?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Кандидат не сдаст ЕГЭ?

Моя колонка для газеты Известия

Новый политический сезон в России начался с неожиданной свободы дискуссий на центральных каналах. В эфире вновь появились лица, которых мы не видели там много лет и так давно по ним скучали. В последние годы мы наблюдали «информационный застой», когда говорить могла только власть, и то в режиме монолога. Так сложились обстоятельства, что доступ к массовому эфиру был закрыт для многих людей, и, как следствие - идей. Таким образом, весь политический дискурс ушел в свободное пространство – интернет, где достаточно быстро маргинализировался и стал зеркальным отражением федеральной повестки. В итоге в пространстве «свободных дискуссий» массово оказалась представлена только одна позиция – оппозиционная. В телевизоре власть «исключительно улучшала жизнь граждан», а в интернете «пила их кровь». В условиях жизни без конкуренции и оппонентов (нельзя же воспринимать «Нашистов» как носителей и генераторов провластных дискуссий) весь политический дискурс в нашей стране свелся сегодня к обсуждению одной личности – Владимира Путина. И уже понятно, что на этой теме мы все крепко сидим и не слезем с нее до середины марта.

Личность Путина оказалась настолько монументальной, что заслонила собой широкий круг жизненно важных для России тем, которые мы должны были бы обсуждать в ходе предвыборной кампании. Ключевые проблемы, начиная с образования, заканчивая здравоохранением, как-то незаметно ушли в тень, потому что «казнить Ротенбергов» в интернете оказалось гораздо важнее, чем провести реформу образования. Таким образом, внятно понять программы кандидатов, не пишущих статьи в отличие от Путина, практически нереально, отсюда и возможность сделать свой осознанный выбор 4 марта становится крайне призрачной. А поскольку от других кандидатов в президенты, по сути, нет никаких предложений, кроме громкой идеи «объединения во имя спасения России от Владимира Путина», я хотела бы все-таки обратить ваше внимание на такую важную тему, как образование, которую в своей статье затронул именно Путин.

«Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей».


Ведь и вправду, что делать с пресловутыми 25 млн высококвалифицированных рабочих мест, о которых говорит Путин в своей статье? Или не 25 млн? И как их создать? Отставка министра Фурсенко явно ответов на эти вопросы не даст. А что делать, никто не знает и даже не начинал думать. Много разговаривая с чиновниками от образования из старых и вновь назначенных, могу с уверенностью сказать, что концептуально осмысленной стратегии реформирования образования внутри министерства создать никто не может. Причин этому – масса, но главная – в том, что этот запрос никто не ставит, и дискуссии на сей счет не являются актуальными. Ни у одного из кандидатов в президенты, за исключением Зюганова с альтернативным законом «Об образовании» под редакцией Смолина, внятных предложений на сей счет я не слышала. Что уж говорить о концепциях, учитывающих изменения в структуре мировой экономики, социально-демографических трендах и запросах рынка труда на 10 лет вперед, когда в высоких кабинетах всерьез начали обсуждать идею отмены ЕГЭ и нормативно-подушевого финансирования.

Уверена, что многолетние критики реформы образования встретили бы эти решения бурными овациями, записав победу себе в актив. А я считаю, что такое решение в долгосрочной перспективе могло бы повлечь за собой необратимые политические и социальные изменения. В условиях отсутствия концепции и долгосрочной стратегии развития российского образования на сегодняшний день отмена ЕГЭ становится непродуманной реформой, которая на несколько лет опустит нашу страну в «образовательный хаос».

При общем негативном информационном фоне относительно ЕГЭ (59% респондентов, по опросам ФОМ, полагают, что прежняя система оценки знаний при поступлении в вузы была эффективнее) на форуме «Умная школа», где я собрала более 200 лучших педагогов со всей России, 73% высказались за сохранение ЕГЭ, и 61% посчитали его объективной оценкой знаний учащихся. Возможно, в будущем мы и отойдем от этой формы тестирования, но сейчас, без продуманной реформы, отменять его просто преступно. На ближайшие годы мы могли бы договориться о правилах проведения экзамена и его модернизации. Часть профессионального сообщества выступает за отмену ЕГЭ по литературе, другая часть считает правильным ввести два уровня ЕГЭ и тем, кто увлекается предметом, дать возможность решать сразу уровень Б, по которому дается больше баллов. И данные предложения можно реализовать.

