На прошлой неделе мы стали свидетелями фактически презентации программы реформы госслужбы:
Для начала: онлайн-экзамен, причем не только на профессиональные качества, но и на знание Конституции, умение контактировать с людьми, в целом на оценку целеполагания и, давно пора это сделать, русский язык. Документы и пояснительные записки к законопроектам пишутся сейчас так, что понять их может только чиновник с минимум 5-летним стажем. Сдавший экзамен кандидат будет заноситься в общую базу резюме, чтобы его было видно всем руководителям.
Затем предлагается провести монетизацию льгот высших чиновников – квартир, машин, спецнадбавок. Зарплата будет приближена к средней для управленцев в частном секторе, а еще будет введен бонус, отражающий эффективность работы. В качестве ключевого отборочного механизма для руководящих должностей госслужбы эксперты предлагают ввести конкурсы. В 2012 году президент хочет поменять при помощи конкурса всех руководителей правительственных служб и агентств.
И на сладкое будут внедрены механизмы общественной оценки работы госслужащих через социальные сети и сайты.
Внедрение общественного контроля и зависимость работы чиновника от общественной оценки является, на мой взгляд, одним из важнейших предложений. Вот теперь будет чем заняться родившемуся недавно гражданскому обществу. Отличительной особенностью новой, постболотной эпохи развития страны станет обязательность публичной коммуникации чиновников с населением. Им придется объяснять свои действия, отвечать на неудобные вопросы, и через такие дискуссии будет проявляться их профессионализм. Или его отсутствие.
Общественный контроль – это одна из палок, которая должна выбивать из системы тотальный пофигизм, когда никому ничего не нужно и никто ни за что не отвечает. Вместе с этим должна появиться и ответственность, не без усилий вышестоящего руководства, которому не с руки забывать спрашивать о поставленных задачах. Невыполнение задач должно стать одним из показателей эффективности чиновников. Чтобы не происходило, как сейчас, когда правительство дает распоряжение, потом оно месяц болтается по министерству, опускаясь до ведомства, то есть конкретного исполнителя, за неделю до дедлайна. И качество исполнения затем соответствующее. Я бы очень хотела, чтобы новое правительство провело комплексную административную реформу, которая исключила бы вероятность попадания, например, гинеколога на должность начальника департамента в непрофильное министерство.
Однако реформа не получится, если мы не поймем, какой должна быть наша страна через 10-20-30 лет. Без ответа на вопрос, куда мы идем, без создания концептуально законченного образа будущего мы так и будем проводить висящие в воздухе реформы, вместо того чтобы ткать единую ткань российской государственности. Как и любому великому народу, русским нужна своя миссия. Раньше она у нас была, мы сначала жаждали мировой революции, потом строили коммунизм, чтобы обеспечить рай на земле в отдельно взятой стране. Сейчас миссии, далекой цели, света в конце тоннеля нет. Да и самого тоннеля тоже нет. Есть темное, безвоздушное пространство, первородный хаос и острое желание найти путеводную звезду. У России, как у целой страны, нет мечты. И придумывание этой мечты должно стать не менее важной задачей, чем административная реформа. В конце концов, административный аппарат – это back-office, хребет крепкого организма, который ведет в светлое будущее, воля к мечте. Но хребет – это не то место, откуда рождается воля. И уж тем более мечта.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →