Previous Entry Поделиться Next Entry
С чистого листа
Вот и стало известно имя нового министра образования. Признаюсь, эмоций по этому поводу сегодня было много у всех, но теперь мы выдохнули и давайте же подумаем, что в действительности нам нужно от нового министра.

Чего уж греха таить, Андрей Александрович и сам не скрывал своей усталости и  желания уйти на покой. Но при этом можете даже не сомневаться, что с ним обсуждали кандидатуру нового министра и наверняка учитывали его рекомендации и пожелания. Судя по тому, что новый министр был замминистра при Андрее Александровиче, получается, что с Фурсенко они даже работали вместе. Смешно, когда читаешь в такие дни соцсети и твиттер. Люди начинают соревноваться в размере камней, которые они с удовольствием кидают в уходящего чиновника. Мол, и систему он развалил, и реформа ему не удалась, и вообще, некреативный он совсем, и математику не любит. Фурсенко, уверена, и не рассчитывал на иное. В «Нереальной политике» он мне лично признался, что другого не ждал. Все, что он делал, он делал не потому, что хотел понравиться, а потому, что искренне думал: так будет лучше. И плоды реформ, в которые он безоговорочно верил, вполне возможно, оценят уже в эпоху другого министра. Но есть одно большое НО, о которое многие хорошие начинания Фурсенко споткнулись и о которое, убеждена, еще не раз споткнется и новый министр.




У меня в комментариях к предыдущему посту  кто-то высказался в духе «Фурсенко тут – отнюдь не единственный виновник», а на прямой вопрос другого пользователя ответил расхожее «виноваты правительство и парламент». Это уже отголоски «болотной» моды: если что-то в стране не получается, то виновато только правительство. Хоть Путина не приплели, и на том спасибо.  

Я очень активно занималась российским образованием и старательно вчитывалась в любой попавший мне в руки документ, общалась с педагогами и министрами напрямую и через мой сайт «Умная Школа». Думаю, что накопила определенный багаж опыта и уважения в профессиональном сообществе, чтобы заявить уверенно: главная проблема министерства заключалась в абсолютном неумении выстраивать систему управления попавшей им в юрисдикцию махиной.



Очевидно, что за эти восемь лет министерство образования превратилось в министерство деревопереработки – ведь уму непостижимо, сколько бумаги было переведено совсем зазря! И самое печальное в этом то, что, даже когда я задала вопрос заместителю министра Игорю Реморенко, он только развел руками: про проблему знаем, что делать, не знаем. А леса гибнут. Нет на вас нормальной экологической организации, господа министры, чтобы хоть туда пожаловаться. Деревья не жалеете, так хоть людей пожалейте. Не счесть, сколько раз ко мне обращались учителя с такой банальной, но очень насущной проблемой: отчетов и бумаг они пишут столько, что не успевают собственно учить.


Во-вторых, у меня сложилось такое впечатление, что было принято негласное решение разобраться с проблемой безработицы путем увеличения количества посадочных мест внутри самого Министерства образования. В результате и безработицу победить не удалось, и управляться с армией чиновников стало просто невозможно. И это вовсе не потому, что люди они плохие и о стране не думают, нет. Просто такая система оказалась абсолютно нежизнеспособной.


Вот тут уже можно говорить о состоятельности министра образования как менеджера, управленца. Заметьте, никакой ответственности правительства и парламента здесь нет. Если отбросить эмоции в сторону, то единственное, в чем можно без всякого сомнения упрекнуть Фурсенко, – это недостаточно грамотное администрирование. Только хороший менеджер сможет выстроить грамотную, работающую систему чего угодно, если знает основные законы ее формирования. Фурсенко им не был. Он был романтиком.  OLD-FASHIONED PERSON, как однажды он сам себя назвал. Будет ли новый министр прагматиком? Время покажет. 



Так как господин Ливанов уже принял решение о том, что сотрудничать в своей работе со мной он не планирует, мне хотелось бы сделать небольшое напутствие новому главе министерства образования.

Дмитрий Викторович, вам досталось очень сложное наследство. «Самой начитанной  страны» и «самой образованной нации» уже давно нет, а вместо этого мы имеем кучу выпускников без работы и кучу вакансий без соискателей. В придачу – школы и вузы, которые катятся вниз по мировым рейтингам, не удерживаемые никем. Сегодня мир требует другого образования и другой модели, которую невозможно интегрировать в уже существующую. Невозможно стремиться к светлому цифровому будущему, когда мы все еще живем в «совковой» парадигме нормочасов и отчетов. Мир давно изменился, образование за ним не поспело. Теперь новому министру нужно провести генеральную уборку: взять чистый лист и набросать на нем все то удачное, что еще осталось от этой системы, а огромный балласт, состоящий из ненужных законов, ограничений и отчетов, оставить в прошлом. Наполнить систему новыми смыслами и мотивациями. Облегчить эту бюрократическую махину и вдохнуть в нее жизнь. Мне кажется, что вернуться на правильный путь мы теперь можем только налегке.

                                                                                                                                   
                                                                                                                                        Моя колонка для газеты Известия


Нужно министерство по развитию спроса на людей с образованием.

А может лучше создать министерство, по изучению спроса на высокообразованных? И на выпуск именно этого количества образованных?

Неужели вы думаете, что предлагаемое вами министерство, сможет устроить "человека с образованием" который не может рассчитать оплату за электроэнергию по его домашнему счётчику? (30% экзаменуемых, недавно, засыпались на этой задачке второго класса школы)

(Удалённый комментарий)
Найдётся, кому вам помочь. При условии, что "простые граждане" из провинции сами будут стремиться вылезти в люди, а не ждать у моря погоды ;)

Тина, я Вас очень уважаю, и все, что написано, скорее всего правильно.
Но последний абзац очень напоминает "я обиделась, потом не говорите, что я Вас не предупреждала".
У меня сложилось такое впечатление, извините...

