Previous Entry Поделиться Next Entry
Образовательная революция
В пятницу я встречалась студентами факультета политологии МГУ, чтобы поговорить о будущем российского образования.




 Сегодня мы стоим на пороге перемен. Наша страна уже не будет такой, как раньше. В России сформировался новый креативный класс. Он появился благодаря экономическому росту, стабильности, информационной открытости и свободным границам. Именно благодаря ему родилась Болотная, и начало формироваться гражданское общество, готовое отстаивать свои интересы. Впервые за полтора века люди вышли на улицы не из-за голода, а за уважение к себе и чувство собственного достоинства. Общественное пространство вновь наполнилось дискуссиями и острой полемикой. Пока, правда, все дебаты сводятся к одной личности, но я хотела бы расширить тему и поговорить о том, что будет дальше, после 4 марта.

 Сейчас Россия стоит на развилке. У нас выросло первое по-настоящему свободное поколение. Я его назвала путинским поколением, за что, как вы знаете, меня подвергли жесткой критике, хотя и взяли этот термин в оборот. На смену им придет новое поколение с дети стабильности. Поколение людей, не готовых выполнять работу, которую они ненавидят, для тех, кого они презирают. Отсталость нашей страны во многих сферах открывает поистине неограниченные возможности для самореализации. И выбор, стоящий перед новыми поколениями, – начать строить свою страну и реализовывать самые смелые фантазии или бросить все и уехать.

 Все мы хотим, чтобы Россия превратилась из сырьевой в процветающую высокотехнологичную державу. Я не буду говорить о том, как мы к этому можем прийти, на это мне просто не хватит компетенций. Но я хотела бы затронуть сегодня тему образования и будущих поколений специалистов, которые следом за нами вместе будут изменять содержание нашей страны.

 Сегодня российское образование находится в состоянии перемен. Мы хаотичными рывками движемся вперед, не видя перед собой конкретной цели, куда мы хотели бы прийти. У нас нет концептуального видения будущего своего образования. Зато есть бюрократия, убивающая творчество в профессии, невиданное доселе финансирование и большое количество людей в отрасли, которые хотят изменений.

 Образование должно вернуть свое исходное значение – в смысле формирования новых людей для нового общества, запросы которого всегда определяются экономическими и социально-демографическими факторами. Образовательная система, отвечая на эти вызовы, должна меняться и образовывать людей, нужных в конкретном времени и конкретной стране, а еще лучше в конкретном регионе. И в этом смысле система образования является ключом к обновлению, модернизации и преобразованию страны.

 Однако если мы не поймем, какие люди нам нужны, система образования не сможет ответить на вызовы времени, и все остальное уже не важно. Мы можем сделать идеальный ремонт, но если в этой квартире некому жить, зачем все это нужно?

 Чтобы ответить на этот запрос, для начала его необходимо сформулировать, а затем разработать комплексную образовательную концепцию. Она не может возникнуть из воздуха, она должна проистекать из политической и экономической доктрины государства. На сегодняшний день можно выделить ключевую цель – создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Очень хотелось, чтобы это конструктивное предложение пришло с Болотной, но оно поступило, как обычно это бывает, от кандидата в президенты Владимира Путина. Содержательный разговор вокруг этого так и не начался. Сложные темы не являются актуальными в сегодняшнем дискурсе. И вот это по-настоящему страшно.

Печально и то, что наше Министерство образования не поддержало эту тему. Стоит констатировать, что чиновники не готовы к разработке внятной стратегии по этому вопросу. В результате мы боремся со следствием, не решая задачу в комплексе, а министерство вынуждено признать, что бюрократию оно победить не может.

 Предметно говоря о разработке концепции российского образования, в первую очередь нам необходимо ответить на вопрос, кто является заказчиком образования. По сути экономических взаимоотношений этим заказчиком де-юре является государство. Но, учитывая вышеизложенные факты, это очень размытое и, в общем-то, абстрактное понятие. Если мы ставим целью создание 25 миллионов рабочих мест, думаю, никто не окажется против того, что конкретным заказчиком для образовательной системы может выступить среда, в которой эти места будут созданы. А это – реальная промышленность, благодаря которой наша страна является пятой экономикой в мире. Именно здесь сосредоточен основной научно-технический и экономический потенциал России.

