?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Между Евой и Адамом
Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень


Как известно, в Советском Союзе секса не было. А если говорить точнее, то половое воспитание в советских школах полностью игнорировалось: не было упоминаний ни о сексе, ни о контрацепции, ни о заболеваниях, передающихся половым путем. Например, в учебнике по биологии «Человек и его здоровье» А. М. Цузмера (1984 г.) не существовало раздела о строении женских и мужских половых органов. Все начиналось с оплодотворения половых клеток. А вот как сперматозоиды попадали в гости к яйцеклетке, для советских школьников оставалось загадкой.



Уже позже в старших классах появился факультативный курс «Этика и психология семейной жизни», в котором делались первые робкие попытки поведать школьникам про «это». Но учителя в основном стеснялись рассказывать, а школьники стеснялись спрашивать.Поэтому изучение глав пособия о гигиене ученикам чаще всего задавалось для домашнего чтения.

С тех пор времена изменились, и вместе с этими переменами в нашу страну хлынул огромный поток информации, в том числе и сексуального характера. Причем информация поступала к детям без разбора: от материалов откровенно порнографического содержания до народных советов по предохранению от беременности. Понятно, что ни единой общепринятой позиции государства, ни образовательной концепции не было, поэтому каждый выбирал для себя источник информации самостоятельно.

Сегодня, в XXI веке, российская школа переходит на новый уровень образования: курс анатомии, в котором содержатся хоть какие-то факты о половой жизни, теперь переносят на год раньше – в 8-й класс, но при этом сокращают количество часов занятий. И до сих пор не существует единой концепции сексуального образования подростков.

Некоторые школы справляются с этой задачей в рамках факультативного курса о здоровом образе жизни, реже о контрацепции говорят на уроках ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Иногда, раз в год, приглашают гинеколога для проведения бесед со старшеклассницами. Как учителя рассказывают детям о половом воспитании в ивановских школах, и насколько такое образование нужно на сегодняшний день школьникам, я попыталась выяснить в ходе беседы за круглым столом с учителями и губернатором Ивановской области Михаилом Менем.



Обсуждение наше началось с того, что в России – более 100 случаев подростковой беременности на 1000 девочек. Для сравнения: в Голландии – 8 случаев на 1000 девочек. По этому показателю, как и по количеству абортов, Россия – мировой лидер. К тому же, сегодня 72% российских школьников называют основным источником своих знаний о сексе интернет. А интернет, как известно, – тот еще информатор. Все мы помним фильм про маленькую Веру, и вряд ли кто-то из нас хочет такой же судьбы своим детям.




Заседание круглого стола с учителями в г. Иваново



Губернатор Ивановской области Михаил Мень первый поделился своим мнением: «Нужно начинать говорить об «этом» как можно раньше, в 8-м и 9-м классах они нас на смех подымут».

– Да, это дома дети – херувимы, а если взглянуть на их страницы «ВКонтакте», удивляемся, какие темы там обсуждают, какие фото и видео смотрят.

Школьный психолог Анна Лобанова тут же заметила: «Но и в интернете они не настоящие. Вся грубость и распущенность просто скрывают поиск настоящих чувств, так как им уже любви хочется».








Губернатор Ивановской области Михаил Александрович Мень

Действительно, дети взрослеют, влюбляются, и им тоже хочется вести «взрослую» жизнь. Тогда как сделать так, чтобы эта «взрослая» жизнь не навредила их здоровью? Если же говорить о половом образовании в рамках школы, то как сделать такой урок интересным?..

Учитель биологии Алексей Сафронов поспешил рассказать о том, как он обсуждает с детьми тематику половой жизни: «Ребенок лезет в интернет, когда не может получить информацию в оффлайне. Мы практикуем анонимные записки во время занятий по половому воспитанию. Дети спрашивают то, что постеснялись бы спросить устно. Например, «правда ли, что если подмыться пепси-колой после полового акта, то зачатия не произойдет?».

– В каждом классе всегда есть 1-2 сумасшедших родителя, которые придут и пожалуются. Не боитесь?

– Я все предусмотрел. В соседнем кабинете каждый раз предлагаю посмотреть интересный фильм о жизни животных и растений. Те, кто не хочет говорить о половой жизни, могут выйти. За все время, пока преподаю, кино никто так и не посмотрел.


Учитель биологии Алексей Сафронов

Естественно, что такие занятия должны проходить в игровой форме. Такой вид урока вызывает у учеников доверие к учителю, детям легче делиться своими мнениями и мыслями с преподавателем. Учитель биологии Любовь Иванова рассказала о своих методах преподавания: «Важны доверительные отношения с учителем. Дети прислали мне видео, где сперматозоиды плывут к яйцеклетке, а один плывет с розочкой. Именно ему она и открылась». Действительно трогательно, остается только добавить, что и дети по части фантазии не проигрывают учителям.









