Previous Entry Поделиться Next Entry
Искусство стандАРТа: между алой и белой розами


Если бы вам в школе предложили учить только те предметы, которые вам нравятся, вы уверены, что смогли бы сделать правильный выбор? Родители советуют учить математику, чтобы через два года поступить на финансовый менеджмент и «стать человеком», подруги зовут на географию – там новый молодой преподаватель с внешностью античного бога, а душа стремится к пению и музыке – вы всю жизнь мечтали попасть на «Фабрику». Вам 16, вы убеждены, что все двери мира непременно откроются перед вами, стоит только постучать. Бодрит?

У сегодняшних первоклассников есть все шансы столкнуться с необходимостью принимать жизненно важные решения и делать трудный выбор уже через 8 лет: к 2020 году заработает федеральный образовательный стандарт для старшей школы, который определит параметры содержания российского образования. Это второй по важности документ после закона «Об образовании». А кто-то скажет, что и главный, так как непосредственно прописывает, что нужно будет учить и как.

Стандарты для младшей и средней школы уже приняты, первый начал работать с этого года. Однако именно содержание стандарта для старшей школы определит тот багаж, с которым без пяти минут граждане России отправятся во взрослую жизнь через 10 лет.

Вокруг этого, казалось бы, мирного документа, который никак не связан ни с финансовыми потоками, ни с природными ресурсами, разгорелась борьба, достойная средневековой войны Алой и Белой розы. Потребовалось создать согласительную комиссию – рабочую группу Министерства образования (куда вхожу и я), чтобы выбрать между двумя вариантами стандарта, подготовленными конкурирующими командами разработчиков Российской академии образования (РАО).

Состоялось уже три заседания комиссии, активно идет работа в группах. Технически задача проста: нужно внимательно изучить оба документа, сравнить и, выделив лучшие моменты, сверстать новый идеальный стандарт, который всех устроит. По объему разница между стандартами незначительная – 3 страницы, однако содержание авторы заложили совершенно противоположное.

Вариант Александра Кондакова (Институт стратегических исследований РАО) – триумф вариативного образования. Здесь всего три обязательных предмета: физкультура, «Россия в мире» и основы безопасности жизнедеятельности. Заданы также шесть предметных областей, из которых ученик должен выбрать как сами предметы, так и глубину их изучения. Эксперты ругают стандарт Кондакова за нечеловеческий язык, которым он написан (с претензией соглашается и сам Александр Михайлович), и странный предмет «Россия в мире», который по замыслу разработчиков должен научить наших детей любить Родину более интенсивно.


Стандарт Александра Кондакова


Стандарт Михаила Рыжакова (Президиум РАО) предусматривает меньшую долю вариативности: из 36 учебных часов в неделю только 4 часа предполагают выбор предмета. Право выбора здесь распространяется лишь на 10-15% учебного времени. Стандарт сохраняет академические традиции советской школы, которая должна была научить всему понемногу. Язык, которым написан этот вариант, проще и понятнее, а минимизация вариативности объясняется уверенностью в том, что в 15-16 лет сделать выбор сможет лишь малая часть школьников. И главное, за что стандарт Рыжакова полюбили очень многие, еще даже не читая его, – это отсутствие ненавистной «России в мире» среди школьных предметов.

Трудности выбора – серьезное бремя, с которым, не считая экзаменов, придется столкнуться школьникам. Пожалеть их очень даже хочется: наши выпускники по возрасту – одни из самых молодых в мире. Дай им волю, понавыбирают неизвестно что, а нам, родителям, потом разруливать! Но если не давать ребенку возможность выбирать, то как он сможет этому научиться? К тому же по собственному опыту знаю, что выбрать профессию на всю жизнь невозможно. Рынок труда постоянно в движении, многие экономисты становятся шоферами, а врачи – дистрибьюторами БАД, и наоборот. Именно поэтому так важно помимо знаний научить их универсальным навыкам, с помощью которых можно решать задачи в любых жизненных ситуациях: умению систематизировать информацию, анализировать и принимать решения при многих неизвестных. Это все не про высокий балл по ЕГЭ, с этими навыками им предстоит бороться за место под солнцем в нашем сверхконкурентном мире.

