?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Страна без истории
          Моя колонка для газеты Известия

От содержания некоторых учебников истории «волосы дыбом встают», заявил Владимир Путин. К сожалению, премьер не уточнил, что именно вызвало у него такую реакцию. Говоря сегодня о будущем российского образования, невозможно обойти вопрос его содержания. Что преподают нашим детям?
 
Давайте начнем с матчасти: на текущий учебный год рекомендовано более 1300  учебников. Функцию экспертизы выполняют Российская академия образования, оценивающая педагогическую составляющую учебников, и Российская академия наук, оценивающая степень их научной проработки. Кроме того, существует список учебников, рекомендованных Министерством образования. Например, по истории в этом списке – до 5 книг. Они, в основном, и поставляются в школы.
 
В разговоре со мной учителя истории затруднились ответить, что могло так удивить Путина. Основная их претензия к современным учебникам – сложный, тяжелый язык. Кроме того, у разных авторов могут отличаться некоторые даты в 20 веке. В советских учебниках язык был доступнее, а их объем соответствовал возрасту ребенка, говорят учителя. Сейчас учебники стали сложнее и объемнее. Педагоги шутят: пока перечислишь вопросы, которые нужно изучить, урок закончится.
 
Учитель истории и обществознания гимназии № 33 Костромской области Оксана Цветкова отмечает, что в 90-х и начале нулевых учебники меняли часто, иногда по несколько раз в год. Сейчас все устаканилось, и она комбинирует советские и новые книги. Но главное в другом: с приходом ЕГЭ изменилась методика преподавания. В настоящий момент происходит освоение конкретных учебных действий – сравнения, анализа, синтеза. Того, что  детям потребуется в вузе. В 90-е целый урок могли вестись жаркие дискуссии, однако в таком формате, по оценкам специалистов, работает только 20% класса, а остальные – просто слушатели. Сейчас же обучение стало более структурированным: если взять обществознание, теперь, благодаря регулярным написаниям эссе, в процесс вовлечено 100% класса.
 
Нина Павлова, учитель истории и обществознания липецкой гимназии № 12, уверена, что нынешние дети говорить стали лучше. Но, по ее словам, это в основном словоблудие, далеко не все умеют апеллировать к фактам. Оценка все равно ставится не за высказывание мнения, а за знание материала и умение фактами доказывать свою точку зрения. По большому счету, говорит Павлова, ученики историю знают плохо, часы урезаны просто катастрофически. «В старшей школе всеобщая история – наша боль. Вместе с этим идет огромный учебник «История России: 20 век», за два часа в неделю все это уложить просто невозможно». И выход здесь – либо убрать всеобщую историю, либо увеличить количество часов.
 
Все мы видели ролики на YouTube, где современные школьники не могут назвать даты Великой Отечественной войны, не знают, когда отменили крепостное право и кто такой Ленин. Нашему поколению, учившемуся в советских школах, за них искренне стыдно. И за себя стыдно, что у нас растут такие дети. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», – писал Горький. Как мы дошли до того, что единственным способом заставить наших детей запомнить основные даты российской истории стали конкурсы на переменах?
 
В 20 веке мы дважды стирали свою историю, дважды отрекались от своего прошлого. Обе революции ввергали страну в периоды безвременья, когда мы не понимали, кто мы, куда идем и зачем. Большевики смогли решить эту проблему. В какой-то момент они поняли, что история – формирующая сила общества. Без создания единого полотна смыслов, выстраиваемых историей и культурой, построить единое общество просто невозможно. Этого удалось добиться за счет того, что история вошла в те восемь обязательных экзаменов, которые сдавал каждый школьник, чтобы получить аттестат зрелости. И средний балл за аттестат влиял на поступление в вуз. Таким образом создавалась мотивация продолжать учиться по всем предметам, а не только по профильным. Сейчас же аттестат ничего не значит. Он никак не влияет на поступление, поэтому в 10-11 классах школьник может смело бросать учиться по всем предметам, кроме тех, по которым сдает ЕГЭ. История же в большинстве случаев идет по выбору, так зачем ее учить? Она не помогает сдать ЕГЭ, и здесь только талант вдохновенного педагога может вложить хоть какие-то знания в головы наших детей.
 
А между тем 2012 год объявлен президентом Медведевым Годом российской истории. Многие ли про это знают? Наше образование пронизано формализмом. Даже хорошие вещи делаются для «галочки». Учителя прямым текстом говорят: уже середина февраля, а даже не все школы в регионе знают об указе главы страны. Они справедливо замечают, что если уж объявили Год истории, то надо что-то делать уже сейчас, а не ждать декабря, чтобы сдать отчеты. Но пока единственным подтверждением Года истории является прекрасный журнал «Дилетант», первый номер которого недавно выпустил Алексей Венедиктов.
 
Обретение идеи России, в которой хочется созидать, где хочется строить свое светлое будущее, откуда не думаешь уезжать, лежит через изучение и понимание новым поколением собственной великой истории. Построение новой, национально-ориентированной экономики невозможно без осознания своего прошлого, того колоссального и сложного пути, который мы прошли. Любовь к Родине, патриотизм – все это рождается на уроках истории. Без этого мы продолжим выводить деньги в офшоры и «валить из Рашки».  
 
В 20 веке мы пережили две революции. Мы не очень хорошо учимся на своих ошибках. И с учетом знаний сегодняшних школьников, я бы не хотела, чтобы кто-то однажды мог сказать: «Умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих, а русские вообще не учатся». Но общими усилиями, я думаю, нам удастся это предотвратить, и, что самое главное, пойти дальше..



  • 1
На мой взгляд проблема описанная вами, не является первичной.
Да, история имеет ключевое значение, она в действительности позволяет совершать меньше ошибок, но только при том условии, если мы умеем анализировать получаемую нами информацию. А в учебниках истории масса цифр и фактов, фотографий или рисунков, набросанных на страницы, разделенных какими-то рамками (часто ведомыми только авторам учебника), но по факту не сходящихся в единый вектор.
Проблема нашего образования в калейдоскопичности преподнесения знаний! В первую очередь связанных с историей.
Школьник получает информацию разрозненными кусками, не связанными между собой. Его никто не учит самому главному - ТОМУ КАК УЧИТЬСЯ! Школьнику не интересно учиться не потому, что учитель плохой, а потому, что непонятно ничего.
Представьте сами, что вы проснувшись утром идете на 45 минутное занятие по астрономии, где вам рассказывают про то, как движутся светила и дают задание выучить названия ближайший звезд, затем через 10 минут вы оказываетесь на 45 минутном занятии по китайскому языку, где дают задание выучить китайские падежи, затем через 10 минут оказываетесь на психологии, затем на физкультуре, потом на алгебре, потом на занятии по русской поэзии. После этого всего вы будете адекватно соображать?

Мне одни хорошие знакомые рассказали про обучение в одной российской школе:
Дети приходя в первый класс в течении месяца или двух каждый день изучали весь букварь от корки до корки, не затрагивая ни один другой предмет, отрываясь только на физкультуру и творческие занятия. Затем приступали к чтению (причем многие дети из класса к моменту начала уроков по чтению уже прочитали пол учебника - интересно им было). Затем начинали считать - хотя дети к тому времени уже замучили родителей по этому поводу и хвастались друг перед другом кто умеет это делать лучше всех. Затем начиналась интереснейшее для них к тому моменту природоведение. И т.д. И каждый раз новинку преподаватели анонсировали заранее - делали рекламу, зажигали детей, что учиться интересно! При этом не было никаких перегрузок - отстающих подтягивали все вместе, всем было интересно.
Школу закрыли лет через пять... не соответствовала программе образования (завистники написали несколько заявлений, и хотя родители умоляли не закрывать, школу закрыли)... это было в середине 90х... но все ученики НАУЧИЛИСЬ УЧИТЬСЯ! Они вырывали из преподавателей знания и до сих пор это делают - им это нравится - это интересно. Все до единого стали успешными в своей области.

Этот метод образования называется мозаичным - когда ребенку дают знания в виде маленьких частичек чего-то большого, целого. Вспомните любую мозаику - весь мир можно показать ребенку в таком виде. Есть разработанные системы образования по этой методике. Между прочим они позволяют сократить срок обучения в школе до 8-9 лет. И даже в ВУЗе до 4х лет. Главное дать основу, научить учиться, заинтересовать, дальше вы ребенка не остановите.

А пока у нас в школах будет оставаться калейдоскопический принцип преподнесения знаний, никакой даже супер творческий преподаватель не сможет упорядочить этот калейдоскоп. Он просто по сути своей не может укладываться во что-то осмысленное - набор разбросанных цветных стеклышек-знаний.

Кстати, Тина, а вы насколько хорошо знаете историю?

Учить учиться. Это самая тяжелая ноша школьного образования. Когда из "мозаики" не складывается картинка ребенок перестаёт адекватно воспринимать действительность (в частности, и школьные предметы). Погоня за модой вместо реальной модернизации приводит в основном к тому, что у основной массы детей полная каша в голове и ни один из базовых видов учебной деятельности так и не освоен. Уже к концу базовой средней школы дети не понимают - зачем им математика (считать деньги в кошельке вроде как научили) и терпят её только из-за того, что по ней обязательно сдавать ЕГЭ .. зачем физика и химия (если это не профили) - когда можно сидеть в офисе и нажимать на кнопки, зачем информатика - когда на кнопки я и так нажимать умею, а как это устроено мне не поможет .. и т.д. и т.п. И ориентируются дети или на моду или на амбиции родителей .. Которые во чтобы то ни стало хотят их запихнуть в "хорощую школу" (чтобы английский и ещё 10 доппредметов с 1 класса), в 10 класс - пусть читать и считать без калькулятора толком не умеют, но про "реактор и лунный трактор уже учили", в ВУЗ - по принципу "не дай бог в армию", - а дальше лучше в банк или за границу .. Это в городах. На селе картина выглядит несколько лучше в моральном плане, но пробелем там ещё больше .. да ещё и подушевое финансирование.

Все верно!
И именно это и является главной задачей современного образования - самой машине образования нужно научиться преподносить детям именно "мозаику".
Но у меня, если честно, есть опасения, что как всегда стоит вопрос кадров... Более того, полагаю, что в России начнется процесс изменения системы образования не с верхних позиций (типа министерств и им подобных), а с рядовых учителей и даже более того - с самих школьников. Именно поэтому мой вопрос к Тине - насколько она сама знает историю? А с ним приходит еще один вопрос - мне пока не понятно, насколько Тина реально понимает глобальную проблему нынешней системы образования?

Кадры - проблема всей нынешней российской экономики .. Старые кадры уходят, на смену никто не приходит, люди работают на две и более ставок, а с последней реформой системы переаттестации вообще хотят уходить ..
А Тина, она по крайней мере пытается что-то узнать реальное .. судя по серии её последних статей и блогу ..
Менять надо именно сверху .. как впрочем и все в стране.

Недавно заходил в свою родную школу. Разговаривал с директором. Она жаловалась, что среди молодых учителей большая текучка. остаются только те, у кого крепкие нервы и призвание к профессии

Это потому, что многие в процессе обучения в педе понимают, что это не их, слишком сложно, но продолжают учиться, чтобы диплом получить. Отсюда и текучка

В Москве и окрестностях в Пед в основном идут те, кто не смог поступить в более пристижные вузы и при этом не может/не хочет платить в платных шаражках ..

А вот с этим ("менять надо сверху") не совсем согласен. Я считаю, что это совместная работа - и низа и верха.
Объясню кратко:
На мой взгляд, все общество можно представить в виде пирамиды.
Нижний слой - народ, который занимается производительным трудом (выращивает хлеб, строит дома, машины и пр., те люди, без которых не может существовать государство, составляющие костяк)
Второй снизу слой - так называемый "средний класс" (менеджеры, юристы, клерки и т.п. - в наше время - это те люди, которые по факту эксплуатируют народ, не производя ничего, без чего не смог бы обойтись народ, но создают сферы услуг, которые вроде бы нужны и полезны обществу. В этот же слой, по идее, входят и врачи с учителями - те люди, которые помогают тем, кто занят производительным трудом. Но в нашей ситуации, они часто оказываются в нижнем слое пирамиды).
Третий слой - власть. Те, кто планируют, распределяют, направляют - их роль недооценить невозможно. По идее они создают вектор движения всей пирамиды, причем вектор этот должен быть основан на какой-то идее - мраксизме, монетаризме, либо на вере - ведь, если нет цели, то невозможно создать вектор. Нужно идти из точки сейчас в какую-то точку завтра.
Эта цель кстати и есть вершина пирамиды. Если власть основана на вере, на религии, то на вершине стоит Бог, заповедями которого и руководствуется власть.
При этом власть должна нести ответственность за свою работу, как перед богом, так и перед всеми кто ниже них в пирамиде. А этого в нашей системе нет. Власть не отвечает перед народом за свою работу.
Во власть у нас попадают из нижних слоев пирамиды. При этом попадают туда с целью иметь такую работу, за которую много платят и за которую не надо нести ответственность.
Следовательно изменить систему можно только тогда, когда нижние и верхние слои будут нести полную ответственность за свои поступки. Причем не юридическую ответственность, а перед своей совестью и Богом (если они верят). А это возможно только тогда, когда мы создадим такое поколение людей, которые мечтают не о прибыльной работе, а о честной жизни.
МЫ САМИ должны воспитать Человека! А не животное, со страстью наживы, секса и американской мечты о сытом желудке и толстом кошельке.
А это задача не власти, а самого народа. Как только каждый из нас поймет, что ВАЖЕН КАЖДЫЙ, при этом каждый должен быть ЧЕЛОВЕКОМ, а не животным, тогда можно будет что-то изменить сверху. В противном случае спущенные сверху указы снова переврут и снова будет во всем виновата власть.

Чтобы "сверху" и "снизу" было обоюдное движение в одну сторону надо, чтобы "снизу" понимали какой посыл идет сверху .. А его пока нет, есть один управленческий маразм и отсутствие мотивации .. Поэтому народ в основной своей массе и ведет по сути политику "выживания" - делает вид, что работает, дети "делают вид, что учатся или в наглую вообще на все забивают" .. Всё это плодит "средний слой паразитов" - посредников, офисных бездельников и чиновников всех мастей .. тех, что вы причислили к среднему классу .. Настоящий "средний класс предпринимателей" в таких условиях не вырастет, учительство - тем более ..
Народ остро чувствует куда его ведет власть и на сраведливость пока и намеков нет .. А "американскую мечту" вы понимаете не верно - это не "набитый желудок и секс" - нет - это возможность человеку из любого слоя реализовать свою мечту успеха, если он будет упорным, настойчивым и трудолюбивым. Посмотрите хотя бы "Форест Гамп" .. и это капитализм.
А у нас - ни капитализм, ни феолализм, ни "инфантильный социализм", а нечто уродливое - "чиновничье-бандитское" .. и люди снизу не могут изменить его разом, даже революцией .. И если менять постепенно, то, чтобы "народ снизу" понял, что идет к лучшему и начал меняться, - надо начинать "сверху"!

Уверенность в том что ученика или студента должны научить учится самое большое надувательство какое только может быть. Способность использовать информацию для совершения полезных действий - это природой заложено. Одно дело пихать эту информацию в ребенка или студента когда он не видит как ее использовать, а другое поставить цель.

Ну и что если человек может за ночь запихнуть в себя кирпич на 1000 страниц, а потом мужественно пару лет осознавать его. Круто сам же, учится умеет! Учатся не для того чтобы этот кирпич прочитать, а чтобы осознать его в короткие сроки. Мои студенты прекрасно могли бы обойтись и без меня - всего то 3 книги прочитать, правда очень толстые книги. И что, когда они приносят мне свои работы я уже знаю какие ошибки они сделают и могу их помочь исправить. А если они сами будут выводить себя из каждого тупика, то изучение одного предмета займет годы. Образование - это оптимизация процесса получения информации с определенной целью.

Ваш пример начальной школы крайне неудачен. В Америке уже давно введена такая система образования и она терпит фиаско. Если в младшей школе получилось, это не потому что такой подход правильный. Письмо и счет мы используем повсеместно, а значит забыть эти навыки мы не может. Если же вы в школьника разом впихнете курс физики, а потом оставите его в покое, то физику он забудет, т.к. ее не использует. Можете об этом прочитать в книге Айрата Димиева "Классная Америка". Скорее в той школе взяли за основу американскую систему, так что то, что ее прикрыли вполне логично.


Учить учиться - это не обучить учиться самостоятельно без помощи преподавателя.
Я говорю про то, что нужно складывать в голове обучающегося "мозаику", а не плодить кусочки калейдоскопа.
Зачем запихивать в студента весь курс физики от основ до ядерных реакций? Студенту нужно дать базу, причем так, чтобы он ориентировался в ней от А до Я, затем нужно начинать надстройку этой базы до нового уровня.
Это как здание, которое строится с фундамента, который в построенном здании не виден. Я говорю именно про это. Современное здание строится за год-два, потому как разработана система, позволяющая сокращать временные затраты. С человеком происходит то же самое - дайте ему фундамент, далее он будет развиваться с учетом этого фундамента. В нынешней школе фундамент слабый, поэтому и студенты слабые.
А то, что вы говорите про Америку - это другая история, там уже давно действует принцип двух коридоров образования - для всех и для управленцев. И детки там очень многие (как между прочим и взрослые) читать и писать умеют с трудом

Я как человек который очень долго учился и как тот который учил могу сказать, что лучше всего материал усваивается по спирали. Ну не верю я, что школьник поймет базу, особенно мат анализ и физику. Я бы свихнулась если бы в школе нам производную объяснили через пределы или если бы на физике мы бы начинали решать задачи с вывода формул при помощи производных и интегралов. В школе нам просто давали готовые формулы и таблицы преобразований. Откуда эти формулы взялись и как их вывести нас учили в университете. Да и не так инетресно в школе задачи решать "по вузовски".

Честно говоря мне не понятен наш с вами спор:
- я не говорю, что вы не правы на счет преподнесения информации от простого к сложному - это правильный подход
- но при этом я говорю о том, что не нужно впихивать в ребенка информацию сплошным потоком - физика, литература, алгебра, биология и тд и все это с перерывом по 10 минут, что создает калейдоскоп из отрывочных знаний и фактов.
- я говорю про то, что нужно создавать мозаику в голове, которую легко достраивать, которая может постоянно дополнятся и расширяться.

таким образом, мне кажется говорим об одном и том же слоне, но вы смотрите на хобот, а я на ноги и получается, что всего слона собрать не можем, давайте объединим наши знания и получим целого слона

Тогда я не совсем поняла термин "мозаика"

До 7 класса переключение между уроками было нормальным. Ребенку трудно заниматься весь день одним предметом, так что 45 минут истории, а потом музыки не воспринимались нами как негатив. Да и 45 минут казались вечностью. А вот с 8 класса начались проблемы с домашним заданием. Школа у меня была с углубленным изучением физики и математики + я училась в ЗФТШ. Так что если в один день попадали физика, химия, история и биология - это была катастрофа. Домашнее задание делали до глубокой ночи, как то в 11 классе даже до 4 утра сидели.

  • 1