Учитель литературы Татьяна Петровна Океанская тоже решила поделиться своей историей: «Мы проходим «Темные аллеи» Бунина, и я обращаю внимание школьников на то, сколько места автор уделяет тем или иным событиям в жизни героини. События месяцев или даже лет иногда умещаются в несколько строчек, зато первой половой близости Бунин посвящает целую страницу. Я понимаю, что, если учитель литературы им об этом не скажет, откуда они узнают?»


Учитель литературы Татьяна Океанская

Кстати, как успела заметить психолог Марина Полувенова, девочки проще идут на контакт: «Интересно, что многие психологи говорят об ответственном отношении к сексу именно с девочками. С мальчиков вообще спроса никакого нет». С ней я согласна отчасти. Действительно, с девочками всегда проще, они изначально более открыты и готовы к диалогу. Но, с другой стороны, нельзя всех юношей грести под одну гребенку. Опять-таки, все зависит от человека и от его ответственности.


Психолог Марина Полувенова

Прежде всего детей должна воспитывать не школа, а родители. И поверьте, нет ничего страшного в обсуждении темы секса с ребенком. Если не вы ему расскажете об этом, то кто? Вот так обычно и получается, что родители отмахиваются, говорят: «Нам некогда заниматься этой чушью», а потом пожинают плоды своего же бездействия. Хорошо, что ивановские учителя осознают эту проблему и с вниманием относятся к детям. «Мы, конечно же, все равно не сможем оградить наших детей от всего нехорошего, что ждет их в жизни, но можем хотя бы поговорить с ними. Я жалею, что моя мама не разговаривала со мной на эти темы. Я родила свою дочь рано и решила, что буду ей откровенно говорить обо всем», – говорит Оксана Самойлова, учитель начальных классов.




Учитель начальных классов Оксана Самойлова (слева)

Родители не просто должны суметь объяснить своим детям, что такое секс, но и рассказать им о средствах контрацепции, об осторожности и риске получить нежелательные заболевания. Кроме того, родители не должны стесняться таких вопросов, и именно «школа должна подталкивать родителей к тому, чтобы они могли откровенно говорить со своими детьми». В этом я полностью согласна с мнением Михаила Меня.

Готовя этот пост, я еще раз зашла на сайт «Умной школы» и перечитала мнения пользователей в теме «Уроки полового воспитания – нужны или нет?». Меня действительно радует, что многие адекватно относятся к этой проблеме и считают, что такие уроки необходимы. Другой вопрос – в том, какими они должны быть, и кто их должен преподавать.

Надежда Викторовна Локтева, родитель:«Дети проводят половину своего времени в школе и какую-то часть воспитания получают все же в школе. Да, некоторые родители могут рассказать и объяснить все самостоятельно, но далеко не все, поэтому лишний раз перестраховаться (а в этой ситуации нужно говорить именно так) будет нелишним».

Светлана Баштовая, учащаяся:«Хорошо, пусть это будет небольшой курс в несколько занятий. Естественно, в определенном возрасте. Вполне возможно, что его должны вести несколько приглашенных специалистов – названные вами врачи, психолог и учитель-биолог. А вот зачет по этому предмету я бы все-таки сделала, чтобы дети хотя бы о контрацепции все знали».

Алена Андреевна Ширинкина, работник среднего образования:«Обязательно нужны! Необходимо рассказывать, показывать видеофильмы. В американских школах есть обязательные уроки молодых мам и пап, этим самым мы оградим наших детей от ошибок в раннем возрасте».



Насколько я понимаю, в России в каждой школе и в каждом регионе есть своя методология разговора о сексе – где-то более открытая, где-то более стыдливая. Мне пишут: бывали случаи, когда родители жаловались, что девочкам рассказывают, как пользоваться тампонами. В каких-то школах показывали слишком откровенные фотографии – родители снова недовольны.

В современной российской школе такого предмета, как половое воспитание, нет. Между тем, в ряде европейских стран начиная с 70-х годов половое просвещение входит в школьный курс. В уже упомянутой мной Голландии раз и навсегда решили, что «просвещение лучше, чем отрицание». В этой стране, напомню, уровень подростковой беременности – самый низкий в Европе. 85% сексуально активных молодых голландцев пользуются противозачаточными средствами – а это уже самый высокий показатель в Европе.

Половое просвещение – часть обязательной школьной программы в Швеции, Финляндии, Германии, Франции. В нашей стране тоже стоит ввести такое образование. И очень хочется, чтобы об этом задумались не только власти нашего государства, школы и учителя, но и родители подрастающего поколения. Ведь правильно как-то сказал французский писатель Жозеф Жубер: «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика». Так пусть этот пример для подражания будет достойным.