Не пойму, на что собственно обижаться Тине и не было сказано в адрес Ливаного плохих слов, идет констатация фактов, что вполне логично. Это скорее желание и просьба обратить на это внимание, чем обида. Иначе получается, что все мы заранее обижены непонятно на что.

Тина, если не секрет. Почему отказал в сотрудничестве, чем мотивировал?

Испугался может быть, что придется финансировать образовательные форумы?

если уж приплетать "Болотную", то проблема еще и в том, что руководители различных образовательных учреждений слишком заняты сохранением собственной власти (Садовничий) и поддержкой режима (сотрудники УИКов). На образовательную работу, знаете, времени не хватает.

Насколько я знаю ректоры являются только исполнителями, они не могут создавать свою систему, а их присутствие никому не мешает, тем более если надо сместить, найти как можно всегда.
А вот конкретно по поводу Садовничего, какими своими действиями он пытается удержать власть?

(Удалённый комментарий)
Как воздействовать на министерство можно найти, но хотелось бы увидеть другую картину, такую, чтобы и воздействовать не нужно было.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Для этого вам придется в министерстве отпахать лет 3 - потом чего-нибудь и достигните.

Самое смешное, что ничего по сути не поменялось.
Новая декорация:
"Помощниками президента России Владимира Путина стали Эльвира Набиуллина, Игорь Щёголев, Андрей Фурсенко, Лариса Брычёва, Татьяна Голикова, Юрий Трутнев, Юрий Ушаков, Константин Чуйченко. Соответствующие указы глава государства подписал во вторник, 22 мая."
Т.е. "старшие товарищи" новым министрам подскажут...

Не факт, думаю люди они все с собственной головой и понимаю, раз тех сняли, значит хотят иных действий.

Честно, не представляю как они разгребут эту кучу, но без этого действительно никак. Но лично у меня возникает вопрос, а будет ли он вообще разгребать эту кучу, насколько я поняла, новый министр занимался больше научной деятельностью, не потянет ли его наука в сторону?

Так не министры продумывают все концепцию, министр должен быть грамотным управленцем прежде всего и понимать, чего хочет общество. А тут уже все понятно, хочет эффективной системы.

Раз Тина упрекает нас в избытке камней за пазухой, то попробуем пойти с другой стороны. Может ли Тина и Уважаемые читатели ее блога назвать 5 основных достижений уходящего министра за время нахождения его на посту?
Только развернуто. Если ЕГЭ то почему? Если не ЕГЭ, а то-то еще, то почему.

Если Правительство и Министры не виноваты, и власть делает все, значит виноваты учителя и директора в том, что у нас такой уровень образования? Если это верно, то вопрос где найти учителей отвечающим сегодняшним, а лучше завтрашним реалиям? Переподготовка и стажировка требуют денег. Для развития педагога требуется дать ему время на самообразование, но сегодняшняя нагрузка на педагога не позволяет ему это делать. Вывод - мало учителей. Давайте увеличим зарплату и престиж профессии -Давайте. И что дальше? Деньги платим, нагрузку не снимаем, требуем перековаться на сегодняшний лад. У кого-то получается, у кого-то нет. Значит системная проблема. А на что нам министерство, как не для разруливания системных вопросов?

Извините я же изначально озвучил что министерство не виновно. Значит вывод такой, если учителям платить больше денег, то можно на них взвалить еще большие требования и увольнять если они их не выполняют.

Так Тина?? Или все-таки стоит посмотреть с прицелом на министерство?

вопрос о квалификации учителей Вами поднят верно. Все тестируют учеников, придумали для них кучу экзаменов. А про учителей кто что скажет?! Подразумевают то, что они заведомо профпригодны но это не так

Конечно винить во всем Фурсенко не правильно, не он развалил СССР)
Но, он был министром и должен был прежде всего управлять, он должен был понимать, что прежде чем строить дом, нужно подготовить почву, расчистить территорию, заложить фундамент, а потом строит. Он же поверх старого здания начал строить, которое было дряхлым и сейчас вот вот рухнет.
Возможно Ливанов поймет промашки Фурсенко и будет поступать несколько иначе.

а вас не смущает то, что он был в его команде?

Сокращение бюджетных мест.

Первая инициатива весьма "хороша" - сократить бюджетные места в вузах и вообще переходить к платному образованию. Браво! Отличное предложение.

Re: Сокращение бюджетных мест.

А чем плохо сокращение бюджетных мест в вузах? По-моему сокращать нужно, причем не только количество бюджетных мест, но и количество самих вузов. Вузы выпускают огромное количество специалистов, которые потом не могут найти себе работу, а огромное количество бюджетных мест еще больше вводит в заблуждение: школьники думают, что раз выпускают такое количество специалистов, значит специальность востребованная. Зачем это нужно?

Очень надеюсь, что Ливанов осознает тяжесть того груза, который лег на его плечи и не только понимает какие есть проблемы, но и имеет представление, как их решать.

Был бы рад, если бы так произошло. Мужик он вроде вменяемый, но ему нужна хорошая команда для разработки стратегии, в одиночку это совершить невозможно.

Андрей Романович Чикатило тоже, я полагаю, делал то, что делал не потому, что хотел понравиться, а потому, что искренне думал: так будет лучше.

Я думаю такие люди как Чикатило не думают о том, что совершают, тем более не сравнивайте больного и убийцу с чиновником, совсем не катит.

?

Log in

No account? Create an account