 Промышленные предприятия имеют наиболее устойчивые позиции на рынке и, я уверена, будут только развиваться. Так как в силу размеров они являются главными работодателями и налогоплательщиками, то считаю, что они имеют право голоса. Мы всегда гордились нашей инженерно-технической школой. Сейчас же этим наследием пользуются «Боинг», «Майкрософт» и другие корпорации. Безусловно, ситуация сейчас лучше, чем 20 лет назад, когда мы потеряли 80% интеллектуального потенциала оборонной промышленности. За последние годы уехало всего несколько тысяч. За предыдущие 12 лет много что было сделано. По экспорту вооружений мы занимаем второе место в мире, а индекс промышленного производства за 8 лет вырос на 50%.

 Сегодня наша промышленность готова обеспечить выпускникам интересную высокооплачиваемую работу. В наукоемкой промышленной сфере сегодня задействовано около 5 млн человек. А вузы ежегодно выпускают 750 тысяч человек. Я уверена, что, если промышленный сектор сформирует запрос на таких людей, мы переломим сложившуюся тенденцию, когда 50% выпускников не работают по специальности.

 Но нужно понимать, что образовательную революцию могут сделать только революционно мыслящие преподаватели и управленцы от образования. Сегодня мы требуем от своей системы образования быть в мировом научном авангарде. Я поездила по стране, посещала школы, университеты и министерства, пообщалась с большим количеством людей в этой сфере и при всем моем уважении вынуждена констатировать, что не все люди отвечают запросам времени.

Надо честно признать, что социальная ответственность – это важно, но без переаттестации и последующих сокращений, без создания стимулов для молодых кадров, сокращения и упорядочивания бюрократии мы не сможем совершить рывок в области образования. На фоне выделяемых колоссальных средств денежные ресурсы расходуются недостаточно эффективно. Борьба с коррупцией и сокращения поспособствуют высвобождению ресурсов, которые пойдут на создание конкурентных условий для лидеров отрасли, людей, способных реализовать стоящие перед страной задачи.

 При этом средства должны расходоваться эффективно, создавая и поддерживая так называемые кластеры роста там, где финансирование размазывается тонким слоем.

 Государство уже сейчас выделяет огромные деньги на образование – свыше 2,1 трлн рублей, но их все равно не хватает, так как учителей у нас больше, чем военных. По госрасходам мы отстаем от развитых стран, при этом надо учитывать, что там уже есть устоявшаяся система и существенная доля частного капитала. И там не стоит задачи радикально перестраивать систему под нужды изменившейся экономики, там не требуется резкое обновление материально-технической базы. При этом острое недофинансирование испытывают даже школы в США, где зарплата учителя не превышает зарплату бариста в «Старбаксе».

 Российское государство больше не может наращивать госрасходы, особенно в условиях, когда 31% расходов приходится на социалку. А давайте не забывать еще о переоснащении армии, строительстве инфраструктуры, реформе здравоохранения.

 Таким образом, для привлечения дополнительного финансирования необходимо создать условия для прихода частного капитала. 1000 стратегических предприятий способно создать 1000 образовательных комплексов, 1000 кластеров роста, в которых сможет учиться до миллиона детей. Приход частного капитала способен существенно повысить эффективность расходования средств в образовании, поскольку бизнес всегда нацелен на результат.

 Сегодня мы в самом начале пути, но в наших силах изменить страну, начав содержательно обсуждать проблемы и искать пути их решения вместе. Жизнь не закончится 4 марта. Что дальше? Дальше нужно строить свою страну.




Какое то это будущее, ооочень далекое.

Чем больше таких мнений будет тем дольше к будущему идти!

(Удалённый комментарий)
"В России сформировался новый креативный класс. Он появился благодаря экономическому росту, стабильности, информационной открытости и свободным границам. Именно благодаря ему родилась Болотная, и начало формироваться гражданское общество, готовое отстаивать свои интересы."---- ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАНО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В БУРЖУАЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ.В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ НИКАКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ.

А по существу поста НУЖНО ЛИ НАМ ТАКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ , КОТОРОЕ АБСОЛЮТНО НЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ОБЛАДАТЕЛЮ ЗАРАБОТАТЬ НА ХЛЕБ С МАСЛОМ И КОЛБАСОЙ,НО ЗАТО ПОМОГАЕТ ЕМУ ПОНЯТЬ СОБСТВЕННОЕ УБОГОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЭТОМ МИРЕ И ЗАОДНО ДИСКРЕДИТИРУЕТ САМО ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ? далее тут http://turbolunokhod.livejournal.com/86759.html

Edited at 2012-02-13 09:30 (UTC)

ну а собственно ради чего по-вашему была произнесена данная речь в Храме Наук МГУ? для того чтоб думающее поколение осознавало проблему и помогало с ней бороться. Тина выбрала отличную тактику в помощь своим начинаниям - выбрать благодатную почву в лице студентов для грамотных идеи.

