?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Страна без истории
          Моя колонка для газеты Известия

От содержания некоторых учебников истории «волосы дыбом встают», заявил Владимир Путин. К сожалению, премьер не уточнил, что именно вызвало у него такую реакцию. Говоря сегодня о будущем российского образования, невозможно обойти вопрос его содержания. Что преподают нашим детям?
 
Давайте начнем с матчасти: на текущий учебный год рекомендовано более 1300  учебников. Функцию экспертизы выполняют Российская академия образования, оценивающая педагогическую составляющую учебников, и Российская академия наук, оценивающая степень их научной проработки. Кроме того, существует список учебников, рекомендованных Министерством образования. Например, по истории в этом списке – до 5 книг. Они, в основном, и поставляются в школы.
 
В разговоре со мной учителя истории затруднились ответить, что могло так удивить Путина. Основная их претензия к современным учебникам – сложный, тяжелый язык. Кроме того, у разных авторов могут отличаться некоторые даты в 20 веке. В советских учебниках язык был доступнее, а их объем соответствовал возрасту ребенка, говорят учителя. Сейчас учебники стали сложнее и объемнее. Педагоги шутят: пока перечислишь вопросы, которые нужно изучить, урок закончится.
 
Учитель истории и обществознания гимназии № 33 Костромской области Оксана Цветкова отмечает, что в 90-х и начале нулевых учебники меняли часто, иногда по несколько раз в год. Сейчас все устаканилось, и она комбинирует советские и новые книги. Но главное в другом: с приходом ЕГЭ изменилась методика преподавания. В настоящий момент происходит освоение конкретных учебных действий – сравнения, анализа, синтеза. Того, что  детям потребуется в вузе. В 90-е целый урок могли вестись жаркие дискуссии, однако в таком формате, по оценкам специалистов, работает только 20% класса, а остальные – просто слушатели. Сейчас же обучение стало более структурированным: если взять обществознание, теперь, благодаря регулярным написаниям эссе, в процесс вовлечено 100% класса.
 
Нина Павлова, учитель истории и обществознания липецкой гимназии № 12, уверена, что нынешние дети говорить стали лучше. Но, по ее словам, это в основном словоблудие, далеко не все умеют апеллировать к фактам. Оценка все равно ставится не за высказывание мнения, а за знание материала и умение фактами доказывать свою точку зрения. По большому счету, говорит Павлова, ученики историю знают плохо, часы урезаны просто катастрофически. «В старшей школе всеобщая история – наша боль. Вместе с этим идет огромный учебник «История России: 20 век», за два часа в неделю все это уложить просто невозможно». И выход здесь – либо убрать всеобщую историю, либо увеличить количество часов.
 
Все мы видели ролики на YouTube, где современные школьники не могут назвать даты Великой Отечественной войны, не знают, когда отменили крепостное право и кто такой Ленин. Нашему поколению, учившемуся в советских школах, за них искренне стыдно. И за себя стыдно, что у нас растут такие дети. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», – писал Горький. Как мы дошли до того, что единственным способом заставить наших детей запомнить основные даты российской истории стали конкурсы на переменах?
 
В 20 веке мы дважды стирали свою историю, дважды отрекались от своего прошлого. Обе революции ввергали страну в периоды безвременья, когда мы не понимали, кто мы, куда идем и зачем. Большевики смогли решить эту проблему. В какой-то момент они поняли, что история – формирующая сила общества. Без создания единого полотна смыслов, выстраиваемых историей и культурой, построить единое общество просто невозможно. Этого удалось добиться за счет того, что история вошла в те восемь обязательных экзаменов, которые сдавал каждый школьник, чтобы получить аттестат зрелости. И средний балл за аттестат влиял на поступление в вуз. Таким образом создавалась мотивация продолжать учиться по всем предметам, а не только по профильным. Сейчас же аттестат ничего не значит. Он никак не влияет на поступление, поэтому в 10-11 классах школьник может смело бросать учиться по всем предметам, кроме тех, по которым сдает ЕГЭ. История же в большинстве случаев идет по выбору, так зачем ее учить? Она не помогает сдать ЕГЭ, и здесь только талант вдохновенного педагога может вложить хоть какие-то знания в головы наших детей.
 
А между тем 2012 год объявлен президентом Медведевым Годом российской истории. Многие ли про это знают? Наше образование пронизано формализмом. Даже хорошие вещи делаются для «галочки». Учителя прямым текстом говорят: уже середина февраля, а даже не все школы в регионе знают об указе главы страны. Они справедливо замечают, что если уж объявили Год истории, то надо что-то делать уже сейчас, а не ждать декабря, чтобы сдать отчеты. Но пока единственным подтверждением Года истории является прекрасный журнал «Дилетант», первый номер которого недавно выпустил Алексей Венедиктов.
 
Обретение идеи России, в которой хочется созидать, где хочется строить свое светлое будущее, откуда не думаешь уезжать, лежит через изучение и понимание новым поколением собственной великой истории. Построение новой, национально-ориентированной экономики невозможно без осознания своего прошлого, того колоссального и сложного пути, который мы прошли. Любовь к Родине, патриотизм – все это рождается на уроках истории. Без этого мы продолжим выводить деньги в офшоры и «валить из Рашки».  
 
В 20 веке мы пережили две революции. Мы не очень хорошо учимся на своих ошибках. И с учетом знаний сегодняшних школьников, я бы не хотела, чтобы кто-то однажды мог сказать: «Умные учатся на чужих ошибках, дураки – на своих, а русские вообще не учатся». Но общими усилиями, я думаю, нам удастся это предотвратить, и, что самое главное, пойти дальше..



  • 1
Учить учиться. Это самая тяжелая ноша школьного образования. Когда из "мозаики" не складывается картинка ребенок перестаёт адекватно воспринимать действительность (в частности, и школьные предметы). Погоня за модой вместо реальной модернизации приводит в основном к тому, что у основной массы детей полная каша в голове и ни один из базовых видов учебной деятельности так и не освоен. Уже к концу базовой средней школы дети не понимают - зачем им математика (считать деньги в кошельке вроде как научили) и терпят её только из-за того, что по ней обязательно сдавать ЕГЭ .. зачем физика и химия (если это не профили) - когда можно сидеть в офисе и нажимать на кнопки, зачем информатика - когда на кнопки я и так нажимать умею, а как это устроено мне не поможет .. и т.д. и т.п. И ориентируются дети или на моду или на амбиции родителей .. Которые во чтобы то ни стало хотят их запихнуть в "хорощую школу" (чтобы английский и ещё 10 доппредметов с 1 класса), в 10 класс - пусть читать и считать без калькулятора толком не умеют, но про "реактор и лунный трактор уже учили", в ВУЗ - по принципу "не дай бог в армию", - а дальше лучше в банк или за границу .. Это в городах. На селе картина выглядит несколько лучше в моральном плане, но пробелем там ещё больше .. да ещё и подушевое финансирование.

Все верно!
И именно это и является главной задачей современного образования - самой машине образования нужно научиться преподносить детям именно "мозаику".
Но у меня, если честно, есть опасения, что как всегда стоит вопрос кадров... Более того, полагаю, что в России начнется процесс изменения системы образования не с верхних позиций (типа министерств и им подобных), а с рядовых учителей и даже более того - с самих школьников. Именно поэтому мой вопрос к Тине - насколько она сама знает историю? А с ним приходит еще один вопрос - мне пока не понятно, насколько Тина реально понимает глобальную проблему нынешней системы образования?

Кадры - проблема всей нынешней российской экономики .. Старые кадры уходят, на смену никто не приходит, люди работают на две и более ставок, а с последней реформой системы переаттестации вообще хотят уходить ..
А Тина, она по крайней мере пытается что-то узнать реальное .. судя по серии её последних статей и блогу ..
Менять надо именно сверху .. как впрочем и все в стране.

Недавно заходил в свою родную школу. Разговаривал с директором. Она жаловалась, что среди молодых учителей большая текучка. остаются только те, у кого крепкие нервы и призвание к профессии

Это потому, что многие в процессе обучения в педе понимают, что это не их, слишком сложно, но продолжают учиться, чтобы диплом получить. Отсюда и текучка

В Москве и окрестностях в Пед в основном идут те, кто не смог поступить в более пристижные вузы и при этом не может/не хочет платить в платных шаражках ..

А вот с этим ("менять надо сверху") не совсем согласен. Я считаю, что это совместная работа - и низа и верха.
Объясню кратко:
На мой взгляд, все общество можно представить в виде пирамиды.
Нижний слой - народ, который занимается производительным трудом (выращивает хлеб, строит дома, машины и пр., те люди, без которых не может существовать государство, составляющие костяк)
Второй снизу слой - так называемый "средний класс" (менеджеры, юристы, клерки и т.п. - в наше время - это те люди, которые по факту эксплуатируют народ, не производя ничего, без чего не смог бы обойтись народ, но создают сферы услуг, которые вроде бы нужны и полезны обществу. В этот же слой, по идее, входят и врачи с учителями - те люди, которые помогают тем, кто занят производительным трудом. Но в нашей ситуации, они часто оказываются в нижнем слое пирамиды).
Третий слой - власть. Те, кто планируют, распределяют, направляют - их роль недооценить невозможно. По идее они создают вектор движения всей пирамиды, причем вектор этот должен быть основан на какой-то идее - мраксизме, монетаризме, либо на вере - ведь, если нет цели, то невозможно создать вектор. Нужно идти из точки сейчас в какую-то точку завтра.
Эта цель кстати и есть вершина пирамиды. Если власть основана на вере, на религии, то на вершине стоит Бог, заповедями которого и руководствуется власть.
При этом власть должна нести ответственность за свою работу, как перед богом, так и перед всеми кто ниже них в пирамиде. А этого в нашей системе нет. Власть не отвечает перед народом за свою работу.
Во власть у нас попадают из нижних слоев пирамиды. При этом попадают туда с целью иметь такую работу, за которую много платят и за которую не надо нести ответственность.
Следовательно изменить систему можно только тогда, когда нижние и верхние слои будут нести полную ответственность за свои поступки. Причем не юридическую ответственность, а перед своей совестью и Богом (если они верят). А это возможно только тогда, когда мы создадим такое поколение людей, которые мечтают не о прибыльной работе, а о честной жизни.
МЫ САМИ должны воспитать Человека! А не животное, со страстью наживы, секса и американской мечты о сытом желудке и толстом кошельке.
А это задача не власти, а самого народа. Как только каждый из нас поймет, что ВАЖЕН КАЖДЫЙ, при этом каждый должен быть ЧЕЛОВЕКОМ, а не животным, тогда можно будет что-то изменить сверху. В противном случае спущенные сверху указы снова переврут и снова будет во всем виновата власть.

Чтобы "сверху" и "снизу" было обоюдное движение в одну сторону надо, чтобы "снизу" понимали какой посыл идет сверху .. А его пока нет, есть один управленческий маразм и отсутствие мотивации .. Поэтому народ в основной своей массе и ведет по сути политику "выживания" - делает вид, что работает, дети "делают вид, что учатся или в наглую вообще на все забивают" .. Всё это плодит "средний слой паразитов" - посредников, офисных бездельников и чиновников всех мастей .. тех, что вы причислили к среднему классу .. Настоящий "средний класс предпринимателей" в таких условиях не вырастет, учительство - тем более ..
Народ остро чувствует куда его ведет власть и на сраведливость пока и намеков нет .. А "американскую мечту" вы понимаете не верно - это не "набитый желудок и секс" - нет - это возможность человеку из любого слоя реализовать свою мечту успеха, если он будет упорным, настойчивым и трудолюбивым. Посмотрите хотя бы "Форест Гамп" .. и это капитализм.
А у нас - ни капитализм, ни феолализм, ни "инфантильный социализм", а нечто уродливое - "чиновничье-бандитское" .. и люди снизу не могут изменить его разом, даже революцией .. И если менять постепенно, то, чтобы "народ снизу" понял, что идет к лучшему и начал меняться, - надо начинать "сверху"!

  • 1