В образовательном центре «Царицыно» Ефима Рачевского висит лозунг: «Хождение в школу не должно мешать нашему образованию». Все большее число детей и их родителей и в России, и в мире полностью отказываются от школьного образования в пользу дистанционного и семейного. В США в прошлом году домашнее образование получили более 2 млн детей. В России их число также растет: в 2008 г. – 11 тысяч человек, в 2010 г. – уже 97 тысяч. В данном случае свободный выбор = качество: успеваемость тех, кто учится самостоятельно, – в полтора раза выше.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов считает, что каждая школа должна существовать по принципу «избыточности знаний», чтобы у ребенка, как в супермаркете, всегда был выбор. По количеству предметов российская старшая школа и так – однозначный лидер в Европе, где число обязательных предметов не превышает 10 (в Великобритании – 5-6, в Финляндии – 7-8). Остальное, по интересам, учат во множестве кружков и на факультативах. У нас, напомню, в старшей школе – 13 предметов, и подогнать их под каждого конкретного школьника с его индивидуальными планами и способностями становится все сложнее.

Среди самих педагогов нет, да и не может быть понимания, от каких предметов следует избавиться. «Математика, русский, физкультура нам нужны, а Пушкин, Достоевский и Кутузов – за борт?!» – так эмоционально реагировала на форуме «Умная школа» педагог из Челябинска на пока еще только планы разделить предметы на обязательные и не очень.

Борьба за вариативность и профильность предстоит нешуточная: введение третьего часа физкультуры уже с этого года вызвало резкое неприятие части учителей. «Какой идиот придумал три физкультуры в неделю?» – с таким вопросом обратился вице-губернатор Кировской области Александр Галицких к министру спорта Виталию Мутко (сначала не подозревая, что разговаривает с автором идеи). Министр начал в ответ приводить статистику заболеваемости среди детей, а Александру Александровичу было довольно неловко.

Много вопросов вызывает и нравственно-патриотическая часть, которая есть в обоих вариантах стандарта. Среди результатов, которых должен добиться выпускник, – «сформированная российская идентичность», «чувство ответственности перед Родиной», «готовность к служению Отечеству». Слова замечательные, осталось только подобрать прибор для измерения чувства ответственности и готовности к служению.

Припомню, что слово «стандарт» в русском языке – это не только «образец», «эталон» и «норма», но еще и синоним «клише», «избитого выражения» и «общего места». Так легко превратить его из планки, которой могут и должны достичь наши школьники, в «общее место», штампованные «Правила поведения в школе», которые годами пылятся на стене и которые никто не читает.

P.S. Буду информировать вас о работе комиссии. В Минобре считают, что торопиться не следует: до 2020 г. еще есть время, чтобы взять лучшее из обоих вариантов. В конце концов, алые и белые розы так же неплохо смотрятся и в одном букете.


  • 1
Может это все слишком категорично?
По-моему, не предметы надо убирать, а резать школьные программы.
Это, конечно, тоже не лучшее решение (как выбрать чьи стихи учить детям или какой раздел физики выкинуть из программы), но, мне кажется, оптимальное.
Да, не всем после школы пригодились интегралы и производные, но как можно убрать математику из обязательной программы?! Чему там учиться-то в школе, с оодними ОБЖ и физкультурой?!
Сокращать надо программы и соответственно число часов. Детям легче, хотя преподаватели буду против, но они везде в убытке

(Удалённый комментарий)
еще ничто не удерживало детей если они хотят скурится, так что вряд ли дело в часах.
на самом деле я имею в виду сократить, например, с 4 часов физики до 2, а то и 1, аналогично с историей биологией, географией, обществознанием, а освободившееся время как раз под личный выбор курсов.
хотя что можно изучить за один час? ну по крайней мере то, что Земля круглая=)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account