Тина Канделаки (tikandelaki) wrote,
Тина Канделаки
tikandelaki

Categories:
Приход Владислава Суркова на пионерские чтения был также невозможен, как и колонка Владимира Путина в журнале "Русский пионер". Но там, где Колесников, невозможное становится возможным.

Стенограмма выступления первого замглавы администрации президента России Владислава Сурков

Владислав Сурков: Я не мог не приехать, когда меня пригласил Андрей Иванович. Был такой дурацкий анекдот, который заканчивался словами: «Не знаю, кто этот мужик, но водитель у него…» Вот у Андрея Ивановича колумнист в последнее время такой, что не приехать просто было нельзя. Но можно такой компромисс: чтобы не блистать здесь своими сомнительными талантами декламатора, лучше перескажу то, что я не написал для журнала «Русский пионер», но хотел.

У меня была сначала задумка сделать заметку и сравнить культуру хиппи и культуру хип-хопа. Поскольку меня очаровала магия чисел 69 и 96. 1969 год — это год фестиваля в Вудстоке, пик и начало заката рок-культуры со всеми ее легендами. А 1996-й — это год убийства Тупака Шакура, классика рэпа и культовой фигуры хип-хопа. И мне было интересно показать, что происходит, когда артист в прямом смысле слова следует установкам своей субкультуры. Тупак Шакур, не будучи гангстером, пел о гангстерах, он очень хотел быть одним из них. И в итоге его расстреляли по-настоящему, как гангстера, в белом кадиллаке на перекрестке в Лас-Вегасе. Это прямое воплощение образа в жизнь, и меня это потрясло. Вудсток интересен с точки зрения апофеоза хиппи-культуры. Когда «секс», «наркотики», «рок-н-ролл», «живи быстро», «умирай молодым» — все это вместе дало определенный результат, и тот, кто в это верил, такие как Джимми Моррисон, Дженис Джоплин, ненадолго пережили Вудсток.

Кстати, вот была моя рецензия на Хоана Миро. Но мне обидно за художника Джорджо де Кирико. В колонке речь шла в том числе и о нем, было сравнение. Хотя все говорят, что это статья о Миро. Я де Кирико тоже очень люблю, он очень большой мыслитель и художник.

Во второй колонке я хотел отдать должное русской и вообще мировой литературе. Она примерно сводилась бы к следующему. Мои литературные вкусы, как и многих в этом помещении, сложились в ту эпоху, когда люди еще читали романы. Это такое большие тяжелые книги, в которых очень много букв и слов, кто не знает. Тогда еще были герои-читатели, такие былинные богатыри, которые могли осилить и «Котлован», и «Игру стеклянных бус», и даже Умберто Эко могли поднять в сносном переводе. Сейчас таких, наверное, уже мало. Что потрясло тогда — это неоконченные произведения. Я, например, очень любил Кафку. У Кафки все три романа незаконченные. Я люблю Гоголя: «Мертвые души» – не закончены. «Братья Карамазовы» тоже не завершены и так далее. Я ленивый читатель. Меня никогда не интересовал сюжет. Если он долго разматывается, мне не интересно, что будет потом с этим героем. Мне интересно, как слова соотносятся друг с другом, мне всегда были интересны приключения не людей, а слов в книге. А сюжет, я считаю, — это вспомогательная вещь. Так вот мне казалось, что если роман не окончен писателем, то и читатель может не дочитать. Это такой компромисс: ты не дописал, что ж я должен дочитывать. Сейчас, когда я стал старше, я опять об этом вспомнил. Мне по-прежнему нравятся эти книги.

Можно анализировать, почему Кафка не дописывал, может быть, Фрейда надо позвать. Может быть, мне нужна психоаналитическая кушетка. Но, мне кажется, все-таки дело не в этом. А дело в том, что в незаконченном есть окно дальше, оно открыто, из него можно выйти, оно не захлопнется. Мне кажется, в этом очарование этих книг. И ни одна по-настоящему великая книга и не может быть завершена. Поэтому Кафка, как бы он ни хотел, был не в состоянии завершить свои книги, потому что это наиболее точная метафора нашей жизни. Мы хотим, может быть, какой-то завершенности, совершенства. Но на самом деле мы его избегаем. Нам не нужен совершенный мир. Потому что совершенный — это значит завершенный. И мне казалось, что этим наблюдением было бы интересно поделиться с некоторыми читателями журнала «Русский пионер». Спасибо.
А это от меня подарок Владиславу Суркову:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments