?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Искусство стандАРТа: между алой и белой розами


Если бы вам в школе предложили учить только те предметы, которые вам нравятся, вы уверены, что смогли бы сделать правильный выбор? Родители советуют учить математику, чтобы через два года поступить на финансовый менеджмент и «стать человеком», подруги зовут на географию – там новый молодой преподаватель с внешностью античного бога, а душа стремится к пению и музыке – вы всю жизнь мечтали попасть на «Фабрику». Вам 16, вы убеждены, что все двери мира непременно откроются перед вами, стоит только постучать. Бодрит?

У сегодняшних первоклассников есть все шансы столкнуться с необходимостью принимать жизненно важные решения и делать трудный выбор уже через 8 лет: к 2020 году заработает федеральный образовательный стандарт для старшей школы, который определит параметры содержания российского образования. Это второй по важности документ после закона «Об образовании». А кто-то скажет, что и главный, так как непосредственно прописывает, что нужно будет учить и как.

Стандарты для младшей и средней школы уже приняты, первый начал работать с этого года. Однако именно содержание стандарта для старшей школы определит тот багаж, с которым без пяти минут граждане России отправятся во взрослую жизнь через 10 лет.

Вокруг этого, казалось бы, мирного документа, который никак не связан ни с финансовыми потоками, ни с природными ресурсами, разгорелась борьба, достойная средневековой войны Алой и Белой розы. Потребовалось создать согласительную комиссию – рабочую группу Министерства образования (куда вхожу и я), чтобы выбрать между двумя вариантами стандарта, подготовленными конкурирующими командами разработчиков Российской академии образования (РАО).

Состоялось уже три заседания комиссии, активно идет работа в группах. Технически задача проста: нужно внимательно изучить оба документа, сравнить и, выделив лучшие моменты, сверстать новый идеальный стандарт, который всех устроит. По объему разница между стандартами незначительная – 3 страницы, однако содержание авторы заложили совершенно противоположное.

Вариант Александра Кондакова (Институт стратегических исследований РАО) – триумф вариативного образования. Здесь всего три обязательных предмета: физкультура, «Россия в мире» и основы безопасности жизнедеятельности. Заданы также шесть предметных областей, из которых ученик должен выбрать как сами предметы, так и глубину их изучения. Эксперты ругают стандарт Кондакова за нечеловеческий язык, которым он написан (с претензией соглашается и сам Александр Михайлович), и странный предмет «Россия в мире», который по замыслу разработчиков должен научить наших детей любить Родину более интенсивно.


Стандарт Александра Кондакова


Стандарт Михаила Рыжакова (Президиум РАО) предусматривает меньшую долю вариативности: из 36 учебных часов в неделю только 4 часа предполагают выбор предмета. Право выбора здесь распространяется лишь на 10-15% учебного времени. Стандарт сохраняет академические традиции советской школы, которая должна была научить всему понемногу. Язык, которым написан этот вариант, проще и понятнее, а минимизация вариативности объясняется уверенностью в том, что в 15-16 лет сделать выбор сможет лишь малая часть школьников. И главное, за что стандарт Рыжакова полюбили очень многие, еще даже не читая его, – это отсутствие ненавистной «России в мире» среди школьных предметов.

Трудности выбора – серьезное бремя, с которым, не считая экзаменов, придется столкнуться школьникам. Пожалеть их очень даже хочется: наши выпускники по возрасту – одни из самых молодых в мире. Дай им волю, понавыбирают неизвестно что, а нам, родителям, потом разруливать! Но если не давать ребенку возможность выбирать, то как он сможет этому научиться? К тому же по собственному опыту знаю, что выбрать профессию на всю жизнь невозможно. Рынок труда постоянно в движении, многие экономисты становятся шоферами, а врачи – дистрибьюторами БАД, и наоборот. Именно поэтому так важно помимо знаний научить их универсальным навыкам, с помощью которых можно решать задачи в любых жизненных ситуациях: умению систематизировать информацию, анализировать и принимать решения при многих неизвестных. Это все не про высокий балл по ЕГЭ, с этими навыками им предстоит бороться за место под солнцем в нашем сверхконкурентном мире.

В образовательном центре «Царицыно» Ефима Рачевского висит лозунг: «Хождение в школу не должно мешать нашему образованию». Все большее число детей и их родителей и в России, и в мире полностью отказываются от школьного образования в пользу дистанционного и семейного. В США в прошлом году домашнее образование получили более 2 млн детей. В России их число также растет: в 2008 г. – 11 тысяч человек, в 2010 г. – уже 97 тысяч. В данном случае свободный выбор = качество: успеваемость тех, кто учится самостоятельно, – в полтора раза выше.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов считает, что каждая школа должна существовать по принципу «избыточности знаний», чтобы у ребенка, как в супермаркете, всегда был выбор. По количеству предметов российская старшая школа и так – однозначный лидер в Европе, где число обязательных предметов не превышает 10 (в Великобритании – 5-6, в Финляндии – 7-8). Остальное, по интересам, учат во множестве кружков и на факультативах. У нас, напомню, в старшей школе – 13 предметов, и подогнать их под каждого конкретного школьника с его индивидуальными планами и способностями становится все сложнее.

Среди самих педагогов нет, да и не может быть понимания, от каких предметов следует избавиться. «Математика, русский, физкультура нам нужны, а Пушкин, Достоевский и Кутузов – за борт?!» – так эмоционально реагировала на форуме «Умная школа» педагог из Челябинска на пока еще только планы разделить предметы на обязательные и не очень.

Борьба за вариативность и профильность предстоит нешуточная: введение третьего часа физкультуры уже с этого года вызвало резкое неприятие части учителей. «Какой идиот придумал три физкультуры в неделю?» – с таким вопросом обратился вице-губернатор Кировской области Александр Галицких к министру спорта Виталию Мутко (сначала не подозревая, что разговаривает с автором идеи). Министр начал в ответ приводить статистику заболеваемости среди детей, а Александру Александровичу было довольно неловко.

Много вопросов вызывает и нравственно-патриотическая часть, которая есть в обоих вариантах стандарта. Среди результатов, которых должен добиться выпускник, – «сформированная российская идентичность», «чувство ответственности перед Родиной», «готовность к служению Отечеству». Слова замечательные, осталось только подобрать прибор для измерения чувства ответственности и готовности к служению.

Припомню, что слово «стандарт» в русском языке – это не только «образец», «эталон» и «норма», но еще и синоним «клише», «избитого выражения» и «общего места». Так легко превратить его из планки, которой могут и должны достичь наши школьники, в «общее место», штампованные «Правила поведения в школе», которые годами пылятся на стене и которые никто не читает.

P.S. Буду информировать вас о работе комиссии. В Минобре считают, что торопиться не следует: до 2020 г. еще есть время, чтобы взять лучшее из обоих вариантов. В конце концов, алые и белые розы так же неплохо смотрятся и в одном букете.



  • 1
Физкультура - о да, очень важный предмет, ведь именно благодаря ему я получала чудесное удовольствие, везти с собой через весь город огромный пакет со сменкой, и лишний час сидеть на железной скамейке и умирать со скуки, время от времени получая по голове мячом. (у меня было освобождение по мед. показаниям, но посещение и форма были обязательны). А если бы не милая физкультура, то у меня бы не было той чудесной тройке в аттестате (единственной), что есть у меня.

Туда же записать музыку, танцы, домоводство, ИЗО и передать привет всем моим комплексам. А ИЗО и домоводству передать особенный привет от моей спины и хронического недосыпа в школьные годы.

Считаю, что образование в школе построенно весьма бредово: ненормированная, нелогичная нагрузка.

Так же как математика , алгебра, геометрия и черчение, физика и химия и особенно экономика выпили из меня немало крови и я бы с огромным удовольствием отказалась от их изучения ещё в школе, отдав это время другим предметам. Вышеперечисленные всё равно не пригодились + забыли под ноль, а вот на другие нужные и важные предметы времени не хватило и приходилось после школы самостоятельно осваивать программу.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Да нуууу система отличников уже прошла в советские времена, сейчас к этому уже мало кто стремится!
Думаю нужно так же обращать внимание на кулб-массовый сектор в школе, а то нудная музыка и рисование многих достали!

Полностью с вами согласен. Физкультура - если ребенок ходит в секцию или спортзал, то освобождается должен. Как было грустно ходить махать ручками в сторону со всеми, страдая от тупости всего происходящего, когда накануне вечером ты два часа кувыркался по доскам, бегал прыгал отжимался, а в конце еще и спарринг. И тебе было хорошо сидеть слушать наставления сансея обтекая потом. И тут час тупого хождения по кругу.
Ну и конечно после умения писать и считать ребенок должен сам решать что ему изучать.

А я бы ни от чего не отказалась. Я с удовольствием ходила на ве уроки, хотя примерной ученицей и не была. Просто мне нравились все предметы, и было интересно изучать все.
Я вообще считаю, что в школе не должны выгружать в мозг ребенка кучи информации. И после школы человек должен выйти с умением мыслить разными способами, а не помнить даты и формулы.
Для этого и нужно разносторонее развитие, потому что тип мышления математика и тип мышления биолога - они отличаются.
По моему основная задача школы - освоение разлиных типов мышления. Развитие как логического, математического мышления, так и образного, гумманитарного, так и практичного , естественнонаучного.
А физкультура обязательно нужна, только не в той форме, в которой она преподается в школах. Нужно обучать детей люви и заботе о своем здоровье, теле и вдохоновлять их вести здоровый образ жизни. Показать им что здоровый человек счастливее, чем больной.
К тому же через спорт развиваются многие черты характера, такие как решительность, смелость, ловкость, уверенность. Только преподавать надо нормально.
Вообще любая наука увлекательная, если хорошо преподавать, и не пытаться вырастить поколение биороботов, а пытаться вырастить счастливых, мыслящих, увелченных людей.
Жаль, что это утопия. Потому что взрослые сами давно уже умерли, думают только о том, как потом заработать бабла по больше, и что для этого в дестве надо сделать с человеком, что бы он стал идеальной машинкой для зарабатывания баблосов.

  • 1