ЕГЭ продемонстрировал, что он может быть эффективным социальным лифтом. Особенно в условиях, когда других лифтов в стране просто нет. Доля школьников, которые поступили в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, возросла с 32% в 2000 году до 50% в 2011-м. Единый госэкзамен делает необходимым изучение русского языка и вместе с ним русской культуры на должном уровне, чтобы сдать ЕГЭ и в дальнейшем не чувствовать себя изгоем в стране, где доминирующей культурой всегда будет считаться русская.

Отказаться от ЕГЭ, идя навстречу общественному мнению, на мой взгляд, было бы большой ошибкой. У нас в стране при советской системе было несколько очевидных социальных лифтов – это и спорт, и образование, и продвижение по партийной линии и линии КГБ. Любому человеку из советской глубинки при наличии желания и преданности системе можно было сделать блестящую карьеру в любой области. Сегодня это практически невозможно. Давайте, наконец, начнем говорить правду. Будь вы трижды талантливым и одаренным Господом Богом, вы сегодня никому не нужны, кроме себя и своих родителей.
В программе «Самый умный» через меня прошло огромное количество талантливых детей. Вы думаете, мне кто-то позвонил и сказал, что эти талантливые дети нужны стране как элита, которая будет строить будущее России? Думаете, кто-нибудь сделал предложение по поддержке этих детей? Конечно же, нет. Потому что сегодняшняя элита сформировалась и формируется чаще всего из тех, чьи родители еще в советской системе были успешными людьми. А что делать тем, кто родился в удаленном уголке России, у малоимущих родителей, в рядовой семье? Для них сегодня есть только один социальный лифт – это ЕГЭ. Ничего другого пока никто не предложил.
И это на фоне того, что во многих регионах существует еще и другая проблема – национальный язык, который в определенных школах доминирует над русским. Мне приходит огромное количество писем на сайт «умная-школа.рф», в которых родители жалуются на эту проблему, но я всегда могу их успокоить и сказать: директор любой школы понимает, что им надо будет сдавать ЕГЭ, и, как следствие, учить русский.
Не забывайте, что у нас в стране есть много разных правил, и только одно правило действует для всех одинаково, от жителей Чечни до Твери, – это ЕГЭ. Исполнение других общих правил пока нам дается с трудом.

В таких условиях дети находятся сейчас, в преддверии выборов и перед своим первым осознанным выбором в конце учебного года.

Отсутствующая концепция развития системы образования – это важный вопрос, ответ на который хотелось бы услышать до 4 марта от всех кандидатов, баллотирующихся на пост президента России.


 


  • 1

О ЕГЭ и социальных лифтах

Да, согласен, ЕГЭ - на данный момент лучший из предложенных вариантов оценки знаний. Я много слышал о том, что ЕГЭ нужно отменить, но как мне кажется, это говорят родители тех, кому предстоит сдавать этот экзамен из-за боязни его несдачи. Мне это испытание предстоит пройти через пару месяцев. Выбрал для сдачи русский, математику, физику и информатику. И знаете, я совершенно не боюсь этого экзамена. =) Самым страшным для себя считаю русский язык. Но и русский меня не особо беспокоит, ведь поступать я буду не по ЕГЭ, а по олимпиадам.
В этой статье я не согласен с тем, что ЕГЭ это единственный способ подняться к верхам России. =) Есть неограниченное множество других "социальных лифтов". Также не согласен и с тем, что рождение в "рядовой семье" как-то меняет вероянтость попадания в элиту. Зависит это напрямую от самого человека, будет он приходить домой и сидеть за ноутбуком задрав ноги к верху в ожидании чуда, или же делать хоть что-то для осуществления своих желаний, а также гигантское влияние это воспитание.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Про какие другие социальные лифты вы говорите?
А рождение в рядовой семье меняет попадание, те кто родился в богатой семье с большей вероятностью получит хорошее образование, как минимум могут его оплатить. А в рядовых семьях не каждый сможет пойти на платное, если по каким либо причинам написал менее успешно экзамены.
Естественно все зависит от человека, но давайте подумаем, вот богатенький сынок пришел и сказал папке, я хочу учиться на юриста в МГУ, ребенок сдал ЕГЭ на троечки (я честно не знаю какой там проходной бал) и смог пройти на платное, папка платит, а сынуля шариться по клубам, когда приходит сессия он что то списывает, что то учит и с горем пополам сдает сессию. А теперь посмотрим на обычного парня из другого региона, он знает, что пробиться можно только с хорошим образованием и для этого занимается днем и ночью, сдает на отлично экзамены и попадает в желанное им место, а потом уже если будет учиться хорошо, сможет подняться выше, но это как раз за счет образования, а перед этим то был экзамен - ЕГЭ.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