  • 1
В третьем классе ни у одного моего одноклассника не было никаких в том, откуда берутся дети. В пятом под наше хихиканье нам рассказали про тычинки и пестики. Мы поняли механизм. И только в классе в восьмом нас допустили до сокровенных знаний о том чем отличаются мочеполовые системы мужчины и женщины. А мы уже не хихикали даже. И уже в старших классах пошли разговоры о введении "этики". Мы так и не дождались. Но не думаю, что нас посвятили бы во что-то новое.

Когда мы решаем ,что дети готовы воспринимать эту информацию, сами дети уже всё довольно хорошо знают. И все эти уроки сексуального воспитания становятся похожими на идиотизм. Это аксиома.

Я уверен, что абсолютно необходимо и достаточно на уровне государства* создать интернет-ресурс, содержащий всю полноту информации о сексе. (Включая камасутру.) Дети его сами найдут и изучат тогда, когда будут психологически и физиологически к этому готовы. Природа сома подтолкнёт. Разместите там страничку для вопросов сексологов и психологов для ответов на детские вопросы, чтобы дети не рассчитывали на кока-колу как на средство контрацепции.

*-чтобы не одна идиотка не смела воспринимать ресурс, как средство растления малолетних.

(Удалённый комментарий)
Ну вы понимаете, что школа это такая вещь, где пока доживешь до описанного вами предмета, пересмотришь кучу всяких аморальных видео и текстов. Исходя из этого, я считаю, что школа это вообще ни разу не выход. Она как раз развращает. А вот интернет, как раз и может учить чему-то светлому и жизненно важному.

Если серьезно:
Для начала, нет на свете людей, пострадавших от просмотра порно. Будет или не будет ресурс, который предлагаю я, ребенок всё равно будет пользоваться интернетом и насмотрится разных картинок.

И главное, детки взрослеют в разном возрасте. На подобных уроках могут оказаться разные дети. И те, кому рано и те, кто повзрослей. Я говорю не о возрасте. Глупо думать, что можно согнать кучу разнополых подростков в классе, которые будут с интересом слушать лекцию о презервативе. Это не интересно и не нужно. А на интернет-ресурсе ребенок один и обезличен. Он может задать любой вопрос, ничего не стесняясь.

(Удалённый комментарий)
Что бы вы там не оставляли, ребенок сам найдет в сети, что ему интересно. С этим надо смириться и всё.

Edited at 2011-11-11 13:58 (UTC)

(Удалённый комментарий)
Половозрелые дети не тупые бараны. Никому не хочется чем ни будь заболеть или залететь. Поэтому вместо всей болтавни нужен доступный ресурс, где ребенок может получить правдивую информацию в доступной форме. Без нравоучений, по возможности. Это гораздо важнее, чем пытаться говорить с целым классом разнополых подростков тогда, когда взрослые решат что с этими подростками пора говорить.

Ну как - хорошо... Что и куда засунуть надо - это знают. Но как-то не более того. Я не так давно на одном девическом форуме от барышень 25-30 лет слышала удивительнейшие вещи - при оральном сексе ничем заразиться нельзя, без оргазма не забеременеешь, ну полный набор, короче, включая упомянутую кока-колу. И это не глухая деревня - девушки с достатком (смогли же купить комп и оплатить интернет), горожанки, достаточно продвинутые, чтобы покупать дорогой глянцевый журнал, который форум и завел. И на совок не спишешь - когда эти форумчанки были подростками, на дворе стояло начало 2000-х. Ничуть не стыдливое время, и информации вроде бы завались. А вот же.

Я там была около полугода назад и сейчас уже вряд ли найду. Но для общего ознакомления с уровнем просвещенности зайдите на форум журнала Mens health, там очень много барешень сидит и излагает точно такие же перлы. Впрочем, мужчины тоже блещут. Там как-то очень, очень серьезно обсуждался вопрос о том, что у детей половина генетического кода не от отца, а от первого любовника матери. Поэтому нужно жениться на девственницах, иначе дети будут на треть не твои, а непонятно чьи. Без тени улыбки или троллинга.

Ну вы понимаете, основы генетики даются в школе в рамках биологии. Тут не нужно никакого полового воспитания. Судя по усвоению школьной программы упомянутыми вами людьми, преподавать что либо этим овощам не имеет никакого смысла.

Чуть ниже одна дама пишет, что еще в школе узнала как сперматозоид попадает в яйцеклетку. А вот как он у этой яйцеклетки оказывается, догадалась только в ВУЗе. Вот именно для этих людей нужен импульс в правильном направлении, чтобы они в этой важной сфере могли развивать свои знания.

  • 1