тина, ну о чем вы? какой креативный класс? лайкать в фб и репостить - это креатив? очнитесь.

Ну а что люди, вышедшие ради своих прав на площади это разве не тот самый класс? Все познается в сравнении. Конечно до Запада нам еще в этом плане далеко, нов сравнении с СССР и девяностыми чувствуется колоссальная разница. Класс как таковой это дело времени и активности масс

Милая Тина,
А почему бы не начать улучшать образование с музыки? Платон назвал этот путь единственно верным, ведь музыка как ничто иное развивает мозг человека и делает его способным творить, развивает воображение и мышление, а главное - заставляет одновременно мыслить обеими полушариями?
Я - автор единственной в мире методики, которая может обучить массово целон новое поколение России. Аналогов этому подходу нет.
Заинтересовал бы вас такой проект?


www.youtube.com/watch?feature=fvwp&v=QTvG2Z4SDUY&NR=1
!Нереальная борзость режима
potsreotizm.livejournal.com/1364108.html
andreeva54.livejournal.com/699267.html

Этого не будет по крайней мере до той поры, пока водка будет стоить дешевле книг.

Вы правы. Но это уже не вопрос системы образования как таковой, разорваться чтоб помочь везде невозможно. Кстати Тина поднимала вопрос об электронных учебниках - это будет стоить гораздо дешевле и бумажных книг, и пресловутой водки.

Уважаемая Тина, с таким питанием в детских садах, что сейчас вводят, через некоторое время некого учить будет. А если кто-то и останется, то единственное о чем он будет думать - о собственном здоровье.

и без садиков дыра демографическая все растет

Очень согласен.
Хотел бы добавить...
Слово «образование» в свою очередь русский язык наградил пятью смыслами.
Образоваться – начаться. Самоидентифицироваться. Понять «Кто ты?». Твои корни.
Образ жизни – правила, по которым идет взаимодействие с окружающим миром.
Образование (как таковое) – способ получение и передачи знаний.
Образа – на кого молиться, кому молиться…
Воображение – это, то самое «место в Небе», к которому стремится твоя листва. Видение…

На что я бы обратил внимание при изменении Системы Образования:
1. Гуманитарные технологии (они сейчас и технарям необходимы, не говоря уж о бизнесе, науке и некоммерческом секторе)
2. Прикладные знания. Акцент на немедленную практику, непосредственный опыт.
3. Финансирование частным бизнесом. А это не возможно без развития института Фандрайзинга (а это в свою очередь завязано на Сторителлинге (гуманитарных технологиях)).
4. Образование для Образователей. Самое сложное. Мы находимся в такой ситуации, когда Новых нужно обучать Новому (часто не имеющему аналогов, и подтвержденной репутации)А это потребует изменения менталитета. Открытого ума и отказа от шаблонов. И поиск в отсутствии Авторитетов.
P.S. Выслал Вам на почту письмо " о Сторителлинге, Культуре и Религиозности..."

будущее образования

хороший комментарий. реально, понятно, заражаемо своим энтузиазмом!!!

образование служит целям общества, сначала цели и мегапроекты, потом под них все профессиональное образование

это как раз то, чего нам не хватает в нашем высшем образовании: направленность на современные практические реалии! Об этом неоднократно упоминалось, хотелось бы чтоб на поднятую Тиной проблему обратили внимание.

Реформировали, реформировали, да не выреформировали..

Я вот понять не могу - там, в "большом образовании", реформы и революции идут, прошли или только планируются и обсуждаются? Я с совершенно недавнего времени снова окунулась с головой в образовательные будни. И я в шоке. В ведущих гимназиях третьего города России преподаватели со стопятьсот-высшими категориями дают детям неправильные знания! Они пропускают грубейшие ошибки, проверяя домашние задания, а зачастую про сто сами не смыслят в том, что преподают. В началке! Конечно, ну чего там знать-то, в начальной школе? Вот они и не знают.

Я это к чему? Боюсь, что ни дополнительными деньгами, ни информатизациями-компьютеризациями-интернетизациями и прочими -зациями здесь дело не решить. Они просто не учителя.
Нет понятия "плохой учитель". Есть понятие Учитель, а есть - человек с учительским дипломом. Который ничего хорошего, доброго и вечного нашим детям не привьет. Вот что печально.

Я вот, например, хочу на это повлиять. И я влияю. Но сейчас я лишь спешно затыкаю прорехи, которые делают в детском образовании и воспитании те, кто законом лучше защищен - опытные преподаватели-категорийники из лицеев и гимназий. А мне, частному педагогу и предпринимателю, не желающему тратить годы за нищенскую зарплату и тонны бумажек за заветную категорию, говорить не велено.