О, да! Конечно же, тем, у кого деньги, безусловно, легче. Однако не все дети богачей "шаряТСя по клубам". Среди моих знакомых есть множество одаренных людей, у которых родители очень богаты.
Что касается семей. Дети родившиеся в средней семье. Я думаю, многим из них этого и не надо. Они даже и не знают о другой жизни. Если говорить о тех людях, которые все же хотят этого. Да, несомненно, нужно работать над своей мечтой - "хорошо учиться", никому никто ничего не поднесет на тарелочке с голубой каёмочкой. Ну и как вариант завершения всего этого дела сдача ЕГЭ. Однако, помимо этого можно выйграть какую-нибудь олимпиаду. Ну или хотя бы стать на ней призером. Мои знакомые, например, сдают экзамены чтобы поступить за границу. Тоже вариант.

Edited at 2012-02-03 09:44 (UTC)

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Видимо вас задели мои слова, такие люди есть, но количество их меньше, чем тех кто ходит по клубам и универ воспринимает как место для тусовки.
Если придерживаться мнения что многим это не надо, то так уровень образованности населения не поднять и тогда мы так и не будем передовой страной.
Олимпиады способ известный, но призеров очень мало и много так не пройдет. Если честно, я считаю, что кроме как образования другого социального лифта нет и не возможно придумать.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Каждый человек ограничивает свои возможности незнанием возможного =)

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Ну так что вы еще можете предложить кроме как ЕГЭ или олимпиад, образованности в целом?

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

В плане поступления в желаемый ВУЗ только эти. В плане осуществления целей я вряд ли что вам скажу, потому что это каждый должен решить сам.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Нет, как пробиться выше, как найти свое место в плане карьеры? Попасть в вузы это одно, но это просто одно из звеньев большой цепочки: хорошо учился - сдал его - поступил в хороший вуз - нашел интересную тебе работу (двери тебе открыты), для кого то цели заканчиваются на этом - дальше начал зарабатывать хорошие деньги - можешь обеспечить свою мечту!

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Большинство людей ограничивают свою карьеру большим заработком. Ну что тут поделаешь, такая у людей мечта - стать богатыми, ч. А некоторые ищут работу по интересам. Занимайтесь тем, чем нравится,но чтобы доход был достаточным. А в плане вашего вопроса, я не совсем понимаю, что может мешать увлеченному человеку занять свою жизненную нишу.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Ему может помешать изначальная невозможность попасть в вуз, если бы не было ЕГЭ. К примеру у него просто напросто нет денег на поездку к примеру в Москву и проживание там. Вот один из вариантов, нужно быть очень упертым, что бы в такой ситуации пробиться, я не отрицаю, что это возможно но до этого доходят очень маленькое количество людей.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Люди! Есть еще категория детей, которые умственно не здоровы и учатся в других школах. Родители у этих детей - опустившиеся до подвала люди. Условия их обучения и социальное положение вообще ужасны, а общее их число растет! Они рожают детей, и не одного (в т.ч. и от близких родственников), которые приходят в эту же убогую школу. Они не имеют статуса инвалида, их сажают в тюрьмы, насилуют и убивают...а общее их число растет! Вот где проблема, а не ЕГЭ. Зайдите в один такой притон, где живут с родителями эти дети (обязательно с участковым милиционером) и вы увидите страшную правду о настоящей России.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

это уже не проблема образования как такового. От этого нужно рыдать всей нашей социальной системе.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Кстати да, но все же тут и система образования затронута, я бы вообще рассматривал вся социалку связанную с детьми вместе, все это влияет на будущее поколение.

Re: О ЕГЭ и социальных лифтах

Эти цифры не настолько большие, об этих детях то же нужно заботиться. забирать из неблагополучных семей, может вообще стерилизовать наркоманов, что бы дети потом не мучились, социальный и государственный контроль нужен, здесь должны объединяться две силы.
Просто ЕГЭ влияет на жизнь всех детей и задумываться о нем стоит. Нельзя терять то, что получилось, но нужно добавлять новое.


  • 1