинсталляций.



А педагог Максим Кириллов 23 лет отроду, преподающий естественные науки, посетовал на то, что походы в научные лаборатории при институтах в школе не организованы.

- А что же Вы на YouTube хотя бы видео не поищите? – спросила у него я.

- Да! – отозвался тут же Гильмутдинов. – Я тут недавно очень классный опыт видел по сохранению энергии. Человек становится рядом с большим шаром, который расположен прямо перед его лицом, толкает его, и он, оттолкнувшись, возвращается на расстояние в несколько см от лица. Вроде по закону ясно, что по лицу не должен ударить, а все равно ждешь.

Педагог все равно не воодушевился, потому что ему хотелось, чтобы все организовала сама школа. А мне стало ясно, что школа, какой бы прекрасной она ни была, не может изменить подход человека к жизни.

Сегодня очень сложно смириться с мыслью о том, что возникшая в промышленно развитых странах с высоким жизненным стандартом система социального обеспечения «от колыбели до могилы» с развитой инфраструктурой в основном на государственном уровне, к которой мы все так стремились, в самой же Европе себя не оправдала. Необходимость сокращения социальных расходов поставила эту модель под вопрос. Европейская экономика стала замедляться, и идея всеобщего благосостояния начала отмирать. Невозможно взять и выделить одну профессию, дав ей льготы, которых нет у других.

Зарплата учителей ничем не отличается от зарплаты врачей, инженеров и остальных специалистов, ничуть не менее необходимых стране. Я прекрасно понимаю преподавателей, писавших мне, что у хороших школьных педагогов высшей категории, по слухам, максимальная зарплата составляет 14 000 руб. – это за 2 смены в начальной либо при работе с превышением нагрузки в старшей школе. При этом учителя потихонечку начали признавать факт конкуренции и возможности заработать для более предприимчивых, предоставляющих еще и дополнительные платные услуги. Про репетиторский рынок вам рассказывать не буду, но, как мама, честно признаюсь, что хорошего репетитора найти ой как непросто, а когда найдешь, у него оказывается занято все время.

Но вернемся к Татарстану. Средняя зарплата у педагога по региону – 17 000 рублей. И мне кажется, про это надо говорить, не переставая, потому что каждый день мне пишут, что учителя получают гораздо меньше, да и возможности по увеличению дохода привлекают не всех. А в Татарстане этих возможностей, тем не менее, хоть отбавляй.

В качестве эталона образования в Татарстане приняли Сингапур – лидера в мировом рейтинге конкурентоспособности и № 5 в образовательном рейтинге PISA. Этому факту мы, безусловно, можем завидовать и говорить, что их методы у нас не сработают. В основе сингапурского пути заложено условие, что общество должно смириться с неравными результатами, когда более способные получают большее финансовое и социальное благополучие, чем менее способные. Проще говоря, они сократили количество педагогов вдвое и, соответственно, увеличили зарплату. В какой-то момент в Сингапуре работники образования зарабатывали вдвое больше, чем люди, работающие в других сферах. Поэтому в этой стране сегодня конкурс – 6 человек на место! И, как вы понимаете, возраст этих претендентов тоже соответствующий. Рвутся в эту профессию молодые и перспективные. Сингапур, на который равняются в Казани, – маленький город-государство, в котором на 5 миллионов жителей приходится всего 350 школ. Зарплата учителей выше, чем в среднем по экономике. Количество школьников на одного педагога – одно из самых высоких в мире, более 40. В 33-й школе я разговорилась с Майком Тируманом, проводившим тренинги для учителей, и он мне честно сказал, что эта профессия в Сингапуре является большим шансом в жизни для любого человека. Такого наш ум вообще понять не в состоянии, что неудивительно, потому что, как мы помним из главного правила PISA, уровень знаний не всегда соответствует уровню навыков.


Майк Тируман, менеджер EduCare: «В чем разница между образованием в Сингапуре и в России? 20-25 лет отставания».




Все лето Майк и его друзья из компании EduCare, нанятой республиканским правительством, обучали сотни своих татарских коллег в 8 школах Казани. Техники, рекомендуемые сингапурцами, на слух звучат подозрительно легкомысленно: «Move around», «Have some fun», но они уверены (и тут я с ними абсолютно согласна), что учеба прежде всего не должна быть скучной. Формы могут быть самыми разными: игровые семинары, интерактивные лекции, занятия в свободной форме.

Средний возраст учителя в Казани – 44 года. Чтобы привлечь свежие кадры из непедагогических вузов, министерство образования запустило программу грантов «Наш новый учитель». В этом году из 600 кандидатов, молодых выпускников вузов, взяли 150. «Это будут звезды. Мы им сделали предложение, от которого невозможно отказаться», – поясняет Альберт Гильмутдинов. Стартовые условия молодых педагогов не хуже, чем в банках: возможность поехать на стажировку за границу и 7 500 рублей дополнительно к ежемесячной зарплате.

Конкуренция, по мнению министра, приведет к тому, что профессия педагога станет одной из самых популярных в республике, и мы еще увидим серьезный конкурс в педвузы. Тут мне вспомнился ответ Гильмутдинова на мой вопрос о телепортации, заданный в связи с открытием нейтрино. Я спросила его, возможна ли телепортация? «Телепортация будет», – невозмутимо ответил мне физик Гильмутдинов, как будто я его о подготовке школ к зиме спросила. – «На примере фотонов это возможно уже сегодня, а где-нибудь в 22 веке это будет стопроцентно реализовано. Фундаментальных причин, по которым это было бы невозможно, не существует. Значит, все получится». Поэтому я смиренно верила вместе с ним и тому, что в борьбу за гранты включатся представители старшего поколения педагогов. Мне просто очень хотелось, чтобы и телепортация стала возможной, и наша система образования стала даже лучше сингапурской. И знаете, похоже, в это верили не только мы одни.

Владимир Подовалов в это тоже верил:

«Я долгие годы был единственным мужчиной-учителем русского языка в Казани, а сейчас только в этой комнате нас трое, – сказал он на нашей общей встрече с министром и педагогами. – Когда правительство ввело гранты, в нашей школе их получили 13 учителей, а всего нас 80. И вот, ходишь и думаешь, почему не я».

Когда это «почему не я» станет повсеместным, то, думаю, система образования изменится кардинальным образом. И в этом нет ничего невозможного, как и в том, что электронное меню в школьной столовой с touch screen и пластиковыми карточками может быть не только в Татарстане, но и во всей стране. Когда я увидела такое в гимназии №178, я сразу предложила отличникам давать полные порции, хорошистам – чуть меньше, а троечников и двоечников кормить совсем понемногу. Если им неинтересно учиться, то, наверное, им и есть не особо интересно.


Два очень важных помещения в любой школе – буфет и туалет. В столовой гимназии №178


Куда бы я ни приехала, мои грузины и армяне меня находят.



Как вы знаете, я очень люблю общаться с детьми, это один из плюсов моей профессии.






Тина, если Вы пойдете на выборы в президенты, я буду голосовать за Вас!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Читаю Вас всегда с удовольствием.Как ранее смотрела и по телевизору.Восхищает Ваш внутренний стержень,благодаря которому Вы абсолютно искренне верите в то,о чём говорите.А говорите всегда об очень важном,где и лукавить-то не нужно.
Спасибо.Я музыкант ,есть знакомые и на теле,но раньше я думала,что телепродукция портит всех:)

#Канделаки Тина в потёмкинской деревне...
Что ж не написали как деньги с родителей требуют на "компьютеры, программы, учебники"?..

Ждём-с прихода "сингапурских" учителей в нашу школу.

(Удалённый комментарий)
радует что есть такие женщины как вы у нас в России

Встречают с чак-чак, сразу догодалась что это Казань)

Всё верно: те учителя, которые что-то искренне хотят сделать и чему-то научить, рано или поздно отмечаются, запоминаются, получают всевозможные плюсы и бонусы, в т.ч. материальные, и учиться у них гораздо более приятно и полезно.
А нытикам среди учителей правда не место, нет смысла и зарплату им поднимать.

Тина, а на тыльной стороне ладони у вас татуировка? Если да, то зачем???

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
понравилось про. буфет с горшком ))) неотъемлемые аксесуары бытовой жизни каждого человека. К хорошему нужно приучать с детства. Хотя, по мне, так лучше меньше съесть, чтобы потом меньше времени потратить на туалет ))) Все взаимозависимо и не требует объяснений.

я тоже в любой организации прежде всего сортир изучаю

(Удалённый комментарий)
Тина дарит радость и улыбки, для детей это праздник, как же приятно видеть когда человек дарит столько эмоций свои присутствием. Тина вы молодец!

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
На встрече с выпускниками, на их пожелания заменить в кабинетах оборудование, он посоветовал на примере легендарного физика, обучавшим детей на примере пустой бутылки, сделать учителям тоже самое. Это историкам, языковедам и математикам. Географию показывать на пальцах. Показушность в Татарстане, этот ноут притормаживает из-за установленной 7, заменить ее запрещено. Электронный журнал с ежедневными багами, вот они и напрягают больше, чем медленный интернет.

Татарстанское образование

Электронный журнал практически не работает из-за внутренних програмных недоработок и слабой компьютерной грамотности учителей старшего поколения.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Не это бумажка с проектом умной школы, где есть фотография Тины.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
?

Log in

No account? Create an account