Может, вы подскажете, каким образом можно на практике действительно что-то менять, имея огромный потенциал и стремление, если ты "молодой пециалист без категории"? Буду очень признательна. Ибо охи-вздохи клиентов и знакомых - это здорово, но ведь я могу больше... Жаль тратить ракетное топливо на поддержание свечки.

Спасибо.

Edited at 2012-02-13 07:34 (UTC)

Re: Реформировали, реформировали, да не выреформировали

ровно с этим же сталкивался не раз,и не два. Интересно мнение.

"Сложные темы не являются актуальными в сегодняшнем дискурсе. И вот это, по-настоящему страшно". Люди не мыслят категориями Историй (системно). Люди мыслят категориями "Заметок". Сиюминутно, в лучшем случае линейно. Этому тоже нужно обучать (Сторителлинг)

Зачем обобщать и всех под одну гребёнку чесать? От человека всё зависит, а не от времени

Шикарно то, что мы все же признаем эффективность и правильность Советской системы, когда за каждым предприятием было закреплено профильное образовательное учреждение))

Еще чуть чуть и мы наконец-то поймем что достаточно большое количество идей Великого государства были по сути новаторскими, уникальными и наиболее эффективными.

Эт вряд ли. По крайней мере не признают - это точно.

Я вот была в последнем выпуске, где ЕГЭ был по выбору, и я его не сдавала. А теперь я учитель и принципиально не готовлю к ЕГЭ, даже если очень просят, ибо мне религия не позволяет таким маразмом заниматься.

Теперь ЕГЭ стал обязательным. И что мне теперь, из страны выезжать, чтобы любимым делом заниматься? Я не хочу идти в армию "менеджеров"...

Edited at 2012-02-13 07:53 (UTC)

Бред какой-то.
Тина выступала перед студентами факультета политологии МГУ. Уже смешно.
Не удивлюсь, если студенты хихикали в голос.

вы называете Это "кластеры роста". А что ж сталось с "точками роста"?(Вспомните историю вопроса - нацпроекты, и конкретно нацпроект "ОБРАЗОВАНИЕ",период 2006-2008гг. "Точками роста" называли эти самые новые школы, "Активно Внедряющие Инновационные технологии"!!Так? Но вопрос следующий,Тина: Вы прекрасно знаете, что большинство ДОУ(детсады) имеют авторское" название(типа бренда. СОЛНЫШКО, ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ и т.п. Скажите Ваше мнение о брендинге образовательных учреждений - они думают или Собираются продвигать самих себя на рынке образовательных услуг?? Или система образования у нас ВНЕ Конкуренции?? (Или нет? ...Или это одна из возможных тем 2-го форума УМНАЯ ШКОЛА?? ). Ваша фирма ведь активно занимается продвижением брендов??!!

Пусть частность но от него к общему. Брендинг или Ре-Брендинг (в том числе) Образованию необходим. Гуманитарные технологии. Сторителлинг.

Надо говорить отдельно обо всех ветвях образования: начальном, среднем, средне-специальном, начальном высшем и высшем. Никто не сможет все изменить сразу. Для того, чтобы понять что лучше работает надо допустить разнообразие. Все могут ошибаться и нам не на кого смотреть. Что то очень хорошее было в советской школе. что то есть в американской. что то в японской и т.д. Если говорить о высшем образовании надо определить цели и задачи. Нужен маркетинг. Сколько чего нужно России сейчас и сколько нужно будет через пять, десять лет. Молодежь сейчас практичная. она смотрит не только куда легче поступить, но и как потом работать. Никто не отменял законов кластерного развития. когда небольшие кафедры личным примером могли бы изменить ситуацию в оценке образования. обязательно должны появиться заказчики с повышенными стипендиями, практиками и последующим трудоустройством. Надо допустить разнообразие. а оно покажет, что лучше сейчас.

от "практичной молодежи" выскажусь,позвольте: при виде и при восприятии всех этих названий МОУ, МКУО, и пр. и проч. тянет в сон, и нагоняет скукоту непривлекательную уже изначально, уже даже на подходе к этим Современным Университетам и школам. Нет бренда, не внушают эти названия типовые(коль речь о маркетинге идет, в том числе.) И от кого вы ждете "допуска" к разнообразию?? Вот ск. лет допущено "разнообразие" для решения проблемы с очередями в ДОУ)детсады? есть сдвиги? Конечно, есть! Милл-имет-ровые сдвиги в лучшую сторону.

Как сильно это напоминает речи узбекского Президента...

Мне не напоминает. У Канделаки свой стиль и манера выступления

?

Log in

No account? Create an account