Тина Канделаки (tikandelaki) wrote,
Тина Канделаки
tikandelaki

Category:

Страна без истории

          Моя колонка для газеты Известия

От содержания некоторых учебников истории «волосы дыбом встают», заявил Владимир Путин. К сожалению, премьер не уточнил, что именно вызвало у него такую реакцию. Говоря сегодня о будущем российского образования, невозможно обойти вопрос его содержания. Что преподают нашим детям?
 
Давайте начнем с матчасти: на текущий учебный год рекомендовано более 1300  учебников. Функцию экспертизы выполняют Российская академия образования, оценивающая педагогическую составляющую учебников, и Российская академия наук, оценивающая степень их научной проработки. Кроме того, существует список учебников, рекомендованных Министерством образования. Например, по истории в этом списке – до 5 книг. Они, в основном, и поставляются в школы.
 
В разговоре со мной учителя истории затруднились ответить, что могло так удивить Путина. Основная их претензия к современным учебникам – сложный, тяжелый язык. Кроме того, у разных авторов могут отличаться некоторые даты в 20 веке. В советских учебниках язык был доступнее, а их объем соответствовал возрасту ребенка, говорят учителя. Сейчас учебники стали сложнее и объемнее. Педагоги шутят: пока перечислишь вопросы, которые нужно изучить, урок закончится.
 
Учитель истории и обществознания гимназии № 33 Костромской области Оксана Цветкова отмечает, что в 90-х и начале нулевых учебники меняли часто, иногда по несколько раз в год. Сейчас все устаканилось, и она комбинирует советские и новые книги. Но главное в другом: с приходом ЕГЭ изменилась методика преподавания. В настоящий момент происходит освоение конкретных учебных действий – сравнения, анализа, синтеза. Того, что  детям потребуется в вузе. В 90-е целый урок могли вестись жаркие дискуссии, однако в таком формате, по оценкам специалистов, работает только 20% класса, а остальные – просто слушатели. Сейчас же обучение стало более структурированным: если взять обществознание, теперь, благодаря регулярным написаниям эссе, в процесс вовлечено 100% класса.
 
Нина Павлова, учитель истории и обществознания липецкой гимназии № 12, уверена, что нынешние дети говорить стали лучше. Но, по ее словам, это в основном словоблудие, далеко не все умеют апеллировать к фактам. Оценка все равно ставится не за высказывание мнения, а за знание материала и умение фактами доказывать свою точку зрения. По большому счету, говорит Павлова, ученики историю знают плохо, часы урезаны просто катастрофически. «В старшей школе всеобщая история – наша боль. Вместе с этим идет огромный учебник «История России: 20 век», за два часа в неделю все это уложить просто невозможно». И выход здесь – либо убрать всеобщую историю, либо увеличить количество часов.
 
Все мы видели ролики на YouTube, где современные школьники не могут назвать даты Великой Отечественной войны, не знают, когда отменили крепостное право и кто такой Ленин. Нашему поколению, учившемуся в советских школах, за них искренне стыдно. И за себя стыдно, что у нас растут такие дети. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», – писал Горький. Как мы дошли до того, что единственным способом заставить наших детей запомнить основные даты российской истории стали конкурсы на переменах?
 
В 20 веке мы дважды стирали свою историю, дважды отрекались от своего прошлого. Обе революции ввергали страну в периоды безвременья, когда мы не понимали, кто мы, куда идем и зачем. Большевики смогли решить эту проблему. В какой-то момент они поняли, что история – формирующая сила общества. Без создания единого полотна смыслов, выстраиваемых историей и культурой, построить единое общество просто невозможно. Этого удалось добиться за счет того, что история вошла в те восемь обязательных экзаменов, которые сдавал каждый школьник, чтобы получить аттестат зрелости. И средний балл за аттестат влиял на поступление в вуз. Таким образом создавалась мотивация продолжать учиться по всем предметам, а не только по профильным. Сейчас же аттестат ничего не значит. Он никак не влияет на поступление, поэтому в 10-11 классах школьник может смело бросать учиться по всем предметам, кроме тех, по которым сдает ЕГЭ. История же в большинстве случаев идет по выбору, так зачем ее учить? Она не помогает сдать ЕГЭ, и здесь только талант вдохновенного педагога может вложить хоть какие-то знания в головы наших детей.
 
А между тем 2012 год объявлен президентом Медведевым Годом российской истории. Многие ли про это знают? Наше образование пронизано формализмом. Даже хорошие вещи делаются для «галочки». Учителя прямым текстом говорят: уже середина февраля, а даже не все школы в регионе знают об указе главы страны. Они справедливо замечают, что если уж объявили Год истории, то надо что-то делать уже сейчас, а не ждать декабря, чтобы сдать отчеты. Но пока единственным подтверждением Года истории является прекрасный журнал «Дилетант», первый номер которого недавно выпустил Алексей Венедиктов.
 
Обретение идеи России, в которой хочется созидать, где хочется строить свое светлое будущее, откуда не думаешь уезжать, лежит через изучение и понимание новым поколением собственной великой истории. Построение новой, национально-ориентированной экономики невозможно без осознания своего прошлого, того колоссального и сложного пути, который мы прошли. Любовь к Родине, патриотизм – все это рождается на уроках истории. Без этого мы продолжим выводить деньги в офшоры и «валить из Рашки».  
 
В 20 веке мы пережили две революции. Мы не очень хорошо учимся на своих ошибках. И с учетом знаний сегодняшних школьников, я бы не хотела, чтобы кто-то однажды мог сказать: «Умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих, а русские вообще не учатся». Но общими усилиями, я думаю, нам удастся это предотвратить, и, что самое главное, пойти дальше..

Tags: Известия, Колонка, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 371 comments